55.Типы досугового общения детей второго периода детства
Экзамена по СКД
Типы досугового общения детей 6-10 лет.
ЛИДЕР.
Среди детей 6-7 летнего возраста встречаются такие, жизненное кредо которых быть первым (лидирующим). У них нет еще страстного желания, как у подростков, вести за собой, они удовлетворяются малым, быть на виду.
Дети этого типа отличаются организаторскими способностями. Так они в состоянии организовать игру или другие совместные действия и довести их до конца, проявляя при этом доброжелательное отношение к партнерам по игре. Дети-лидеры обладают операционными навыками и умениями, их интеллектуальные качества проявляются в богатстве фантазии, запасе конкретных знаний, развитой речи и относительной информативности.
В поведении стремление к лидерству проявляется в двух направлениях. Одно носит интеллектуально-творческий характер - увлеченность музыкой, рисованием, моделированием, животными и т. д. и яркая демонстрация своих увлечений; другое носит характер активного самовыражения и самоутверждения в лидирующей позиции в роли заводилы, помощника руководителя и т. п. Дети этого подтипа отличаются постоянными (подчас не обоснованными) претензиями на лидерство или на исключительное положение в группе. Обладая хорошим интуитивным чутьем настроения в группе сверстников, еще назревающих в ней желаний, стремлений, событий, могут становиться их первыми выразителями, зачинщиками, а если инициативу проявляет кто-то другой, они с легкостью ее перехватывают. Причем для этого им иной раз достаточно произнести “правильно!” и взоры сверстников уже прикованы к ним. Они признаны. В порыве, возбужденные обращенными на них взорами, часто проявляют отвагу. Иногда “пускают пыль в глаза” своими неправдоподобными историями. Чтобы удержаться на гребне волны, могут записаться в художественную самодеятельность, заняться спортом и т. п. если данный вид деятельности поможет им быть на виду.
ОДАРЕННЫЕ.
Одаренные дети отличаются индивидуальными особенностями, выражающимися как в проявлении тех или иных способностей, так и в своеобразии их общения со сверстниками. Для всех детей этого типа характерен повышенный умственный тонус, а для большинства из них и высокий уровень работоспособности.
Согласно учению академика И. П. Павлова имеются два противоположных типа сигнальной системы и промежуточный между ними, а именно: с относительным преобладанием первой сигнальной системы - “художественный” тип, с относительным преобладанием второй сигнальной системы -“мыслительный” и с уравновешенностью сигнальных систем - “средний” тип.
Детский возраст отличают свойства, которые во многих отношениях близки к особенностям “художественного” типа. У некоторой части детей обнаруживается одаренность к музыке, вокалу, рисованию и т. п. Для них характерны яркость восприятия, наглядная, образная память, богатство воображения, острота непосредственной впечатлитель ности.
Вместе с тем одаренные дети существенно отличаются друг от друга по поведенческому аспекту, в частности, по особенностям самооценки, по самокритичности. Некоторые из них остро чувствуют неустойчивость своих позиций, им присуще стыдливое сознание чего-то ненастоящего в их достижениях, они лишены самодовольства и всегда приходят на помощь как в творческих, так и в бытовых вопросах к своим друзьям. Другие, наоборот, эгоистичны, самоуверены, самонадеянны, хвастливы, часто при полном отсутствии чувства меры в общении со сверстниками. И, как результат, неуживчивы и конфликтны.
КОНФОРМНЫЙ ТИП.
Есть дети, главная черта которых, - постоянная и чрезмерная конформность к своему непосредственному привычному окружению. Их норма поведения - делать “как все”, поступать “как все”, стараться, чтобы все у них было “как у всех”. Причем это не позиция, это форма существования, обусловленная не выгодой, а неверием в себя, боязнью сделать все не так, что быстрее всего объясняется не только и не столько природной робостью, сколько неустойчивым, непоследовательным, не всегда справедливым, зависящим от настроения отношением к ним взрослых и, в особенности, родителей.
Дети конформного типа стараются ни в чем не отставать, но и не любят выделяться, забегать вперед своего непосредственного окружения.
Стиль конформного поведения проявляется также в негативных установках, боязни будущего, пессимизме, неопределенности и нереалистичности в суждениях.
Если они попадают в благоприятную среду, о них можно не беспокоиться, их позитивное развитие обеспечено, но, попав в дурную среду, они со временем усваивают все ее обычаи и привычки, манеры и правила поведения, как бы пагубно это на них не отражалось и как бы не противоречило их предыдущим нормам. Конформность сочетается с поразительной некритичностью. Все, что говорит привычное для них окружение, все, что поступает к ним через привычные каналы информации - есть истина.
Такой тип удобен в общении как для группы, так и для отдельного человека. (Говорить о том, что не интересен для этого возраста рано). Руководитель самодеятельного объединения может “лепить” из них что угодно.
ТРЕВОЖНЫЙ ТИП.
Среди 6—10 летних встречаются дети с повышенной тревожностью. Дети этого типа отличаются замкнутостью, сочетающейся с недостатком интуиции, неумением понять чужие переживания, почувствовать неприязненное отношение к себе или, наоборот, симпатию и расположение. К этому добавляется недостаток сопереживания — неумение откликнуться на радость или печаль сверстника, понять обиду, отозваться на чужое беспокойство и волнение. Такая неадекватность восприятия вызывает и неадекватную реакцию на себя и, как результат, опасение за свой покой - тревожность.
Однако к родным у них сохраняется сильная привязанность, опеке ближних они охотно подчиняются. Упреки и наказания с их стороны вызывают слезы и отчаяние. У них рано формируется чувство долга, ответственности, высоких, порой чрезмерных моральных требований к себе и окружающим. Дети этого типа видят в себе множество недостатков, особенно в области морально—этических и волевых качеств.
В общении со сверстниками они либо “забиваются в угол”, “уходя в себя”, либо, набравшись смелости, натягивают на себя личину искусственной веселости, развязности, даже заносчивости, но в неожиданной ситуации быстро пасуют, что травмирует их еще больше, чем сидение в углу.
От сверстников не отгораживаются, стремятся к ним, но в выборе друзей разборчивы, а в дружбе привязчивы. Близость друга предпочитают шумной веселой группе сверстников. При доверительном контакте искренни и доброжелательны.
ШАЛОВЛИВЫЙ ТИП.
Дети этого типа отличаются большой шумливостью, общительностью, чрезмерной самостоятельностью, склонностью к озорству, недостатком чувства дистанции в отношении ко взрослым, любят командовать в играх и других делах. Несмотря на неплохие способности, живой ум, умение схватывать на лету, они малорезультативны из—за неусидчивости, недисциплинированности.
Бросаются в глаза рискованные шутки над старшими и желание везде и всюду острить.
С самого начала у них отсутствует желание к учебе, впрочем как и к любой другой деятельности, требующей трудовых затрат. Однако при постоянном и строгом контроле нехотя подчиняются, но при удобном случае стремятся отлынить от дела. Когда дело касается трудовых затрат у них обнаруживается полное безволие. Понятия долга, обязанности, достижения цели им чужды.
Наряду с этим неожиданный прилив энергии появляется во время развлечений и проказ. Изобретательны на различного рола шалости, часто, над тем не задумываясь, могут обидеть и даже глубоко травмировать кого угодно, не исключая близких друзей. Охотно подражают тем, кто сулит наслаждение, развлечение, смену впечатлений. Ради компании могут закурить, выпить, убежать из дома, совершить мелкую кражу.
В стабильной, скоординированной группе им тягостно, более всего их устраивают уличные компании, где нет никаких обязательств.
- Шпаргалка: культурология экзамена по скд
- 1.Культурология в системе научного знания
- 2.Сценарный ход и монтаж в досуговых мероприятиях
- 3.Виды социально-культурного творчества
- 4.Принципы ораторского искусства и специфика их использования в скд
- 5. Сущность прикладной культурологи как области
- 6.Основные этапы работы над программой досугового мероприятия. Характеристика выразительных средств каждого из них
- 7. Средства культурно-досуговой деятельности и педагогические требования к их эффективному использованию
- 9. Методы психологического исследования, возможности управления психическими процессами в социально-культурной деятельности
- 10. Методика разработки сюжетно-композиционного решения театрализованных мероприятий
- 11.Основные тенденции изменения инфраструктуры социально-культурной сферы в 90 х годах
- 12. Стиль и принципы руководства самодеятельным объединением
- 13. Технология разработки и реализации территориальных программ развития культуры
- 14. Типология самодеятельных объединений
- 15. Организация социально-культурной деятельности как вид профессионально-педагогического творчества
- 16. Особенности организации досуга различных групп населения по месту жительства
- 17.Современные концепции досуга
- 18. Социально-культурные функции самодеятельного творчества
- 19. Сущность и специфика педагогики сотворчества
- 20. Особенности сюжетно-композиционного построения игровых программ. Реализация сценарного хода в процессе игры
- 21.Воспитательный потенциал досуга и роль учреждений культуры в его реализации
- 22.Национально-культурные традиции в системе передачи социальной информации
- 23. Средства массовой коммуникации в системе социально-культурных процессов
- 24.Культурология семьи и учет ее требований к организации семейного досуга
- 25. Сущность и структура социально-культурной деятельности
- 26.Предпринимательство: понятия и виды. Особенности предпринимательства в культурно-досуговой сфере
- 27.Основные направления информационно-просветительской деятельности
- 28.Система работы с коллективом культурно-досугового учреждения
- 29.Принципы и условия отбора содержания и форм информационно-просветительской деятельности
- 30.Культура личности. Сущность. Структура, пути формирования
- 31. Менеджмент: общее понятие, виды и особенности проявления в сфере культуры
- 32.Воспитательный процесс в учреждениях культуры. Воспитательные системы образовательных учреждений
- 33. Психология общения. Общение как фактор развития личности. Виды общения. Стратегия успешного общения в социально-культурной деятельности
- 34. Особенности и типология игровых программ. Современные подходы к их организации
- 35.Социология как наука. Место социологии в решении социально-культурных и других общественных проблем
- 36.Принципы руководства культурно-досуговой фирмой
- 37. Туризм как вид социально-культурной деятельности, классификация, этапы и факторы развития, правовое регулирование туристской деятельности
- 38.Организационные формы бизнеса. Коммерческие структуры в социально-культурной сфере
- 39.Учет возрастных особенностей детей, подростков и юношества в процессе их вовлечения в социально-культурную деятельность
- 40.Бизнес-план в социально-культурной сфере. Значение и содержание
- 1. Описание продукта (услуги)
- 2. Анализ рынка сбыта
- 3. Оценка конкурентов
- 5. План производства
- 6. Организационный план
- 7. Финансовый план
- 41.Организационные и сценарно-режиссерские особенности подготовки и проведения различных игровых программ
- 42.Социология молодежи. Основные направления исследований молодежной культуры
- 43.Особенности маркетинга в культурно-досуговой сфере
- 44.Понятие «игра» и игровая деятельность. Основные признаки игровой деятельности
- 45.Социально-культурная и социально-педагогическая работа с родителями
- 46.Педагогическая валеология. Валеологические аспекты социально-культурной деятельности
- 47.Деловой этикет и культура делового общения
- 48.Принципы, средства, формы социально-культурной деятельности
- 49.Семейное право. Права и обязанности супругов. Правовая защита семьи в контексте скд
- 50.Применение социологических методов в исследованиях скд деятельности
- 51.Игровые технологии в социально-культурной и социально-педагогической деятельности
- 52.Деятельность центров досуга по изучению и удовлетворению интересов и запросов населения как основа программирования их работы
- 53.Типы досугового общения детей первого периода детства
- 54.Особенности методического обеспечения деятельности социально-культурных учреждений в условиях рыночных отношений
- 55.Типы досугового общения детей второго периода детства
- 56.Социальный заказ и социально-культурная программа как основа дальнейшего развития культурно-досуговой деятельности
- 57.Типы досугового общения подростков
- 58.Информационное общество: понятия, структура, перспективы и проблемы развития
- 59.Типы досугового общения юношества