56.Социальный заказ и социально-культурная программа как основа дальнейшего развития культурно-досуговой деятельности
Экзамена по СКД
Проектирование в сфере культуры и досуга выступает разновидностью производственно-экономической деятельности, направленной на обновление имеющихся или на разработку и внедрение новых культурно значимых продуктов, технологий, необходимых связей, приоритетных художественных и духовных ценностей. Цели, задачи, а также содержание проектов в разных видах досуговой деятельности имеют свои особенности, связанные с производством услуги, культурного продукта. Если говорить о сфере культуры в целом, то в ее рамках чаще всего разрабатываются проекты:
ü связанные с созданием аудиовизуальных продуктов;
ü связанные с рекреацией человека;
ü художественно-дизайнерские (коллекции одежды, украшений);
ü сценические (театр, эстрада, цирк, шоу);
ü полиграфические (книжная и журнальная продукция);
ü реставрационные (область охраны культурного наследия);
ü экспериментальные (в новых сферах культурной деятельности).
Процесс проектирования внутри конкретной фирмы заключает в себе следующие этапы: анализ проблемной ситуации, выработку целей, задач по ее разрешению, проектирование и внедрение новых форм активности персонала. Особого внимания в культурных проектах требует сопряженность в них управленческих, организационно-технологических, технических аспектов с компонентами художественно-творческого и духовного плана. Сам процесс творчества невозможно проектировать такими же методами, что и сервисные технологии; в нем многое определяется спонтанностью коллективного творчества и индивидуального выражения. Но в культурном проектировании важно определиться с теми приемами индивидуального творчества (сценаристов, композиторов, главных режиссеров) и творческого исполнительства (артистов, певцов, музыкантов), деятельность которых интегрируется в новый культурно-досуговый продукт.
Еще одно существенное дополнение. Проектирование и внедрение инноваций не следует смешивать с простым копированием нового опыта или с бессистемным продвижением культурного новшества путем проб и ошибок. Проектирование, выступая разработкой своеобразной матрицы новых технологий, создающих ресурсно обеспеченный культурный продукт, далеко не всегда завершается успешным внедрением. Даже квалифицированные специалисты по социокультурному проектированию, не в состоянии предугадать, как проект будет встречен публикой, как он сможет интегрировать в сложившуюся досуговую практику.
Проектировщики, художественно-творческие руководители и менеджеры-организаторы должны исходить из того, что в культуре и досуге одни привычки и потребности людей поддаются управленческой корректировки лучше, другие хуже, но есть и такие, которые невозможно регулировать посредством нововведений или менеджерских усилий.
На стадии внедрения проект приобретает программную форму, а затем переходит на уровень составления конкретных планов. Программа внедрения предполагает разработку технологий координационного взаимодействия между партнерами, описание действий каждого соисполнителя (партнера по проекту, отдела внутри фирмы и др.), а также содержит указание на источники финансирования, способы интеграции внедренческих средств.
План внедрения заключает в себе описание разных видов работ, их содержание, закрепленное за каждой организационной структурой, участвующей во внедрении проекта, а также имена менеджеров, ответственных за реализацию определенного направления работы с указанием сроков исполнения и описанием ресурсного обеспечения данного направления.
- Шпаргалка: культурология экзамена по скд
- 1.Культурология в системе научного знания
- 2.Сценарный ход и монтаж в досуговых мероприятиях
- 3.Виды социально-культурного творчества
- 4.Принципы ораторского искусства и специфика их использования в скд
- 5. Сущность прикладной культурологи как области
- 6.Основные этапы работы над программой досугового мероприятия. Характеристика выразительных средств каждого из них
- 7. Средства культурно-досуговой деятельности и педагогические требования к их эффективному использованию
- 9. Методы психологического исследования, возможности управления психическими процессами в социально-культурной деятельности
- 10. Методика разработки сюжетно-композиционного решения театрализованных мероприятий
- 11.Основные тенденции изменения инфраструктуры социально-культурной сферы в 90 х годах
- 12. Стиль и принципы руководства самодеятельным объединением
- 13. Технология разработки и реализации территориальных программ развития культуры
- 14. Типология самодеятельных объединений
- 15. Организация социально-культурной деятельности как вид профессионально-педагогического творчества
- 16. Особенности организации досуга различных групп населения по месту жительства
- 17.Современные концепции досуга
- 18. Социально-культурные функции самодеятельного творчества
- 19. Сущность и специфика педагогики сотворчества
- 20. Особенности сюжетно-композиционного построения игровых программ. Реализация сценарного хода в процессе игры
- 21.Воспитательный потенциал досуга и роль учреждений культуры в его реализации
- 22.Национально-культурные традиции в системе передачи социальной информации
- 23. Средства массовой коммуникации в системе социально-культурных процессов
- 24.Культурология семьи и учет ее требований к организации семейного досуга
- 25. Сущность и структура социально-культурной деятельности
- 26.Предпринимательство: понятия и виды. Особенности предпринимательства в культурно-досуговой сфере
- 27.Основные направления информационно-просветительской деятельности
- 28.Система работы с коллективом культурно-досугового учреждения
- 29.Принципы и условия отбора содержания и форм информационно-просветительской деятельности
- 30.Культура личности. Сущность. Структура, пути формирования
- 31. Менеджмент: общее понятие, виды и особенности проявления в сфере культуры
- 32.Воспитательный процесс в учреждениях культуры. Воспитательные системы образовательных учреждений
- 33. Психология общения. Общение как фактор развития личности. Виды общения. Стратегия успешного общения в социально-культурной деятельности
- 34. Особенности и типология игровых программ. Современные подходы к их организации
- 35.Социология как наука. Место социологии в решении социально-культурных и других общественных проблем
- 36.Принципы руководства культурно-досуговой фирмой
- 37. Туризм как вид социально-культурной деятельности, классификация, этапы и факторы развития, правовое регулирование туристской деятельности
- 38.Организационные формы бизнеса. Коммерческие структуры в социально-культурной сфере
- 39.Учет возрастных особенностей детей, подростков и юношества в процессе их вовлечения в социально-культурную деятельность
- 40.Бизнес-план в социально-культурной сфере. Значение и содержание
- 1. Описание продукта (услуги)
- 2. Анализ рынка сбыта
- 3. Оценка конкурентов
- 5. План производства
- 6. Организационный план
- 7. Финансовый план
- 41.Организационные и сценарно-режиссерские особенности подготовки и проведения различных игровых программ
- 42.Социология молодежи. Основные направления исследований молодежной культуры
- 43.Особенности маркетинга в культурно-досуговой сфере
- 44.Понятие «игра» и игровая деятельность. Основные признаки игровой деятельности
- 45.Социально-культурная и социально-педагогическая работа с родителями
- 46.Педагогическая валеология. Валеологические аспекты социально-культурной деятельности
- 47.Деловой этикет и культура делового общения
- 48.Принципы, средства, формы социально-культурной деятельности
- 49.Семейное право. Права и обязанности супругов. Правовая защита семьи в контексте скд
- 50.Применение социологических методов в исследованиях скд деятельности
- 51.Игровые технологии в социально-культурной и социально-педагогической деятельности
- 52.Деятельность центров досуга по изучению и удовлетворению интересов и запросов населения как основа программирования их работы
- 53.Типы досугового общения детей первого периода детства
- 54.Особенности методического обеспечения деятельности социально-культурных учреждений в условиях рыночных отношений
- 55.Типы досугового общения детей второго периода детства
- 56.Социальный заказ и социально-культурная программа как основа дальнейшего развития культурно-досуговой деятельности
- 57.Типы досугового общения подростков
- 58.Информационное общество: понятия, структура, перспективы и проблемы развития
- 59.Типы досугового общения юношества