45.Социально-культурная и социально-педагогическая работа с родителями
Экзамена по СКД
Проблема детско-родительских отношений остается актуальной на протяжении всего развития психологии как науки. Казалось бы, в нормальной обыденной жизни ребенок постоянно окружен вниманием и заботой, и поводов для беспокойства быть не должно. Однако, среди детей воспитывающихся в семье, можно наблюдать проявления социальной дезадаптации и определенных отклонений в поведенческой сфере.
В настоящее время самой серьезной проблемой в отношениях между родителями и ребенком (или воспитателем и учеником) является плохое общение. Это все равно как если бы один разговаривал на русском языке, а второй - на китайском. Научившись общению и взаимному пониманию языка, можно добиться значительного улучшения на уровне отношений.
Современная жизнь углубляет изоляцию и дефицит общения ребенка и взрослого, приводит к тому, что родители все больше отдаляются от создания условий благоприятных для полноценного психического развития ребенка. Исследования в области развития семьи показали, что на психологический комфорт современной семьи оказывают влияние ряд неблагоприятных факторов:
Социально-экономический фактор, когда неудовлетворительные жилищно-бытовые условия или же занятость родителей сводит к минимуму общение с ребенком;
Социально-культурный фактор проявляется в ускорении темпа современной жизни, недостаточность условий для снятия эмоционального напряжения и расслабления, следствием чего является невротизация родителей;
Социально-психологический фактор выражается в дисгармонии семейных отношений и семейного воспитания, нарушении в сфере детско-родительских отношений.
Эти обстоятельства наносят вред отношениям доверия и эмоционального благополучия семьи, мешают родителям воспитывать детей в атмосфере радости и теплого общения. Не в наших силах изменить экономику, но оказать влияние на социально-культурные и социально-психологические факторы мы можем.
Таким образом, приоритетным направлением в своей работе считаем - повышение психологической и педагогической грамотности родителей, так как во все времена главным действующим лицом в сфере воспитания остаются родители, и только в семье закладывается фундамент духовной культуры человека. Конфликты в семье, невротизация родителей, вызывают у детей чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоциональное напряжение, что способствует истощению еще неокрепшей нервной системы ребенка. Поэтому психологический дискомфорт в семье серьезно сказывается на психическом развитии и соматическом здоровье ребенка. А если учесть, что дошкольный и младший школьный возраст является важным сензитивным периодом для становления нравственно-полноценной личности ребенка, то актуальность данной проблемы очевидна.
Работа с родителями осуществляется на уровне:
1. Работы в школе. Эта деятельность явно недостаточна. Поскольку не формирует родительскую культуру, а лишь в большинстве случает является попыткой повлиять на учебную и дисциплинарную ситуацию в школе
2. Работа с родителями специальных консультационных и психологических служб. Она сравнительно эффективна, но не носит массового характера.
3. Работа с родителями в детских комнатах и пр. К сожалению. работа правоохранительных органов обычно свидетельствует о крайне неблагополучной ситуации, о запущенности в семье воспитательного процесса, нередко в таких семьях можно говорить об асоциальной обстановке.
Эффективным методом гармонизации семейных отношений и воспитания детей является формирование общих семейных традиций, организация семейных клубов, в которых было бы интересно и детям и взрослым. Частный случай такой деятельности – семейный туризм, который постепенно развивается и в России.
Хорошие школы и образовательные программы по воспитанию родителей имеются, например, в Финляндии, где таким воспитанием занимаются в школах. В России эта традиция не привилась, а отдельные выступления в СМИ и рекомендации, не носящие обязательного характера не влияют на общую негативную ситуацию.
Принимая во внимание тот факт, что лекционные собрания и групповые консультации имеют существенный недостаток. Родителям говорят о необходимости менять себя и свое поведение, о необходимости более чуткого или внимательного отношения к детям. В результате, родители, получая много информации, оценок и указаний, свыкаются с мыслью «мы должны». Они, понимая, что многое делают неправильно, чувствуют себя виноватыми. Все это сдерживает позитивное развитие взаимоотношений, а также является поводом для поддержки «перевернутой» иерархии и еще большего увеличения власти детей над родителями. В связи с этим, возникла необходимость поиска новых форм работы с семьей, и мы остановились на тренинговых занятиях в семейной системе.
Преимущества работы с совместными группами перед группами с другим составом (только родители или только дети) в том, что:
- во-первых, прорабатываются важные вопросы в контексте общей темы;
- во-вторых, проходит осознание общности многих проблем;
- в-третьих, взаимодействие родителей и детей - не воображаемое, а реальное.
Работа педагога-психолога, направленная на сопровождение психического развития детей, заключается в интеграции возможностей педагогов и родителей и координации их совместной деятельности. В рамках этого перед непосредственной работой по программе на первом этапе была проведена предварительная исследовательская деятельность с использованием методик:
• Ивановой А. И, с целью определения показателя обучаемости;
• Лускановой Н. Г. с целью диагностики школьной мотивации;
• «Опросник для учителя» Л. Ковалевой, который позволяет систематизировать представления о ребенке;
• Социометрия с целью исследования межличностных взаимоотношений в классном коллективе и определению статусных категорий;
• Беседа-справка с учителем, который имеет постоянную возможность наблюдать за ребенком в самые разные моменты его деятельности.
Информация, полученная в результате вышеперечисленных мероприятий, позволяет выделить детей с проявлениями дезадаптации. При комплектовании тренинговой группы набираются дети из разных классов.
Второй этап - встречи и консультации с целью мотивирования родителей на участие в детско-родительском тренинге. Причем, родители обычно охотно соглашаются на работу в тренинговой группе. Более настороженное отношение проявляют учащиеся. Это можно объяснить тем, что в школе и повседневной жизни они уже неоднократно переживали ситуацию неуспеха, а такие индивидуальные особенности, как повышенная тревожность, застенчивость и неуверенность, еще более этому способствуют.
На каждой встрече создается ситуацию успеха для каждого участника тренинга, для чего используются безоценочные суждения, основы партнерского общения и личностно-ориентированный подход. Особое внимание уделяется развитию у детей навыков уверенного поведения и адекватной самооценки. Ребенок оценивает себя «глазами» близких ему людей-родителей, что оказывает влияние на его статус в обществе сверстников, на способы взаимодействия с окружающими его людьми и на его психическое здоровье в целом.
Совместно с детьми родители усваивают «шаги» социально приемлемого поведения в различных жизненных ситуациях, пересматривают отношение к своему ребенка, как к полноценной личности, имеющей равные с ними права[11
- Шпаргалка: культурология экзамена по скд
- 1.Культурология в системе научного знания
- 2.Сценарный ход и монтаж в досуговых мероприятиях
- 3.Виды социально-культурного творчества
- 4.Принципы ораторского искусства и специфика их использования в скд
- 5. Сущность прикладной культурологи как области
- 6.Основные этапы работы над программой досугового мероприятия. Характеристика выразительных средств каждого из них
- 7. Средства культурно-досуговой деятельности и педагогические требования к их эффективному использованию
- 9. Методы психологического исследования, возможности управления психическими процессами в социально-культурной деятельности
- 10. Методика разработки сюжетно-композиционного решения театрализованных мероприятий
- 11.Основные тенденции изменения инфраструктуры социально-культурной сферы в 90 х годах
- 12. Стиль и принципы руководства самодеятельным объединением
- 13. Технология разработки и реализации территориальных программ развития культуры
- 14. Типология самодеятельных объединений
- 15. Организация социально-культурной деятельности как вид профессионально-педагогического творчества
- 16. Особенности организации досуга различных групп населения по месту жительства
- 17.Современные концепции досуга
- 18. Социально-культурные функции самодеятельного творчества
- 19. Сущность и специфика педагогики сотворчества
- 20. Особенности сюжетно-композиционного построения игровых программ. Реализация сценарного хода в процессе игры
- 21.Воспитательный потенциал досуга и роль учреждений культуры в его реализации
- 22.Национально-культурные традиции в системе передачи социальной информации
- 23. Средства массовой коммуникации в системе социально-культурных процессов
- 24.Культурология семьи и учет ее требований к организации семейного досуга
- 25. Сущность и структура социально-культурной деятельности
- 26.Предпринимательство: понятия и виды. Особенности предпринимательства в культурно-досуговой сфере
- 27.Основные направления информационно-просветительской деятельности
- 28.Система работы с коллективом культурно-досугового учреждения
- 29.Принципы и условия отбора содержания и форм информационно-просветительской деятельности
- 30.Культура личности. Сущность. Структура, пути формирования
- 31. Менеджмент: общее понятие, виды и особенности проявления в сфере культуры
- 32.Воспитательный процесс в учреждениях культуры. Воспитательные системы образовательных учреждений
- 33. Психология общения. Общение как фактор развития личности. Виды общения. Стратегия успешного общения в социально-культурной деятельности
- 34. Особенности и типология игровых программ. Современные подходы к их организации
- 35.Социология как наука. Место социологии в решении социально-культурных и других общественных проблем
- 36.Принципы руководства культурно-досуговой фирмой
- 37. Туризм как вид социально-культурной деятельности, классификация, этапы и факторы развития, правовое регулирование туристской деятельности
- 38.Организационные формы бизнеса. Коммерческие структуры в социально-культурной сфере
- 39.Учет возрастных особенностей детей, подростков и юношества в процессе их вовлечения в социально-культурную деятельность
- 40.Бизнес-план в социально-культурной сфере. Значение и содержание
- 1. Описание продукта (услуги)
- 2. Анализ рынка сбыта
- 3. Оценка конкурентов
- 5. План производства
- 6. Организационный план
- 7. Финансовый план
- 41.Организационные и сценарно-режиссерские особенности подготовки и проведения различных игровых программ
- 42.Социология молодежи. Основные направления исследований молодежной культуры
- 43.Особенности маркетинга в культурно-досуговой сфере
- 44.Понятие «игра» и игровая деятельность. Основные признаки игровой деятельности
- 45.Социально-культурная и социально-педагогическая работа с родителями
- 46.Педагогическая валеология. Валеологические аспекты социально-культурной деятельности
- 47.Деловой этикет и культура делового общения
- 48.Принципы, средства, формы социально-культурной деятельности
- 49.Семейное право. Права и обязанности супругов. Правовая защита семьи в контексте скд
- 50.Применение социологических методов в исследованиях скд деятельности
- 51.Игровые технологии в социально-культурной и социально-педагогической деятельности
- 52.Деятельность центров досуга по изучению и удовлетворению интересов и запросов населения как основа программирования их работы
- 53.Типы досугового общения детей первого периода детства
- 54.Особенности методического обеспечения деятельности социально-культурных учреждений в условиях рыночных отношений
- 55.Типы досугового общения детей второго периода детства
- 56.Социальный заказ и социально-культурная программа как основа дальнейшего развития культурно-досуговой деятельности
- 57.Типы досугового общения подростков
- 58.Информационное общество: понятия, структура, перспективы и проблемы развития
- 59.Типы досугового общения юношества