logo search
введение в проф

Адаптация первокурсников к обучению в университете.

Для того, чтобы преодолеть стоящие перед ними трудности, студенты должны много и упорно работать, не теряя ни одного дня, как можно быстрее адаптироваться к условиям вузовской жизни. Об этом и пойдет речь в последующих разделах курса.

При этом следует учитывать, что учёба в институте – качественно новый этап в жизни и деятельности будущего профессионала. И студенты-первокурсники не только начинают постижение сложной и самой, пожалуй, молодой профессии в нашей стране. Они получают новый социальный статус – студента, начинают осваивать студенческую жизнь со всеми ее законами, сложностями и проблемами. От того, насколько быстро и без осложнений произойдет они это освоение, во многом зависит и успешность самой учебы в вузе, и в конечном итоге успешность формирования молодого специалиста. Процесс, который происходит с молодым человеком в первый период его студенческой жизни, называется социальной адаптацией. Очень важно знать сущность, механизмы и особенности протекания этого процесса.

Адаптация (лат.) – это приспособление. Социальная адаптация – процесс активного приспособления личности или социальной группы к меняющейся среде, в данном случае, к вузовской жизни, процессу учебы всему тому, что связано с ним. Составными частями механизма адаптации являются социальная деятельность, социальное общение, социальное самосознание.

В основе социальной адаптации лежит активная деятельность, поэтому она наиболее важна. Ее составные: игра, учеба, труд, благодаря которым происходит полноценная включенность, активное приспособление индивида к социальной среде. Вот почему так важно буквально с первых дней учебы в институте активно участвовать во всех видах учебного, учебно- и научно-исследовательского труда, в студенческом самообслуживании, различного рода культурно-досуговых мероприятиях, проводимых в университете, на факультете и на курсе.

Социальное общение направляет, ускоряет, расширяет круг освоения социальных ценностей и норм при контакте с другими индивидами, социальными группами. И первокурснику необходимо познакомиться и общаться не только с товарищами по группе, по курсу и факультету, но и с преподавателями, учебно-вспомогательным персоналом, работниками библиотеки и других служб вуза.

Социальное самосознание – та часть механизма социальной адаптации, при которой осуществляется формирование и осмысление своей социальной принадлежности и роли, своего “Я” в окружающей социальной среде. Чем скорее произойдет это формирование и осмысление применительно к вузовской среде, тем успешнее будет учиться студент.

Таким образом, социальная адаптация - это сложный и противоречивый процесс, составные части которого образуют неразрывное единство: без деятельности не может быть общения и наоборот, а самосознание формируется и развивается в ходе деятельности и общения, влияя, в свою очередь, на них.

В процессе адаптации следует выделить две стороны: объективную и субъективную. Объективная заключается в том, что на индивида активно влияют окружающая среда (родители, друзья и т.д.), а также социальные институты общества. Субъективная связана с личностными качествами человека, его взглядами, убеждениями, со всеми аспектами его социально-психологического развития. И здесь во многом проявляется активизирующая роль человека, его желание или нежелание принять, усвоить существующие социальные ценности. И в связи с этим мы можем говорить о двух видах адаптации: добровольной или вынужденной.

Добровольная происходит тогда, когда человек активно и осознанно принимает те меняющиеся условия социальной среды, к которым он приспосабливается. В этом случае адаптация происходит быстрее, значительно легче, не вызывая значительных осложнений в жизни человека. Вынужденная адаптация имеет место тогда, когда происходящие изменения не соответствуют, противоречат установкам и представлениям индивида, но в тоже время он вынужден содействовать их реализации. Это значительно осложняет процесс адаптации и не только замедляет его, но и может привести к неудачам; индивид так и не сможет адаптироваться к новым условиям, что вызывает крайне нежелательные последствия: срывы в учебе и, как следствие, невозможность продолжать учебу в университете, эмоциональные и психические срывы, ухудшение здоровья и так далее.

Следовательно, с первых дней учебы первокурсник должен помнить о том, что его пребывание в вузе требует определенного приспособления к новым условиям, что социальная адаптация тогда будет успешной, когда заработает весь её механизм в единстве, когда она осуществляется добровольно и осознанно. Это требует множества условий, важнейшими из которых являются знание структуры и содержания работы высшего учебного заведения, а также особенностей учебного процесса в нём.

Доказано, что люди, обладающие более высокой образованностью, обладают более высокой степенью адаптивности.