2.7. Социально-культурная работа с людьми пожилого возраста
Томас Манн подчеркивал, что старость не должна быть процессом упадка…, что мастерство преклонного возраста состоит в том, чтобы из каждой минуты жизни извлекать новые ценности. Аналитики пытаются разработать возможные сценарии жизни общества пожилых людей. Существует множество точек зрения на стареющее общество. Наиболее распространенными являются два противоположных взгляда. Первый – типичный – пессимистический взгляд, основанный на традиционной концепции «зависимости». Его основное содержание состоит из следующих посылок: трудоспособное население сокращается, нужно тратить большие средства на уход за пожилыми людьми, из-за выплат пенсий пенсионеров работающим приходится платить большие налоги. Таковы основные доводы пессимистически настроенных аналитиков от политики и экономики, которые считают пожилых людей тяжким бременем для общества [4].
Однако существует и вторая, полностью противоположная точка зрения. Ее сторонники считают, что пожилые люди могут стать фактором устойчивого развития современного общества. Ее сторонники признают существующую демографическую ситуацию, однако не считают, что она обвально захватит весь мир сразу и одновременно. В качестве примера можно привести Великобританию и Данию, где число пожилых людей достигло своего пика – 15% в девяностые годы, и до 2020 года не ожидается роста этого показателя. Эти страны приспособились к ситуации и нашли соответствующее ей решение проблемы.
Многие демографы считают, что до 2020 года не ожидается глобального «пика коэффициента зависимости» (соотношение между трудоспособным и нетрудоспособным населением). У современного общества достаточно времени, чтобы адаптироваться к переменам в демографической ситуации и найти адекватные проблеме решения. Перемены в возрастной структуре общества настолько незначительны по сравнению с предстоящими за этот период времени переменами в экономической, социальной и политической жизни мира, что нет необходимости паниковать именно сейчас [4].
Радикальные общественно-экономические изменения, способствовавшие подъему жизненного уровня всего человечества, великие научные достижения, проводимые в широком масштабе санитарно-гигиенические мероприятия, совершенствование системы охраны здоровья общества, а также подъем общей культуры и привели к тому, что на рубеже XIX и XX вв. в большинстве европейских стран очень существенно понизилась смертность. Благоприятные изменения смертности произошли также в средних и старших возрастных группах. Под влиянием этих изменений значительно увеличилась средняя продолжительность жизни, которая в середине прошлого столетия даже в наиболее развитых европейских странах не намного превышала 40 лет, а в Индии, например, колебалась в границах 23-25 лет. В 1880-1970 гг. средняя продолжительность жизни мужчин в наиболее продвинувшихся в этом отношении европейских странах увеличилась почти на 25 лет (с 43,9 года до 68,1 года, то есть на 54% по отношению к исходной), а в Индии - на 16 лет (с 23,7 до 39,5, то есть на 67%). Еще большими были изменения средней продолжительности жизни у женщин: в развитых европейских странах она увеличилась почти на 30 лет (с 46,5 года до 74,7 года, или на 61%), а в Индии - на 15 лет (с 25,6 года до 40,3, или на 57%) [1].
Согласно последним статистическим данным из 140 стран мира средняя продолжительность жизни в 39 странах превышает 70 лет (средняя для обоих полов), зато в 35 других составляет меньше 45 лет. К первой группе принадлежат европейские страны (кроме Албании, Финляндии, Югославии и Португалии), США, Канада, Япония, Израиль. Австралия, Новая Зеландия, а также несколько небольших азиатских стран (Гонконг, Сингапур и Кипр) и южноамериканских (Барбадос, Гваделупа, Ямайка, Мартиника и Пуэрто-Рико), а также Фиджи. Самый высокий уровень средней продолжительности жизни отмечается в Швеции (75,3 года), Нидерландах (74,7), Исландии (74,6), а также Норвегии и Франции (по 73,5), в то же время самая низкая - в странах, которые совсем недавно вступили на путь самостоятельного общественно-хозяйственного развития. К этой группе, среди прочих, принадлежат Ангола и Гвинея-Бисау (по 36 лет), Верхняя Вольта (современное название – Буркина-Фасо) (37,3 года), Мали (39,7 года), а также Афганистан (40,5 года) [1].
Иногда высказывается мнение, что увеличение средней продолжительности жизни вызвано существенным снижением смертности новорожденных и детей младшего возраста.
Как лучше всего заботиться о слабейших и старейших членах общества – этот вопрос волнует и самих стариков, и членов их семей, и политиков во всем мире. Забота о пожилых людях – это часть политики общества. За последнее десятилетие в ряде стран (например, в Великобритании, Швеции, Дании, Нидерландах и Австралии) в этой сфере произошли поразительные перемены – как в мышлении людей, так и на практике. С одной стороны, они были вызваны давлением со стороны пожилых людей и членов их семей. С другой – это результат действий политиков, желающих, во-первых, снизить стремительно растущие расходы налогоплательщиков на уход за пожилыми членами общества, а во-вторых – увеличить эффективность и рентабельность всех видов заботы о престарелых.
Давление со стороны лиц, получающих уход, – самих престарелых – особенно сильно в странах, где существует организованное хобби пожилых граждан. В Швеции, например, 30% пожилых людей входит в ассоциации пенсионеров, отстаивающих интересы своих членов в органах местного и центрального управления. Даже в странах, где таких организованных групп мало, правительственные чиновники поняли, что к желаниям пожилых людей и их семей необходимо прислушиваться, и что существующие социальные программы должны учитывать их потребности. В целом, политики, выслушав своих избирателей, обозначили 3 основные цели деятельности, призванной изменить характер заботы о престарелых. Первая цель – добиться максимально возможной интеграции старых людей в общество, одновременно пытаясь улучшить условия их жизни и качество получаемого ими ухода. Она предполагает повышенную заботу о тех, кто живет в домах престарелых и других учреждениях такого рода. Кроме того, она предполагает смягчение режима в существующих домах престарелых и, по возможности, перевод стариков из этих заведений домой или в дневной стационар [2].
Сегодня в разных странах политики начинают признавать роль членов семьи в уходе за престарелыми родственниками и считать таких лиц работающими, а иногда даже клиентами (наряду с теми, за кем они ухаживают), имеющими право на помощь от государства. Политики Великобритании в своих заявлениях подчеркивают, что лицам, осуществляющим уход за престарелыми, в первую очередь необходима практическая поддержка. В Швеции, согласно действующему законодательству, органы местного управления должны прислушиваться к требованиям лиц, обеспечивающих уход за стариками, и оказывать им поддержку. С 1989 года эта поддержка выражается, в частности, в предоставлении оплаченного отпуска продолжительностью до 30 дней, причем эти деньги считаются страховыми выплатами по болезни. В Великобритании и Австралии вопрос отдыха для людей, в течение длительного времени ухаживающих за престарелыми, выносился на общенациональное обсуждение.
В большинстве стран, для того чтобы удовлетворить растущие потребности престарелых и лиц, ухаживающих за ними, ведется работа по изменению глубоко укоренившихся культурных традиций, включая общественное мнение, модели поведения и обычаи. Кроме того, необходимо преодолеть сопротивление, которым население встречает попытки передачи на нужды пожилых людей скудных средств, отведенных на финансирование других социальных программ.
В Германии в 1992 году функционировало 650 центров дневного пребывания для пожилых, где работало 7200 социальных работников. В сфере культуры и досуга в этих центрах работали члены добровольных и религиозных организаций, таких как отделения протестантской церкви в Штутгарте, «Каритас» во Франкфурте.
Дневные центры оказывают следующие услуги: медицинские консультации, обеды по льготным ценам (или бесплатные), организуют различные клубы на базе центра для всех возрастных групп. Основная цель деятельности таких центров – объединить людей разных поколений, разного социального положения, имеющих различные интересы. В центрах созданы благоприятные условия для реализации интеллектуальных и культурных потребностей. Дневные центры для людей с ограниченными возможностями помогают этой категории населения реализовать свой творческий потенциал; в некоторых европейских странах такие центры функционируют одновременно для пожилых и инвалидов. Основная цель социальной политики сводится к интеграции людей с ограниченными возможностями со здоровыми людьми, что дает возможность одним находиться в обществе, где не подчеркивается их недуг (немощность), а другие учатся помогать, сочувствовать, поддерживать.
В центрах для проживания с полным обеспечением основной задачей считают поддержку этой категории людей, подключая их к досуговой активности, творчеству в комьюнити, что, несомненно, способствует сохранению их статуса гражданина.
Две самые большие организации для людей «третьего возраста» в США – Американская ассоциация пенсионеров и Национальный совет пожилых граждан, основанный в 1958 году, – открыты для всех. Их деятельность аналогична многогранной работе клубных объединений. Социальные службы за рубежом стремятся к тому, чтобы содействовать открытию различных учреждений, способствующих удовлетворению как психоло-гических, так и общеобразовательных и других духовных потреб-ностей. Чаще всего они связаны с организацией досуга. Так, например, в США с 1947 года функционирует сеть клубов «Голден Эйдж» («Золотой Век»). Их спонсорами являются, как правило, местные департаменты отдыха или религиозные организации. Например, клуб «Голден Эйдж» в Лос-Анджелесе (Калифорния) финансирует местная католическая церковь. Он основан в 1973 году для пожилых людей католической веры с целью помочь своим членам вести более полноценный образ жизни, наслаждаться жизнью; его филиалы действуют во многих странах мира. Плата за членство символическая: два доллара в год, а за три года – пять долларов [6].
В зависимости от потребностей членов клуба, образуются и рабочие места для членов клубов и его работников. Для более полного удовлетворения нужд пенсионеров налажено тесное сотрудничество с различными учреждениями, где расположен клуб. Так, к примеру, можно заказать место в ближайшей прачечной самообслуживания, установить время приема членов клуба в парикмахерскую. Таким образом, располагая даже только одним помещением и небольшим штатом сотрудников можно работать очень эффективно.
В целом считается, что клубы должны быть доступны только для его членов, а число лиц в клубе должно быть ограничено. Не рекомендуется устраивать очень большие клубы, ибо это затрудняет организацию их работы нарушает атмосферу интимности и уюта. Практика показывает, что оптимальное количество членов клуба 100 – 150 человек. Участие в занятиях бывает различным, в зависимости от содержания и форм клубной работы. Отдельные массовые занятия, например лекции, несложные ручные работы и т.п. следует проводить в группах, насчитывающих не более 30 человек, другие занятия требуют меньшего количества народа, например обучение новому виду рукоделия, изучение иностранного языка, занятия в художественной студии и т.п.
Из вышесказанного следует, что размеры групп зависят от характера занятий, а их число – от общего количества членов клуба. Надо помнить, что правильно подобранный численный состав группы определяет эффективность проведения занятий [4].
При создании клуба рекомендуется включить в состав его организаторов пожилых людей (потенциальных членов клуба), работающих в местных организациях пенсионеров. Следующую категорию активистов можно найти, давая информацию о создании клуба в местной прессе, радиопередаче и телепрограмме, либо рассылая уведомления по почте.
Наряду с клубами такого типа в США и Великобритании существуют различные центры досуга и отдыха другого плана для людей «третьего возраста». Эти центры могут иметь спонсоров в муниципалитетах, парках, частных агентствах, включая религиозные. Можно отметить два наиболее типичных подхода к созданию таких центров: во-первых, специальные центры для пожилых, во-вторых, центры многоцелевого назначения, на базе которых создаются разнообразные объединения, где общаются люди разных возрастов, разных социальных групп. Членом центров досуга в Великобритании может стать каждый, как достигший 21 года, так и пожилой человек. Примерами подобных объединений могут служить Клуб любителей Британского музея и Клуб читателей библиотеки.
При клубах «третьего возраста» могут функционировать различные кружки, такие как филателистический, нумизма-тический, музыкальный, танцевальный и т.п. Члены клуба имеют возможность обмениваться открытками, книгами, пла-стинками, произведениями изопродукции. Большое внимание уделяется генеалогическим и психологическим вопросам. Члены клубов пользуются льготами при подписке на журналы, в которых содержится информация о путешествиях, отдыхе, текущих событиях. Им предоставляется скидка на 25% в отелях, мотелях, групповых поездках по стране и за границу, а также на лекарства и витамины от 40% до 70% [1].
Учитывая возрастные особенности и состояние здоровья людей «третьего возраста» во Франции, например, эти клубы предлагают своим членам такой вид занятий, как изучение иностранных языков. Практически каждый клуб для пожилых людей имеет свой театр песни. Деятельность таких театров трудно переоценить, поскольку эти творческие коллективы много занимаются благотворительной деятельностью, тем самым, способствуя широкому развитию досуговой сферы социальных служб. Участие в досуговых мероприятиях, организуемых социальными службами, большого числа людей поощряется для того, чтобы способствовать большему вкладу личности в социальную жизнь в надежде, что это сделает социальные ценности и традиции более интернациональными и что источники споров, конфликтов и перемен исчезнут.
Социокультурная анимация явилась ответом на радикальные сдвиги в мировом сообществе последних лет. Специфическая задача социально-культурной анимации состоит в создании особых психолого-педагогических условий, способствующих преодолению психологических препятствий к социальному взаимодействию. Здесь имеются в виду изменения структуры производства, расширение пространства свободного времени, демократизация общественной жизни, развитие новых технологий, движение к информационно ориентированному миру. В условиях значительных социальных перемен усиливается потребность населения в социально-культурной деятельности, нацеленной на обновление знаний и умений, раскрытие креативных способностей. В этой связи работа социально-культурных аниматоров, по мнению французских исследователей, должна содействовать свободному выбору новых возможностей образования и личностного развития, реализации гражданской инициативы [6].
Опыт французских аниматоров и их последователей в других странах показывает, что это специфическая область педагогической деятельности, которая характеризуется совокупностью методов деятельности, позволяющих аниматорам активно вовлекать членов коллектива в культурную и социальную жизнь. В этом и состоит ключевое отличие социально-культурной анимации от традиционной просветительской деятельности, основанной на идее привнесения культуры в массы как чего-то внешнего.
Во Франции существуют различные варианты культурно-воспитательных центров, которые именуются «интегрированными культурными центрами», «социопедагогическими комплексами» и пр. При подобных учреждениях создают учебные курсы, библиотеку, спорткомплекс, иногда и церковь. Сюда приходят дети и взрослые. Сотни театров и кинозалов, разветвленная сеть спортивных площадок, прекрасные парки – все это, в принципе доступно, в том числе и в финансовом плане, «среднему» горожанину. Однако все больше и больше жителей города предпочитают проводить свой досуг, прибегнув к помощи Ассоциации культурного развития (АДАК)[6].
В 1990-х годах зародилась эта оригинальная организация, которой ведает управление культуры городской мэрии. Что же такое АДАК? Это, прежде всего, возможность выбрать себе хобби по вкусу, попытаться открыть в самом себе какие-то неизведанные способности. Во всех районах Французской столицы сейчас работают примерно 400 мастерских, охватывающих в общей сложности 175 самых разнообразных направлений. Так, скажем, в культурном центре на улице Пьера Леско, объединившем несколько мастерских, работают секции икебаны и китайской живописи, здесь также можно попробовать свои силы в сочинении музыки при помощи компьютера. Есть мастерские, или, как их здесь называют, ателье, переплетного и столярного дела, классического танца и скульптуры, ритмической гимнастики и т.д.
Эти ателье стали своего рода культурными центрами городских кварталов, местом, где могут собраться энтузиасты, искренне увлеченные тем или иным делом. Большинство из людей, постоянно посещающих мастерские, живут неподалеку от них, являются соседями. Подобные центры помогают узнать друг друга, а порой познать и самих себя, свои нераскрытые возможности и способности. Не случайно дословный перевод с французского официального названия этих центров звучит примерно так – «ателье культурного самовыражения и добрососедства».
Исследования специалистов управления культуры столичного муниципалитета показывают, что деятельность АДАК пользуется большой популярностью среди парижан. И это не случайно – ведь не каждый день парижане идут в театр, кино, кафе, чтобы провести вечер или выходные, а домашние условия не всем позволяют осуществить свои мечты. Годовая плата за членство в ассоциации символическая, членство дает право посещать по желанию любые мастерские [6].
В арсенале современной социокультурной анимации существует достаточно мало методов, разработанных специально для работы с людьми пожилого возраста. Более известны и распространены методы, разработанные на модели более ранних возрастов, но адаптированные к психологическим особенностям возрастов поздних. Так описывается комплекс средств, который может быть успешно нацелен на восстановление и активизацию телесных, психических и социальных функций, навыков и возможностей, а также на решение конкретных проблемных ситуаций, с которыми пациент пожилого возраста не может справиться самостоятельно [4].
Специфичным в использовании программ является принцип активации и реактивации ресурсов пожилого человека, так как невостребованные функции угасают. При этом необходимо внимательно следить за мерой «напряжения» функций, поскольку равно опасно как их недостаточное напряжение, так и перенапряжение. Особенности личности пожилого и его стратегия адаптации к возрастному фактору определяют характер социокультурного воздействия и конкретный выбор применяемых методов и приемов.
В немногочисленной литературе, посвященной социокультурным методам в консультировании пожилых, отмечается, что речь идет главным образом о подходах, разработанных и успешно применяемых в зарубежной практике:[3]
- биографический метод и мемуаротерапию;
- арттерапию; кинотерапию;
- музыкальную психотерапию;
Биографический метод.
На сегодняшний день биографический метод – это один из наиболее эффективных методов индивидуального мотивирования жизненной активности людей, вступивших в период поздней взрослости. Он имеет несомненную коммуникативную, диагностическую и коррекционную ценность и направлен на то, чтобы дать человеку возможность осознать, как его прошлое определило его настоящее и продолжает влиять на него.
Работа с биографией пожилого человека может осуществляться двумя путями: как описание и изучение преимущественно внутренней жизни человека; как описание и изучение фактологической, «вершинной» стороны жизни человека (исторический подход).
Первый подход достаточно хорошо разработан. К главным задачам при движении по этому пути относятся:
- выявление роли тех или иных событий и лиц, оказавших влияние на жизнь человека;
- исследование разрушительных ситуаций на его жизненном пути;
- выявление ситуации-лейтмотива, обусловившей жизненный урок, сказавшейся на всей биографии;
- обозначение собственных личностных ресурсов, заключенных в материалах биографии;
- формирование творческого отношения к кризисам поздней; взрослости и обучение конструктивным способам выхода из них;
- создание адекватной временной перспективы.
Такой вариант реализации биографического метода широко применяется за рубежом и имеет ряд несомненных достоинств. Главное из них – научение пожилого человека относиться к борьбе с трудностями творчески. По мнению М. Я. Либерман, в современных условиях указанный вариант широко используется в зарубежных странах [3].
Реализация биографического метода начинается с разговора с человеком о его детстве, о его родителях и родственниках. Большинство пожилых людей вспоминают свое детство с готовностью и охотой. Возвращаясь в него в своих воспоминаниях, они вновь начинают ощущать свое Я, еще не отягощенное жизненными трудностями, и в них оживает способность чувственного и образного видения мира. Для усиления этой способности человеку предлагают создать свой «музей детства» из уцелевших предметов, напоминающих о детстве вещей, детских фотографий. Раскладывая их в хронологическом порядке и помещая в альбомы, человек как бы вновь проживает свою жизнь. Аниматор помогает ему в этом, задавая вопросы о людях, изображенных на фотографиях, о сопутствующих событиях, об участии в них его самого. Полезно иллюстрировать все это не только фотографиями, но и открытками, вырезками из журналов и газет, снабжать фотографии и иллюстрации подписями и комментариями. Занимаясь подобной работой, человек вспомнит, как любили его родители, как дружили с ним соученики, как уважали его коллеги по работе, что полезного он создал в результате своего многолетнего труда. Постепенно в его представлении выстроится цепочка ощущений, каждое из которых в той или иной форме есть ощущение собственной нужности кому-либо, необходимости и полезности.
Работу с фотографиями, иллюстрациями из журналов, сопровождение их подписями и комментариями можно развивать дальше в двух направлениях: в направлении изучения человеком своей генеалогии и в направлении изучения исторического контекста, в котором протекала его жизнь, жизнь его родных и предков. Пожилой человек начинает чувствовать себя «принадлежащим к роду». Это усиливает ощущение своей нужности, придает дополнительный смысл жизни, мотивирует составление записок о своих родителях и более далеких предках, сбережение услышанного, запомнившегося, стремление передать семейный жизненный опыт своим детям.
Таким образом, биографические технологии формирования толерантного отношения к старению и индивидуального мотивирования жизненной активности человека являются наиболее адекватными в силу специфики данной возрастной группы.
Написание мемуаров может являться мощным средством, способным излечить человека от депрессии, побудить его к активной деятельности по подбору и чтению литературы, работе в архивах, к встречам с людьми. Занятие подобного рода включает человека в общественную жизнь и позволяет ему отвлечься от мыслей о болезнях и прошедшей молодости. Это настолько сильное средство, что его правомерно рассматривать как особое ответвление биографического метода и назвать мемуаротерапией.
Практически возможны следующие подходы к реализации мемуаротерапии:
- описание последовательно каждого года своей жизни;
- описание событий, которые особо привлекли внимание автора мемуаров;
- описание только позитивных для автора событий.
Мемуаротерапия допускает любые подходы. Главное – писать о своей жизни так, чтобы автор чувствовал, что он делает важное и нужное дело. Мемуаротерапия может эксплицироваться в следующих формах:
- написание дневников «для внутреннего пользования», служащих своего рода «полуфабрикатом», из которого в дальнейшем выкристаллизовываются настоящие мемуары;
- написание статей, ориентированных на публикацию в местных газетах. Это более эффективная форма, поскольку связь между авторами мемуаров и их читателями реализуется уже на внешнем уровне;
- создание книги воспоминаний. Такие книги могут храниться в семье или публиковаться, если это позволяют их литературные достоинства;
- участие в работе литературной студии.
Арттерапия. Термин «арттерапия» переводится с английского как «лечение творчеством». Вполне возможно использовать арттерапию и с целью мотивирования жизненной активности пожилых людей. Она помогает преодолеть апатию и безынициативность, служит мощным средством сближения людей, своеобразным мостиком между специалистом и подопечным, облегчает включение подопечного в общественную жизнь. Ее применение дает позитивные результаты в ситуациях взаимоотчуждения, при затруднениях в налаживании контактов, позволяет пожилому человеку повысить самооценку и т. п. [3].
Арттерапия основана на мобилизации творческого потенциала человека и отвечает его фундаментальной потребности в самоактуализации, являясь средством свободного самовыражения и самопознания через зрительные образы. Она обладает рядом несомненных достоинств по сравнению с другими методами, поскольку реализуется в условиях специально сформированной атмосферы доверия, высокой толерантности и внимания к внутреннему миру каждого и сравнительно легко делает зримым, четко видимым то, что скрыто в глубине нашего Я.
Продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и состояний человека, что позволяет использовать их и в качестве диагностического материала, и как средство обеспечения обратной связи, позволяющее отслеживать характеристики процесса изменений состояний.
Занятия изобразительным искусством в терапевтическом контексте носят спонтанный характер. В арттерапии не играют роли способности к изобразительной деятельности или художественные навыки. Здесь важен творческий акт как таковой, как средство выявления внутреннего мира творца. Поэтому она не имеет никаких, в том числе и возрастных, ограничений в использовании и весьма перспективна.
Групповая арттерапия больше распространена, чем индивидуальная, поскольку она дает возможность каждому пожилому участнику группы яснее осознавать себя через сравнение с другими, а также позволяет членам группы оказывать поддержку друг друга.
Групповая арттерапия с пожилыми может строиться по студийному либо по тематическому принципу. Студийная, или открытая, группа в своей работе решает довольно локальную, хотя и важную, задачу – преодолеть смущение участников, нерешительность, страх перед непривычным занятием, побудить человека к творчеству и самораскрытию в нем. Она может не иметь постоянного состава, и к ней в любой момент могут присоединяться новые участники. Работа такой группы практически не интегрирована и не структурирована.
Тематически ориентированная группа предполагает большую степень интегрированности, что достигается за счет ориентации на темы, затрагивающие общие интересы и проблемы участников (например, воспоминания, картины жизненного пути, отношения с детьми и внуками, сюжеты природы и т. д.), а также за счет распределения общего времени каждого занятия на отдельные этапы.
Арттерапия сегодня – развивающийся метод. Соприкасаясь с мемуаротерапией, она преобразуется в новую форму – в терапию литературным, в частности поэтическим, творчеством, нацеливающим на создание художественной прозы в стиле «поток сознания». Некоторые ее элементы могут быть использованы и в таком своеобразном методе мотивирования жизненной активности, как кинотерапия.
Кинотерапия. Кинотерапия, или кинотренинг, - разновидность терапевтических занятий, объединенных названием «терапия искусством». Кинотерапия базируется на психологическом механизме проекции, состоящем в том, что объективную реальность человек отражает субъективно, в соответствии с собственными моделями мышления, сознания. Во время просмотра он воспринимает кинофильм через призму собственной личности, по-своему его интерпретирует, расставляет акценты согласно своему мироощущению, своей жизненной ситуации. Как известно, кинозритель в определенной степени идентифицирует себя с одним из персонажей фильма, с тем, кто ему наиболее близок и понятен. Обсуждая и оценивая поведение этого персонажа, он неизбежно приписывает ему свои бессознательные импульсы, конфликты и внутренние переживания, которые от своего имени ему выразить трудно. Это дает зрителю возможность анализировать собственную жизненную ситуацию через киногероя как через «посредника».
Естественный способ осуществления кинотерапии – групповой. Поэтому начало ее предваряет формирование группы потенциальных кинозрителей по возможности с более или менее общими интересами и проблемами. При отборе киноматериала исходят из целей и задач, которые ставит перед собой терапевт. Группе пожилых целесообразно предложить для просмотра фильмы, которые являются своеобразной иллюстрацией жизни их поколения, фильмы, в которых отражается время их юности, молодости и зрелости, когда было сделано самое главное в жизни.
Нужно, чтобы фильм давал как можно больше пищи для размышлений и анализа. Подобные фильмы помогут кинотерапевту научить участников группы анализу и пониманию реальной ситуации.
Музыкальная психотерапия.
Воздействуя на эмоции человека, музыка способна создавать настроение, благотворно действующее на его состояние, пробуждающее энергию и требующее актуализации в деятельности. Музыка оказывает целенаправленное мотивирующее воздействие только тогда, когда она выражает или «содержит» эмоции, определенным образом согласованные или соотносящиеся с темпераментом или эмоциональным состоянием слушателя.
Описанные методы мотивирования жизненной активности в поздних возрастах существенно отличаются друг от друга, каждый из них имеет свои достоинства и недостатки, свою область применения.
- Содержание
- Введение
- Вопросы для самоконтроля:
- 1.2. Особенности организации и проведения праздников в европе в средние века
- Вопросы для самоконтроля:
- 1.3. Европейский досуг хvii-хviii вв.
- Вопросы для самоконтроля:
- 1.4. Праздники великой французской революции
- Вопросы для самоконтроля:
- Список рекомендуемой литературы:
- 1.5. Внешкольное образование русского зарубежья
- Вопросы для самоконтроля:
- Список рекомендуемой литературы:
- 1.6. Деятельность педагогических учреждений русской эмиграции по внешкольному образованию
- Русские народные библиотеки и читальни. Неотъемлемая часть внешкольного образовательного пространства русского зарубежья – русские народные библиотеки и читальни.
- Музеи и коллекционные собрания. Создание и сохранение музейных собраний является одним из самых слабо изученных аспектов культурной деятельности российских эмигрантов.
- Вопросы для самоконтроля:
- Список рекомендуемой литературы:
- Национальная Организация русских скаутов. Национальная Организация русских скаутов также отражала политические установки умеренно правого и правоцентристского толка.
- Вопросы для самоконтроля:
- Список рекомендуемой литературы:
- Глава 2.
- Вопросы для самоконтроля:
- Список рекомендуемой литературы:
- 2.2. Детские лагеря как эффективная форма организации досуга детей и подростков за рубежом
- 1. Образование вне стен школы.
- Вопросы для самоконтроля:
- Список рекомендуемой литературы:
- Организация досуга молодежи за рубежом
- Вопросы для самоконтроля:
- Список рекомендуемой литературы:
- Культурно-досуговая деятельность: Учебник /Под ред. Академика раен а.Д. Жаркова и профессора в.М. Чижикова. – м.: мгук, 1998.
- 2.4. Социально-культурная деятельность подростков и молодежи в странах центральной европы, скандинавии и японии
- Вопросы для самоконтроля:
- Список рекомендуемой литературы:
- 2.5 Институты гражданского общества как субъекты формирования ценностей подрастающего поколения в сша
- Социально-культурная деятельность молодежных организации по формированию ценностей подрастающего поколения
- Социально-культурные технологии используемые в деятельности молодежных организаций
- Особенности организации социальной работы в странах британского содружества
- Вопросы для самоконтроля:
- Список рекомендуемой литературы:
- 2.7. Социально-культурная работа с людьми пожилого возраста
- Вопросы для самоконтроля:
- Список рекомендуемой литературы:
- Глава 3.
- 3.1. Специфика деятельности парков по организации досуга
- Вопросы для самоконтроля:
- Список рекомендуемой литературы:
- 3.3. Общественные организации социальных меньшинств сша
- 3.4. Социально-культурная деятельность религиозных организаций
- Вопросы для самоконтроля:
- Список рекомендуемой литературы:
- 3.5. Зарубежный опыт организации музыкально-эстетического воспитания подростков
- Вопросы для самоконтроля:
- Вопросы для самоконтроля:
- Список рекомендуемой литературы:
- Социально-культурная работа за рубежом