logo
СКР за рубежом-уч

2.2. Детские лагеря как эффективная форма организации досуга детей и подростков за рубежом

Детские загородные лагеря, начинают свою историю с тех времен, когда мальчиков приучали к самостоятельной жизни в процессе закалки и физических упражнений спартанские и африканские народы. Изоляция в определенном возрасте от общества способствовала подготовки крепких воинов для защиты государства. «Эти лагеря фактически были единственными учебными заведениями для детей». [1]

Под влиянием экономических, исторических, педагогических и других факторов, в период 19-20 веков, образуется новая форма досуга детей и подростков детские загородные лагеря. Этому способствуют «идеи великих мыслителей промышленной эпохи Я. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, Г. Песталоцци об активизации процесса обучения и развития ребенка путем его включения в непосредственный контакт с природой». [1]

Под воздействием исторических, социально-педагогических факторов, развития индивидуальных и общественных потребностей загородные лагеря приобретают особую ценность для воспитания подросткового поколения. Изучением истории этого движения занимаются разные исследователи, среди них Элеонора Уилс, которая выделяет следующие этапы:

Летние лагеря, представленные церковными институтами, начинают функционировать еще в начале XIХ века. «Первый» организованный лагерь появился на континенте Северной Америки в 1840 году. Некая церковная община разбила летний палаточный лагерь в местечке Хогге Холлоу.

Организация досуга велась по трем направлениям:

  1. пропаганда религиозных аспектов;

  2. рекреационная деятельность;

  3. социальная деятельность.

Церковь становится тем социальным институтом, который занимает большое место в структуре свободного времени подрастающего поколения.

Выделяются следующие религиозные организации для подростков:

Обширная программа этих организаций, имеющая многоступенчатую возрастную градацию, ставит перед собой следующие цели:

Рассматривая первый этап лагерного движения следует выделить некоторые особенности:

Объединяющим аспектом выделенных направлений является деятельность христианских лагерей, в которой присутствуют идеологические (викторианская позиция), экономические (фермерские частные лагеря) мотивы.

Большинство лагерей в Германии организовано Христианской Молодежной Организацией (СVJM). Эти лагеря прикреплены к определенным христианским общинам (по месту жительства). Они включают работу шести смен, каждая из которых длится неделю. Различают следующие смены: для девочек, для мальчиков, смешанные, «лошадиные». Например, последняя смена включает участие соработников, которые привозят своих собственных лошадей в лагерь, где учат детей ездить верхом, снаряжать лошадей, запрягать телегу.

Работу в лагере определяет дифференцированный подход: для детей младшего возраста – различные христианские песни под гитару, библейские истории (характерные для детского понимания); задания (ребусы, загадки), связанные с усвоением материала; для детей старшего возраста, вожатых – дискуссии «Что такое Библия?», «Что такое молитва?», «Из скольких и каких частей состоит Библия?» и т.д.

Продолжая рассмотрение первого этапа, следует отметить, что в этот период происходит зарождение скаутского движения в 1907 году в Англии и в 1910 году («Бойскауты») и в 1912 году («Герлскауты») в Америке Характер деятельности этой организации делится на два этапа:

1) познавательно-игровой (беседы об армии, военизированные игры, спортивные состязания);

2) учебно-военизированный («Скауты»-разведчики – подтверждают свои умения на практике во время Первой мировой войны).

Структура скаутского движения во время работы летних лагерей строится следующим образом:

Финансирование

Поддержка

Возраст

Направление

деятельности

  • членские взносы

  • пожертвования фондов, частных лиц

  • правительства

  • церкви

  • крупного капитала

  • 8-11 лет

начинающие

  • 11-17лет разведчики

-17-18 лет “разбойники” “бродяги”

  • занятия спортом

  • изучение природы

  • военизированные игры

  • подготовка скаут-мастеров

  • организация международных летних лагерей

«Наиболее массовой (около 9 млн. человек) и влиятельной является скаутская организация. Она пользуется поддержкой официальных властей, многих частных фондов и церкви. Скаутские организации существуют раздельно для мальчиков и девочек, но принципы их деятельности одинаковы. Скауты за рубежом берут на себя тот аспект социализации, который связан с подготовкой убежденных и активных защитников своего государства. Законы скаутов выражают общегуманистические нормы поведения, воспитывают патриотизм» [2].

Одной из форм работы Всемирной Ассоциации Скаутов является организация международных летних лагерей. Контакты с детским демократическим движением позволили скаутам США стать участниками Международного детского фестиваля «Пусть всегда будет солнце» в 1977 году в «Артеке» [3].

Разнообразная по формам и методам работа скаутской организации способствует развитию детской инициативы, самодеятельности, навыков и умений на практике, признанию авторитета руководителя, централизованному руководству (строгое следование нормам), воспитанию политических, нравственных, религиозных взглядов у детей и подростков.

Второй этап лагерного движения американский исследователь Элеонора Эллс определяет 1910–1918 годами развития и дает ему название – «На новой волне».

Современные авторы-исследователи этого движения (О. П. Торговкина, И. А. Новикова и др.) отмечают в этот период рост лагерного движения в рамках создания новых ассоциаций и движений. В 1912 году в США возникает профессиональная Ассоциация директоров лагерей для мальчиков, а в 1916 году создается подобная Ассоциация для девочек.

Р. Карлсон объясняет развитие лагерного движения в рассматриваемый нами период «запросами и потребностями молодых людей того времени», которые определяются рядом критериев:

Жизнь в загородном лагере

городской образ жизни

- заорганизованный быт

- давление урбанизации

- знакомство с сельским бытом

- близость к природе

- отсутствие цивилизации

- расширение круга знакомств

- знакомство с другой культурой

- временная зависимость

- элементы приключений

Выделенные критерии характеризуют следующие типы лагерей:

Характеризуя третий этап оздоровительного отдыха за рубежом следует выделить организацию клубов по проблемам животноводства для учащихся средних школ в Австралии (1928), Шотландии (1937), подразделяя их на деревенский, школьный, городской. Определяющим фактором является дифференцированный подход.

Расширяя возможности досуговых организаций, на основании изданного в 1925 году пособия по курсу игры, в учебных заведениях вводятся предметы, связанные с организацией досуга.

Глобальность проблемы определяет также состоявшаяся конференция в 1937 году, в компетенцию которой входит рассмотрение вопросов, связанных с подготовкой кадров, функционированием структурных организаций для детей и юношества

Четвертый этап «Период признания» (с 1945 года) уже в полном объеме выходит на международное сотрудничество, стирая различия между лагерями разных стран и вырабатывая универсальные педагогические методы и принципы формирования досуга для подрастающего поколения.

В современных условиях это деятельность Международного молодежного и детского лагеря «Занка» на пресноводном венгерском «море» – озеро Балатон в Венгрии. Знакомство с национальной культурой происходит в форме экскурсий (по Будапешту, в город венгерских королей Веспрем, на заповедный полуостров Тихань, в сафари-парк Эдэрича, в средневековый замок Шомег).

Деятельность международных лагерей, как отмечает Арманд Болл, рассматривается с позиции универсальных педагогических составляющих в представленной в схеме:

Международное сотрудничество

- лагеря патронируемые ЮНЕСКО

- работа туристических компаний

(«Альтрус» Spectrum и др.)

- Американский институт Зарубежных

исследований по объединению лагерей

Анализ программ и смен, перечисленных лагерей разных западных стран позволяет нам выделить следующие педагогические составляющие:

- «принятие ценностей друг друга» – различие социальных систем (язык, культура, одежда, обычаи) в лагере, приобретает особую значимость, так как психология подростка адекватно воспринимает только свою культуру и следует формировать положительную позицию по отношению к ценностям другой страны.

Необходимо отметить, что немаловажную роль в организации лагерных смен играет вожатый состав.

Являясь научными консультантами Американской Ассоциации лагерей Арманд и Беверли Болл определяют перечень умений вожатого. Основные разделы включают: искусство и ремесло, природу, спорт, лагерные виды деятельности, танцы, драму, музыку, водные виды спорта. Предложенный перечень предполагает следующие обозначения: цифра «1» ставится перед тем видом деятельности, который вожатый может организовать и обучать как эксперт; цифра «2» – перед тем видом деятельности, в которых вы можете помочь в обучении; цифра «3» – для тех, которые являются вашим хобби. [3]

Умения вожатого играют значительную роль при общении с детьми, организации их досуга, Подобную форму выбора умений описывают российские студенты, работавшие в американских лагерях: «Прежде чем допустить меня к работе в полном объеме, мне дали неделю на то, чтобы выбрать себе занятие, которое я буду вести. Я решила вести arts and crafts. Это включало в себя вязание, лепку из глины, и чеканку по металлу. Все сделанное по окончании смены дети могли увезти домой в качестве сувениров».

Развитие лагерного движения на Западе включает четкую структуру, которая «характеризуется усиленным поиском ответа на вопрос о том, что собой должен представлять загородный лагерь для детей м подростков» [1]. Анализ работ по данной тематике позволяет дать следующие определения: «Лагерь – это, прежде всего, место, представляющее возможность обретения определенного опыта жизни в группе» [1].

Бернард Масон, проводя сравнение с другими учреждениями дополнительного образования, указывал на то, что «трудно переоценить значимость загородного лагеря для ребенка» [Mason Bernard S. Camping and Education. N. V. 1930. P. 246–250]. Возможности детского лагеря определяет Фриц Редл, детский психолог. Ведущая роль, по его мнению, отводится воспитанию (создание необычных ситуаций), в процессе которого у подростка формируется чувство ответственности, продолжается процесс учения, развития личности, создается эмоционально-благоприятная атмосфера, появляются условия для самовыражения, чувство удовлетворения от коллективных дел.

Отмечая динамику роста западных лагерей, большинство исследователей (Джулиан В. Смит, Хедли Димок) указывают в качестве основных причин рост городов, развитие механизации.

Последнее явилось толчком к сотрудничеству городских образовательных центров с загородными лагерями. Естественное природное окружение, безусловно, позволит подросткам изучить окружающую среду поможет расширить лабораторные знания, программный курс обучения.

В процессе исследования современных тенденций, характеризующих деятельность летних оздоровительных лагерей за рубежом, можно выделить следующие блоки: