36.Принципы руководства культурно-досуговой фирмой
Экзамена по СКД
Говоря о социокультурном и досуговом менеджменте, нельзя ограничиться констатацией: для него характерны те же особенности, что и для менеджмента любой другой области экономики. В культурно-досуговой сфере организационные и управленческие аспекты деятельности приобретают весьма заметные особенности, связанные с ролью культурного развития, рекреации в жизни общества и человека.
Работа учреждений и организаций культурно-досуговой сферы в силу своего полифункционального назначения находится в центре общественного внимания в любой стране; к ней проявляет интерес все население. Человек приходит в учреждения культуры и организации досуга с целью найти возможности для внутреннего развития, расширения познавательных способностей, развлечений, восстановления физических сил и душевного равновесия. Здесь у него есть определенная свобода выбора занятий теми видами активности, которые нейтрализуют жесткую прагматику профессиональных обязанностей, обыденный характер повседневных забот.
Все эти предпосылки порождают в современном обществе массовые ожидания рекреационных эффектов, жажду новых впечатлений от досуга. Поэтому диапазон потребительских запросов и предпочтений в этой области гораздо более многообразен, детализирован, эмоционально и субъективно окрашен, нежели в других сферах услуг (бытовых, торговых услугах, услугах связи и др.). Таким образом, характер и направленность менеджмента сферы культуры и досуга во многом определяется многообразием рекреационных потребностей, массовых ожиданий, а также лидерами общественного мнения, тенденциями моды.
Одновременно менеджмент данной области так или иначе соотносится с культурной политикой, проводимой государственными, региональными и муниципальными органами власти, с целями общественных организаций. Все это создает условия для интеграции значительного числа организаций культуры и досуга в рыночные отношения через механизмы дополнительной поддержки, позволяющие смягчать коммерциализацию данной сферы, ее узкий экономизм. С этой целью в каждой стране существуют способы государственной поддержки, традиции донорства, развиваются разные источники пополнения доходов организаций культуры. Однако механизмы общественной поддержки не отменяют тех предпосылок, которые создают в сфере культуры и досуга конкурентные условия, стимулирующие организационный менеджмент осваивать новые способы деятельности и управления.
Руководители учреждений культуры и досуга вынуждены учитывать все перечисленные характеристики независимо от того, какой организационно-экономический и имущественно-правовой статус имеет их организация (чисто коммерческий, некоммерческий или смешанный) и в каком отраслевом сегменте она развивается.
При руководстве культурно-досуговой организацией следует исходить как из коммерческих. так и из социальных целей, а также из общегосударственныхз и в большой мере региональных задач, стоящих перед всей сферой культуры и досуга.
Характерной тенденцией современной культурной политики является перенос усилий на местный уровень жизнедеятельности. Функционирование сферы культуры все больше связывается с достижением большей самостоятельности и ориентации учреждений культуры на местный уровень культурно-досуговых услуг; происходит формирование культурно-досуговых центров по территориальному принципу, укрупнение муниципальных учреждений культуры за счет вхождения в них библиотек и культурно-досуговых учреждений; ликвидация части учреждений культуры в связи малочисленностью населенных пунктов; реорганизация части учреждений культуры, преимущественно в малонаселенны территориях в социально-культурные центры, предусматривающие социальную работу, оказание бытовых, культурных и других социальных услуг.
Расширяется база культурной политики на местах - к управлению сферой культуры в районе добавляется туризм, молодежная политика, спорт; создание структурных подразделений методической направленности на уровне муниципального района; развитие партнерских вертикальных и горизонтальных связей бизнеса и власти (инновационные проекты).
Новая экономическая политика в культуре означает возвращение многоукладности. Дома культуры и клубная самодеятельность может финансироваться помимо федеральных и местных бюджетов, на местном «рынке поддержки» должны быть представлены ресурсы независимых и продвинутых - компаний-спонсоров, корпоративных фондов и попечительских коалиций, частных жертвователей.
В реализации подходов к учреждениям культуры нельзя не учитывать процессы модернизации сферы культуры, которая осуществляется сегодня как часть общей административной реформы. Институциональная модернизация организаций культуры должна позволить решать проблемы культуры в едином комплексе, опираясь на механизмы взаимодействия коммерческой и некоммерческой, государственной и негосударственной составляющих сферы культуры.
При этом очевидно, что традиционные культурные институты не могут существовать (и нигде в мире не существуют) на полной самоокупаемости. Фактически, в России сегодня невозможно существование некоммерческой организации культуры без «крыши», т. е. без опекающей, защищающей, частично финансирующей государственной или коммерческой или благотворительной структуры. В условиях административной реформы поддержка культуры со стороны частного сектора (крупного, среднего и малого бизнеса) может стать одним из решающих факторов выживания и развития организаций культуры, особенно на местах.
Профессиональное назначение менеджера социально-культурной деятельности заключается в осуществлении следующих функционально-должностных видов деятельности:
- организатора культурного досуга в учреждениях культуры различного типа, досуговых центрах, в государственных, частных, общественных предприятиях, организациях, ассоциациях культурной направленности (организация развлекательных, игровых, информационно-познавательных программ, конкурсов, шоу-программ; импресарио творческих коллективов и т. д.); - директора, менеджера, художественного руководителя, заведующего отделом культурно-досуговых учреждений, научно-методических центров, творческих объединений и коллективов, отделений творческих союзов, методиста российского, краевых, областных, районных методических центров, осуществляющего методическое обеспечение социально-культурной деятельности учреждений культуры соответствующего региона (создание оригинальных сценариев культурно-досуговых программ, творческая помощь практикам в их осуществлении, социологические исследования культурных запросов и интересов людей, моделирование инновационных индивидуальных, групповых видов досуговой деятельности, разработка территориальных, комплексных программ возрождения культуры). Особенность работы менеджера социально-культурной деятельности заключается в том, что она распространяется на все возрастные категории населения; осуществляется в различных формах жизни людей и предусматривает духовное, нравственное возрождение общества, семьи, личности.
- Шпаргалка: культурология экзамена по скд
- 1.Культурология в системе научного знания
- 2.Сценарный ход и монтаж в досуговых мероприятиях
- 3.Виды социально-культурного творчества
- 4.Принципы ораторского искусства и специфика их использования в скд
- 5. Сущность прикладной культурологи как области
- 6.Основные этапы работы над программой досугового мероприятия. Характеристика выразительных средств каждого из них
- 7. Средства культурно-досуговой деятельности и педагогические требования к их эффективному использованию
- 9. Методы психологического исследования, возможности управления психическими процессами в социально-культурной деятельности
- 10. Методика разработки сюжетно-композиционного решения театрализованных мероприятий
- 11.Основные тенденции изменения инфраструктуры социально-культурной сферы в 90 х годах
- 12. Стиль и принципы руководства самодеятельным объединением
- 13. Технология разработки и реализации территориальных программ развития культуры
- 14. Типология самодеятельных объединений
- 15. Организация социально-культурной деятельности как вид профессионально-педагогического творчества
- 16. Особенности организации досуга различных групп населения по месту жительства
- 17.Современные концепции досуга
- 18. Социально-культурные функции самодеятельного творчества
- 19. Сущность и специфика педагогики сотворчества
- 20. Особенности сюжетно-композиционного построения игровых программ. Реализация сценарного хода в процессе игры
- 21.Воспитательный потенциал досуга и роль учреждений культуры в его реализации
- 22.Национально-культурные традиции в системе передачи социальной информации
- 23. Средства массовой коммуникации в системе социально-культурных процессов
- 24.Культурология семьи и учет ее требований к организации семейного досуга
- 25. Сущность и структура социально-культурной деятельности
- 26.Предпринимательство: понятия и виды. Особенности предпринимательства в культурно-досуговой сфере
- 27.Основные направления информационно-просветительской деятельности
- 28.Система работы с коллективом культурно-досугового учреждения
- 29.Принципы и условия отбора содержания и форм информационно-просветительской деятельности
- 30.Культура личности. Сущность. Структура, пути формирования
- 31. Менеджмент: общее понятие, виды и особенности проявления в сфере культуры
- 32.Воспитательный процесс в учреждениях культуры. Воспитательные системы образовательных учреждений
- 33. Психология общения. Общение как фактор развития личности. Виды общения. Стратегия успешного общения в социально-культурной деятельности
- 34. Особенности и типология игровых программ. Современные подходы к их организации
- 35.Социология как наука. Место социологии в решении социально-культурных и других общественных проблем
- 36.Принципы руководства культурно-досуговой фирмой
- 37. Туризм как вид социально-культурной деятельности, классификация, этапы и факторы развития, правовое регулирование туристской деятельности
- 38.Организационные формы бизнеса. Коммерческие структуры в социально-культурной сфере
- 39.Учет возрастных особенностей детей, подростков и юношества в процессе их вовлечения в социально-культурную деятельность
- 40.Бизнес-план в социально-культурной сфере. Значение и содержание
- 1. Описание продукта (услуги)
- 2. Анализ рынка сбыта
- 3. Оценка конкурентов
- 5. План производства
- 6. Организационный план
- 7. Финансовый план
- 41.Организационные и сценарно-режиссерские особенности подготовки и проведения различных игровых программ
- 42.Социология молодежи. Основные направления исследований молодежной культуры
- 43.Особенности маркетинга в культурно-досуговой сфере
- 44.Понятие «игра» и игровая деятельность. Основные признаки игровой деятельности
- 45.Социально-культурная и социально-педагогическая работа с родителями
- 46.Педагогическая валеология. Валеологические аспекты социально-культурной деятельности
- 47.Деловой этикет и культура делового общения
- 48.Принципы, средства, формы социально-культурной деятельности
- 49.Семейное право. Права и обязанности супругов. Правовая защита семьи в контексте скд
- 50.Применение социологических методов в исследованиях скд деятельности
- 51.Игровые технологии в социально-культурной и социально-педагогической деятельности
- 52.Деятельность центров досуга по изучению и удовлетворению интересов и запросов населения как основа программирования их работы
- 53.Типы досугового общения детей первого периода детства
- 54.Особенности методического обеспечения деятельности социально-культурных учреждений в условиях рыночных отношений
- 55.Типы досугового общения детей второго периода детства
- 56.Социальный заказ и социально-культурная программа как основа дальнейшего развития культурно-досуговой деятельности
- 57.Типы досугового общения подростков
- 58.Информационное общество: понятия, структура, перспективы и проблемы развития
- 59.Типы досугового общения юношества