21.Воспитательный потенциал досуга и роль учреждений культуры в его реализации
Экзамена по СКД
Досуг оказывает огромное воздействие на все сферы жизнедеятельности человека и содержит в себе значительный воспитательный потенциал. Однако, характерной тенденцией наших дней в сфере молодежного и студенческого досуга, отмечаемой исследователями Л. А.Акимовой, Н. Д.Вавилиной, Ю. А.Стрельцовым, В. Я.Суртаевым и др., является существенная невостребованность культурно-развивающего потенциала социокультурной сферы значительной частью молодых людей. Как показывает социальная практика, досуг при относительно низкой культуре его использования (стихийность протекания, потребительское отношение, престижно-конформистская мотивация и др.) не только не приносит ожидаемого восстановления утраченных сил, духовно-культурного и физического развития, расцвета творческих способностей, а иногда и превращается в криминогенный фактор общества.
Использовать досуг как средство культурного и духовного роста на позитивном эмоциональном фоне – традиция отечественных учреждений культуры. Реализация этих традиций основана на:
1. Широчайшей сфере предложений в области досуга. Это разнообразные кружки, секции, школы - студии, клубы. Учреждения досуга – это библиотеки, театры, концертные залы, музеи, спортивные и физкультурные залы и стадионы и пр.
То есть воспитательный потенциал досуга широк и разнообразен по существу, по формам и методам.
2. Реализация воспитательного потенциала досуга зависит от наличия перечисленных выше учреждений, а также от доступности этих учреждений для всех граждан. Так, коммерциализация в сфере культуры приводит к «вымыванию» доступных услуг, например, услуг для детей из малообеспеченных семей, для пожилых граждан, для которых досуг важен как форма коммуникации с единомышленниками, часто – со сверстниками.
3. Реализация культурного потенциала досуга в целях воспитания в огромной мере зависит от кадров, работающих в учреждениях культуры, их подготовки в том числе – подготовки психологической. Это особенно важно для досуговых учреждений. целевой аудиторией которых являются школьники и студенты.
Педагогическая сущность культурно-досуговой деятельности учащихся в процессе социального воспитания определяется тем, что досуг – это, прежде всего, необходимый и неотъемлемый элемент их образа жизни и является пространством для удовлетворения учащимися потребностей в творческом самовыражении, духовно-культурном росте, интеллектуальном и физическом самосовершенствовании, выполнении широкого круга социальных ролей, тем самым рассматривается как наиболее благоприятное воспитательное поле.
В досуговой сфере заключены широкие воспитательные возможности на основе использования культурных ценностей, накопленных обществом. Полноценная реализация воспитательного потенциала досуговой сферы обусловлена педагогически целесообразной организацией культурно-досуговой деятельности, где акцент делается на духовно-культурный, творческий, интеллектуально и физически развивающий компоненты.
С социально-педагогической точки зрения досуг учащихся рассматривается как: время духовного общения, где им предоставляется возможность свободного выбора общественно и личностно значимых социальных ролей; сфера, в которой полноценно раскрываются их естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении; деятельность, развивающая возможности студентов, их творческие способности в наиболее целесообразном применении; социальная среда, в которой учащиеся открыты для влияния различных общественных институтов и организаций.
Организационно-педагогическими условиями эффективности организации культурно-досуговой деятельности в процессе социального воспитания учащихся являются:
· формирование досуговой культуры, а именно: развитие навыков рационального использования свободного времени через планирование своего свободного времени, направленность на самообразование, творчески созидательную деятельность; повышение уровня досуговой активности через привлечение к участию в социально значимых культурно-развивающих формах досуга;
· использование при организации культурно-досуговой деятельности всей окружающей социокультурной инфраструктуры, привлечение специалистов в области педагогики досуга;
· развитие у учащихся умений и навыков организации культурно-досуговой деятельности через использование технологий социально-культурной анимации, которые предполагают создание педагогических отношений в процессе досугового взаимодействия на основе широкого использования общественных духовно-культурных ценностей, традиционных видов и жанров художественного творчества, обеспечивая личности реальные условия для включения в образовательные, творческие, оздоровительные, развлекательные и другие виды деятельности.
Педагогическая модель социального воспитания молодежи в культурно-досуговой деятельности учитывает содержательно-целевую основу организации досуга, специфику молодежой субкультуры в современной социокультурной ситуации, их досуговые предпочтения и базируется на широком использовании педагогического потенциала досуговой сферы, применении современных воспитательных технологий.
- Шпаргалка: культурология экзамена по скд
- 1.Культурология в системе научного знания
- 2.Сценарный ход и монтаж в досуговых мероприятиях
- 3.Виды социально-культурного творчества
- 4.Принципы ораторского искусства и специфика их использования в скд
- 5. Сущность прикладной культурологи как области
- 6.Основные этапы работы над программой досугового мероприятия. Характеристика выразительных средств каждого из них
- 7. Средства культурно-досуговой деятельности и педагогические требования к их эффективному использованию
- 9. Методы психологического исследования, возможности управления психическими процессами в социально-культурной деятельности
- 10. Методика разработки сюжетно-композиционного решения театрализованных мероприятий
- 11.Основные тенденции изменения инфраструктуры социально-культурной сферы в 90 х годах
- 12. Стиль и принципы руководства самодеятельным объединением
- 13. Технология разработки и реализации территориальных программ развития культуры
- 14. Типология самодеятельных объединений
- 15. Организация социально-культурной деятельности как вид профессионально-педагогического творчества
- 16. Особенности организации досуга различных групп населения по месту жительства
- 17.Современные концепции досуга
- 18. Социально-культурные функции самодеятельного творчества
- 19. Сущность и специфика педагогики сотворчества
- 20. Особенности сюжетно-композиционного построения игровых программ. Реализация сценарного хода в процессе игры
- 21.Воспитательный потенциал досуга и роль учреждений культуры в его реализации
- 22.Национально-культурные традиции в системе передачи социальной информации
- 23. Средства массовой коммуникации в системе социально-культурных процессов
- 24.Культурология семьи и учет ее требований к организации семейного досуга
- 25. Сущность и структура социально-культурной деятельности
- 26.Предпринимательство: понятия и виды. Особенности предпринимательства в культурно-досуговой сфере
- 27.Основные направления информационно-просветительской деятельности
- 28.Система работы с коллективом культурно-досугового учреждения
- 29.Принципы и условия отбора содержания и форм информационно-просветительской деятельности
- 30.Культура личности. Сущность. Структура, пути формирования
- 31. Менеджмент: общее понятие, виды и особенности проявления в сфере культуры
- 32.Воспитательный процесс в учреждениях культуры. Воспитательные системы образовательных учреждений
- 33. Психология общения. Общение как фактор развития личности. Виды общения. Стратегия успешного общения в социально-культурной деятельности
- 34. Особенности и типология игровых программ. Современные подходы к их организации
- 35.Социология как наука. Место социологии в решении социально-культурных и других общественных проблем
- 36.Принципы руководства культурно-досуговой фирмой
- 37. Туризм как вид социально-культурной деятельности, классификация, этапы и факторы развития, правовое регулирование туристской деятельности
- 38.Организационные формы бизнеса. Коммерческие структуры в социально-культурной сфере
- 39.Учет возрастных особенностей детей, подростков и юношества в процессе их вовлечения в социально-культурную деятельность
- 40.Бизнес-план в социально-культурной сфере. Значение и содержание
- 1. Описание продукта (услуги)
- 2. Анализ рынка сбыта
- 3. Оценка конкурентов
- 5. План производства
- 6. Организационный план
- 7. Финансовый план
- 41.Организационные и сценарно-режиссерские особенности подготовки и проведения различных игровых программ
- 42.Социология молодежи. Основные направления исследований молодежной культуры
- 43.Особенности маркетинга в культурно-досуговой сфере
- 44.Понятие «игра» и игровая деятельность. Основные признаки игровой деятельности
- 45.Социально-культурная и социально-педагогическая работа с родителями
- 46.Педагогическая валеология. Валеологические аспекты социально-культурной деятельности
- 47.Деловой этикет и культура делового общения
- 48.Принципы, средства, формы социально-культурной деятельности
- 49.Семейное право. Права и обязанности супругов. Правовая защита семьи в контексте скд
- 50.Применение социологических методов в исследованиях скд деятельности
- 51.Игровые технологии в социально-культурной и социально-педагогической деятельности
- 52.Деятельность центров досуга по изучению и удовлетворению интересов и запросов населения как основа программирования их работы
- 53.Типы досугового общения детей первого периода детства
- 54.Особенности методического обеспечения деятельности социально-культурных учреждений в условиях рыночных отношений
- 55.Типы досугового общения детей второго периода детства
- 56.Социальный заказ и социально-культурная программа как основа дальнейшего развития культурно-досуговой деятельности
- 57.Типы досугового общения подростков
- 58.Информационное общество: понятия, структура, перспективы и проблемы развития
- 59.Типы досугового общения юношества