logo search
СКР за рубежом-уч

Национальная Организация русских скаутов. Национальная Организация русских скаутов также отражала политические установки умеренно правого и правоцентристского толка.

В 1907 году британский генерал-майор Роберт Баден-Пауэлл (БП, как его принято называть в скаутских кругах) издал свою книгу «Scouting for Boys» («Разведка для мальчиков»). В ней он изложил основные принципы нового метода внешкольного воспитания детей в занимательной, полной захватывающих приключений, игре. Основной целью этой «игры в жизнь» было воспитание людей, способных жить в гармонии с природой и окружающими людьми, сильных духом, смелых и честных граждан своей страны, стремящихся к высоким идеалам служения Богу, Родине и ближним. Вскоре после опубликования книги Баден-Пауэлла создаются скаутские организации в Англии, а затем во многих странах Европы, Азии и Америки.

Днем основания первого отряда юных разведчиков в России считается 30 апреля 1909 года. Осенью того же года, по желанию государя Николая Второго, выходит перевод книги «Scouting for Boys» под названием «Юный разведчик». В 1915 году цесаревич Алексей становится скаутом, и в России начинают серьезно заниматься скаутизмом. В течение следующих двух лет скаутской работой охвачено свыше 50000 детей в 143 городах России.

Одним из вдохновителей и организаторов скаутского движения в России был Василий Сергеевич Преображенский. Сын священника, он учился в духовной семинарии, а потом по ступил в Московский университет. Как пишет о нем протоиерей С. Щукин (в 60 гг. духовный руководитель русских скаутов в г. Торонто), В. С. Преображенский был талантливым педагогом, причем его интересовали не только вопросы образования, но и воспитания, в частности, религиозного. Посетив в начале ХХ века Англию, он познакомился и воочию увидел, как применяется система скаутинга там. Результатом этой поездки стала названная выше книга «Бой-скауты. Практическое воспитание в Англии по системе Баден-Поуэлия». Она стала неоценимым трудом для русских скаутских руководителей, ибо не просто воспроизводила идеи оригинала, но была написана с точки зрения русского педагога и применительно к российским условиям.

После гражданской войны большевики решают взять воспитание молодежи в свои руки: организуется движение «юных коммунистов», комсомол, и в 1922 г., детская пионерская организация. Скаутам запрещают работать и заставляют их вступать в пионеры. Многие не подчиняются, свыше тысячи руководителей и старших скаутов были арестованы, сосланы в лагеря и погибли.

Но уже с 1918 года начинается работа русских скаутов за границей а с середины 1920 гг. русское скаутское движение существует только за пределами России. Первые отряды скаутов в эмиграции возродились в Константинополе, на островах Принкипо, Халке, Лемносе. С начала основания организация скаутов имела несколько названий, но в 1924 году старший скаутмастер полковник О.И. Пантюхов утверждает одно общее название: «Всероссийская Национальная Организация Русских Скаутов» (ВНОРС). 1 июля 1922 г. Организация русских скаутов за границей была принята в Славянский Союз скаутов и герл-гайд, а 30 августа 1922 г.– в Бойскаутское интернациональное бюро.

Отделы «Национальной организации русских скаутов за границей» существовали в Англии, Болгарии, Венгрии, Латвии, Литве, Польше, Финляндии, Югославии и Эстонии. Целью русских скаутских организаций за границей была подготовка «крепких телом и душой, сильных волей, готовых отдать все свои силы предстоящему служению нашей страждущей родине». Каждый год скауты устраивали лагеря с национальной программой и преподаванием Закона Божьего, через которые прошло несколько тысяч русских детей.

В Королевстве сербов, хорватов и словенцев, в г. Белграде активно действовал Отдел Русских скаутов. Эта организация русских скаутов в Королевстве СХС создана в июне 1920 г. с целью воспитания русской молодежи в патриотическом духе, высоконравственной и физически закаленной. В августе 1920 г. там же было создано общество “Русский скаут” как вышестоящий орган во главе с профессором В.Д. Плетневым. Начальником скаутской дружины первоначально являлся М.М. Туган-Барановский; в ноябре 1920 г. он передал командование дружиной В.А. Евреинову, сохранив должность старшего скаутмастера. 13 января 1921 г. на заседании начальников отрядов и членов общества «Русский скаут» было принято решение о выходе из подчинения Константинопольской организации русских скаутов, В.Д. Плетнев был избран старшим скаутом Югославии, В.А. Евреинов - начальником организации, М.М. Туган-Бара-новский - старшим скаутмастером. Позднее организация вновь стала Отделом русских скаутов в Югославии во главе с В. Колютвиным и впоследствии М. Богдановым-Липовцом. Отдельные отряды русских скаутов существовали в Загребе, Сараево и других населенных пунктах Югославии.

3 мая 1928 г. из ВНОРС вышла группа под руководством начальника Французского отдела НОРС полковника Генерального штаба П.Н. Богдановича, организовавшего самостоятельную Национальную Организацию Русских разведчиков (НОРР), а в январе 1933г. – группа под командованием начальника Парижского района НОРС полковника В.А. Богуславского, создавшего организацию «Юные добровольцы».

Национальная Организация Русских Разведчиков. Национальная Организация Русских Разведчиков (НОРР) – была создана в 1928г. полковником Генштаба П.Н. Богдановичем. Первоочередной задаче НОРР являлось сохранение русской молодежи от денационализации. До Второй мировой войны отделы и представительства НОРР существовали в Австралии, Англии, Венгрии, Китае, Манчжурии, США, Тунисе, Франции, Чехословакии и Югославии. По количеству детей и юношей НОРР занимала первое место среди молодежных организаций.

Детские летние лагеря были одной из форм внешкольной работы в молодежных военно-спортивных организациях русской эмиграции, имели место они и в работе НОРР.

По признанию русских педагогов, летний лагерь являлся наиболее благоприятной средой для национальной социализации детей и подростков эмиграции, так как общение происходило только на русском языке. «Дети своим стремлением в лагерь создают благоприятные условия для воспитательной работы. Спросите мальчика, хочет ли он ехать в лагерь, и вы сразу почувствуете, как ребенок всем своим существом тянется к природе, к ее благотворительным и живительным силам».

Анализ программ лагерной смены показывает, что она, как правило, состояла из элементов религиозного, физического, социального воспитания, воспитания характера и общего образования.

Особое значение в этой работе лагеря имели такие моменты:

Беседа у костра. Костер – это очаг лагерной семьи и у его огня, утомленные после проведенного дня, собирались мальчики и обменивались впечатлениями. Это своего рода собрания, на которых воспитатели общались с воспитанниками. Именно здесь велись беседы о России, ее истории и культуре.

Прогулки коллективные и индивидуальные. Во время индивидуальных прогулок воспитатели постигали внутренний мир ребенка.

Игры. В игре проявляется и устанавливается характер детей, поэтому руководители подбирали игры, влияющие на воспитание характера.

Соблюдение религиозных обрядов. В деле религиозного воспитания особое место отводилось говенью. В каждом лагере был священник, который изучал с детьми Старый и Новый Завет, молитвы и так далее и устраивалась церковная палатка, в которой проводились ежедневные богослужения.

Экскурсии и походы – в ходе которых дети развивались физически, знакомились с историей, географией, культурой России и страны пребывания.

Художественно-творческая деятельность. Дети включались в разноплановую деятельность, связанную с разучиванием песен, музыкальных произведений, танцев, а также подготовкой концертов и спектаклей.

Лагерь был одним из главных путей влияния на детей, поскольку они устраивались везде, где для этого были хотя бы небольшие возможности. Большинство из них были маленькие, так как в них легче было осуществлять индивидуальный подход к детям.

Лагеря охватывали значительное количество детей и подростков, которых не могли охватить русские школы. Например, во Франции в эмигрантских школах обучалось несколько сот учеников, тогда как в лагерях бывали тысячи русских детей.

Таким образом, летние детские лагеря являли собой одну их наиболее эффективных форм внешкольного образования, которое проводилось юношескими организациями в целях сохранения национальной и культурной идентичности детей русских эмигрантов.

Национальная Организация Витязей. Национальная Организация Витязей (НОВ) как самостоятельная организация возникает в момент наибольшего обострения идейно-политической борьбы внутри русской эмиграции. Она была создана в 1934 г. и имела своей целью привлечение, объединение и воспитание русских детей и молодежи под девизом «За Русь, за Веру». Лидером движения являлся Н.Ф. Федоров, организация сформировалась на основе Христианского Союза Молодых Людей. Наибольшее развитие в довоенный период организация получила во Франции, в Парижском районе и в провинциях, в Гренобле, Южин и Риуперу, Марселе, каннах и Ницце. Для физической и политической подготовки русской эмигрансткой молодежи устраивались летние лагеря. Как и многие другие русские патриотические организации, НОВ имела свою военизированную форму, знак и гимн.

Национальная организация витязей была организована во Франции в 1934 году Н.Ф. Федоровым. Дружины существовали в Болгарии, Германии, Латвии, Чехословакии, Эстонии. Основная цель организации – «воспитание национально мыслящих, православных русских людей, здоровых физически и духовно сильных». «Витязи» регулярно устраивали спектакли и сборы, создали струнный оркестр, спортивный и гимнастический отделы, библиотеку.

Организацию посещали ребята в возрасте 10-17 лет, которые были разделены на два отделения - старшее (15-17 лет) и младшее (10-14 лет). Отделения состояли из кружков (по 15 человек). Ограниченное количество людей давало возможность руководителям осуществлять индивидуальный подход. Каждый, вступающий в дружину, проходил подготовительный период, за который должен был выучить несколько молитв, русский гимн, русский флаг и прочее. По мере прохождения программы мальчики получали следующие звания: Дозорные, Пластуны и Старшие Витязи.

Воспитательная программа «Витязей» состояла из четырех неразрывно связанных частей: физической, умственной, общественной и религиозно-нравственной. В программу умственного развития входило родиноведение: русская география, история и литература России. Эти предметы проходились по комплексному методу, прохождение географии и истории русской литературы иллюстрировались образами русского искусства, русской литературы, народного творчества и, по возможности, музыкой. Мальчики рисовали картинки из русской истории, посещали русские спектакли и концерты, участвовали в театральных постановках, литературных чтениях и концертах. Так как Закон Божий преподавался не во всех школах, то на долю нравственного воспитания выпадала задача изучения Ветхого и Нового Заветов, участие в церковной жизни (посещение богослужений, участие в церковном хоре). Кроме того, мальчики устраивали дома уголок с образами и содержали его в порядке. Сюда же входило знакомство с житиями святых и биографиями выдающихся людей России.

Ультра правые военно-политические организации и общественные движения. Союз Верных (полковник Сергеев, князь Андронников, П.В. Старжинский, ротмистр Казем-Бек, генерал Батишин, А.А. Катенин и др. Огромное влияние на движение оказывали князь А. Ширинский-Шихматов, принц Ольденбургский, князь Ливен.) Данный союз был образован в 1919 г. на основе Монархического блока, объединив Северную и Южную монархические группы. Основными целями деятельности союза на юге являлся захват влияния на украинские дела у генерала Врангеля, усиление позиций в Крыму, организация антибольшевистского движения в подконтрольных территориях России. Особое внимание уделялось работе по подготовке восстания в северных губерниях и координации деятельности повстанцев с войсками Врангеля.

Братство Русской Правды (БРП) – основано в 1921г., возникло в среде РОВС во главе с генералом А.В.Туркулом. Лидеры движения – генерал герцог Г.Н.Лейхтенбергский, публицист С.А.Соколов-Кречетов, генерал Краснов. В организацию вошли остатки белорусских национальных отрядов, «Дружин зеленого дуба», отряды Булак-Балаховича, организации Савинкова и т.д. которые в течение десяти лет, в плоть до 1930г.вели партизанскую террористическую деятельность в России, главным образом в Белоруссии. Несмотря на активную вооруженную борьбу и промонархические взгляды, Братство довольно осторожно относилось к контактам с другими воинскими эмигрантскими организациями.

Народный Союз Защиты Родины и Свободы (НСЗРиС) – организован лидером террористической организации эсеров Б. Савинковым и возрожден в 1921г. в Польше.

Цель: свержение режима большевиков и установление истинно русского демократического строя. Союзниками данного движения являлись представители русской интеллигенции Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Д.В. Философов (редактор газеты «За свободу»).

Борьба за Россию (БЗР) – группа под руководством С.П. Мельгунова, а затем М.М.Федорова, объединившаяся вокруг одноименного парижского журнала, выходившего с период 1926-31гг. Данной группой была предпринята попытка создать коалицию с Республиканско-Демократическим Объединением (Милюков), правыми эссерами и Крестьянской партией.

Цель: организация нелегальной работы и связи с антисоветскими кругами в большевистской России. С 1930г. деятельность группы постепенно прекращается.

Российский Имперский Союз (РИС), а также многочисленные движения, ориентировавшиеся в 1930 гг. на различные идеологические модели фашизма и национал-социализма, принадлежал к ультра правому флангу монархического движения. Цель: оказание посильной помощи силам на родине в организации сопротивления коммунистическому террору. Союз имел ряд своих отделений и представительств в разных странах, в том числе в Бельгии и Франции.

В первой половине 1930 г. Имперский Союз выступал единым фронтом с НТСНП и РОВСом, а в 1937г. совместно с РНСУВ и НТСНП образовал Национальный Центр в Париже. Однако в конце 1938 г. имперцы отказались от каких-либо организаций. Относясь лояльно к германскому национал-социа-лизму и симпатизируя итальянскому фашизму, они все же призывали русскую эмиграцию не к подражанию чужим идеям, а к «российскому национальному единству». Значительное место уделялось антисемитской пропаганде, критике «безыдейной халтуры братьев Солоневичей» штабс-капитанского движения и масонского солидаризма НТСНП.

Важным направлениям, которое в той или иной мере отражалось в деятельности политических организаций ультраправого спектра – агитационно-пропагандистская работа, националистическая воспитательная деятельность, различные виды внешкольного образования, ориентированные на привлечение сторонников из числа русского населения в эмиграции.

Молодежные националистические организации. Отметим следующие Молодежные националистические организации:

Национально-Трудовой Союз Нового Поколения (НТСНП) – молодежная организация, возникшая в середине 1920 гг. в различных странах русского расселения. Энергичная молодежь, воспитанная в лучших традициях служения Отечеству, жаждала жертвенности во имя спасения России. Постепенно в этих группах рос интерес к политическим проблемам, возникло желание самим осмыслить причины поражения Белой борьбы, и процессы, развивающиеся на родине. Впоследствии данная организация получит название Национально-Трудовой Союз (НТС).

Национальный Союз Русской Молодежи (НСРМ) – кружок русской национальной молодежи, организовавшийся в 1924 г. среди молодых ребят, работавших на шахте Перник в Болгарии, в 1927 г. разросся в Национальный Союз Русской Молодежи, объединивший в свою сферу большую часть русских центров в Болгарии. Параллельно с вышеуказанной организацией, на Балканах в Югославии в 1924 г. образовался Союз Русской Национальной Молодежи (СРНМ), основной деятельностью обеих организаций в период 1927-1928 гг. являлось самообразование и попытки определения собственной идеологической и политической платформ. Наиболее близкой идеей для молодых людей оказалась идея русского национализма. Аналогичные национальные группы образовывались и в других странах русского расселения – Китае, Польше, Прибалтике. Франции, Чехии и др.

Характерными чертами молодежных националистических групп являлись следующие причины:

Говоря об ультраправом крыле политических движений эмиграции, мы должны подчеркнуть, что их деятельность в большой степени определялась воздействием националистической и фашисткой идеологии.

Обращаясь теме фашизма в связи с общественно-политической деятельностью русской эмиграции важно иметь ввиду, что фашистская идеология в момент своего зарождения в 1920-е годы не являлась агрессивной и преступной. Здесь уместным будет присоединиться к позиции видного отечественного специалиста по проблемам общественно-политической деятельности русской эмиграции, ее молодежных движений А.В. Окорокова, призывающего относиться к русскому фашизму как к историческому факту. Ведь хотя многие деяния русских фашистов сегодня и «кажутся наивными, а некоторыми рассматриваются и как преступные, но не следует забывать, что в исследуемые годы еще не было 27 миллионов жертв завоевательской политики Гитлера в России, не было Нюренбергского процесса над военными преступниками. Были русские лишенцы Родины, стремящиеся вернуть себе Россию любыми средствами» [8, c,179].

Более того, само понятие русского фашизма в последние десятилетия приобрело смысл, отличный от того, который вкладывали создатели русских национальных организаций, само идентифицировавшихся как фашистские. В научно-политическом и историческом понимании фашизм связан только с названием и программой итальянской партии, организованной в 1919 г. ее лидером Б. Муссолини главным образом в противовес коммунизму. Основное различие между ними состояло в том, что фашизм основывался на национально-государственной, а не на интернационально-классовой парадигме и отвергал идею классовой борьбы. В этом было главное сходство так называемых русских фашистов с итальянскими, их солидарность в борьбе с коммунизмом с опорой на национализм.

В отечественной исторической науке проблема русского фашизма в эмиграции 1920-1940 годов долгое время была окружена плотной стеной умолчания. Официальное признание получили лишь такие аспекты проблемы, как: террористическая деятельность политических организаций белой эмиграции и сотрудничество с иностранными спецслужбами с целью уничтожения советской власти.

Неоднократные попытки историков исследовать деятельность т.н. русских фашистов в эмиграции, изучить и проанализировать политические и организационные основы русских эмигрантских организаций близких по своим взглядам к итальянскому фашизму или германскому национал-социализму наталкивались на сопротивление советских пропагандистских структур. Большинство документов, касающихся деятельности этих организаций запрещалось публиковать, поскольку они относились к строгим государственным секретам.

В связи с этим оказались не изученными такие аспекты деятельности общественно-политических движений фашисткой направленности, которые были связаны с образованием и воспитанием в условиях эмиграции, проведения широкомасштабной внешкольной культурно-образовательной работы. Безусловно, изучение этих аспектов должно стать предметом специального исследования. Мы же касаемся данного вопроса лишь в связи с выяснением проблемы влияния идеологических факторов на развитие организации внешкольного образования, которое являлось одним из важных направлений воспитательной деятельности различных политических движений, в том числе и фашистских организаций русских эмигрантов.

Следует отметить, что до второй мировой войны фашизм, еще не скомпрометированный последующими военными событиями и расистским режимом Гитлера, рассматривался как прогрессивное политическое движение. М. Назаров отмечает, что «идея национального единства с некоторыми признаками романтизма не могла не импонировать и правому лагерю русского зарубежья, который составлял не менее 80 %» [6, c. 71]. Фашизм привлекал внимание не только широких общественных масс, но и ученых кругов Европы [8, c.21].

П.Б. Струве в декабре 1925 года писал: «Как бы критически не относиться к фашизму, к его отдельным проявлениям и приемам, - он есть спасительная, даже для демократии, реакция против коммунизма, он есть великое охранительное движение, сильное и замечательное тем, что консервативные соки и силы оно ищет и извлекает из народных глубин».

Основой Фашистского движения стало молодое поколение.

Рассматривая истоки итальянского фашизма, Н.В. Устрялов писал: «Большой успех выпал на долю фашизма в кругах молодежи, ставшей ядром и непосредственной средою нового течения. Война, оросив патриотизм интеллигентной молодежи жертвенной кровью, усилила его напряженность и, главное, действенность; вместе с тем она поселила в душах семена «иллегализма», веру в могущество силы, сомнения в универсальной значимости права и правовых путей» [13, c.89].

По сути, появление фашизма было связано с общим кризисом общества. Идеологи фашизма утверждали, что в эпоху, когда рушатся старые устои, гибнут старые ценности, разваливаются старые представления, идеалы, религия - только одна идея способна сплотить массы - идея нации.

По мнению А.В. Окорокова фашизм может быть охарактеризован как форма восстания нации против попытки вписать нацию в не престижный и дискомфортный для нее мировой порядок на правах нации «второго сорта». Основные черты этого восстания нации:

а) противопоставление мировым нормам, определившимся в капиталистической системе ценностей данного народа, нации, т.е. – восстание ценностей против норм. Отсюда вытекала и ставка на «кровь и почву» – на исконные культурные начала данной нации (фактически на язычество), где она не так явственно соединена с «чужим миром»;

б) использование тоталитарной техники власти – приобщение всех граждан общества к всеобщности единой воли посредством партии-авангарда, которая становится собранием «лучших сил народа»;

в) стремление нации снять внутри себя классовые противоречия и нейтрализовать конфликт богатых и бедных на основе морального единства [8, c.8].

Под влияние этих ключевых позиций попали массы людей фактически во всех европейских странах. Фашистские организации и движения были созданы в Венгрии, Румынии, Франции, Испании, Голландии, Чехословакии, Англии и других странах. Под влиянием идеологии фашизма оказались и русские «национал-революционные» движения, ориентировавшиеся на различные модели фашизма и национал-социализма.

Всего в 1920-1930 гг. было создано 15 крупных эмигрантских политических организаций, которые составляли более 40 тыс. чел., именовавших себя фашистскими или национал-революционными.

Российский фашизм ставил задачей своей деятельности в России «национальную революцию, для чего он организует активные силы русской эмиграции, а затем и всего русского народа с целью ниспровержения советской власти, чтобы затем воссоздать российское национальное государство» [8, c.108].

Так, в Обращении Всероссийской Фашистской Партии, которое было адресовано всем эмигрантским организациям с целью прекратить существующие между ними распри и примирить «молодежь» со старшим поколением, говорилось: «Каждый молодой фашист должен так же относиться с полным уважением к старшему поколению, и понять, что знание можно получить и в юных летах, но для его применения часто нужен жизненный опыт, который приобретается только с годами.

Если молодежь, мало знающая Россию, и готова в настоящем на жертвенный подвиг, то более старое поколение свою любовь, преданность и готовность умереть за идеалы Великой Российской Империи уже доказало. Принимая это во внимание, молодежь не смеет относиться с пренебрежением к старшему поколению сынов России, но в свою очередь имеет право ожидать не только критики, но и стремление оказать им содействие, подойти к ним ближе, а главное понять того юношу – молодого человека, смутно знающего, часто не понимающего своей Родины, но инстинктивно тянущегося к Ней, жаждущего видеть Ее Великой, не приемлющего власти поработителей Отечества. – Но и тех, кто предпочитает лишь критиковать, мы осуждать не будем, мы будем их не замечать.

Приступая к работе нам нужно помнить, что с нами Бог и что ничего не дается легко, а особенно честь участвовать в восстановлении Славы России».

Верховный Совет организации Российских Фашистов 1 сентября 1927 г. утвердил «Основные начала российского фашизма: Тезисы Русского Фашиста» [8, c.108-116], в которых сформулированы основные подходы к воспитанию фашистской молодежи:

«Фашизм создает нового духовного человека, не отдельного физического индивидуума, который в своей изолированности является животным, а духовную единицу, которая свои духовные качества приобретает, как член нации, как сын отечества, связанная моральным законом, объединяющим и отдельные личности, и целые поколения в исторической их миссии, осуществление которой придает человеку истинную его духовную сущность в путях самопожертвования личным интересом общему.

Поэтому фашизм мыслит человека активным участником жизненной борьбы, в которой он приобретает свое человеческое достоинство. Для этой борьбы человек себя воспитывает, приобщается к высшим культурным ценностям и работает, возвышая труд до основной социальной функции» [8, c.109].

Как показывает наш анализ, в этой воспитательной программе имеются два важнейших основоположения – нация и борьба, которым, в качестве средства, подчинены культурные ценности. Именно это обстоятельство дает возможность интерпретировать воспитательную программу фашизма как бездуховную, антикультурную. Все заявления русских фашистов о том, что «фашизм проникнут религиозным содержанием», «фашизм покоится на исторических традициях» носили декларативный характер. Ибо в главном вопросе, в вопросе о личности, воспитательная идеология фашизма проявляется в своей подлинной мере.

Личность для идеологов фашизма – это второстепенное, малозначительное проявление, которое есть всего лишь одно из качеств Борца: «личность есть только участник духовного процесса, развивающегося в пределах семьи, общества, нации» (выделено нами – А.С.). Личность низводится до заурядной функции индивида, действующего под началом тоталитарного государства - «все духовное и человеческое существует в государстве, которое, таким образом, тоталитарно, как синтез и объединение всех ценностей народной жизни» [8, c.110].

Понятию «личность» противостоит понятие «высшая личность», которое с точки зрения фашизма есть результат морального объединения народа. Высшая личность – это нация, как государство, «ибо государство создает нацию, когда оно народу, сознающему свое моральное единство, придает единую волю, составляющую его бытие».

При этом отрицание значимости индивидуально-личностного начала в теоретико-методологическом обосновании программы фашистских партий вовсе не означало, что они на практике не будут сознательно и целенаправленно заниматься воспитательной работой. Наоборот, в деятельности этих организаций много места уделялось воспитанию молодого поколения русских людей, оказавшихся в эмиграции. Это объясняется, на наш взгляд, двумя моментами. С одной стороны, молодежь, являлась наиболее активной частью русской эмиграции, которая будет более других поколений способна участвовать в возрождении России после падения коммунистического режима. С другой – эта часть русской эмиграции оказалась наименее «соединена» с Родиной, не в полной мере «усвоила» российский национальный дух, ментальность русского человека.

Вот почему внешкольное образование с его разнообразными методами интенсивного включения личности в процесс самообразования, культурно-просветительной деятельности было востребовано политическими партиями и движениями.

Определенную роль фашистские партии отводили внешкольному образованию и в своих политических документах. Так, например, Национально-Трудовой Союз Нового Поколения (НТСНП) в программном документе «Схема национально-трудового строя» (Белград, 1938) в главе «Народное образование и воспитание» так формулирует черты педагогической деятельности в условиях постсоветской России:

«Национальное воспитание молодежи вне школы осуществляется в армии и в организациях молодежи, состоящих под покровительством и контролем государства и объединенных под его верховным водительством.

Систему внешкольного просвещения взрослых и детей составляют в городах: дома молодежи, свободные школы (художественные, музыкальные и др.), народные лектории, свободные университеты, научные театры и т.п. очагам просвещения в промышленных местностях являются клубы и производственно-технические станции и в селах избы культуры и агротехнические станции.

Внешкольное просвещение осуществляется как государством, так и общественными организациями предприятиями и частными лицами при поддержке и под контролем государства» [8, c.588].

Педагогический анализ внешкольного образования, осуществлявшегося русскими эмигрантскими организациями фашисткой направленности, можно провести на примере деятельности Российской фашистской партии (РФП), которая впоследствии была переименована в Российский фашистский Союз (с 1937 г.).

Эта партия возникла в Харбине в начале 1920-х годов как результат деятельности различных молодежных групп, изучавших антикоммунистические идеологии, в том числе и фашистскую. Центральным местом диспутов, лекций, собраний являлся клуб Русского студенческого общества, возникшего в 1920 году на Харбинском Юридическом факультете и других учебных заведениях города.

В «Постановлении Правления Русского Студенческого Общества в Харбине от 20 мая 1927 года говорилось: «Русское студенческое общество, объединяющее в своих рядах всю национально мыслящую русскую молодежь Особого района Восточных провинций Китая, ставит своей целью помимо культурно-просветительной и экономической деятельности и деятельности, направленной на поддержание курса программ, имеющихся в г. Харбине Высших Учебных заведений, еще деятельность чисто политическую, направленную на создание кадра лиц, могущих вести агитацию среди различных групп и слоев населения России, на изучение и пропаганду монархической идеи и на всемерную поддержку каждого здорового начинания в области объединения и активной работы под водительством Верховного Вождя его Императорского Высочества Великого Князя Николая Николаевича».

В этих целях Русское Студенческое Общество открыло ряд секций и кружков по изучению русской истории, монархической доктрины, методов и тактики революционного движения, ряд систематических лекций по изучению новых начал в области взаимоотношения между трудом, производством и капиталом и т.п.

Немаловажное значение в пропагандистской работе Российской фашистской партии имела и деятельность культурно-просветительного отдела (нач. К.В. Родзаевский) Бюро по делам российских эмигрантов в Маньчжурской Империи (БРЭМ) [8, c.147-153].

Бюро было созданное японской Военной миссией в конце 1934 г. фактически как административный аппарат управления эмиграцией, объединило 142 общественно-политические, корпоративные, национальные, культурно-просветительные и религиозные организации эмиграции. Российские фашисты, занявшие ряд руководящих постов в БРЭМ стали контролировать деятельность русской эмиграции. Деятельность БРЭМ осуществилась на ежемесячные денежные субсидии от японской миссии, что позволило развернуть активную пропагандистскую работу.

Культурно-просветительский отдел БРЭМ, официально занимался вопросами эмигрантской культуры. В его компетенцию входила защита культурных интересов русской эмиграции, организация обучения в русских образовательных учреждениях (подбор кадров, снабжение учебными пособиями, материальное обеспечение педагогического состава, питание учащихся и т.д.). На содержании Бюро находились женская и мужская гимназии, где к осени 1941 г. обучалось соответственно 241 и 279 человек. В начале 1940 годов под патронажем отдела в Маньчжурии работало 12 средних учебных заведений (лицеи, гимназии, техникумы), 104 повышенных и народных школ и 8 специальных учебных заведений. Отдел открывал школы для эмигрантов в самых отдаленных провинциальных населенных пунктах, где имелось русское население. При Бюро действовал Комитет содействия учащимся, который изыскивал средства для обучения детей из бедных семей, обеспечения их отдыха на летних площадках и в загородных лагерях [9, c.239].

Культурно-просветительный отдел БРЭМ в 1935 г. обеспечил создание и деятельность Харбинского симфонического общества, драматических театров, театральных студий, драмкружков. «Русский театр, одна из крепчайших нитей нашей национальной связи с былой Родиной» [8, c.148], – говорил один из лидеров российского фашизма К.В. Родзаевский, который как руководитель отдела много сделал для развития драматического и музыкального театра. Благодаря его организаторскому и дипломатическому таланту удавалось убеждать местные власти в том, что поддержка культурных начинаний русской эмиграции со стороны официальных властей поможет «поднять культурный уровень и антикоммунистический дух российских эмигрантов, укрепить их благодарность Ниппон... и Маньчжоу-Ди-Го» [8, c.113].

В 1935 г. при культурно-просветительном отделе было зарегистрировано 269 человек, имеющих отношение только к театральному искусству: 41 чел. - артисты драмы, 71 - артисты оперы, оперетты и эстрады, 37 артистов балета, 83 музыканта и 37 технических работников. Отдел материально поддерживал безработных артистов, пытался сохранить от распыления творческие кадры российской эмиграции, обеспечить их работой, найти возможность для развития молодых талантов, решить проблему источников финансирования творческих коллективов, поставить театральную деятельность на постоянную основу [8, c.112].

Исследователи отмечают, что деятельность культурно-просветительного отдела тесно переплеталась с т.н. художественной агитацией фашисткой направленности (А.В. Окороков, В.Ф. Печерица и др.). На сценах Харбина и других городов ставились спектакли, читались стихи и проза, написанные соратниками партии. Так, только за 1936 г. было написано около 200 «фашистских пьес». Среди них: Петлин – «На закате красной звезды», Кении – «Цель жизни» и др. Детские пьесы Рычковой и Пац-Памарнацкой: «Сенокос», «Во деревне, во Ольховке», «Репка», «Именины крошки Наташи», «Утро ленивой хозяйки», «Верните нам маму», «Три России» и др.

При Харбинском Отделе Всероссийской Фашисткой партии в конце 1937 г. был создан постоянный хор, куда вошли певчие от всех организаций отдела.

Особый интерес в многоплановом исследовании русского фашизма, выполненном В.А. Окороковым вызывает описание деятельности культурно-просветительного отдела БРЭМ, направленную на преодоление негативного влияния улицы, опийных курилен и увеселительных заведений Харбина и других городов Маньчжурии. Бюро изыскивало средства на спорт и здоровый отдых молодежи.

Так, в первые годы существования БРЭМ была предпринята попытка воспитания молодого поколения на основе скаутского движения, достаточно популярного в эмигрантской среде. Отдел Родзаевского разработал план перевода всей воспитательной работы на систему «скаутинг», согласно которой при учебных заведениях создавались отряды скаутов, состоящие из звеньев. Отряды объединялись в дружины. Основной целью скаутских отрядов объявлялось воспитание юношей и девушек в национальном и нравственно-религиозном духе, готовность отдать свою жизнь за – Бога, Родину, правду и честь. Поддерживал 2-й отдел и другие молодежные организации Маньчжурии. Например, отдел Национальной Организации Русских Разведчиков (НОРР), сотрудничавший также непосредственно с РФС.

С позиций педагогической оценки внешкольного образования под руководством Российской фашисткой партии, важно подчеркнуть, что при культурно-просветительном отделе работал спортивный подотдел, разрабатывавший и проводивший спортивно-оздоровительные мероприятия. В частности секция охоты и рыболовства насчитывала к августу 1935 г. около 300 человек. В распоряжении Бюро в Харбине находились пристань и яхта для занятий водным спортом. На время летних каникул усилиями 2-го отдела БРЭМ устраивались спортивные оздоровительные площадки, лагеря отдыха, организовывались экскурсии. Так, к началу августа 1935 г. в Харбине функционировало 6 спортивных площадок, принимавших более 1170 детей. На берегу Сунгари ежегодно действовал лагерь Бюро, где отдыхали дети из бедных семей, количество которых за сезон в среднем достигало 250 человек. В июле 1940 г. был организован Объединенный передвижной лагерь Бюро на восточной линии. Лагерь был создан с целью изоляции детей от начавшейся в Харбине очередной эпидемии.

Наиболее популярными мероприятиями внешкольного образования, которые проводились под руководством культурно-просветительного отдела Бюро, являлись День русского ребенка, День русского спорта и т.п. с обширными концертными программами и спортивными состязаниями.

Несмотря на идеологические расхождения, многие организации фашистского толка поддерживали между собой тесные контакты, проводили совместные политические занятия, организовывали общую физическую подготовку. Так, совместные лекции на военно-политические темы читались членам различных национал-патриотических объединений и друзьям «Голоса России» в Коломбеле. В Марселе проводились совместные идеологические кружковые занятия членов РНСУВ и друзей «Голоса России».

В спортзалах Русского Общества спортсменов в Париже проходили совместную физическую подготовку «штабс-капитаны», Национально-трудового союза нового поколения (НТСНП), Русского Национального Союза Участников Войны (РНСУВ) и члены организации «Юный Доброволец» (нач. полковник В.А. Богуславский)». Начальник Национальной Организации Русских Скаутов (НОРС) полковник О.И. Пантюхов неоднократно обращался к главе РФС К.В. Родзаевскому с заверениями поддержки его деятельности и просьбами оказать содействие в работе скаутов в Маньчжурии [8, c.30].

Действительно, все фашистские организации русской эмиграции уделяли значительное внимание работе с молодежью и женщинами. С целью их объединения и централизованной подготовки был создан ряд самостоятельных структур: «Российское женское фашистское движение», «Союз юных фашистов», «Молодежный союз – Авангард», «Союз фашистских крошек». Действовали также «студенческая группа ВФП», различные специализированные кружки.

В 1934 г. при ВФП было создано Российское женское фашистское движение (РЖФД), которое являлось единственной политической организацией эмиграции, объединяющей русских женщин и девушек в возрасте от 20 до 40 лет. В 1932 г. численность РЖФД составляла 127 чел., а в 1941 – 226 [5, c.153]. По социальному составу члены организации были служащими: работниками местных газет и журналов, банков и других учреждений. В марте 1941 г. «Российское женское фашистское движение» было переименовано в «Союз русских женщин».

Основными составляющими работы РЖФД являлись агитационная деятельность и воспитательная работа с молодежью и детьми. О направленности агитационных мероприятий РЖФД дает представление перечень докладов, с которыми выступали члены движения. Лишь за 1936 г. на различных собраниях, праздниках, днях протеста и в радиопередачах были освещены следующие темы: «Трагедия Русской женщины по советской литературе» (докладчик - В.Е.Абаимова), «Наши задачи», «О Петре Великом», «Русская женщина в СССР и за рубежом», «Татья-нин день и Русская женщина», «Долг Русской женщина» (Е.Г.Охотина), «Что мы несем Русской женщине (Рожнатовская), «Положение Русской женщины в СССР и за рубежом», «О долге Русской женщины» (Василенко), «Коммунистический быт и фашистский быт в будущей России» (Лагунова) и др. [7, c.172].

Яркими образцами внешкольной образовательной работы РЖФД являлись театрализованные спектакли, концерты, декламации стихов, написанных членами Движения. Активистки РЖФД проводили балы, вечера отдыха. Особой популярностью пользовались театральные постановки – ставились пьесы агитационного характера, например А.В. Раминой «Одна из многих» о тайной работе фашисток в СССР и жертвенности русской женщины; «живые картины», например - «Прошлое, настоящее и будущее» - о жизни женщины до революции, после революции и в будущем фашистском государстве. Средства, вырученные от различных мероприятий передавались в Фонд Противокоммунистической Борьбы, созданный ВФП. Для его пополнения проводились даже т.н. «голодные дни» - отказ раз в месяц от обеда, стоимость которого отчислялась в кассу Фонда.

При РЖФД были организованы курсы кройки и шитья, курсы рукоделий, а также сестер милосердия. Последние были открыты в Харбине при Русском клубе 15 октября 1936 г. После прохождения бесплатного теоретического курса под руководством д-ра Слободина, будущие сестры милосердия проходили медицинскую практику. Она осуществлялась под наблюдением опытных врачей в больнице, памяти д-ра Казем-Бека.

К молодежным организациям, осуществляющим широкую внешкольную работы, следует отнести «Союз юных фашисток-авангардисток» (СЮФ-авангардисток) и «Союз юных фашистов-авангардистов» (СЮФ).

СЮФ был учрежден в апреле1934 г. для подростков 10 до 16 лет. СЮФ-авангардисток возглавлялся супругой бывшего первого председателя БРЭМ М.А. Рычковой, в дореволюционное время руководившей лучшими детскими садами Москвы. В феврале 1941 г. «Союз юных авангардисток» был переименован в «Союз русских девушек».

Занятия с авангардистками проводились: зимой – раз в неделю, летом – через день. Каждый сбор начинался молитвой, гимном, заповедями, а затем – беседа – лекция под национальным флагом. Содержание бесед включали: молитвы, изучение Евангелия и истории православной церкви, русской истории и культуры, изучение биографий Великих русских людей. В поисках нравственных опор члены организации обращались к истории Родины, ее культурному богатству. Поэтому не случайно на проводимые Союзом вечера приглашались поэты: Ольга Скопиченко, Николай Светлов, Лариса Андерсен, которые читали свои стихотворения: «Путь изгнанника» (О. Скопиченко), «Сторукая», выступала на вечерах известная пианистка Олимпиада Колчина.

Родиноведение дополнялось масоноведением, иудоведением и критикой советского государства. Вслед за критикой марксизма шло ознакомление с фашизмом. Лучшие ученицы в школе и в организации получали звание «авангардистки-отлични-цы» и, в качестве знака отличия - национальную ленту. Отличник какой-либо специальности, кроме того, получал «знак специальности». В июле-августе 1936 г. был организован новый район СЮФ-авангардисток в Старом Харбине под руководством Н. Невзоровой [8, c.174].

Аналогичным образом была построена программа занятий членов «Авангарда» (учрежден 28.06.1934 г), возглавляемого Прокофьевым, но с уклоном в сторону военизации: спорт, строй, военные занятия. Русская история и биографии Великих русских людей давались в аспекте культа мужественности, а в истории русской культуры центральное место уделялось истории и подвигам Российской Императорской Армии.

«Союз фашистских крошек» (СФК) – для детей от 3 до 10 лет (учрежден 10.05.1934 г.). Возглавлялся, сначала З.Г. Булычевой, при активной помощи Грудинской и Эль, а затем «бабушкой революции», как ее называли, Н.К. Пац-Памарнацкой. Занятия в Союзе проводились: летом – каждый день, зимой – 1 раз в неделю, чтобы не помешать школьным занятиям. Воспитательная программа включала ознакомление с молитвами, начальные сведения из Закона Божьего и русской истории, общее представление о Родине, беседы на темы: кто такие коммунисты, почему мы в эмиграции, кто и как борется с большевизмом. Кроме того, крошки учили русские песни, стихи и т.д.

За успехи в занятиях «крошкам» присваивалось звание «крошки-всезнайки» с награждением знаком отличия - национальной ленточкой. В 1938 г. к празднику Св. Ольги была напечатана типографским способом однодневная газета «Крошка». В ней были опубликованы заповеди и обычаи крошек. Заповеди состояли из шести пунктов:

1. Крошка фашистка верит в Бога;

2. Крошка фашистка любит Россию;

3. Крошка фашистка почитает Родителей;

4. Крошка фашистка уважает труд;

5. Долой коммунистов;

6. Слава России! [8, c. 174-175].

Обычаи крошек включали положения:

«Союз фашистской молодежи» (СФМ) был организован в 1936 г. и возглавлялся И.Н. Дунаевым, у которого был многолетний опыт работы в воспитательных органах. Его заместителем являлся Ю.Е. Витвицкий. В Союз автоматически зачислялись все члены ВФП от 16 до 25 лет, оставаясь в то же время в соответствующих организациях ВФП. Работа СФМ проводилась через районные кружки, создаваемые при всех организациях партии. Регулярно проводились лекции, собрания и вечера кружком, выпускались настенные газеты «Дальний Зов», ставились пьесы, организовывалась декламация стихов и пение русских песен.

Союз разделялся на младшую и старшую группы с различными воспитательными программами. Каждая группа в свою очередь имела две степени: юных фашистов и фашисток; авангардистов и авангардисток (для перехода из степени в степень сдавались экзамены).

Для всех групп разрабатывались специальные таблицы и инструкции, направляющие работу в организациях, и утверждаемые главой ВФП. Например: «Что должна знать авангардистка младшей группы», «Что должна знать юная фашистка младшей группы» и т.п. Успешно, сдавшие 2-ю ступень норм СФМ зачислялись в фашистскую Академию имени П.А. Столыпина.

К 1937 г. филиалы СФМ были открыты не только при Харбинском отделе (руководитель С.В. Сумбатов, врач – д-р А.Ф. Приходько), но и в других местах. Например, при Тяньцзинском отделе в октябре 1937 г. При нем были организованы культурно-просветительный, драматический и философский кружки, а также школы кройки и шитья и изучения языков. Важнейшими секциями СФМ значились политическая и военная»'«. 12.04.1939 г. возник Антикоммунистический союз молодежи, также ставший резервом пополнения рядов РФС [8, c.179].

Для общеобразовательных целей русской эмиграции, в первую очередь для их политического воспитания в сентябре 1936 г. в Центральном русском клубе была открыта читальня агитационно-пропагандного отдела ВФП. Кроме фашистской литературы в читальне имелись русские газеты, издававшиеся в разных странах, газеты и журналы на польском, сербском, болгарском, французском, немецком, норвежском, датском, литовском, английском, японском, маньчжурском, чешском, бельгийском и др. языках. Вход в читальню был открыт для каждого желающего, причем – бесплатно.

Все формы и виды воспитательной работы, которая организовывалась общественными объединениями фашисткой направленности, выстраивались в тесной связи с православным религиозным воспитанием.

Значительное место в религиозном воспитании соратников отводилось устной пропаганде, организации различных собраний и лекций на религиозные темы.

Анализ материалов о политических организациях русской эмиграции (в том числе фашистского толка и др.) показывает, что внешкольное образование занимало значительное место в их деятельности.

Более того, следует говорить о том, что в целях политического просвещения и агитации внешкольное образование, проводимое политическими партиями в российском зарубежье, использовало весь арсенал средств педагогического воздействия – применялись как индивидуальные, так и групповые (массовые) формы педагогической работы.

Применялись такие формы мероприятий внешкольного образования как лекция, клубный вечер, беседа, диспут, праздничный вечер, концерт, театральный спектакль, киносеанс, занятие в кружке и т.д.

Внешкольное образование охватывало как сферу свободного времени в рабочие дни (вечернее время или время свободное от учебных занятий), так и выходные и праздники. Особую организацию внешкольное образование получало в дни летних каникул и отпусков (летние лагеря, спортивные площадки и др.).

Различия в политических позициях тех или иных организаций самым прямым образом затрагивало содержание воспитательной работы – определяло тематику лекций, дискуссий и др., а также внешние атрибуты, отличающие данные организации друг от друга (форма, символика, варианты приветствий и др.). Однако формы и средства внешкольного образования оставались неизменными и практически совпадают во всех организациях.

В этом смысле внешкольное образование, осуществлявшееся политическими организациями русского зарубежья самым прямым образом «зеркализировало» политико-просветительную работу в СССР, где также использовались традиционные формы и средства внешкольного образования, но имелась другая идеологическая доминанта.