Русские народные библиотеки и читальни. Неотъемлемая часть внешкольного образовательного пространства русского зарубежья – русские народные библиотеки и читальни.
Учреждение библиотек и общее руководство их деятельностью не подчинялось единым правилам. В большинстве случае их учреждением занимались Земгор и Всероссийский Союз городов, а к финансированию привлекались правительства страны проживания.
В комплектовании библиотек приняли участие иностранные благотворительные организации, иностранные библиотеки, частные лица. Русские библиотеки и читальни существовали как самостоятельно, так и в составе "Русских Домов". Основная цель русских библиотек заключалась в распространении национальной культуры и образования в российском зарубежье.
И.Н. Сапожникова, выступая на библиотечной секции Первого Зарубежного съезда по внешкольному образованию, так охарактеризовала формы и методы сотрудничества библиотеки и читателя:
«I. Специальные виды культурно-просветительной работы в эмигрантских библиотеках сводятся к двум: борьба с денационализацией и практическая помощь эмигранту.
Первая достигается путем создания определенного ядра библиотеки. Состоящего из книг, иллюстрирующих достижения русской культуры.
Вторая – путем концентрирования в библиотеке всевозможного справочного материала.
II. Если сотрудничество библиотекаря и читателя желательно во всякой библиотечной работе, то в условиях эмигрантской жизни это сотрудничество является особенно ценным. Т.к. с одной стороны социально воспитывает читателя, с другой стороны может служить реальной помощью библиотекаря».
Во внешкольной библиотечной работе русского зарубежья апробировались все новации библиотечного дела – внедрялась десятичная система классификации, оптимизировалась способы доставки книги к читателю, проводилась целенаправленная работа по формированию полноты книжных собраний.
Анализируя современное состояние библиотечного дела, С.И. Гессен отметил, что «меняется самая психология библиотекаря: классический тип старого библиотека как custos'a, т.е. простого сторожа вверенных ему книжных богатств, смотрящего на читателя как на своего личного врага, становится все более и более анахронизмом».
«Хорошим тоном библиотечной работы становится предупредительное отношение и посильное удовлетворение всех требования читателей, особенно новичков, без вхождения в рассмотрение вопроса о важности и даже основательности требования. Этим процессом приближения книги к читателю обусловливается и вся материальная сторона библиотечного дела – развитие техники хранения, выдачи, инвентаризации и каталогизации книг, чрезвычайно усложнившейся в настоящее время, превратившейся почти что в особую техническую науку. Развитие современной библиотеки можно уподобить развитию железной дороги, непрерывно увеличивающей свою пропускную способность и скорость движения, все точнее согласующей свое расписание с расписанием соседних путей сообщения и все более упрощающей условия пользования ею со стороны пассажиров». [5, с.218-219]
Эти тенденции в развитии библиотечного дела в условиях эмиграции помогли поставить его на современный уровень, привлечь читателей, превратить библиотеки в настоящие центры образования и культуры.
Судя по систематизированным данным, приведенным в работе В.А. Сухачевой, величина фондов библиотек русского зарубежья сильно различалась. В Европейских странах «существовали библиотеки, имеющие всего 1000 книг, как Пушкинская библиотека-читальня в Софии. Библиотека «Русского Очага» в Праге насчитывала в своем составе 5176 томов. Фонд русской публичной библиотеки при «Русском Доме» в Белграде состоял из более чем 60000 книг. Наиболее крупной по величине фонда являлась Русская библиотека им. И.С. Тургенева в Париже, насчитывающая к 1940 г. более 100000 томов». [13, с.169]
Фонды русских библиотек интенсивно использовались. Так, Пушкинская библиотека в Софии, несмотря на наличие всего около 1000 книг, имела более 500 читателей.
Библиотеку "Русского Очага" в Праге, имеющую более 5000 томов, посещало в среднем 200 человек.
Широта воспитательных возможностей русской книги была особо отмечена в докладе Л.А. Крезе «Русская книга в Праге», сделанном на заседании библиотечной секции Первого зарубежного съезда по внешкольному образованию: «Русские книгохранилища в Праге по характеру собранных книг и по способу их использования можно разделить на три группы.
Библиотеки-читальни общественного пользования. В эту группу входят следующие библиотеки: Библиотека-читальня Земгора с книжным запасом 35.783 книги), Библиотека Чешско-русской Едноты (6000), библиотека-читальня Русского Очага (5176 кн.) и библиотека Общеказачьего сельскохозяйственного союза (2492 кн.). (Библиотеку "Русского Очага" в Праге, имеющую более 5000 томов, посещало в среднем 200 человек).
Библиотеки учебных пособий и школьные. Библиотека комитета по обеспечению образования русских студентов в ЧСР (39493), Русской реальной гимназии «Земгора» (17896 кн.), Института сел. хоз. кооперации (6740 кн.), Училища железнодорожных техников 2040 кн.) и Авто-школы Земгора (514 кн.). …общий запас в 66683 книги…
Научные и специальные библиотеки. В библиотеках Русского исторического архива (13700 кн.), Экономического кабинета проф. Прокоповича (3520 кн.), Института Изучения России (1000 кн.) и Донского Казачьего Архива (428 кн.) подобраны книги по общественно-политическим вопросам, революционному движению в России, а также о современном, послевоенном состоянии России. В русской религиозной Библиотеке при Методической мисс находятся книги (1520 т.) исключительно религиозно-философского содержания. Всего в научных и специальных библиотеках собрано 20170 книг).
Таким образом, в русских библиотеках г.Праги «путем тщательного подбора и больших усилий (книги дореволюционных изданий на заграничном рынке часто совершенно невозможно найти) был собран большой книжный фонд в 136.304 книги. Фонд значительный и по своему содержанию и по своей величине превосходящий многие публичные библиотеки больших городов. Этот книжный фонд содержит богатое собрание книг по различным отраслям человеческого знания, истории и литературы дает возможность удовлетворять самые разнообразные запросы читателей и оказывает незаменимую помощь в научной работе не только русской эмиграции, но и всем лицам, интересующимся русской культурой, ее историей и ее современным состоянием».
Л.А. Крезе особо подчеркивает, что книжный «фонд не лежал мертвым капиталом. В Библиотеках общего пользования было прочтено с 1921 по 1928 гг. 626195 книг (из них 45% - научных, а остальные беллетристика и литературные журналы); в библиотеках учебных и школьных было не только прочтено. Но проштудировано 242711 научных книг и пособий, а ученых и специальных библиотеках прочтено 15786 книг».
Менее благополучно была обставлена работа русских библиотек в лимитрофных государствах, где преобладало крестьянское русское население, не имевшее высоких образовательных запросов. Так, например, в Литве имелись несколько частных библиотек и две общественные: одна при студенческом объединении в Ковне (Каунас), другая при русском культурно-просветительном обществе в Поневже. Первая из них имела около 3000 томов, работала на частных началах (т.е. взимался залог и плату за чтение), и, тем не менее, эта библиотека работала «с дефицитом, для покрытия которого студентам приходится устраивать вечера и лекции».
Просветительной работой в Латвии в конце 1920-х годов занимались библиотека Русского Клуба в Риге, Литературного Общества в Либаве, Учительского Союза в Двинске, насчитывающая до 15-20.000 томов каждая и обслуживающая читателей – членов этих организаций (за исключением последней, выдающей книги за плату всем желающим), и до 10 частных платных библиотек.
Распространению русского книжного дела за границей способствовали выставки русской книги по всем отраслям знаний (философия, религия, сельское хозяйство, мемуарная литература, учебники, труды по филологии, физике, химии, математике и др.).
Русские Народные университеты. Важным учреждением внешкольного образования являлся Народный университет, русский Народный университет – общеобразовательное высшее учебное заведение просветительного характера, посещение которого не давало никаких формальных прав, но очень много сделало в повышении культурного уровня и знаний русской эмиграции.
В условиях эмиграции Русский Народный Университет явился таким типом внешкольного учреждения, который был адекватен существующим в эмигрантской среде образовательным и научным потребностям. Но, поднимаясь над задачами только «научения», университет становился центром культурных связей между народом русским и народом приютившим его в своей стране. Так перед деятелями внешкольного образования вставал объективная задача превращение Русского Народного Университета в средство культурного сближения между русским и другими народами, среди которых живут русские эмигранты.
Выступая на Первом Зарубежном съезде по внешкольному образованию, профессор Н.М. Могилянский в докладе «О роли задачах народных университетов в эмиграции» так оценил роль и значение этих внешкольных учреждений:
1. Русский народный университет возник на почве стремления к просвещению широких демократических масс населения в значительной мере как выход к свету и науке через преграды, которые часто стоят на путях к школе и широкому просвещению;
2. Русский народный университет направил свою деятельность по двум основным руслам: с одной стороны он создал ряд курсов для содействия общему образованию, возможности усвоить мировоззрение в связи с выводами объективной науки и с другой – он создал курсы систематический практических знаний, полезных для условий житейской борьбы, создания общественного материального положения на основе общеполезного труда;
3. Русский народный университет в эмиграции сохранил эту культурную традицию и является по мере сил и средств, которыми он обладает в различных условиях своего существования в разных странах русского рассеяния, проводником общих идей, имеющих огромное значение в связи с переживаемым историческим моментом».
Не случайно, в Резолюциях Первого Зарубежного съезда по внешкольному образованию отмечено огромное морально-воспитательное значение, которое Русский Народный Университет играет в сфере внешкольного образования эмиграции. На Съезде было признано, что «необходимо направить все усилия к поддержке русских народных университетов и обеспечения их нормальной работы». При этом «указана необходимость приспособлять Русские народные университеты на местах к местным условиям. Желательно устройство при университетах агрономических секций, образования подвижных педагогических музеев и создания в Праге «Центрального информационного Отдела» для осведомления о деятельности всех Зарубежных Русских народных университетов. Осуществление этой задачи поручено Совету Русского Народного Университета в Праге и Русскому Педагогическому Бюро….».
Народный университет – это одна из самых известных форм внешкольного образования в дореволюционной России, представлявшая собой общедоступные просветительные учреждения, способствующие повышению культуры и профессионального мастерства независимо от образовательного уровня и возраста. Университеты были неоднородны по целям обучения, структуре, содержанию изучаемых дисциплин, формам и методам преподавания. В 1908 году в Москве состоялся Первый Всероссийский съезд деятелей обществ народных университетов. Наиболее известные учреждения данного типа – Пречистенские курсы в Москве (с 1897), Городской народный университет им. А.Л. Шанявского (1908-1918).
В условиях эмиграции Народные университеты действовали в Чехословакии, Франции, Югославии и Болгарии. Здесь с успехом были воспроизведены формы работы и традиции аналогичных учреждений в России. В настоящее время известны данные о деятельности русских
Университеты были созданы по инициативе Земгора, от которого получали необходимую материальную и методическую поддержку. Некоторую помощь оказывали народным университетам и иностранные благотворительные организации стран нахождения. Активными участниками деятельности Народных университетов были ученые и общественные деятели, получившие свою известность еще в России. В Пражском народном университете работали А.А. Кизеветтер, М.М. Новиков, И.И. Лапшин, Е.А. Ляцкий, Н.О. Лосский, П.Б. Струве, П.И. Новгородцев, С.А. Острогорский, С.И. Гессен, С.Н. Прокопович и другие. Во Франции - В.К. Агафонов, В.П. Аршацов, В.В. Кравцов, К.Р. Кровопусков, С.И. Метальников, Д.М. Одинец, Т.И. Полнер и др. В Болгарии - А.В. Арцишевский, И.А. Базанов, П.М. Бицилли, С.С. Демосфенов, К.И. Иванов и другие.
По словам Н.М. Могилянского, «деятели Русских народных университетов в эмиграции проводят каждый в своей сфере научную работу, о которой можно судить еще до появления ее в печати по тем лекциям и докладам, которые читаются в организованных при Народном Университете ученых обществах, курсах и семинариях. Эти общества объединяют иногда при Народном Университете серьезные научные силы, создавая центры умственной жизни в отдельных, специальных сферах знания».
Научно-просветительская жизнь народных университетов была очень интенсивной и разнообразной. Например, М. Бейссак, рассказывая о Парижском Народном университете, упоминает такие темы публичных лекций: "Сыновья и пасынки истории (Декарт и Спиноза), "Учение Аристотеля", "Любовь и смерть в мировой поэзии: предания и лирика Египта, Вавилона, Эллады, Индии и Китая" и др. Здесь популярно было проведение литературных вечеров и исторических концертов, которые были посвящены каким-либо историческим или научным событиям. Здесь был прочитан цикл лекций о литературных течениях во Франции. При Парижском Народном университете существовал отдел экскурсий, с помощью которого русские эмигранты имели возможность ознакомиться с культурными ценностями, музеями, памятниками Парижа и его окрестностей.
В Праге Русский Народный университет был открыт 16 октября 1923 г. по инициативе Объединения российских земских и городских деятелей в Чехословацкой Республике (Земгор) при активном участии группы профессоров во главе с П.И. Новгородцевым. По уставу, зарегистрированному в МВД Чехословацкой Республики в 1925 г., его юридическим лицом являлось Общество Русского народного университета, в состав которого входило около 300 членов. Председателем Общества был профессор З. Бажант, в распорядительный орган Общества - Кураторий - входили представители МИД и Министерства народного просвещения Чехословакии, чешских и русских высших школ и общественных учреждений, а также члены, избранные общим собранием Общества. Учебной деятельностью руководил Совет преподавателей во главе с ректором (профессор М.М. Новиков).
«Русский народный университет, обращая особое внимание на изучение России, ее природы и природных богатств, ее разноплеменного населения и его экономической деятельности в прошлом, а также в переживаемый тяжелый момент – вместе с тем вселяет в сознание слушателя глубокое и обоснованное убеждение в великом будущем русского народа и в возрождении России, как правового государства».
Обучение в университете проводилось по пяти отделениям: 1) общественных наук, 2) историко-филологическое, 3) естественных и прикладных наук, 4) изучения Чехословакии, 5) курсов русского и иностранных языков. Кроме обучения студентов, важной задачей деятельности Университета было просвещение, научно-популяризаторская работа и организация культурных мероприятий по всей Чехословакии.
Председателем правления был избран профессор М.М. Новиков, его заместителем - Е.А. Ляцкий, секретарем приват-доцент М.А. Циммерман.
Университет издавал “Научные труды” и “Записки научно-исследовательского объединения при Русском свободном университете”. В 1933 г. переименован в Русский свободный университет (РСУ). При нем (РСУ) работал Русский культурно-исторический музей в Збралове. 15 марта 1940 г. к университету присоединены Русское историческое общество, Русская библиотека (директор С.Н. Николаев) и Русская детская школа (созданная И.И. Лаппо и руководимая С.Г. Пушкаревым). В 1943 г. университет был переименован в Русскую ученую академию, а 19 июня 1944 г. закрыт немецкой полицией. Официально закрыт МВД Чехословакии 2 марта 1949 г.
Здесь устраивались так называемые эпизодические лекции в ряде городов Чехословакии (около 200 в год). Проводились исторические концерты и литературные вечера, которым обычно предшествовала лекция на соответствующую тему, иллюстрацией к которой шла художественная программа с привлечением чешских и русских артистов. В сборнике «Русские в Праге» (1928) упоминаются научные такие семинары и научные кружки как семинар "Новое в политической жизни" (руководитель проф. М.А. Циммерман), семинар "Новое в экономической жизни" (руководитель Д.М. Иванцов), кружок по изучению международных отношений (руководитель М.А. Циммерман), кружок по психологии творчества (руководитель проф. И.И. Лапшин), семинар по общим вопросам естествознания (руководитель проф. М.М. Новиков).
«Поддерживая на высоте национальное самосознание русской эмиграции путем изучения истории и достижений русской культуры, Русский Народный Университет поддерживает культурную связь и культурную традицию старых поколений России и ее грядущими новыми поколениями».
Иностранный язык в условиях эмиграции становился неотъемлемой частью общего процесса интеграции эмигрантов в социокультурное пространство зарубежных стран. Не случайно, в деятельности народного университета курсы иностранных языков занимали ведущее место.
Задачи просветительской работы Народных университетов русского зарубежья можно подразделить на две большие группы: задачи распространения общекультурных знаний и задачи распространения прикладных знаний.
Первая группа задач - распространение общекультурных знаний – определяла такие формы работы, которые носили общий культурно-просветительный характер. Такими формами работы Народных университетов являлись публичные лекции, кружки по интересам, дискуссионные клубы, беседы на общеобразовательные темы, экскурсии. Эти формы работы реально способствовали расширению умственного кругозора, знакомству с последними достижениями в области науки, литературы и искусства.
В программах учебной деятельности Русских Народных университетов много внимания уделялось изучению истории и современного положения различных сторон жизни России. Эта работа была нацелена на преодоление тенденций денационализации русской эмигрантской молодежи. На лекциях подчеркивалось величие русской культуры, истории, сила русского духа.
Так, Русский Народный университет в Праге имел следующие кружки и семинары: семинар по изучению Ф.М. Достоевского (руководитель А.Л. Бем), семинар по изучению Л.Н. Толстого (руководитель проф, Е.А. Ляцкий), кружок ревнителей русского слова (руководитель проф. С.В. Завадский) и др.
В Русском Народном университете во Франции особой популярностью пользовались общедоступные лекции и беседы по русской культуре, сопровождаемые литературно-музыкальными композициями и демонстрацией картин проекционного фонаря. Были прочитаны такие лекции, как "Лирика А. Блока", "Н. Гумилев и его творчество", "Творчество А. Ахматовой", "В.Г. Короленко как писатель и общественный деятель", "Русский язык. Волевое начало как основа творчества", цикл лекций, посвященных философскому и литературному разбору творчества Ф.М. Достоевского и др. (Положение о Русском народном университете в Париже (1922) и обзор его деятельности хранится в фонде Русского Академического союза во Франции ГА РФ).
Кроме того, Русские Народные университеты способствовали сближению русской эмиграции с местными жителями. Особенно преуспел в этом Русский Народный университет в Праге. Данное учреждение стремилось привлечь слушателей из местного чехословацкого населения, устраивая время от времени лекции о России на чешском языке. Курсы русского языка для чехов занимали видное место в деятельности Народного университета.
Вторая группа задач - распространение прикладных знаний – реализовывалась в деятельности народных университетов в процессе содействия получению русской молодежью общего образования, прерванного в России. Для этого при университетах создавались курсы по подготовке на аттестат зрелости.
Важным направлением в ходе решения задач общекультурного развития, являлось знакомство русских с государственной и общественной жизнью страны проживания, с ее историей и культурой. Университеты активно содействовали распространению профессиональных знаний, необходимых для трудового устройства русских эмигрантов. На это была нацелена работа многочисленных курсов практических и прикладных знаний (курсы шоферов, курсы автомехаников, курсы электротехников, курсы кройки и шитья, чертежные курсы, стенографии, бухгалтерии и мн. др.).
Учреждения клубного типа – народные дома, клубы.
Видный деятель внешкольного образования русского зарубежья С.О. Серополко отмечал, что «отдельные формы содействия внешкольному образованию дают наибольший эффект тогда, когда они ведут свою работу не изолированно, а во взаимной связи. Народный дом как раз и является таким учреждением, которое соединяет в себе ряд отдельных культурно-просветительных учреждений и мероприятий, согласованно выполняющих свои функции».
"Русский Дом" прямой преемник идеи комплексного внешкольного учреждения, которая была выработана в России. Как и в дореволюционной России в состав «Русских Домов» за рубежом чаще всего входили библиотеки-читальни, общеобразовательные курсы для взрослых, народные театры, скаутские отряды, чайные и дешевые столовые. Здесь устраивались учебные и научные учреждения, музеи, передвижные и постоянные выставки. Помещения «Русских Домов» широко использовались разнообразными русскими культурно-просветительными обществами и организациями для проведения собственных культурно-просветительных и образовательных и иных программ.
С.О. Серополко, придерживавшийся концепции целостного воздействия на личность со стороны внешкольных учреждений отмечал, что «библиотека, народные чтения и воскресные школы – эти испытанные формы содействия внешкольному образованию народа – не могут удовлетворить всех потребностей духовной жизни человека. Ведь каждый из нас имеет стремление не только к знаниям, но и к искусству – музыке, живописи, театру, - нуждается в отдыхе вне обычной обстановки своего труда, в общении с другими людьми».
Вот почему возрастает роль учреждений клубного типа, объединяющих в условиях эмиграции разнообразные кружки, секции, художественные коллективы и др. Такие учреждения интегрировали не только функции учреждений внешкольного образования, но и становились местом, где получали свое развитие общественные и частные инициативы культурно-просветительного, воспитательного характера. Ибо, народный дом (или как чаще всего называли эти учреждения – «Русский дом» или «Русский очаг») и был призван органически связать в одном центре культурно-просветительные мероприятия с привлечением русского населения к активному участию, как в осуществлении культурно-просветительных мероприятий, например, концертов, спектаклей и т.п., так и в руководстве всеми мероприятиями, осуществляемыми народным домом, путем создания при нем особого общества народного дома.
Такие общества формировались при всех русских домах, они брали на себя управление народным домом, организуя при нем отдельные кружки или комиссии, ведающие тем или иным мероприятием культурно-просветительного характера. Например, библиотечная комиссия, драматический кружок, кружок по изучению местного края и т.п. Народные дома действительно становились центром общественной жизни русского населения в странах рассеяния, которое чувствовало тяготение к народному дому как к своему культурному центру.
«Русские Дома». Содержание работы учреждений этого типа составляли религиозно-просветительные беседы, лекции и доклады, литературные вечера и концерты. "Русские Дома" часто становились центрами внешкольной работы русской колонии, обслуживающими духовные и материальные нужды беженцев. «Русские Дома» пользовались неизменной популярностью среди русских беженцев. Посещаемость некоторых «Русский Домов» достигала 2000 человек в день, а, например, за два года в «Русском Очаге» (Прага) было 367 собраний разных обществ и организаций и зарегистрировано 111500 посещений.
Е.И. Тихоницкий говоря об опыте внешкольного образования в Латвии, отметил, что «местами отдельные просветительные мероприятия начинают концентрироваться в идею народных домов. Затруднения материального характера задерживают претворение в действительность. Но в трех местах уже народные дома осуществляются: один в городе (в Двинске), два в волостях (Вышгородской и Качановской), в двух случаях – при пособии правительства, в третьем эту трудную задачу берет на себя целиком местное просветительное общество. В городе Риге русское просветительное общество также поставило на очередь вопрос о постройке русского народного дома и образовало особый денежный фонд для этой цели».
Однако, как показывает анализ белоэмигрантской периодической печати, «Русские Дома» получили наибольшее распространение в славянских странах – в Болгарии, Польше, Чехословакии, Франции, Югославии. «Русские дома» в этих странах являлись учреждениями, подведомственными Всероссийскому Союзу городов:
-
в Болгарии «Русские Дома» были открыты в Софии, Варне, Плевене в 1920 г., а в 1926 г. в Тырново;
-
в Польше «Русский Дом» был создан в Варшаве по инициативе Комиссии объединенных русских эмигрантских учреждений в Польше (1925-1926);
-
в Чехословакии был открыт «Русский Очаг» (Прага) с целью духовных и культурно-просветительных потребностей русской колонии и особенно русской учащейся молодежи. Это учреждение находилось под покровительством чешского Красного Креста. Заведующей «Русского Очага» являлась известная деятельница внешкольного образования в России гр. С.В. Панина, которая в 1903 г. в Петербурге на свои средства открыла Лиговский Народный дом. В частности, помещения "Русского Очага" использовались для проведения педагогических съездов, организационных собраний комитета "Дня русской культуры" и состоящей при Комитете редакционно-издательской комиссии.
-
во Франции при Народном университете в Париже действовал «Дом русской молодежи» в целях знакомства молодежи с российской историей, литературой и искусством и народными традициями;
-
в Югославии работал «Русский Дом» им. императора Николая II (Белград), являвшийся одним из самых крупных культурно-просветительных учреждений российского зарубежья. Он был задуман и построен Русским Культурным Комитетом при поддержке Державной Комиссии во главе с сербским проф. А.И. Беличем и короля Александра I. В его состав входили Русский научный институт, Государственная комиссия помощи русским беженцам, Русская публичная библиотека с архивом и издательской комиссией, русско-сербская гимназия и начальная школа, домовая церковь.
Учреждения культуры и искусства - музеи; театр; кинематограф (как учреждение); студии (различных типов: изобразительных искусств, музыкальные, драматические, литературные и пр.).
Важная роль отводилась в эмиграции деятельности Русского театра, Русской оперы, Русского балета и Русской консерватории, которые посещали люди разного возраста.
Образцом внешкольной работы среди русских эмигрантов является деятельность Театр русской драмы в Риге - «русская Рига может гордиться постоянным театром русской драмы, который приобрел репутацию серьезного художественного предприятия. Благодаря общедоступным спектаклям, предоставлению бесплатных мест рабочему населению и поездкам артистов драмы даже по сельским местностям, художественное влияние русского театра довольно широко проникает даже в толщу русского населения». Русский театр является частным предприятием, но пользовался пособиями от казны и от города Риги в размере примерно 50.000 лат (и назывался русским меньшинственным театром в Латвии.
- Содержание
- Введение
- Вопросы для самоконтроля:
- 1.2. Особенности организации и проведения праздников в европе в средние века
- Вопросы для самоконтроля:
- 1.3. Европейский досуг хvii-хviii вв.
- Вопросы для самоконтроля:
- 1.4. Праздники великой французской революции
- Вопросы для самоконтроля:
- Список рекомендуемой литературы:
- 1.5. Внешкольное образование русского зарубежья
- Вопросы для самоконтроля:
- Список рекомендуемой литературы:
- 1.6. Деятельность педагогических учреждений русской эмиграции по внешкольному образованию
- Русские народные библиотеки и читальни. Неотъемлемая часть внешкольного образовательного пространства русского зарубежья – русские народные библиотеки и читальни.
- Музеи и коллекционные собрания. Создание и сохранение музейных собраний является одним из самых слабо изученных аспектов культурной деятельности российских эмигрантов.
- Вопросы для самоконтроля:
- Список рекомендуемой литературы:
- Национальная Организация русских скаутов. Национальная Организация русских скаутов также отражала политические установки умеренно правого и правоцентристского толка.
- Вопросы для самоконтроля:
- Список рекомендуемой литературы:
- Глава 2.
- Вопросы для самоконтроля:
- Список рекомендуемой литературы:
- 2.2. Детские лагеря как эффективная форма организации досуга детей и подростков за рубежом
- 1. Образование вне стен школы.
- Вопросы для самоконтроля:
- Список рекомендуемой литературы:
- Организация досуга молодежи за рубежом
- Вопросы для самоконтроля:
- Список рекомендуемой литературы:
- Культурно-досуговая деятельность: Учебник /Под ред. Академика раен а.Д. Жаркова и профессора в.М. Чижикова. – м.: мгук, 1998.
- 2.4. Социально-культурная деятельность подростков и молодежи в странах центральной европы, скандинавии и японии
- Вопросы для самоконтроля:
- Список рекомендуемой литературы:
- 2.5 Институты гражданского общества как субъекты формирования ценностей подрастающего поколения в сша
- Социально-культурная деятельность молодежных организации по формированию ценностей подрастающего поколения
- Социально-культурные технологии используемые в деятельности молодежных организаций
- Особенности организации социальной работы в странах британского содружества
- Вопросы для самоконтроля:
- Список рекомендуемой литературы:
- 2.7. Социально-культурная работа с людьми пожилого возраста
- Вопросы для самоконтроля:
- Список рекомендуемой литературы:
- Глава 3.
- 3.1. Специфика деятельности парков по организации досуга
- Вопросы для самоконтроля:
- Список рекомендуемой литературы:
- 3.3. Общественные организации социальных меньшинств сша
- 3.4. Социально-культурная деятельность религиозных организаций
- Вопросы для самоконтроля:
- Список рекомендуемой литературы:
- 3.5. Зарубежный опыт организации музыкально-эстетического воспитания подростков
- Вопросы для самоконтроля:
- Вопросы для самоконтроля:
- Список рекомендуемой литературы:
- Социально-культурная работа за рубежом