Социально-культурная деятельность молодежных организации по формированию ценностей подрастающего поколения
Молодежные некоммерческие организации являются структурами, формирующими социально-культурную деятельность подрастающего поколения. Через некоммерческие организации гражданского общества граждане получают уникальную возможность приобретения коллективного или индивидуального опыта. Доступность участия в каком-либо виде деятельности некоммерческой организации несравнимо выше по сравнению с коммерческими организациями. Школьникам-подросткам опыт работы в некоммерческих организациях помогает осознанию общественных проблем, формированию отношения к ним, приобретению умений и навыков нахождения способов решения проблем. Молодежные некоммерческие организации помогают формированию личности подростка, наделяя его реальной ответственностью, требуя отчетности за порученную деятельность, обеспечивая определенные стандарты, на основании которых каждый человек может дать оценку своей деятельности.
Возникновение первых молодежных организаций, целенаправленно занимающихся проблемами воспитания и развития подрастающего поколения, в США относится к 30-ым годам XIX века. Организации эти, обычно, создавались взрослыми людьми специально для нужд молодежи. До этого большинство организаций, преимущественно религиозных, принимали в свои ряды молодежь, но внутри этих организаций практически отсутствовало деление по возрастному принципу.
Одной из первых организаций, которую формально можно отнести к молодежным, было Юношеское Миссионерское Общество Первой Реформированной Пресвитерианской Церкви Филадельфии (Juvenile Missionary Society of the First Reformed Presbyterian Church of Philadelphia) созданное в 1831 году. Несмотря на присутствие в названии слова «юношеское», общество включало в себя довольно широкий возрастной спектр членов от 2 до 25 лет. Созданная в 1836 году организация «Армии Холодной Воды» (Cold Water Armies) по видам своей деятельности более сочеталась с современной концепцией деятельности молодежных организаций. Учитывая то, что большинство взрослого населения в то время придерживалось философии, что «незанятые руки - это руки на службе дьявола», руководство организации признавало лишь очень ограниченное количество форм досуга. Основные виды деятельности этой организации включали в себя парады, специальные диспуты, пикники, хоровые занятия, сбор денег для малоимущих. Многие современные молодежные организации осуществляют подобную деятельность и сегодня.
Старейшей из ныне успешно действующих в США молодежных организаций является Христианская Ассоциация Молодых Мужчин (YMCA – Young Men’s Christian Association), международное сообщество, цель которого создание конструктивных социальных, физических и образовательных условий для молодежи и взрослых обоих полов. В своем историческом развитии принципы ассоциации последовательно изменялись от христианского гуманизма к секулярному и далее к неогуманистическим принципам. Ассоциация продолжает формально придерживаться христианских принципов, но не требует от своих членов быть верующими. Толерантность является ведущим принципом и ценностью ассоциации: YMCA обслуживает людей всех возрастов, доходов, способностей, рас и религий. Объединенные общей миссией, отделения Ассоциации функционируют абсолютно независимо, отвечая на потребности местного сообщества. YMCA участвует в решении множества социальных проблем, разрабатывает инновационные программы по предотвращению наркомании, токсикомании, переобучению безработных, благоустройству беженцев, патронажу пожилых людей, организации занятий для инвалидов, и, конечно, Ассоциация имеет огромный опыт по работе с молодежью. Для людей со специфическими потребностями (инвалидов, бездомных, экс-правонарушителей, малообеспеченных людей), которые, как правило, имеют низкий уровень образования и, практически, ничего в смысле поддержки семьи в ассоциации разрабатываются специальные программы поддержки.
Конец XIX века в США ознаменовался серьезными изменениями по отношению к детям и юношеству. В связи с тем, что большинство детей достигших 14 летнего возраста уже были активно включены в трудовую деятельность, эта категория населения стала считаться категорией имеющей особые нужды. К этому времени относится появление новых институциональных форм работы с молодежью, таких как суды для несовершеннолетних и воскресные школы. Однако вскоре выяснилось, что эти организации неспособны решить проблемы детей, юношества и молодежи. Изменения в структуре рынка труда, мощный приток иммигрантов привели к тому, что дети, ранее активно включенные в трудовую деятельность своих семей вместе с взрослыми, оказались незанятыми и приобрели массу свободного времени. Именно к этому периоду времени относится появление организаций, целью которых являлось развитие положительных черт характера детей и молодежи в свободное время. В период с 1910 по 1919 год были созданы такие известные организации как Бойскауты (the Boy Scouts), Костер (Camp Fire), Герлскауты (the Girl Scouts), Детский Красный Крест (Junior Red Cross), Достижения Молодых (Junior Achievement), Пионеры YMCA (the Pioneers of the YMCA). Программы этих организаций были направлены на пропаганду здорового образа жизни, рекреативную деятельность, жизнь на открытом воздухе, туризм, помощь окружающим, развитие навыков, умений, положительных черт характера, то есть основ продуктивной и здоровой взрослой жизни.
Большинство некоммерческих организаций в США создавались на местном уровне и не являлись общенациональными. Как правило, первые программы таких организаций отражали интересы узкой группы их основателей. Информация об организациях распространялась либо в устной форме, либо с помощью ограниченного количества листовок, рассказывавших о деятельности конкретной организации. Когда несколько местных организаций обнаруживали, что имеют сходные программы, они часто объединялись в одну организацию с центральным координирующим органом управления. Несмотря на процесс централизации и выхода на общенациональный уровень, традиция местной автономии негосударственных организаций остается в США очень сильной и сегодня.
Хотя американские некоммерческие молодежные организации обладают схожими характеристиками, они отличаются друг от друга по многим параметрам. Большинство организаций на местном уровне подчиняются уставным или франчайзинговым требованиям, которые предусматривают следование определенным стандартам, установленным их центральными общенациональными организациями. Некоторые организации открыты для всех категорий молодежи, другие имеют определенные требования к желающим стать их членами. Эти требования могут касаться, например, специфических интересов или умений, которыми должны обладать члены организации. В некоторых организациях родители или другие родственники обязаны быть членами спонсорской группы. Еще одним отличием являются различные подходы к решению проблемы лидерства. Практика свидетельствует, что подготовка руководителей в ряде случаев может ограничиваться несколькими встречами бывшего руководителя с новым и иметь характер неформальных бесед. В других организациях процесс подготовки новых руководителей может включать в себя цикл специально разработанных тренингов и занятий.
Молодежные организации США можно поделить на две основные группы. Первую группу составляют организации скаутов, клубы по месту жительства и религиозные организации, которые, как правило, предлагают своим членам широкий выбор видов деятельности. Ко второй группе относятся спортивные клубы и клубы по интересам, деятельность которых, обычно сфокусирована на каком-то одном виде спорта или проведения досуга. Однако, организации, относящиеся ко второй группе, часто ставят перед собой цели, направленные на воспитание у своих членов активной гражданской позиции. Большинство организаций и первой, и второй группы имеют специальные программы, которые позволяют молодежи с ограниченными физическими или умственными способностями участвовать в их деятельности. Разработка и внедрение технологий включенного обучения и воспитания оказывает серьезное влияние на развитие толерантности, как важнейшей ценности гражданского общества.
Почти все молодежные организации обеспечивают своим членам возможность оказывать помощь нуждающимся людям или местным сообществам. Для некоторых организаций такая деятельность является их миссией. Довольно часто дети, которые участвовали в волонтерской деятельности, организуемой молодежными организациями, становятся лидерами или активными участниками студенческих организаций после поступления в высшие учебные заведения. Волонтерская деятельность помогает сформировать у подрастающего поколения понимание и ощущение взаимозависимости человеческого сообщества.
Необходимо отметить, что многие руководители групп, клубов, команд, работающих в структуре молодежных организаций, являются волонтерами. То, что эти виды деятельности обеспечиваются волонтерами, позволяет значительно повысить их эффективность и снизить влияние формального подхода в реализации социально-культурных программ и проектов. У большинства американских родителей мало возможностей наблюдать своих детей в общении с их ровесниками, поэтому некоторые из них рассматривают волонтерскую деятельность для молодежной организации, членом которой является их сын или дочь, как возможность помочь своему ребенку получить важные умения и навыки, необходимые для полноценной жизни в социуме. Хотя родители продолжают являться ведущей группой, обеспечивающей волонтерскую деятельность для молодежных организаций, среди волонтеров начинает возрастать количество студентов ВУЗов, неженатых/незамужних людей, а также пенсионеров. Многие работодатели освобождают часть оплачиваемого рабочего времени своих работников для того, чтобы они могли осуществлять волонтерскую деятельность. Молодежные организации, в свою очередь, пытаются обеспечить волонтеров работой, которая соответствовала бы их умениям и интересам.
В течение 90-х годов ХХ века молодежные организации США стали подвергаться критике за несоответствие их программ нуждам современной молодежи. Однако деятельность многих молодежных организаций показывает, что они обращают пристальное внимание на проблемы современной молодежи и разрабатывают программы, направленные на преодоление рассовых стереотипов, профилактику химических зависимостей, пропаганду здорового образа жизни, снижение агрессивности, реабилитацию жертв молодежной преступности. Молодежные организации США на современном этапе начинают играть роль посредника, объединяющего между собой поколения, семью, школу и общественность для совместного решения насущных проблем молодых людей. Одной из серьезнейших проблем, обсуждаемых сегодня в американском обществе, является усиливающаяся сегрегация поколений, и молодежные организации имеют большие потенциальные возможности для участия в решении этой проблемы: некоторыми из них уже разработаны программы и методические материалы по оказанию социальной помощи пожилым людям. Существуют программы так называемой «истории в рассказах», в процессе которых молодые люди интервьюируют пожилых людей – современников конкретных исторических событий, организовывают фотовыставки, мини-музеи, встречи с целью сохранения национального культурного наследия. Другой вид программ ориентирован на вовлечение молодежи в работу с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Многие молодые люди работают на добровольной основе в качестве тьюторов, воспитателей или помощников в летних загородных и городских лагерях, на игровых площадках, в группах продленного дня, детских садах и других детских организациях.
Во второй половине ХХ века в американском обществе произошли серьезные изменения, такие как увеличение доли пожилых людей, миграция населения в южные штаты, активная эмансипация женщин, широкое распространение телекоммуникационных и компьютерных технологий, парадигмальные сдвиги в ценностных ориентациях практически всех слоев населения. Эти изменения, которые продолжают оказывать влияние на сегодняшнюю социально-культурную ситуацию, заставляют молодежные организации США находиться в постоянном поиске новых форм работы с молодежью, налаживать и укреплять связи с местными сообществами, образовательными, творческими организациями и другими социальными институтами.
- Содержание
- Введение
- Вопросы для самоконтроля:
- 1.2. Особенности организации и проведения праздников в европе в средние века
- Вопросы для самоконтроля:
- 1.3. Европейский досуг хvii-хviii вв.
- Вопросы для самоконтроля:
- 1.4. Праздники великой французской революции
- Вопросы для самоконтроля:
- Список рекомендуемой литературы:
- 1.5. Внешкольное образование русского зарубежья
- Вопросы для самоконтроля:
- Список рекомендуемой литературы:
- 1.6. Деятельность педагогических учреждений русской эмиграции по внешкольному образованию
- Русские народные библиотеки и читальни. Неотъемлемая часть внешкольного образовательного пространства русского зарубежья – русские народные библиотеки и читальни.
- Музеи и коллекционные собрания. Создание и сохранение музейных собраний является одним из самых слабо изученных аспектов культурной деятельности российских эмигрантов.
- Вопросы для самоконтроля:
- Список рекомендуемой литературы:
- Национальная Организация русских скаутов. Национальная Организация русских скаутов также отражала политические установки умеренно правого и правоцентристского толка.
- Вопросы для самоконтроля:
- Список рекомендуемой литературы:
- Глава 2.
- Вопросы для самоконтроля:
- Список рекомендуемой литературы:
- 2.2. Детские лагеря как эффективная форма организации досуга детей и подростков за рубежом
- 1. Образование вне стен школы.
- Вопросы для самоконтроля:
- Список рекомендуемой литературы:
- Организация досуга молодежи за рубежом
- Вопросы для самоконтроля:
- Список рекомендуемой литературы:
- Культурно-досуговая деятельность: Учебник /Под ред. Академика раен а.Д. Жаркова и профессора в.М. Чижикова. – м.: мгук, 1998.
- 2.4. Социально-культурная деятельность подростков и молодежи в странах центральной европы, скандинавии и японии
- Вопросы для самоконтроля:
- Список рекомендуемой литературы:
- 2.5 Институты гражданского общества как субъекты формирования ценностей подрастающего поколения в сша
- Социально-культурная деятельность молодежных организации по формированию ценностей подрастающего поколения
- Социально-культурные технологии используемые в деятельности молодежных организаций
- Особенности организации социальной работы в странах британского содружества
- Вопросы для самоконтроля:
- Список рекомендуемой литературы:
- 2.7. Социально-культурная работа с людьми пожилого возраста
- Вопросы для самоконтроля:
- Список рекомендуемой литературы:
- Глава 3.
- 3.1. Специфика деятельности парков по организации досуга
- Вопросы для самоконтроля:
- Список рекомендуемой литературы:
- 3.3. Общественные организации социальных меньшинств сша
- 3.4. Социально-культурная деятельность религиозных организаций
- Вопросы для самоконтроля:
- Список рекомендуемой литературы:
- 3.5. Зарубежный опыт организации музыкально-эстетического воспитания подростков
- Вопросы для самоконтроля:
- Вопросы для самоконтроля:
- Список рекомендуемой литературы:
- Социально-культурная работа за рубежом