7. Кодекс этики социального работника.
Зарубежные и отечественные специалисты ныне руководствуются в понимании профессиональной этики социального работника. Первый в истории социальной работы Кодекс этики был принят Национальной Ассоциацией социальных работников США в 1979 г. Основные его положения воспроизведены и в Кодексе Ассоциации российских социальных работников.
Этические принципы в нем представлены в шести основных разделах, которые определяют поведение социального работника и исполнение им своих обязанностей, моральные обязательства социального работника перед клиентами, коллегами, организациями, работодателями, профессией, перед обществом.
Первый раздел «Поведение и облик социального работника» включает в себя пять принципов. В соответствии с ними социальный работник должен поддерживать высокие стандарты своего персонального поведения, быть компетентным и совершенствовать свое профессиональное мастерство, профессиональные обязанности рассматривать как свои прямые обязанности, быть честным и беспристрастным, соблюдать международные конвенции в научных исследованиях.
Во втором разделе излагаются «Этические обязательства социального работника к своим клиентам». В нем указывается на перво-степенность интересов клиента, на необходимость воспитания у него максимума самостоятельности, на необходимость конфиденциальности и сохранения тайны в работе с клиентом, установления справедливых, разумных, соизмеримых с оказанной помощью гонораров.
Третий раздел «Этические обязательства социального работника по отношению к своим коллегам» включает два положения. Согласно одному из них социальный работник должен обращаться с коллегами с уважением и доверием. Они должны быть друг к другу вежливы и справедливы. Согласно второму положению социальный работник обязан вести дела с клиентами коллег с полной профессиональной отдачей.
В четвертом разделе «Этические обязательства социального работника по отношению к работодателям и организациям, нанявшим его» указывается на необходимость твердо выполнять обязательства, взятые на себя социальным работником.
Пятый раздел «Этические обязанности социального работника по отношению к своей профессии» включает три положения. Во-первых, социальный работник должен поддерживать и развивать значимость, этику, знания и миссию профессии, во-вторых, содействовать профессии, делая социальные службы доступными широким слоям населения, и в-третьих, нести ответственность за развитие и всестороннее применение знаний в профессиональной практике.
Согласно шестому разделу «Этические обязательства социального работника по отношению к обществу» социальный работник должен способствовать всеобщему благосостоянию общества. В этот раздел вошли вопросы, связанные с обязанностью социального работника предотвращать и устранять дискриминацию, стремиться к тому, чтобы все лица (особенно нуждающиеся) имели свободу выбора и равные возможности, имели доступ к средствам и услугам, которые им необходимы. Социальный работник обязан также способствовать политическим и законодательным изменениям, направленным на улучшение жизни людей.
Ясно, что эти сформулированные принципы кодекса этики социального работника отражают только основные требования к деятельности социального работника. Кроме того, они должны учитывать традиции российского общества, а также накопленный теоретический и практический опыт социальной работы в нашей стране.
Литература: Основная
Запесоцкий А.С. Воспитательный процесс в Университете в контексте культуроцентристской концепции образования. – СПб.: СПбГУП, 2011. – 28с.
Дни науки в Университете: избранное/ СПб Гуманит. ун-т профсоюзов; науч. ред. : Л. А. Санкин, Г. М. Бирженюк. -СПб.: СПбГУП, 2007.-632 с.
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалистов по специальности 022100 — «Социальная работа». — М., Госкомвуз РФ, 1994.
Материалы конференций «Социальная работа: проблемы и перспективы» за 2006 – 2011 годы. –СПб.: СПбГУП.
Основы социальной работы: Учебник / Отв. Редактор П.Д. Павленок. –М.: ИНФРА – М, 1999. – 368с.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 040400 Социальная работа (квалификация (степень) "бакалавр"). Код доступа - http://www.tolgas.ru/struktura-univercity/specialization/forabityrient/itist/sr
Кодекс этики социального педагога и социального работника. М, 2003. http://www.c-psy.ru/index.php/specialists/socialnomu-pedagogu/dokumentysocpedagog/8886-2011-03-14-14-33-55 .
- Конспект лекций по учебной дисциплине
- Направление подготовки 040400.62 Социальная работа Профиль подготовки - Психосоциальная работа с населением Квалификация выпускника - Бакалавр Форма обучения – очная, заочная Санкт-Петербург 2011
- Тема 1. Знакомство с Университетом
- Краткое изложение содержания лекции: Роль вузовского образования в подготовке бакалавров по направлению «Социальная работа».
- Адаптация первокурсников к обучению в университете.
- История сПбГуп и особенности реализации учебно-воспитательного процесса в условиях университета.
- Литература:
- Тема 2. Основные направления государственной социальной политики и роль социальной работы в её реализации
- Краткое изложение содержания лекции: Социальная политика государства и социальная работа в условиях перехода к рынку
- 2. Понятие социальной защиты населения
- 3. Правовые основы реализации социальной политики
- Литература:
- Тема 3 Социальная работа как наука и учебная дисциплина
- Краткое изложение содержания лекции: Единство научного, учебного и практического творчества в области социальной работы.
- Примеры оригинальной творческой деятельности зарубежных учёных
- Примеры новаторской творческой деятельности отечественных учёных
- Литература:
- Тема 4. Социальная работа как практическая деятельность
- Краткое изложение содержания лекции:
- 1. Социальная работа как общественная и профессиональная деятельность
- 2. Основные функции социальной работы
- 3. Социальная служба на предприятии
- 4. Социальная работа в пенитенциарной системе рф
- 5. Социальная работа в системе образования
- 6. Медико–социальная работа в системе здравоохранения
- Литература:
- Тема 5. Профессиональные требования к социальному работнику
- Краткое изложение содержания лекции:
- 1. Обязанности в соответствии с квалификационным справочником.
- 2. Деятельность в соответствии с функциями.
- 3. Требования к знаниям специалиста социальной работы.
- 4. Требования к результатам освоения программы бакалавриата.
- 5. Характеристика профессиональной деятельности бакалавров
- 6. Духовно-нравственный портрет специалиста (бакалавра) социальной работы.
- 7. Кодекс этики социального работника.
- Дополнительная
- Тема 6. Культура учебного труда студента
- Краткое изложение содержания лекции:
- 1. Основные формы учебного процесса
- 2. Организация самостоятельной работы студентов
- 3. Самообразование и самовоспитание в системе подготовки к профессиональной деятельности
- 4. Профессиональное самообразование
- Литература: