3.3. Общественные организации социальных меньшинств сша
Значительные миграции XX века оказывают на культурный облик многих стран колоссальное влияние. Именно поэтому те государства, которые допускают миграционные потоки, получают не только дешевую рабочую силу, но и значительные проблемы этнокультурного порядка. Этот парадокс сочетания перечисленных тенденций этнокультурной ситуации сегодняшнего дня можно найти на всех континентах. Большинство современных государств переходит к широкомасштабному общению в рамках не только отдельных стран, но и всего мирового сообщества.
Мир «все более диаспоризуется: увеличиваются в размерах и пропорциях старые диаспоры, появляются новые, которые еще несколько лет (или десятков лет) тому назад никто и вообразить себе не мог… этнические диаспоры, как практически любые, в том числе и самые древние – почти всегда следствие неблагополучия народа на своей родине, этнических конфликтов, войн, экономического упадка, голода и прочих бедствий» [3].
Как отмечает А.И. Арнольдов «глобальная культура – это особая форма человеческого общения, информационного обмена. Она – замечательный сплав, вбирающий в себя все ценное из опыта народов земли. В то же время она – поле диалога культур. Непременное условие ее развития – равноправие культур, содержательное взаимодействие и взаимообогащение различных национальных культур между собой и универсальной культурой» [1, с.18].
Сфера деятельности общественных организаций стран Запада обширна и разнообразна. Их деятельность по своей сути представляет собой одну из разновидностей социальной работы. Социальная работа – это организация личностной, общественной и государственной помощи людям. Она основана на альтруизме и направлена на оказание необходимой поддержки людям, когда они попадают в стрессовые ситуации, связанные с потерей близкого человека, стихийными бедствиями, полной или частичной утратой трудоспособности, душевным срывом, безработицей, принятием жизненно важных решений. Авторы учебного пособия «Основы социально-культурной деятельности» Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников определяют цели социальной работы следующим образом:
а) забота социального работника об увеличении самостоятельности своих подопечных, развитии у них способности контролировать свои действия и более эффективно решать возникающие проблемы;
б) поиски индивидуального и по-своему уникального подхода к каждому человеку и к каждой семье в современных условиях, направленного на удовлетворение их экономических, духовных, досуговых интересов и потребностей;
в) создание условий, благоприятной досуговой среды, которая помогла бы каждому человеку - ребенку, подростку, взрослому, несмотря на ту или иную экстремальную ситуацию, жизненный кризис, душевный срыв, сохранить равновесие, чувство собственного достоинства, физические силы, познавательную и творческую активность (7,с.6).
В данном подходе четко прослеживается гуманистическая аксиологическая основа современного взгляда на гражданское общество. Что же касается общественных организаций этнических групп, то кроме социальной направленности в их функционировании отчетливо представлен и разнообразный спектр культурно-досуговый деятельности.
Культурно-досуговая деятельность является неотъемлемой составной частью гражданского общества. Досуговые образо-вания по своей природе являются «непрерывно разви-вающимися структурами. Они не могут быть статичными и неизменными. Их динамика представляет собой непрерывный процесс перехода от прошлого к настоящему, от настоящего к будущему. Это состояние формируется и поддерживается как внутренними закономерностями развития культурно-досуговой деятельности, так и общими закономерностями развития культуры общества и мировой цивилизации в целом» (8,с.4).
Одной из насущных проблем является проблема интеграции иммигрантов в американское общество. Практически все организации этнических групп посвящают свою деятельность (или ее часть) проблемам адаптации новых волн иммиграции в общество. Здесь существует две основные проблемы – гражданская (осознание новоприбывшими своей принадлежности к стране в качестве ее полноправных граждан) и социально-культурная (преодоление культурных различий, включая язык, традиции, привычный образ жизни и т.д.). Другие проблемы иммигрантов (правовые, экономические, социальные) находятся в «ведении» других структур, хотя общественные объединения этнических групп в определенной степени работают и в этих направлениях.
Попадая в новое культурное окружение, человек оказывается в ситуации, когда привычные способы и нормы поведения становятся неприемлемыми или, по крайней мере, непривычными для окружающих. Сторонники инструментального подхода к межкультурной коммуникации сформулировали теорию, согласно которой процесс «вживания» в чужую культуру подобен «у-кривой» (u-curve). С точки зрения психологического, эмоционального настроя и адекватного поведения в случае контакта человека с новой культурой его реакция изменяется волнообразно, повторяя очертания английской буквы «u». Она имеет три фазы: подъем, спад, новый подъем.
Первая фаза кривой, или «медовый месяц»,- это период знакомства с новой культурой, ее достижениями и отдельными представителями, когда человек обычно полон оптимизма и ожидания хороших перспектив на будущее. Однако за ним следует период крушения всех надежд, когда положительный эмоциональный настрой сменяется депрессией и смятением. Этот период получил название «культурного шока». Шок возникает, прежде всего, в эмоциональной сфере, однако главную роль играют такие факторы, как неприятие чуждых ценностей, новых обычаев, стиля поведения и общения, темпа жизни, изменений в материальной инфраструктуре общества. Третья фаза характеризуется реалистической оценкой ситуации, адекватным пониманием происходящего, осознанием воз-можностей эффективно добиваться собственных целей. Иногда третья фаза может иметь и негативный характер, выра-жающийся в полном отторжении жизненных устоев «новой» культуры. Но даже если процесс вхождения в новую культуру проходит по своему обычному руслу, психологическая нагрузка всегда бывает достаточно велика. Стресс, вызванный «культурным шоком», разрывом с родиной, родными, друзьями и соотечественниками, и одновременно необходимость включения в социальные связи в новой культуре тяжело, долго и болезненно переживается многими иммигрантами. Именно поэтому большинство этнических общественных организаций посвятили свою деятельность проблемам интеграции членов этнических групп в социально-культурный контекст принимающего общества.
В этой связи можно выделить функции культуры, которые играют определяющую роль в деятельности общественного объединения:
а) познавательная; б) сигникативная; в) целеполагания; г) нормативная; д) поддержание преемственности (этнической традиции).
Однако следует учитывать, что каждый элемент и компонент культуры может выполнять разные функции, а вместе с тем далеко не все важные функции вошли в это перечисление.
В структуре духовного производства обычно выделяют такие основные функции как:
а) производство новых знаний, норм, ценностей, ориентаций и значений;
б) накопление, хранение и распространение (трансляция) новых знаний, норм, ценностей и значений;
в) воспроизводство духовного процесса через поддержание его преемственности;
г) коммуникативная функция, обеспечивающая знаковое взаимодействие между субъектами деятельности, их дифференциацию и единство;
д) социализация общества через создание структуры отношений, опосредованных культурными компонентами;
е) как дополнительная форма социализации выделяется рекреативная, или игровая, культура, действующая в отведенной для нее сфере.
Все они, в большей или меньшей степени, присутствуют в социально-культурной сфере, которая не может быть сведена только к рекреации, а включает в себя весь спектр культуры общества.
Важным фактором, влияющим на специфику адаптации, структурной интеграции, ассимиляции иммигрантов, а также их потомков, является отношение к тем или иным иммигрантским группам со стороны правящих кругов и властей, различных слоев населения страны реципиента. К тому же отношение к ним может меняться в зависимости как от складывающейся ситуации в принимающей стране или в мире, так и от этнокультурного облика и классового состава (социального престижа) данной иммигрантской группы. Так, например, в 1936-1939 годы. На экранах кинотеатров США под девизом «Америка иммигрантов» демонстрировались художественные фильмы, а также осуществлялась поддержанная Ф. Рузвельтом программа, которая состояла из 26 драматических радиопередач о вкладе различных этнических групп в экономическое, социальное и политическое развитие Америки [13, с.568-569]. Еще в 1924 году американский философ Хорес Каллен выдвинул концепцию (и ввел термин) «культурного плюрализма», согласно которой здоровое общество может состоять из различных по этническому происхождению групп, гордящихся своим культурным наследием и разнообразием [16]. С тех пор идея поликультурного общества получила признание во всем мире. Этнические группы, оказавшиеся, в силу разных причин, вдали от основной части этноса находятся в сложных социально-культурных и психологических условиях. Они должны влиться в новое общество, обладающее культурой, зачастую совсем непохожей на их собственную. Однако сложившаяся во многих странах система социальной работы среди иммигрантов и повышения их образовательного и профессионального уровня, а также многочисленные неком-мерческие организации, опирающиеся на помощь волонтеров, значительно облегчает процесс вхождения в «новую жизнь». Существует два основных направления деятельности таких организаций: курс на интеграцию с принимающим обществом и курс на сохранение этнической культуры и передачу ее подрастающим поколениям. Следует отметить, что последние годы существует устойчивая тенденция к сочетанию этих направлений работы.
Этнические меньшинства США, проживающие уже не одно столетие на территории страны, не могут, конечно, считаться иммигрантами. Они полностью «осели» в Америке, здесь родилось, выросло и состарилось не одно поколение. Все они считают ее своей родиной. Речь, прежде всего, идет об афро-американцах, привезенных на континент еще во времена рабства и ставших неотъемлемой частью населения США. Принято считать, что негритянские сообщества продуктивны в образовании всякого рода организаций, начиная от прогрессивных политических движений за права черного населения и кончая преступными группировками. Тем не менее, афро-американцев нельзя считать неким инородным элементом американской жизни, и в этой связи необходимо рассмотреть не столько этнические организации негров (тем более, что они этнически неоднородны, но культурно близки), а их участие в деятельности институциональных общественных организаций регионального уровня, но непосредственно связанных с более крупными социальными структурами и всем обществом в целом.
Проблемы этнических групп неоднократно исследовались американскими учеными. По мнению американских антропологов существует ряд социальных групп, которые не принимали активного участия ни в работе общественных организаций, ни в социально-политической жизни общества в целом. К ним, например, относятся расовые меньшинства, которым в силу ряда исторических причин (расовой дискриминации и запретов на определенные виды деятельности) создавали искусственные барьеры, препятствовавшие их социальной активности [15,19]. Общественные организации (например, сельские клубы, организации социальной помощи и братства) также проводили политику эксклюзивного членства. В то же время афро-американцев старались привлечь в конфессиональные общины, в организации по месту жительства (которые выступали естественно как чисто афро-американские сообщества) и воскресные школы [17]. Барьеры для формального участия чернокожего населения в общественных организациях значительно снизились со времени принятия законодательного акта 1964 года о гражданских правах, который запретил дискриминацию цветного населения во всех сферах общественной жизни.
Выводы, полученные в результате многих исследований, привели к созданию так называемой «гипотезы изоляции» (“isolation hypothesis”). Эта гипотеза заключается в том, что именно из-за отстранения негров от общественной жизни так низка их социально-политическая активность [11,20,22]. Согласно другой точке зрения общественные организации должны формироваться по этническому принципу. Эта концепция получила название «перспективность этнического сообщества» (“ethnic community perspective”). Она содержит идею о том, что высокий уровень расового и этнического самосознания зависит от участия в общественных объединениях и ведет к гражданской и социальной активности этнических меньшинств [14,21]. Выводы этих работ, однако, не затронули такого важного момента как разграничение зависимости уровня вовлеченности этнического большинства и этнических меньшинств в работу общественных организаций от вида этих организаций и проблемы консолидации всего общества в целом.
Жизнь показала, что в последние 30 лет ХХ века уровень участия негритянского населения в общественных организациях (в том числе и этнокультурного плана) сильно возрос. Это произошло по двум причинам. Во-первых, негритянские сообщества появились как результат движения за гражданские права негров. Это и привело к росту их участия в работе в общественных организациях [21]. Во-вторых, юридические барьеры и сегрегация, уничтоженные новым законодательством 1960-х, открыли двери негритянскому населению во многие сферы общественной жизни. А так как дискриминация наиболее сильно проявилась при принятии в такие сообщества как сельские клубы и братства (fraternal organizations), то большой заслугой С. Майнер и С Толней явилось создание классификации организаций в зависимости от уровня их доступности для этнических меньшинств, подвергавшихся дискриминации.
Подход к этой классификации основывается на «теории возрастной стратификации». Согласно последней, на возникновение каждой группы влияют исторические силы и события определенного периода истории. В свою очередь, исторический опыт оказывает влияние на социальные роли и жизнь каждой группы. Этнические группы могут испытывать различный опыт в зависимости от стратификационных характеристик, таких, как раса, этнос и пол. Социальные перемены, происходящие в обществе, могут изменять влияние этих характеристик и создавать новую основу для социального поведения. В результате, в случае социальных перемен, каждая новое поколение группы может жить в социально-культурном окружении, отличном от жизни предыдущих поколений группы. Например, расовые меньшинства исторически были отстранены от многих видов деятельности, желательной для большинства из них. Хотя формальные и неформальные барьеры для участия негров в ряде организаций до сих пор существуют (несмотря на новое законодательство), группы, ранее исключенные из общественной деятельности, получили больший доступ во многие ранее закрытые для них организации
Изучив волонтерские организации трех категорий: клубы социальной помощи, профессиональные группы и объединения по месту жительства С. Майнер и С. Толней пришли к следующим выводам:
1)расовые различия для членов таких организаций имеют большее значение в том случае, если это представители старших возрастных групп (влияние пережитков времен расизма);
2) расовые различия проявляются до сих пор более рельефно в тех организациях (например, социальной помощи и профессиональных), где ограничительные барьеры для членства во времена расовой дискриминации были значительнее.
Однако для молодежи, участвующей в работе общественных организаций социальной поддержки и профессиональных объединений, расовые различия не имеют особого значения, тогда как представители старших возрастных групп редко принимают участие в работе таких объединений. Все это, считают американские ученые, указывает на пережитки времен расовой дискриминации, когда формирование любых объединений происходило по этническому и расовому принципу [18, р.241-248].
Авторы изучили зависимость участия людей в деятельности волонтерских организаций от возраста и расы, но пришли также к выводу, что большую роль в этом играют и другие факторы стратификации, такие как, например, пол, класс, этнос, которые могли бы помочь определить причины, приводящие людей в волонтерские организации.
Систематизируя деятельность общественных организаций этнических групп как социально-культурных феноменов за рубежом, следует отметить, что сферы их деятельности затрагивают:
- решение проблем правового, экономического, социального и культурного плана для новоприбывших иммигрантов;
- обучение этнической культуре принимающей страны иммигрантов (как детей, так и взрослых);
- сохранение, трансформацию и поддержание образа жизни в культурной традиции этноса для постоянно проживающих в инокультурном окружении;
- функционирование всех форм деятельности этно-конфессиональных общин;
- снятие психологических проблем, вызванных этнической или расовой дискриминацией;
- осуществление благотворительных целей;
- разработку технологий и организацию молодежного досуга;
- пропаганду здорового образа жизни, профилактику и лечение различного рода зависимостей;
- разнообразие форм проведения досуга (в семье, по месту жительства, по профессиональной принадлежности, по вероисповеданию, по возрастному принципу, по интересам и др.);
- многообразные программы университетов, рассчитанные на помощь в получении среднего и высшего образования;
- работу с иммигрантами и этническими меньшинствами по воспитанию (через участие в работе общественных организаций) активной жизненной позиции и вовлечению их в политическую и социально-культурную жизни общества.
И все же одной из отличительных тенденций деятельности общественных организаций этнических групп последних лет следует считать курс на холизм, который для этого вида социально-культурной сферы – это создание поликультурного пространства путем воспитания кросс-культурной грамотности и толерантности.
Последние десятилетия во всем мире закономерно стали временем переосмысления, подведения итогов, многочисленных попыток дать определение многоликой, противоречивой реальности и человека в ней. Эта переломная эпоха связана с бурным развитием различных теорий, занятых преимуществен-но переосмыслением проблемы разнообразия и различия, множественности культур и бытия. Этот сложный культурный сдвиг современности поднимает на свет глобальный аспект проблемы разнообразия, связанного с динамикой культурных процессов в мировом масштабе, отказом от универсальных антиномий, созданием новой модели мира, разграничением видимости единства отдельных культур, размыванием границ между различными национальными традициями и переосмыслением самого этого понятия. При этом интегра-ционные межкультурные тенденции и глобализация выступают на равных с процессами локализации.
Будущее покажет дальнейшую судьбу идей поликультурности, но верится, что она перейдет в сферу культурной теории и практики, станет органичной частью и особым пространством схождения переосмысленных этнических, национальных и мировых традиций.
Вопросы для самоконтроля:
-
Цели социальной работы общественных организаций стран Запада.
-
Инструментальный подход к новому культурному окружению человека.
-
Основные функции духовного производства.
-
Деятельность волонтерских организаций в общественной жизни.
Список рекомендуемой литературы:
1. Арнольдов А.И. Культура: современный портрет. – М.: МГУК, 1997. – 30 с.
2. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. – М., 1989.
3. Арутюнов С.А. Диаспора – это процесс // этнографическое обозрение.-2000. - №2. – с.74-78.
4. Взаимодействие культур запада и востока. – М., 1987.
5. Иконникова Н.К. Механизмы межкультурного восприятия // социологические исследования. – 1995. - №8.
6. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности. Учеб. пособ. – М.: МГИК, 1993.- 164 с.
7. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учеб. пособ. - М.: Изд-во МГУК, 1995. – с. 6.
8. Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под науч. Ред. А.Д. Жаркова и В.М. Чижикова. – М.: МГУК, 1998. – с. 4.
9. Курьер Юнеско: Антология. – М., 1990.
10. Ожиганова А.А. Ауровиль – «живая утопия» наших дней // Этнографическое обозрение. – 1993. - №4.
11. Babchuk, n., & thompson, r. V. Voluntary associations of negroes. // Аmerican sociological review, 1969. - vol. 27, 647-655.
12. Bensimon, estela m., & tierney, william g. Shaping the multicultural campus: strategies for administrators. The college board, 1992-1993. - № 166. - p. 4-7, 30, 340-345.
13. Davie m. World immigration. – n.y., 1946.
14. Ellison, c.g., & london, b. The social and political participation of black americans: compensatory and ethnic community perspectives revisited. Social forces, 1970. - p.681-701.
15. Farley, r., & allen, w. R. The color line and the quality of life in america. - new york: russell sage foundation, 1987.
16. Kallen h. Culture and democracy in the united states. Studies in the group psychology of the american people. – n.y., 1924.
17. Milburnn. G., & bowman, p j. Neighborhood life. / in j. S. Jackson (ed.) // life in black america. - newbury park, ca: sage publications, 1991. - p. 31-45.
18. Miner s., tolnay s. Barriers to voluntary organizations membership: an examination of race and cohort differences // the journals of gerontology. Psychological sciences and social sciences. - series b. – washington, 1998 (sep.). – vol.53b. – issue 5. - p.241-248.
19. Miner, s. Informal and formal spheres of social interaction and support by race: an analysis of interdependencies and compensations in later life. - doctoral dissertation, university of albany. – ny: ann arbor, mi: umi publishers, 1993.
20. Myrdal, g., sterner, g., & rose, a. An american dilemma. - new york: harper, 1944.
21. Olsen, m. E. Social and political participation of blacks // american sociological review, 1970. - p. 497-682.
22. Orum, a. M. A reappraisal of the social and political participation of negroes // american journal of sociology, 1966. – p. 72, 32-46.
23. Riley, m. W. Age strata in social systems. / in h. Binstock & e. Shanas (eds.) // handbook of aging and the social sciences (2nd ed.). - new york: van nostrand reinhold, 1985. – p. 369-411.
24. Riley, m. W., foner, a., & waring, j. Sociology of age // handbook of sociology n.y.: smelser (ed.) Publications, 1988. – p. 243-290.
- Содержание
- Введение
- Вопросы для самоконтроля:
- 1.2. Особенности организации и проведения праздников в европе в средние века
- Вопросы для самоконтроля:
- 1.3. Европейский досуг хvii-хviii вв.
- Вопросы для самоконтроля:
- 1.4. Праздники великой французской революции
- Вопросы для самоконтроля:
- Список рекомендуемой литературы:
- 1.5. Внешкольное образование русского зарубежья
- Вопросы для самоконтроля:
- Список рекомендуемой литературы:
- 1.6. Деятельность педагогических учреждений русской эмиграции по внешкольному образованию
- Русские народные библиотеки и читальни. Неотъемлемая часть внешкольного образовательного пространства русского зарубежья – русские народные библиотеки и читальни.
- Музеи и коллекционные собрания. Создание и сохранение музейных собраний является одним из самых слабо изученных аспектов культурной деятельности российских эмигрантов.
- Вопросы для самоконтроля:
- Список рекомендуемой литературы:
- Национальная Организация русских скаутов. Национальная Организация русских скаутов также отражала политические установки умеренно правого и правоцентристского толка.
- Вопросы для самоконтроля:
- Список рекомендуемой литературы:
- Глава 2.
- Вопросы для самоконтроля:
- Список рекомендуемой литературы:
- 2.2. Детские лагеря как эффективная форма организации досуга детей и подростков за рубежом
- 1. Образование вне стен школы.
- Вопросы для самоконтроля:
- Список рекомендуемой литературы:
- Организация досуга молодежи за рубежом
- Вопросы для самоконтроля:
- Список рекомендуемой литературы:
- Культурно-досуговая деятельность: Учебник /Под ред. Академика раен а.Д. Жаркова и профессора в.М. Чижикова. – м.: мгук, 1998.
- 2.4. Социально-культурная деятельность подростков и молодежи в странах центральной европы, скандинавии и японии
- Вопросы для самоконтроля:
- Список рекомендуемой литературы:
- 2.5 Институты гражданского общества как субъекты формирования ценностей подрастающего поколения в сша
- Социально-культурная деятельность молодежных организации по формированию ценностей подрастающего поколения
- Социально-культурные технологии используемые в деятельности молодежных организаций
- Особенности организации социальной работы в странах британского содружества
- Вопросы для самоконтроля:
- Список рекомендуемой литературы:
- 2.7. Социально-культурная работа с людьми пожилого возраста
- Вопросы для самоконтроля:
- Список рекомендуемой литературы:
- Глава 3.
- 3.1. Специфика деятельности парков по организации досуга
- Вопросы для самоконтроля:
- Список рекомендуемой литературы:
- 3.3. Общественные организации социальных меньшинств сша
- 3.4. Социально-культурная деятельность религиозных организаций
- Вопросы для самоконтроля:
- Список рекомендуемой литературы:
- 3.5. Зарубежный опыт организации музыкально-эстетического воспитания подростков
- Вопросы для самоконтроля:
- Вопросы для самоконтроля:
- Список рекомендуемой литературы:
- Социально-культурная работа за рубежом