12. Стиль и принципы руководства самодеятельным объединением
Экзамена по СКД
Понятие «группа» – универсально для общей характеристики социальных отношений. Оно универсально и по отношению к учреждению дополнительного образования детей как социальному институту, в структуру которого входят самые разнообразные большие и малые группы детей, педагогов, смешанного состава.
С одной стороны, Группа – это формальное объединение. Подобно тому, как в школе объектами управления являются классы, так и в учреждении дополнительного образования объектами управления являются группы или относительно устойчивые объединения детей и педагога на основе единой цели (декларируемой и закрепленной в образовательной программе), сходных интересов, потребности в общении и совместной деятельности.
Инициатива в создании таких групп (предмету их деятельности, количеству участников) принадлежит самому учреждению. Дети, приходя первый раз в учреждение дополнительного образования, не выбирают группу и не предлагают создать совсем новую, а ориентируются в имеющихся предложениях, соотносят их со своим интересом, записываются туда, где их привлекает вид занятий, профиль деятельности, изучаемый предмет или иной показатель. Часто таким ведущим показателем является мнение друга, родителей, а иногда – имя педагога, о котором известно много хорошего.
Для групп характерно наличие сходных интересов и потребностей в общении и совместной деятельности. Главный фактор, объединяющий группу, – совместная деятельность, а одним из основных признаков группы является способность участников осознанно и непосредственно включаться в согласованное действие (прямой обмен деятельностью и способностями, творческое сотрудничество), благодаря которому могут быть удовлетворены их индивидуальные потребности. Кроме этого главного признака, традиционно выделяют и другие групповые показатели: установление определенных отношений между членами группы; внутренняя организация, включающая в себя распределение обязанностей, иерархию статусов; наличие так называемого группового давления (мнения, оценки) и воздействие его на изменение взглядов, поведения отдельных участников группы. Регуляция отношений и разделение ролей в группе осуществляется в процессе саморегуляции, корректируемой руководителем (педагогом) или другим лидером группы. Основным средством, инструментом объединения малой группы можно назвать межличностное взаимодействие, которое имеет преимущественно эмоциональный характер и подчиняется закономерностям психологической совместимости и конфликтности (симпатии и эмпатии).
Содержание совместной деятельности членов группы оказывает влияние на все процессы внутригрупповой динамики (восприятие друг друга, формирование норм, ценностей, взаимной ответственности), а отношения внутри группы между ее членами влияют на эффективность деятельности, на возможность или невозможность реализации цели.
Процесс образования и развития группы имеет сложный, внутренне противоречивый характер, в котором сталкиваются тенденции к объединению и дифференциации. Первая направлена на сохранность, обособленность группы, на ее стабилизацию в окружающих обстоятельствах, а вторая – на специализацию ролей участников группы, на их индивидуальное признание и самоопределение. Поэтому развитие группы может проходить своеобразные этапы внутреннего и, одновременно, внешнего утверждения – от спонтанного объединения к подлинному сообществу равноправных, взаимозначимых партнеров (но и обратно!).
Следовательно, с другой стороны, Группа – это неформальНое сообщество детей и педагога, особое добровольное самодеятельное объединение. Группа из объекта управления переходит в статус субъекта управления образовательным процессом учреждения. В рамках государственных образовательных учреждений отношения неформальных детских объединений (с участием или под руководством взрослых) с администрацией учреждения складываются трудно, порой конфликтно. Учреждения дополнительного образования детей более способны к построению и поддержке диалога с такими объединениями.
Естественно, что процесс появления таких самоуправляемых, самодеятельных объединений не может быть жестко регламентирован и стандартизирован, формализован, что и гарантируется приоритетными идеями системы дополнительного образования детей. При этом особое значение придается педагогу, его педагогическому стилю, реализуемому в содержании авторской программы, в инновационном проектировании свой педагогической деятельности.
В рамках такого сообщества создается реальная возможность дать каждому ребенку опыт свободного демократического освоения культуры в системе диалогических отношений не только со сверстниками, но и со взрослыми, детьми разного возраста как носителями иных смыслов, ценностей, норм. Диалогическое общение – это всегда совместное обсуждение одной, интересной для всех проблемы или совместное действие по ее разрешению. В диалоге важен предмет общения и деятельности, на который направлена вся активность единого сообщества. Но не менее значимо и то, что каждый участник диалога имеет свое собственное мнение, свое видение, умеет выразить свою позицию и защитить ее. На пересечении этого разнообразия смыслов и открывается для каждого участника диалога многогранность, объемность, глубина действительности, значимость и ценность другого человека, способность к сопереживанию и сочувствию. Другими словами, включение и развитие диалогических отношений в образовательный процесс способствуют наиболее эффективному удовлетворению потребности каждого человека в выражении своего «Я» и в то же время опосредует индивидуальную способность к персонализации.
Результатом такого взаимообмена и взаимовлияния является не совокупность (сумма) предметно-ограниченных знаний, умений, навыков или способностей, а сложившийся индивидуальный механизм восприятия, понимания, репродуцирования и коммуникации культуры. Основным механизмом организации партнерских отношений (взаимодействия) сообщества, как мы уже отмечали, является договор – форма проявления свободы и добровольности субъектов, что подразумевает принятие ими обязательств, нравственной ответственности перед другими членами сообщества.
В Положении о любительском объединении, клубе по интересам Тюменской области сказано:
Объединения:
- способствуют организации содержательного досуга людей, развитию их общественно-политической и социальной активности, новаторских идей и поисков, утверждению здорового образа жизни;
- участвуют в пропаганде научно-технических знаний, достижений отечественной и мировой культуры, литературы, искусства (в зависимости от вида юбительской деятельности);
- прививают участникам навыки самоуправления, приобщают их к общественной деятельности, самообразованию, исследовательской работе, содействуют формированию у них высоких моральных качеств и эстетических вкусов, развивают организаторские и творческие способности, участвуют в культурно-массовой работе проводимой организациями-учредителями.
Деятельность объединений может осуществляться по следующим основным видам: познавательная, пропагандисткая, учебная, поисково-исследовательская, досуговая, художественно-творческая, спортивно-оздоровительная.
Члены объединения имеют право: избирать и быть избранным в руководящие и ревизионные органы объединения, принимать участие во всех видах его деятельности, пользоваться в установленном порядке имуществом объединения.
Члены объединения обязаны активно участвовать в его работе, соблюдать правила внутреннего распорядка, утвержденного организацией - учредителем, а при условии индивидуального платного членства своевременно уплачивать членские взносы.
Общее руководство и контроль за деятельностью объединения осуществляет организация – учредитель. Она создает необходимые условия для занятий и проведения массовых мероприятий объединения, утверждает смету доходов и расходов.
Органом коллективного управления объединением является общее собрание участников. Оно избирает Совет, рассматривает планы работы, проект сметы расходов и доходов объединения, заслушивает отчеты Совета, определяет размер и порядок уплаты индивидуальных членских взносов.
Совет избирает председателя (руководителя) Совета объединения, его заместителей, которые осуществляют практическое руководство его деятельностью составляют планы организационно - творческой и учебно-воспитательной работы, вносят их в организацию - учредитель для согласования, обеспечивают выполнение этих планов, участие членов объединения в культурно-массовых мероприятиях организации учредителя; содействуют созданию в объединении творческой атмосферы и высокой требовательности, обеспечению порядка при проведении мероприятий объединения.
Ответственность за содержание деятельности и финансовую работу несут организация - учредитель и председатель совета (руководитель) объединения.
Научно-методическое руководство объединениями осуществляют органы культуры; творческую и организационную помощь на местах оказывают координационно-методические центры культуры и досуга.
Сам статус самодеятельности подразумевает отсутствие какого-либо принуждения к участию в объединении, демократические принципы управления, выборность руководящего состава и регулярную отчетность руководителей перед членами объединения.
Законодательной базой развития детских общественных объединении являются Законы Российской Федерации «Об общественных объединениях» и «О государственной поддержке молодежных и детских общественных организаций» (1995). Закон РФ «Об общественных объединениях» (ст. 7) определяет, что формами детских общественных объединений могут быть Детская организация, детское движение, детский фонд, детское общественное учреждение.
Наиболее распространенной формой сегодня является Детская общественная организация — самодеятельное, самоуправляемое объединение, создаваемое для реализации какой-либо социальной идеи (цели), имеющее регулирующие ее деятельность нормы и правила, зафиксированные в ее уставе или ином учредительном документе, выраженную структуру и фиксированное членство.
В детском движении сложились на основе опыта некоторые принципы, определяющие его влияние на молодежь. Среди них следует выделить Принцип самоорганизации, Что обусловливает особенность детских формирований — создание и становление их по инициативе «снизу», их деятельность основывается на волеизъявлении членов, программы носят поисковый характер, отражая результаты самодеятельности и коллективного творчества. В скаутском движении существуют следующие принципы:
• приоритет интересов ребенка, забота о его развитии и соблюдение его прав;
• уважение религиозных верований и национальной самобытности детей;
• сочетание деятельности по реализации общих целей и признание прав членских организаций осуществлять самостоятельную деятельность па основе собственных позиций;
• открытость для сотрудничества во имя детей.
Ведущим направлением, целью детского общественного объединения является развитие личности посредством включения в деятельность, способствующую вхождению, адаптации, интеграции личности в социальную среду. Этим определяются основные Функции, задачи Детской организации:
• широкое разностороннее включение личности в систему общественных отношений, в социальную жизнь;
• организация жизнедеятельности, удовлетворяющей потребности в развитии, отвечающей эмоционально-нравственному состоянию и возрастным особенностям;
• защита прав и свобод личности от негативных влияний социальной среды;
• корректировка различных влияний на личность, ее сознание и поведение (формирование социально-нравственных идеалов, ценностей, потребностей).
Особые социально-педагогические возможности детского общественного объединения обусловлены открытостью и добровольностью членства, эмоционально-нравственной атмосферой, наличием более широких социальных прав (по сравнению с ролью ученика, ребенка в семье), возможностью выбора разных видов и форм деятельности. Специфику воспитательного потенциала определяют сущность и структура детского объединения. Оно открыто, демократично, не является государственным учреждением, создается добровольно, может пользоваться финансовой, кадровой, технической поддержкой различных государственных учреждений.
В управлении самодеятельным детским объединением нет жестких рамок, органы управления определяются самими членами, подвижны, взрослые и дети тесно сотрудничают, в управление периодически включают по возможности всех членов объединения.
Вместе с тем могут создаваться детские организации, имеющие более жесткую структуру: органы управления, подчиненность, первичные коллективы, источники финансирования — все то, что определяется законом об общественных организациях.
Сравнительно новым явлением в современном детском движении является членство взрослых в общественных объединениях детей. Статус взрослого предполагает его педагогическую, воспитательную, защитную функцию (создание условий для развития личности и объединения, охрана прав и интересов, здоровья и безопасности) и функцию организационную. Взрослый, руководящий организацией, выступает источником социального опыта детей, их знаний и предметно-практических, коммуникативных, социальных умений, он является образцом человека, гражданина, помощником и другом.
- Шпаргалка: культурология экзамена по скд
- 1.Культурология в системе научного знания
- 2.Сценарный ход и монтаж в досуговых мероприятиях
- 3.Виды социально-культурного творчества
- 4.Принципы ораторского искусства и специфика их использования в скд
- 5. Сущность прикладной культурологи как области
- 6.Основные этапы работы над программой досугового мероприятия. Характеристика выразительных средств каждого из них
- 7. Средства культурно-досуговой деятельности и педагогические требования к их эффективному использованию
- 9. Методы психологического исследования, возможности управления психическими процессами в социально-культурной деятельности
- 10. Методика разработки сюжетно-композиционного решения театрализованных мероприятий
- 11.Основные тенденции изменения инфраструктуры социально-культурной сферы в 90 х годах
- 12. Стиль и принципы руководства самодеятельным объединением
- 13. Технология разработки и реализации территориальных программ развития культуры
- 14. Типология самодеятельных объединений
- 15. Организация социально-культурной деятельности как вид профессионально-педагогического творчества
- 16. Особенности организации досуга различных групп населения по месту жительства
- 17.Современные концепции досуга
- 18. Социально-культурные функции самодеятельного творчества
- 19. Сущность и специфика педагогики сотворчества
- 20. Особенности сюжетно-композиционного построения игровых программ. Реализация сценарного хода в процессе игры
- 21.Воспитательный потенциал досуга и роль учреждений культуры в его реализации
- 22.Национально-культурные традиции в системе передачи социальной информации
- 23. Средства массовой коммуникации в системе социально-культурных процессов
- 24.Культурология семьи и учет ее требований к организации семейного досуга
- 25. Сущность и структура социально-культурной деятельности
- 26.Предпринимательство: понятия и виды. Особенности предпринимательства в культурно-досуговой сфере
- 27.Основные направления информационно-просветительской деятельности
- 28.Система работы с коллективом культурно-досугового учреждения
- 29.Принципы и условия отбора содержания и форм информационно-просветительской деятельности
- 30.Культура личности. Сущность. Структура, пути формирования
- 31. Менеджмент: общее понятие, виды и особенности проявления в сфере культуры
- 32.Воспитательный процесс в учреждениях культуры. Воспитательные системы образовательных учреждений
- 33. Психология общения. Общение как фактор развития личности. Виды общения. Стратегия успешного общения в социально-культурной деятельности
- 34. Особенности и типология игровых программ. Современные подходы к их организации
- 35.Социология как наука. Место социологии в решении социально-культурных и других общественных проблем
- 36.Принципы руководства культурно-досуговой фирмой
- 37. Туризм как вид социально-культурной деятельности, классификация, этапы и факторы развития, правовое регулирование туристской деятельности
- 38.Организационные формы бизнеса. Коммерческие структуры в социально-культурной сфере
- 39.Учет возрастных особенностей детей, подростков и юношества в процессе их вовлечения в социально-культурную деятельность
- 40.Бизнес-план в социально-культурной сфере. Значение и содержание
- 1. Описание продукта (услуги)
- 2. Анализ рынка сбыта
- 3. Оценка конкурентов
- 5. План производства
- 6. Организационный план
- 7. Финансовый план
- 41.Организационные и сценарно-режиссерские особенности подготовки и проведения различных игровых программ
- 42.Социология молодежи. Основные направления исследований молодежной культуры
- 43.Особенности маркетинга в культурно-досуговой сфере
- 44.Понятие «игра» и игровая деятельность. Основные признаки игровой деятельности
- 45.Социально-культурная и социально-педагогическая работа с родителями
- 46.Педагогическая валеология. Валеологические аспекты социально-культурной деятельности
- 47.Деловой этикет и культура делового общения
- 48.Принципы, средства, формы социально-культурной деятельности
- 49.Семейное право. Права и обязанности супругов. Правовая защита семьи в контексте скд
- 50.Применение социологических методов в исследованиях скд деятельности
- 51.Игровые технологии в социально-культурной и социально-педагогической деятельности
- 52.Деятельность центров досуга по изучению и удовлетворению интересов и запросов населения как основа программирования их работы
- 53.Типы досугового общения детей первого периода детства
- 54.Особенности методического обеспечения деятельности социально-культурных учреждений в условиях рыночных отношений
- 55.Типы досугового общения детей второго периода детства
- 56.Социальный заказ и социально-культурная программа как основа дальнейшего развития культурно-досуговой деятельности
- 57.Типы досугового общения подростков
- 58.Информационное общество: понятия, структура, перспективы и проблемы развития
- 59.Типы досугового общения юношества