1.2. Особенности организации и проведения праздников в европе в средние века
Не разделяя берлинской стеной досуг и праздники классов и сословий эпохи, можно назвать четыре группы праздников и досуговых действ: церковные, дворянские, городские и сельские народные.
I. Итак, осознавая, что господствовать лишь с помощью окрика и проклятий становится все труднее, церковь ринулась завоевывать такой важный плацдарм человеческой души, как праздники.
В рождественские дни в деревнях на юге Франции к церкви направлялось пестрое шествие под звуки флейт и барабанов: крестьяне с корзинами фруктов, пастухи в широких плащах с ягненком на украшенной лентами телеге. После церемоний и танцев с ягненком в руках его вручали священнику, а в церкви выпускали птиц. Ягненок с вином – любимая пища Христа, а пастухи – наиболее доверчивые слушатели его проповедей.
На празднике тела Господня, утвержденном в 1264 г., откровенно использовались карнавальные элементы. Действо открывалось шествием гротескных тел: чудовища, совмещавшие в себе животные и человеческие черты (Минотавр, Кентавр, Анубис), с «вавилонской блудницей», видимо, для того, чтобы вызвать отвращение к язычеству; мавры и негры – как отклонение от нормы, великаны и карлики; далее следовала толпа танцующей чувственные танцы молодежи. Венчали шествие церковники, несущие причастие и частицы святых мощей. В финале костюмированные актеры разыгрывали на повозках или иллюстрировали сцены на античные и христианские сюжеты. Карнавально-«капустные» элементы в церковные праздники средневековья и Возрождения внесли низшие и средние церковные чины, школяры, студенты богословских факультетов и многочисленное племя бродячих монахов без прихода.
Праздник дураков, существовавший на протяжении столетий вопреки неоднократным запретам. Он мог быть посвящен любому литургическому богослужению, но особенно популярным был на Новый год и Богоявление. Действие представляло собой пародийное переложение официального обряда с гротескным снижением церковных символов путем перевода их в материально-телесный план. Один остроумный и досужий монах «выцедил» из Священного писания многочисленные тексты о пиршествах и застольях («Вечеря Киприана») и дал отличный материал для иллюстраций действием Книги (Библии) с переодеваниями, масками, обжорством, питием и неприличными плясками прямо в церкви.
II. Аристократы той поры, в мирное время в большинстве своем вполне досужие люди, устраивали праздники и зрелища во дворцах.
На севере Европы все было примитивно: порой многодневный, с небольшими перерывами пир с бесконечной сменой блюд, примитивными забавами нанятых мимов, бродячих актеров, трубадуров. А вот дворцовые праздники, устраиваемые знатью на севере Италии и юге Франции в XIV–XVI вв., заслуживают доброго слова, ибо из них «родились» и опера, и балет. Возрождаются салоны. Признаком хорошего тона для аристократа стало содержать при дворе музыкантов, поэтов, художников, архитекторов, содержать или нанимать певцов, танцоров. Заявки шли в духе возрождения Антики. От отдельных номеров и развлекательных программ дворцовые праздники все больше приближались к целостным программам, в которых получали музыкально-поэтическую и танцевальную разработку мифы и сюжеты греко-римской культуры. Сценой чаще всего был парк при дворце. Художник (он же архитектор) устраивал декорации, обеспечивал светотехнику (иллюминация, световые эффекты, полеты и исчезновения с помощью блоков, люков, лебедок). Устройством таких празднеств не гнушался Леонардо да Винчи при миланском дворе, а позднее – у французского наместника. Гений другой эпохи – Гете также занимался подобным ремеслом при Веймарском дворе. Дело это требует творческого ума и хорошего вкуса. Это ведь не зрелище для римского плебса или казанских трудящихся по случаю Дня независимости устраивать.
В досуге дворян интеллектуально-скромного пошиба наряду с упомянутыми многодневными пиршествами видное место в XI-XIII вв. занимали рыцарские турниры.
Рыцарские турниры служили потехой в пору богатства рыцарских родов. Когда стали получать звания и безземельные и разоряться старые рыцарские династии, турнир воспринимали как способ поправить свое материальное положение. Это отметил уже Вальтер Скотт. Как и в современном спорте: слава и честь победителя, честь рода, страны отступили на второй план перед гонорарами.
III. Это время формирования раннебуржуазных отношений, и город все более отчетливо желал заявить о себе и о своей идеологии жизни. Одним из распространенных способов показать себя стали городские процессии – шествия. Они устраивались по поводу приезда в город знатных гостей и в связи с ярмарками. В них активно включалась церковь. Этот жанр действия развивался в XV–XVI вв. на севере Европы. Утверждение протестантизма (кальвинизм, лютеранство) привело к снижению или отказу церкви от участия в них. К середине XVII в. данный жанр окончательно изжил себя.
Развитие светской образованности привело в XV–XVI вв. к возникновению в городах литературно-художественных объединений, кружков, салонов. Вот что пишет об этом А. Гвоздев: «Большую роль в устройстве мистерий играли кружки и союзы, объединившие группы граждан для выполнения разного рода культурных потребностей. Некоторые из этих кружков, занимавшиеся литературой, поэзией и искусствами, специализируются на постановках театрализованных зрелищ и выступают с самостоятельной инициативой». Театрализованные группы в шествиях и в дни въездов, а также постановки на улицах иногда экипировались и оплачивались из городской казны, некоторые устраивали представления за свой счет. Главные же их цели – просветительские, выявление своих культурных устремлений.
В Нидерландах такие объединения известны под названием «риторические камеры».
На юге Германии и в Австрии центрами культурной жизни городов и городков становились мейстерзингерские школы-объединения любителей музицирования и пения, возглавляемые учителями музыки. Надо полагать, они играли не только для себя, а их приглашали в дома и на общественные мероприятия.
Несколько пояснений о характере театрализованных представлений (моралите, инсценировок) той поры.
Площадки:
а) представления на повозках. Сюжет делится на несколько эпизодов, каждый из которых разыгрывается на отдельной повозке со своим составом участников. Повозки следуют друг за другом по установленному маршруту с остановками на площадях и перекрестках улиц. Остановка. На верхней площадке актеры исполняют свой эпизод, закрытая нижняя площадка служит гримерной и костюмерной. Отыграли. Подъезжает другая повозка. Дает свой эпизод. Так перед публикой проходит все представление. Сама форма и декорирование повозки соответствовали теме эпизода;
б) инсценировка в кругу амфитеатра, приближенная к цирковой, для чего сооружались временные деревянные амфитеатры. Дорого, но была сцена, взаимодействие со зрителем. При этом отверстие под сценой обозначало ад, иногда декорированный пастью дракона, чудовища, из которой выскакивают дьяволята и играют с публикой (дьяблерии);
в) инсценировка на городской площади, где стены домов были естественной декорацией и давали хорошие возможности для эффектов. Одна сторона площади была адом, противоположная – раем, а в середине развертывались основные земные события. Зрители располагались (стояли) с двух сторон.
Костюмы: условность и еще раз условность. Они в значительной степени зависели от материального достатка участников и меры поддержки города. Иногда и раб мог быть в дорогих одеждах. Условна и историческая достоверность. Главное – дать понятие о социальной или профессиональной принадлежности: Орфей мог предстать в одеянии современного трубадура, а римский легионер – в наряде ландскнехта.
Машинерия и эффекты. Конечно, дворцовые праздники были эффектнее и богаче. На площадных инсценировках использовались блоки и веревки, закамуфлированные растениями или тканями, для эффектов полета, вознесений, а также световые и дымовые эффекты для декорирования ада, головы дьяволов (огненные глаза, дым и огонь из пасти и т.п.). На башне ада вертелось колесо с мучающимися грешниками (или адский котел исходил паром и воплями грешников). Шумовые эффекты вроде грома и молнии уже тогда были в практике инсценирования.
Театральный принцип: натурализм и иллюстративность. А. Гвоздев и А. Пиотровский со ссылками на свидетельства той поры приводят и смешные, и трагические сюжеты, обусловленные натурализмом действия. Ведь участники не обладали школой театральной условности: например, ударить мечом противника или копьем «Христа» на кресте, чтобы они при этом не пострадали.
Особый сюжет с дьяблериями, т.е. чертовщиной. Это розыгрыши и сценки, не связанные с основными сюжетами, которые исполняли актеры в костюмах дьяволят, чертей. Они играли с публикой и, по сути, носили карнавальный характер: шутили, задирали, острили по поводу известных сплетен, слухов, фактов реальной жизни, «задевали» вполне конкретные имена и людей (более примитивные варианты Жванецкого и Шендеровича). Именно дьяблерии были изюминкой разрешенного властями города театрализованного представления. Поэтому камеры риторов добивались разрешения на дьяблерии, а власти старались ограничить или убрать сюжет с ними. Камеры риторов, которые хотели заработать средства для своей дальнейшей деятельности, настойчиво добивались от власти разрешения на дьяблерии.
Наконец, о главном празднике эпохи – о Карнавале. Отметим, что церковники и аристократы не почитали этот праздник. Как хорошо сказал российский славист Всеволод Миллер: "Карнавал – это праздник для слуг". Конечно, не совсем для слуг, но для ремесленников и простого народа это был главный праздник. Во всех этих шествиях, въездах, представлениях народу была отведена роль зрителя, источника восхищения и аплодисментов. А Карнавал...? Это свой, народный праздник. Основные массы горожан готовились и всегда были готовы к нему. Аристократы и церковники стремились ограничить во времени и формах этот праздник.
Истоки карнавала – в вечерне-ночной неофициальной части древнегреческого праздника Великих Дионисий, Из дионисийских шутливых сценок родилась комедия. Греческая культура доминировала на всем пространстве Римской империи. Не обладая той концентрацией ума и свободы духа, что были в Афинах, римский мир воспроизводил греческую культуру праздника в отдельных ее компонентах. Питейные и эротические элементы праздника в Риме были такими, что власти запрещали вакхические (дионисийские) увеселения. Западноевропейский карнавал XV–XVII вв. использовал, кроме того, и традиции римских сатурналий (всеобщее равенство), марсалий (скачки, конные состязания), в вечерней игре со свечами есть перекличка и карнавальное травестирование красивого индийского праздника Дивали. Карнавал как истинно народный праздник не был обременен обязательными обрядами или ограничениями. Он вбирал в себя все занимательное и смешное из буден и праздников.
О философии и психологии карнавала кратко не скажешь, да и сказать об этом лучше, чем М. Бахтин в книге «Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса», не в моих силах. Посильная и краткая популяризация идей М. Бахтина о празднике предпринята мной в книге «Культурологические аспекты праздника».
Организация карнавала. Дата главного карнавала года известна – за две недели в канун Великого поста. Бывали периоды, когда атмосфера карнавала с его вольностями господствовала с конца декабря до начала марта. Церковь и власти добивались ограничения вольностей по возможности короткими и конкретными по времени периодами.
За очевидной стихией карнавала стоят традиции организации. Ремесленные цехи, сообщества, литературно-художественные кружки и просто жители городского квартала готовились загодя и состязались за право главного организатора карнавального шествия. Готовили маски, костюмы, «сюрпризы», сочиняли и репетировали шутейные сцены с изрядной долей сатиры и непристойностей. Бродячие актерские группы и циркачи, как в дни ярмарок, подтягивались к городам, рассчитывая если не на заработок, то на угощение.
Сюжет карнавала. За исключением шествия у карнавала нет сюжета. Он, как ртуть, малыми брызгами рассыпается (растекается) по городу, ибо карнавал – не разовое действие, а образ жизни на определенный срок, жизни диковинной, вывернутой наизнанку, перевернутой вниз головой.
Карнавальное шествие. Оно занимало весь день и могло повторяться. Основа и эпицентр шествия – корабль дураков: лодка на повозке с мачтой и оснасткой; колесо или вертушка на мачте были местом обершута-остроумца, а на веревочных лестницах снастей располагались другие Шуты и ряженые, так что стрелы задиристых шуток и юмора летели во все стороны. Публика (тоже в масках), отложив на время свои заготовки в области дурачества, толпилась и следовала за кораблем дураков.
IV. Сохранялись и простонародные, сельского происхождения праздники. Скромные по сюжету, нередко представленные в карнавале, они составляли важную часть досуга селян. Их описания содержатся в серии сборников, изданных Институтом этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая в 1973–1978 гг. под общим названием «Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы». Материалы сборников фиксируют народные праздничные обычаи по состоянию на XIX в. Многие из них являются бледными копиями народной культуры прошлого, но дают достаточно богатый материал для того, чтобы вообразить картины праздничных событий более ранних веков. Зимняя триада – Рождество, Новый год, Крещение – фундаментальный праздничный цикл, судя по всему, сохранилась в традиционном виде. В Болгарии, например, праздники сохранились в большей степени, чем в других странах Европы. Это естественно. Урбанизация катастрофически «вымывает» традиционные, неприхотливые сельские обычаи.
Основные компоненты зимней святочной триады те же, что в России, о чем будет подробно сказано ниже, поэтому здесь отмечу лишь экзотические, европейские детали: зажжение рождественского полена и установка рождественского дерева (елка как символ этого праздничного Цикла появилась позднее, в начале XVIII в. в Германии); украшение жилища зеленью (как у нас на Троицу); избрание бобового короля или лорда беспорядков в канун богоявления (Крещения). По функциям эта фигура представляет собой сочетание жертвенного фармака и короля шутов в карнавале; их проделки и шутки были таковы, что Генрих VIII (XVI в.) запретил этот обычай в Англии; костры жгли и у нас, а вот прыгали через костер у нас на зеленых святках летом. Во Франции же этот обычай отмечен и зимой. Кроме того, здесь устраивали шествие с зажженными факелами; состязание деревень в Британии и Ирландии по поводу более высокого, мощного костра; обычай расставаться со старыми вещами: в Италии выбрасывали отслужившие срок предметы домашнего обихода, в Британии и Шотландии рыбаки сжигали старые лодки и бочки; устройство пасторальных мистерий в церкви на юге Франции (о них сказано выше); более мощно представлены здесь маскарадно-карнавальные элементы. Приведу некоторые их детали, названные в указанном труде.
В греческих празднованиях рождественско-новогоднего цикла нашел отражение многовековой опыт карнавала. Всеобщее веселье и игры без различия чинов и сословий, взаимные подарки и хождения со сбором оных для пиршества, маски, разыгрывание шуточных сценок и фарсов общественного и бытового характера, скоморошьи потехи, популярные во времена Византийской империи.
Зеленые святки у народов Центральной и Восточной Европы проходили почти одинаково (о них смотри характеристику праздников в России). Купальскими кострами в ночь на 24 июня озарялись берега Дуная, Днестра, Вислы, Днепра и других менее известных рек и озер.
Много общих черт в праздновании Нового года обнаруживается при сопоставлении европейских обычаев и мусульманских. Разница связана прежде всего с временем празднования. Мусульманский Новый год (Навруз) отмечался в дни весеннего равноденствия, в пору весны. Впрочем, Мерцишор молдаван – праздник начала весны также сохранил многие приметы Нового года, вобрав в себя наиболее яркие компоненты праздников всего года: украшение цветами (от летних праздников), хождение с поздравлениями и с добрыми пожеланиями – действие преимущественно новогоднее, рождественское, а рядом весенний, земледельческий обряд плугшорул; группы с колокольчиками и свистками – их шутки и куплеты сатирического и юморного характера вполне карнавальные; общий жок в центре села, где девушки-подростки вводятся в общий круг и как бы посвящаются во взрослое состояние; бал, на котором выбирают князя и княгиню (королеву бала).
Из простонародных праздников эпохи XIV–XVI вв. хочу обратить внимание на два.
1. Праздник стрелков в Швейцарии. Он привлекает внимание чистотой помыслов, организацией и популярностью. К концу XV в. швейцарцы практически добились независимости. Легендарный стрелок Вильгельм Телль имеет швейцарские истоки. Швейцарские стрелки, отстояв независимость, были желанными наемниками европейских королей. Швейцарии было чем гордиться, и праздник стрелков превратился в один из компонентов национальной гордости.
В Англии столь же популярными были игры в мяч, состязания гребцов, конные скачки. Лошадь имел каждый крестьянин, лодки делали или покупали вскладчину группы друзей, а погонять мяч мог каждый житель деревни. Это был, конечно, не современный футбольный мяч. Он был большого размера, тряпичный и обшит кожей. Игра в мяч шла между деревнями на значительном пространстве. Победителями были те, кто загонит мяч в соседнюю деревню. Популярный, но дорогой современный гольф немного напоминает стародавние английские игры в мяч.
В Испании основным событием социализированного досуга была коррида. На кровавое зрелище собирались мужчины, женщины, дети. Она мало изменилась со временем. В те годы это была молодеческая забава, состязание в удали. На аренду для поединка с быком не гнушались выходить и гранды, не рассчитывая на призы и гонорар. Сегодняшние матадоры, пикадоры, тореадоры-простолюдины, для которых выступление на арене стало работой, профессией.
- Содержание
- Введение
- Вопросы для самоконтроля:
- 1.2. Особенности организации и проведения праздников в европе в средние века
- Вопросы для самоконтроля:
- 1.3. Европейский досуг хvii-хviii вв.
- Вопросы для самоконтроля:
- 1.4. Праздники великой французской революции
- Вопросы для самоконтроля:
- Список рекомендуемой литературы:
- 1.5. Внешкольное образование русского зарубежья
- Вопросы для самоконтроля:
- Список рекомендуемой литературы:
- 1.6. Деятельность педагогических учреждений русской эмиграции по внешкольному образованию
- Русские народные библиотеки и читальни. Неотъемлемая часть внешкольного образовательного пространства русского зарубежья – русские народные библиотеки и читальни.
- Музеи и коллекционные собрания. Создание и сохранение музейных собраний является одним из самых слабо изученных аспектов культурной деятельности российских эмигрантов.
- Вопросы для самоконтроля:
- Список рекомендуемой литературы:
- Национальная Организация русских скаутов. Национальная Организация русских скаутов также отражала политические установки умеренно правого и правоцентристского толка.
- Вопросы для самоконтроля:
- Список рекомендуемой литературы:
- Глава 2.
- Вопросы для самоконтроля:
- Список рекомендуемой литературы:
- 2.2. Детские лагеря как эффективная форма организации досуга детей и подростков за рубежом
- 1. Образование вне стен школы.
- Вопросы для самоконтроля:
- Список рекомендуемой литературы:
- Организация досуга молодежи за рубежом
- Вопросы для самоконтроля:
- Список рекомендуемой литературы:
- Культурно-досуговая деятельность: Учебник /Под ред. Академика раен а.Д. Жаркова и профессора в.М. Чижикова. – м.: мгук, 1998.
- 2.4. Социально-культурная деятельность подростков и молодежи в странах центральной европы, скандинавии и японии
- Вопросы для самоконтроля:
- Список рекомендуемой литературы:
- 2.5 Институты гражданского общества как субъекты формирования ценностей подрастающего поколения в сша
- Социально-культурная деятельность молодежных организации по формированию ценностей подрастающего поколения
- Социально-культурные технологии используемые в деятельности молодежных организаций
- Особенности организации социальной работы в странах британского содружества
- Вопросы для самоконтроля:
- Список рекомендуемой литературы:
- 2.7. Социально-культурная работа с людьми пожилого возраста
- Вопросы для самоконтроля:
- Список рекомендуемой литературы:
- Глава 3.
- 3.1. Специфика деятельности парков по организации досуга
- Вопросы для самоконтроля:
- Список рекомендуемой литературы:
- 3.3. Общественные организации социальных меньшинств сша
- 3.4. Социально-культурная деятельность религиозных организаций
- Вопросы для самоконтроля:
- Список рекомендуемой литературы:
- 3.5. Зарубежный опыт организации музыкально-эстетического воспитания подростков
- Вопросы для самоконтроля:
- Вопросы для самоконтроля:
- Список рекомендуемой литературы:
- Социально-культурная работа за рубежом