logo
СКР за рубежом-уч

1.3. Европейский досуг хvii-хviii вв.

В этот период в Европе складываются почти аналогич­ные современным формы досуга. Считается, что клубы возникли в конце XVI в. в Англии. Но они в ту пору еще не стали образом жизни сословий, классов.

В образ жизни аристократов (а только они имели право и средства на объединение в клубы) клубы устойчиво входят в XVIII в. На манер английских устраивали подоб­ные заведения для общественного досуга аристократы других западноевропейских стран. В период Великой фран­цузской революции в условиях сословного равенства образовывались клубы разных сословий, но партийно-политическая доминанта в их деятельности не позволяет причислить их к формам социализированного досуга.

XVII в. - век салонов, досуговая жизнь аристократов главным образом сосредоточивается в салонах. Что такое салон?! Незаурядные или просто богатые люди желали ок­ружить себя ради общественного признания наиболее ин­тересными людьми: политиками, военачальниками, учены­ми, литераторами, музыкантами и т.п., собирающимися у них по определенным дням. Общение, угощение, чтение пьес, романов, стихов, исполнение музыкальных произве­дений – вот основное содержание салонных вечеров.

Следует сказать о деграда­ции праздничных форм социализированного досуга.

  1. Урбанизация и индустриализация разрушили традиционные сообщества (сельские, ремесленные, сословные) с их устоявшимся образом жизни, в том числе досуга. Удельный вес сельского населения – основного носителя праздничных традиций – уменьшается, сельские праздники «тускнеют» и «съеживаются». В городах, куда стекаются представители различных региональных и этнических культур, ни у одной из которых недостаточно сил для утверждения своего приоритета и традиций, люди оказываются анонимными и безликими, как муравьи. Я уже упоминал о численно значительной части горожан XVIII–XIX вв. – пролетариях с присущей им безнормностью (аномией). Впрочем, это свойственно и современным новым городам, образующимся вокруг гигантского градообразующего производства (Набережные Челны, Тольятти и т.п.).

  2. И названное выше обстоятельство, и рост образования разрушают традиционно-мифологическое народное сознание. На смену эмоциям, вере в мистику, чудеса, магию, иллюзию, религиозные и прочие мифы приходит проза рассудочности, прагматизма, буржуазной (копеечно-центовой) целесообразности. Традиционный сельский праздник в сознании новых поколений видится как наивная детская игра, которую забавно наблюдать, но нельзя воспринимать всерьез. А без этой наивной веры в выдуманную реальность праздник невозможен. Останутся театр и зрелище. Именно в этом направлении трансформируется часть традиционных народных местных праздников. Впрочем, любителей поиграть в этот театр (не бескорыстно) и любителей посмотреть его (не бесплатно) пока достаточно. Это положительный фактор сохранения традиционных форм народной культуры в изменившихся социально-психологических условиях.

  3. В малых городах люди были более знакомы, структурированы, их отношения – более открытыми. Махалля в кавказских и среднеазиатских городах, как и итальянский квартал (в фильмах неореализма), уходят в прошлое, уступая место нарастающему отчуждению с его стандартно-улыбчивым равнодушием. Общенародный праздник, слегка и ненадолго сверкнув публичностью, уходит в частный быт. Тяжелая, машинизированная, непрерывная производственная жизнь города пугает его.

4. На смену празднику как социально-художественной самодеятельности населения приходит его эмоциональный суррогат – индустрия зрелищ. Нет нужды расходовать свои нервные клетки, проявлять выдумку и изобре­тательность, чтобы скрасить будни жизни; за вас все сде­лают специалисты зрелищного дела. Специалисты тор­говли придумают и хорошо упакуют подарки для любой имущественной категории населения, для представите­лей всех возрастов и полов. Особенно отчетливо эта тен­денция проявляется в судьбе досуговой художественной самодеятельности: нет нужды своим трудом творить необходимую для человека эстетическую среду. Она столь назойливо звучит и мельтешит со всех сторон, что не ос­тавляет возможности растерянному от нее субъекту оста­новиться, оглянуться, поразмышлять. Уходят иллюзия и мечта, помогавшие пережить самое тяжелое лихолетье.

5. Власть имущие вполне сознательно эксплуатируют потребность людей в празднике в своих корыстных инте­ресах, творят суррогаты праздника (порой по сногсши­бательно нелепым поводам вроде Дня независимости Татарстана или России).

О принципах и схеме официальных праздников речь пойдет ниже. А сейчас вернемся в Европу конца XVIII в.