logo
шпоры по скд

3.Виды социально-культурного творчества

Экзамена по СКД

Социальная значимость культурно-досуговой деятельности заключается в ее влиянии на развитие творческих задатков и способностей человека и уровень его удовлетворения культурно-досугового учреждения.

“Социально-культурное творчество (СКТ)” – это сознательная, целенаправленная, активная деятельность человека или группы людей, направленная на познание, самосовершенствование и преобразование окружающей действительности, создание самобытных, оригинальных по замыслу духовных и материальных ценностей, полезных и необходимых человеку в его повседневной жизни и воспитании подрастающего поколения.

СКТ направлено на самообразование, освоение социально-культурного опыта предшествующих поколений, на формирование культурной среды обитания, а также на совершенствование и создание новых форм общественных отношений.

СКТ проявляется в самодеятельной и творческой инициативе личности.

Профессор Салахутдинов Р. Г. в своей книге “Социально-культурное творчество как эффективное средство формирования культурной среды” классифицирует социально-культурное творчество по следующим направлениям:

1. Общественно-политическое самодеятельное творчество:

- правово политической направленности;

- историко-культурный и экологической направленности;

- интернациональной дружбы;

- искусствоведческой, художественно-критической направленности;

- антивоенное движение;

- движение по защите прав потребителей;

- лоббистские организации и группировки;

- фанаты спортивные, популярных творческих коллективов и сполнителей;

- религиозной и экстремистской направленности и другие.

Функции:

- служат каналом выражения интересов масс;

- выступают как школа политического воспитания;

- обуславливают сохранение органов государственной власти в сфере контроля общества;

- охрана памятников культуры, окружающей среды оказывают влияние на политическую власть.

2. Производственно-техническое самодеятельное творчество:

- конструирование – постройка технических объектов с выполнением их проектов;

- моделирование - воспроизведение технических объектов по образцам в уменьшенном виде (или увеличенном);

- изучение устройства, принципов действия и приемов управления техническими объектами;

- изобретательство – техническое творчество на производстве, направленное на разработку новых принципов создания и применения техники;

- рационализаторство – техническое творчество, направленное на совершенствование используемой техники, технологии;

- любительство – техническое творчество, непосредственно не связанное с производством и профессиональной деятельностью человека;

- массово-техническое творчество – творческая деятельность народных масс происходящая в свободное время.

Функции:

- ознакомить с достижениями НТП;

- развитие творческих способностей человека;

- воспитание культуры труда – потребности познания, творчества и созидательного труда;

- трудовое воспитание – бережное отношение к результатам своего труда и труда других людей;

- воспитание чувства гордости, патриотизма за достижения отечественной науки, техники и производства.

3. Самодеятельное художественное творчество:

- самодеятельность организованная на фольклор и этнографическую культуру прошлого;

- художественная самодеятельность ориентированная на профессиональное искусство;

- массовая художественная самодеятельность (музыкальная, танцевальная, театральная, изобразительная и другие);

- народно-художественные промыслы и ремесла;

- авторская самодеятельность;

- оригинальная самодеятельность не имеющая аналогов ни в профессиональном искусстве, ни в фольклоре.

Функции:

- общественная организация социокультурной деятельности масс по интересу в досуговое время;

- реализация эстетических потребностей и художественные способности людей;

- организационно-педагогическое – воспитание нравственной и эстетической культуры подрастающего поколения;

- возрождение, сохранение и развитие национально-культурных традиций и народного творчества.

4. Естественно-научное самодеятельное творчество:

- краеведение, природоведение;

- туристско-экскурсионная деятельность следопытов;

- садоводы, цветоводы, сбор целебных трав;

- изучение живой фауны;

- аквариумисты, рыболовы, голубиводы;

- любители астрономии, физики, математики, географии и т. д.

Функции:

- экологическое просвещение;

- благоустройство, озеленение района, города;

- формирование умений и навыков рационального природопользования;

- воспитание любви и патриотизма к своему краю.

5. Спортивное, физкультурно-оздоровительное самодеятельное творчество:

- туризм, альпинизм;

- легкая атлетика (бег, волейбол, баскетбол, футбол, хоккей и т. д.);

- гимнастика, фигурное катание, настольный теннис, бадминтон и другие;

- тяжелая атлетика (штанга, гири, гантели и прочее);

- шахматно-шашечный, нарды;

- йоги, оздоровительные клубы Иваново, моржи;

- фехтование, стрельба, плавание, водные лыжи.

Функции:

- физкультурно-оздоровительное просвещение, популяризация спорта;

- воспитание физической культуры;

- пропаганда здорового образа жизни;

- подготовка и участие в соревнованиях, конкурсах, спортивных олимпиадах.

6. Неординарные формы самодеятельного творчества:

- праздники: семьи, двора, улицы, города, КВНы, брейнринги и другие;

- конкурсы “Талантливая семья”, “Папа, мама и я – спортивная семья”;

- конкурсы красоты “Мисс Татарстан”, моделей одежды;

- коллекционно-собирательская деятельность (филофонисты, филателисты, нумизматы и другие);

- дни национальных культур, декады, выставки-ярмарки.

Функции:

- популяризация культурных ценностей и субъектов культурной деятельности;

- вовлечение людей в социально-культурную практику;

- превращение пассивных потребителей культуры в активных потребителей; активных – в распространителей; распространителей – в созидателей;

- формирование культуры быта.

Таким образом достигается несколько результатов, которые Салахутдинов Р. Г. назвал предметными и воспитательными:

1. Предметные – это культурные ценности, к которым относятся достижения в области художественного творчества, спорта и т. д.; культурная среда, т. е. культура быта, труда, производства.

2. питательные – это культура личности, т. е. нравственная, эстетическая, физическая культура, экологическая, экономическая, правовая, культура общения.

Оба эти результата дополняют друг друга, делая процесс социализации более эффективным.