14. Типология самодеятельных объединений
Экзамена по СКД
В имеющемся на сегодняшний день арсенале научных знаний, отражающих особенности детского общественного бытия, детских социальных явлений, типология детских общественных организаций представлена самыми различными подходами и классификационными принципами. Наиболее распространенной, по нашему мнению, типологией, имеющей междисциплинарный статус, является сущностно-ориентационная типологическая модель с явно выраженной идеологической, социально ценностной, целевой дифференциацией. По этой типологии детские и молодежные социальные инициативы, общественные движения и соответствующие им форы бытия классифицируются (дифференцируются) на демократические, социалистические, коммунистические, националистические, конфессиональные, экологические, миротворческие и т. д.
Не менее распространенной междисциплинарной типологией детских общественных организаций является их классификация по правовому статусу: формальные (официально признанные, институциированные) детские организации (класс, отряд, дружина и пр.) и неформальные (неофициальные, не имеющие юридического статуса: дружеские компании, группировки, тусовки и пр.).
Достаточно широко на междисциплинарном уровне используется структурно-функциональный типологический подход, в основе которого лежит социально-психологическая функциональная модель группы как поливариативной социальной формы и естественного способа общественного бытия человека с особо высоким индексом личностной значимости в кризисные периоды подросткового возраста.
Типологические параметры детских групп дифференцируются по следующим характерологическим признакам:
- количественные показатели (большие, малые, микрогруппы, диады, триады и пр.);
- общественно-правовой статус (официальные, формальные, неофициальные, неформальные, асоциальные, антиобщественные, общественно полезные и т. д.);
- стиль, установившиеся нормы групповых взаимоотношений (реальные, условные, ответственные, диффузные, открытые, закрытые и пр.);
- уровень и специфика системной интеграции взаимоотношений членов группы (индивидуальных и групповых) внутреннего и внешнего социально ориентированного диапазона: группы, коллективы, группировки, ассоциации, федерации, союзы, организации, корпорации, классы, клубы, звенья, отряды, дружины и т. д.;
- показатели личностной ценности, социальной значимости групповых взаимоотношений, стиля, образа жизни группы: референтные группы, группы формального, неформального членства;
- специфика функциональной заданности (социального заказа): группы личностного роста (скаутские, пионерские звенья, патрули, отряды и пр.), социальной реабилитации, анимации, коррекции, направленной социальной активности, общественно полезной деятельности.
Данный типологический подход, используемый чаще всего в специальных исследованиях, в социологии, психологии, педагогике, представляет огромную и чрезвычайно значимую для нас информацию о диалектике сущности и существования общественного бытия детей, логике и динамике развития процессов группообразования, личностного роста, социализации подрастающего поколения, интеграции и дезинтеграции взаимоотношений детей с окружающей действительностью.
Принципиальными позициями этого типологического подхода являются положения о том, что:
А) социальные группы - естественная и необходимая форма общественного бытия людей, обеспечивающая человеку решение его актуальных жизненных проблем в критические периоды социализации, когда ему не под силу самому выйти из сложной ситуации;
Б) матричной, генетической, жизнеобеспечивающей основой любого типа детских объединений, в том числе и высокоорганизованных, высокоразвитых систем (организаций), являются неформальные группы, генерирующие эмоциональный, психологический, нравственный климат, деловой настрой всего объединения.
Величина, структура, состав, сплоченность, динамика группового и личностного развития детского объединения детерминируются, согласно типологическим параметрам, во-первых, актуальными потребностями»? социальными запросами, притязаниями входящих именно в данную группу детей, а во-вторых, целями и задачами складывающихся и развивающихся в группе взаимоотношений внутренней и внешней ориентации, направленностью и результативностью этих отношений. Особое внимание уделяется степени соответствия личностно-индивидуальных и групповых, общественных ценностно-смысловых компонентов интеграционной системы группы, ролевой и функциональной дифференциации, групповым нормам и ценностям, адекватности социальной перцепции заданным параметрам взаимоотношений, а также перспективной динамике социокультурных процессов в группе, в сфере ее бытия.
В специальных исследованиях, например, в педагогических, используется возрастной и ценностно-ориентационный (профильный) типологические подходы: общественные объединения младших школьников (октябрята, “почемучки”, “балалан” и пр.), подростковые клубы, юношеские творческие союзы; юннаты, тимуровцы, ОСВОД, следопыты, туристы, юные спортсмены, юные музыканты, краеведы и пр. Исследователям хорошо известен сущностно-системный комплексный типологический подход в изучении специфики характерологических свойств наиболее популярных, распространенных детских общественных организаций - международных социально-педагогических систем: скаутинг, пионердвижение. Основываясь на данном типологическом подходе, сегодня можно и нужно исследовать вполне сформировавшиеся и заявившие о себе на широком международном уровне детские общественные движения. В качестве примера можно привести и Одиссею разума, и движение Дети-миротворцы, и экологические, и многие другие социальные инициативы подрастающего поколения нашей планеты.
В типологии детского общественного движения, организаций используется и территориальная организационная модель, отражающая специфику региональных детских формирований, являющихся, как правило, своеобразными подсистемами более широкого детского социального явления. Так, в общей типологии автономно выделены, например, в скаутинге: английские, американские, российские скауты; в пионердвижении: пионеры СССР, России, Республики Казахстан, Франции, США, Финляндии и т. д.; среди неформалов: хиппи-система (американские хиппи, московская система и пр.); люберы и т. д.
Социология, криминология, проявляя интерес к молодежным, в том числе к детским формированиям, исходят, как правило, из анализа их правового соответствия, социального статуса. Таким образом, определяется базовая типологическая модель, в которой выделяется социальная заданность, направленность группы-организации: просоциальные, асоциальные или антисоциальные формирования. Соответственно уточняются и ведущие характерологические параметры, свойственные тому или иному виду, типу молодежных (подростковых) объединений. В сферу профессионального внимания социологов, криминологов, социальных психологов чаще всего попадают неформальные молодежные инициативы, выражающие альтернативные, авангардистские социальные ценности подрастающего поколения, молодежную, детскую субкультуру, положительное, прогрессивное значение которых старшее поколение, официальные социальные институты культуры, образования, правоохранительные и др., как правило, принимают с большими сомнениями, недоверием, критично, а порой и с категоричным отвержением, даже с агрессией, сопровождающейся всевозможными запретами, преследованиями, мерами наказания[7].
- Шпаргалка: культурология экзамена по скд
- 1.Культурология в системе научного знания
- 2.Сценарный ход и монтаж в досуговых мероприятиях
- 3.Виды социально-культурного творчества
- 4.Принципы ораторского искусства и специфика их использования в скд
- 5. Сущность прикладной культурологи как области
- 6.Основные этапы работы над программой досугового мероприятия. Характеристика выразительных средств каждого из них
- 7. Средства культурно-досуговой деятельности и педагогические требования к их эффективному использованию
- 9. Методы психологического исследования, возможности управления психическими процессами в социально-культурной деятельности
- 10. Методика разработки сюжетно-композиционного решения театрализованных мероприятий
- 11.Основные тенденции изменения инфраструктуры социально-культурной сферы в 90 х годах
- 12. Стиль и принципы руководства самодеятельным объединением
- 13. Технология разработки и реализации территориальных программ развития культуры
- 14. Типология самодеятельных объединений
- 15. Организация социально-культурной деятельности как вид профессионально-педагогического творчества
- 16. Особенности организации досуга различных групп населения по месту жительства
- 17.Современные концепции досуга
- 18. Социально-культурные функции самодеятельного творчества
- 19. Сущность и специфика педагогики сотворчества
- 20. Особенности сюжетно-композиционного построения игровых программ. Реализация сценарного хода в процессе игры
- 21.Воспитательный потенциал досуга и роль учреждений культуры в его реализации
- 22.Национально-культурные традиции в системе передачи социальной информации
- 23. Средства массовой коммуникации в системе социально-культурных процессов
- 24.Культурология семьи и учет ее требований к организации семейного досуга
- 25. Сущность и структура социально-культурной деятельности
- 26.Предпринимательство: понятия и виды. Особенности предпринимательства в культурно-досуговой сфере
- 27.Основные направления информационно-просветительской деятельности
- 28.Система работы с коллективом культурно-досугового учреждения
- 29.Принципы и условия отбора содержания и форм информационно-просветительской деятельности
- 30.Культура личности. Сущность. Структура, пути формирования
- 31. Менеджмент: общее понятие, виды и особенности проявления в сфере культуры
- 32.Воспитательный процесс в учреждениях культуры. Воспитательные системы образовательных учреждений
- 33. Психология общения. Общение как фактор развития личности. Виды общения. Стратегия успешного общения в социально-культурной деятельности
- 34. Особенности и типология игровых программ. Современные подходы к их организации
- 35.Социология как наука. Место социологии в решении социально-культурных и других общественных проблем
- 36.Принципы руководства культурно-досуговой фирмой
- 37. Туризм как вид социально-культурной деятельности, классификация, этапы и факторы развития, правовое регулирование туристской деятельности
- 38.Организационные формы бизнеса. Коммерческие структуры в социально-культурной сфере
- 39.Учет возрастных особенностей детей, подростков и юношества в процессе их вовлечения в социально-культурную деятельность
- 40.Бизнес-план в социально-культурной сфере. Значение и содержание
- 1. Описание продукта (услуги)
- 2. Анализ рынка сбыта
- 3. Оценка конкурентов
- 5. План производства
- 6. Организационный план
- 7. Финансовый план
- 41.Организационные и сценарно-режиссерские особенности подготовки и проведения различных игровых программ
- 42.Социология молодежи. Основные направления исследований молодежной культуры
- 43.Особенности маркетинга в культурно-досуговой сфере
- 44.Понятие «игра» и игровая деятельность. Основные признаки игровой деятельности
- 45.Социально-культурная и социально-педагогическая работа с родителями
- 46.Педагогическая валеология. Валеологические аспекты социально-культурной деятельности
- 47.Деловой этикет и культура делового общения
- 48.Принципы, средства, формы социально-культурной деятельности
- 49.Семейное право. Права и обязанности супругов. Правовая защита семьи в контексте скд
- 50.Применение социологических методов в исследованиях скд деятельности
- 51.Игровые технологии в социально-культурной и социально-педагогической деятельности
- 52.Деятельность центров досуга по изучению и удовлетворению интересов и запросов населения как основа программирования их работы
- 53.Типы досугового общения детей первого периода детства
- 54.Особенности методического обеспечения деятельности социально-культурных учреждений в условиях рыночных отношений
- 55.Типы досугового общения детей второго периода детства
- 56.Социальный заказ и социально-культурная программа как основа дальнейшего развития культурно-досуговой деятельности
- 57.Типы досугового общения подростков
- 58.Информационное общество: понятия, структура, перспективы и проблемы развития
- 59.Типы досугового общения юношества