logo
шпоры по скд

7. Средства культурно-досуговой деятельности и педагогические требования к их эффективному использованию

Экзамена по СКД

Среди массовых форм культурно-досуговой деятельности наиболее распространенными являются: концерты, развлекательно-игровые программы, вечера отдыха, дискотеки, литературные гостиные, экскурсии и так далее.

Все большей популярностью во время досуга у учащейся молодежи пользуются так называемые «центры психологической разгрузки»4. Создание таких центров оказывает значительное влияние на формирование личности студента, его социальное воспитание.

Очень большой потенциал для реализации социального воспитания учащейся молодежи имеют спортивно-оздоровительные мероприятия – их проведение и организация - так же совместная задача образовательного учреждения и представителей студенчества.

Естественно, что нельзя обойтись и без работы «Клуба Веселых и Находчивых» - как одной из самых популярных форм проведения досуга

Средства культурного досуга детей, подростков, молодежи чрезвычайно разнообразны. Это многочисленные учреждения дополнительного образования и их кружками, секциями, клубами, театральными студиями и т. п., это спортивные клубы, школы и секции, это кружки при школах, по месту жительства при муниципальных образованиях. Это музыкальные и художественные школы с их устоявшимися программами.

Специальные детско-юношеские и молодежные программы предлагают туристские компании.

К учреждениям культурного досуга относятся библиотеки, музеи, театры, концертные залы. Многие имеют специальные отделы по работе с детьми (как в Русском музее, Эрмитаже и пр.)

К средствам культурно-досуговой деятельности можно отнести имущество указанных учреждений, подготовленный персонал.

Условия эффективного использования названных средств – профессионализм педагогических коллективов, подготовленные и согласованные программы. Очень важно, чтобы программы соответствовали возрастным особенностям целевой аудитории, а в идеале соответствовали школьной программе и поддерживали ее.

Одно из наиболее действенных средств детского досуга – игра. Игры и требования к ним варьируются в зависимости от возраста ребенка. Игры несут различную функциональную направленность, но в целом формируют умение взаимодействовать в группе, ориентацию на себя, имеют эстетическую составляющую, способствуют физическому развитию.

8. Художественный образ и основные средства его создания

Экзамена по СКД

Художественный образ — всеобщая категория Художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определенного Эстетического идеала путем создания эстетически воздействующих объектов. Художественным образом также называют любое явление, творчески воссозданное в Художественном произведении.

Художественный образ - обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного индивидуального явления.

Художественный образ отличается:

- доступностью для непосредственного восприятия; и

- прямым воздействием на чувства человека.

Художественные образы создаются артистами, художниками, писателями.

Художественный образ Диалектичен: он объединяет живое Созерцание, его Субъективную интерпретацию и оценку Автором (а также исполнителем, слушателем, читателем, зрителем).

Художественный образ создается на основе одного из средств: Изображение, Звук, Языковая среда, — или Комбинации нескольких. Он неотъемлем от материального Субстрата искусства. Например, Смысл, внутреннее строение, Чёткость музыкального образа во многом определяется природной Материей музыки — Акустическими качествами Музыкального звука. В Литературе и Поэзии художественный образ создается на основе конкретной языковой среды; в Театральном искусстве используются все три средства.

В то же время, смысл художественного образа раскрывается лишь в определённой Коммуникативной ситуации, и конечный результат такой коммуникации зависит от личности, целей и даже сиюминутного настроения столкнувшегося с ним человека, а также от конкретной Культуры, к которой он принадлежит. Поэтому нередко по прошествии одного или двух веков с момента создания произведения искусства оно воспринимается совсем не так, как воспринимали его современники и даже сам автор.

В «Поэтике» Аристотеля образ-Троп возникает как неточное преувеличенное, преуменьшенное или измененное, преломленное отражение подлинника природы. В Эстетике Романтизма подобие и сходство уступают место творческому, субъективному, преображающему началу. В этом смысле бесподобный, ни на кого не похожий, значит, прекрасный. Таково же понимание образа в эстетике авангарда, предпочитающей гиперболу, сдвиг (термин Б. Лившица). В эстетике Сюрреализма «реальность, умноженная на семь, — правда». В новейшей поэзии появилось понятие «Метаметафора» (термин К. Кедрова).Это образ запредельной реальности за порогом световых скоростей, где замолкает наука и начинает говорить искусство. Метаметафора вплотную смыкается с «Обратной перспективой» Павла Флоренского и «универсальным модулем» художника Павла Челищева. Речь идет о расширении пределов человеческого слуха и зрения далеко за физические и физиологические барьеры.

Каждый художник (в широком смысле этого слова) стремится раскрыть образ доступными ему средствами в меру своего таланта и личностного видения. Чаще всего героя ставят в определенную ситуацию и образ раскрывается через поведение героя в этой ситуации, через его отношения с окружающим миром.

Немаловажное значение играют внешние характеристики: одежда. Рост, фигура, особенности мимики, жестов, тембр голоса. Особенно значимы внешние атрибуты в формировании образа театрального героя.