10. Методика разработки сюжетно-композиционного решения театрализованных мероприятий
Экзамена по СКД
Сценарий – это подробная литературная разработка содержания мероприятия, в которой в строгой последовательности излагаются отдельные элементы действия, показаны авторские переходы от одной части к другой, вносятся используемые художественные произведения, оформление здания.
Основные этапы работы над сценарием
1. В начале работы над сценарием четко продумывается тема и идея будущего мероприятия. Тема – то, о чем автор хочет рассказать. Идея – то, ради чего проводится праздник, вечер и пр..
2. После определения темы, идеи начинается подбор документального и художественного материала.
3. Сценарно-режиссерский замысел или сюжетный ход.
4. Композиционное построение сценария: экспозиция, завязка, основное действие, кульминация, финал. Экспозиция – ввод в действие, короткий рассказ о событиях, предшествующих возникновению конфликта. Завязка - экспозиция перерастает в завязку. Экспозиция и завязка должны быть предельно четкими и лаконичными. Основное действие – это часть подчинятся строгим законам. Строгая логичность построения и развития темы. Каждый эпизод должен быть обусловлен, связан смысловым мостиком с предыдущим и последующим. Действие развивается по нарастающей к кульминации и развязке. Нельзя идти от эмоционально сильных эпизодов к более слабым. Кульминация – наивысшая точка действия. Действие необходимо довести до кульминации, в которой наиболее концентрировано выражается идея драматургического замысла.
Финал – несет особую смысловую нагрузку и является наиболее важным моментом для максимального проявления активности всех участников.
Методические требования при разработке сценария
1. Строгая логичность построения сюжета и развития конфликта. Однако логичность совсем не обязательно должна означать хронологическую последовательность.
2. Законченность каждого эпизода. Сценарий всегда состоит из эпизодов. Каждый из них обладает внутренней логикой и должен быть обязательно закончен, прежде чем начнется другой.
3. Органическая связь между эпизодами. Она необходима для того, чтобы сценарий не распадался на отдельные части, чтобы художественные произведения не выглядели вставными номерами, а устные произведения не перекликались только друг с другом.
4. Нарастание действия в его движении к кульминации. Заданное экспозицией - завязкой действие развивается с нарастающей силой к кульминации и затем идет к развязке, к финалу действия. Финал – это весьма важная часть композиции, его отсутствие или «смазанность» рождают ощущение незавершенности всего мероприятия.
Виды сценариев
Условно сценарии можно разделить на три вида: простейшие, иллюстрированные, театрализованные. Простейшие сценарии или сценарные планы представляют собой:
· ·логическую последовательность материла,
· организационные моменты подготовки мероприятия,
· предполагаемый отбор выразительных средств.
Сценарные планы пишутся к следующим мероприятиям: дискотеки, концерты, презентации и другие малые формы.
В иллюстративном сценарии соединяется информационный материал и искусством. Тема является основным стержнем.
Театрализованный сценарий предполагает идейно-тематическое, сюжетное, композиционно е единство.
- Шпаргалка: культурология экзамена по скд
- 1.Культурология в системе научного знания
- 2.Сценарный ход и монтаж в досуговых мероприятиях
- 3.Виды социально-культурного творчества
- 4.Принципы ораторского искусства и специфика их использования в скд
- 5. Сущность прикладной культурологи как области
- 6.Основные этапы работы над программой досугового мероприятия. Характеристика выразительных средств каждого из них
- 7. Средства культурно-досуговой деятельности и педагогические требования к их эффективному использованию
- 9. Методы психологического исследования, возможности управления психическими процессами в социально-культурной деятельности
- 10. Методика разработки сюжетно-композиционного решения театрализованных мероприятий
- 11.Основные тенденции изменения инфраструктуры социально-культурной сферы в 90 х годах
- 12. Стиль и принципы руководства самодеятельным объединением
- 13. Технология разработки и реализации территориальных программ развития культуры
- 14. Типология самодеятельных объединений
- 15. Организация социально-культурной деятельности как вид профессионально-педагогического творчества
- 16. Особенности организации досуга различных групп населения по месту жительства
- 17.Современные концепции досуга
- 18. Социально-культурные функции самодеятельного творчества
- 19. Сущность и специфика педагогики сотворчества
- 20. Особенности сюжетно-композиционного построения игровых программ. Реализация сценарного хода в процессе игры
- 21.Воспитательный потенциал досуга и роль учреждений культуры в его реализации
- 22.Национально-культурные традиции в системе передачи социальной информации
- 23. Средства массовой коммуникации в системе социально-культурных процессов
- 24.Культурология семьи и учет ее требований к организации семейного досуга
- 25. Сущность и структура социально-культурной деятельности
- 26.Предпринимательство: понятия и виды. Особенности предпринимательства в культурно-досуговой сфере
- 27.Основные направления информационно-просветительской деятельности
- 28.Система работы с коллективом культурно-досугового учреждения
- 29.Принципы и условия отбора содержания и форм информационно-просветительской деятельности
- 30.Культура личности. Сущность. Структура, пути формирования
- 31. Менеджмент: общее понятие, виды и особенности проявления в сфере культуры
- 32.Воспитательный процесс в учреждениях культуры. Воспитательные системы образовательных учреждений
- 33. Психология общения. Общение как фактор развития личности. Виды общения. Стратегия успешного общения в социально-культурной деятельности
- 34. Особенности и типология игровых программ. Современные подходы к их организации
- 35.Социология как наука. Место социологии в решении социально-культурных и других общественных проблем
- 36.Принципы руководства культурно-досуговой фирмой
- 37. Туризм как вид социально-культурной деятельности, классификация, этапы и факторы развития, правовое регулирование туристской деятельности
- 38.Организационные формы бизнеса. Коммерческие структуры в социально-культурной сфере
- 39.Учет возрастных особенностей детей, подростков и юношества в процессе их вовлечения в социально-культурную деятельность
- 40.Бизнес-план в социально-культурной сфере. Значение и содержание
- 1. Описание продукта (услуги)
- 2. Анализ рынка сбыта
- 3. Оценка конкурентов
- 5. План производства
- 6. Организационный план
- 7. Финансовый план
- 41.Организационные и сценарно-режиссерские особенности подготовки и проведения различных игровых программ
- 42.Социология молодежи. Основные направления исследований молодежной культуры
- 43.Особенности маркетинга в культурно-досуговой сфере
- 44.Понятие «игра» и игровая деятельность. Основные признаки игровой деятельности
- 45.Социально-культурная и социально-педагогическая работа с родителями
- 46.Педагогическая валеология. Валеологические аспекты социально-культурной деятельности
- 47.Деловой этикет и культура делового общения
- 48.Принципы, средства, формы социально-культурной деятельности
- 49.Семейное право. Права и обязанности супругов. Правовая защита семьи в контексте скд
- 50.Применение социологических методов в исследованиях скд деятельности
- 51.Игровые технологии в социально-культурной и социально-педагогической деятельности
- 52.Деятельность центров досуга по изучению и удовлетворению интересов и запросов населения как основа программирования их работы
- 53.Типы досугового общения детей первого периода детства
- 54.Особенности методического обеспечения деятельности социально-культурных учреждений в условиях рыночных отношений
- 55.Типы досугового общения детей второго периода детства
- 56.Социальный заказ и социально-культурная программа как основа дальнейшего развития культурно-досуговой деятельности
- 57.Типы досугового общения подростков
- 58.Информационное общество: понятия, структура, перспективы и проблемы развития
- 59.Типы досугового общения юношества