logo
введение в проф

Примеры новаторской творческой деятельности отечественных учёных

Широко известны такие ведущие современные теоретики в области социальной педагогики и социальной работы, как В.И. Жуков, И.Г. Зайнышев, П.Д. Павленок, М.В. Фирсов, Е.И. Холостова, Д.И. Фельдштейн. И особенно поучительными для студентов могли бы стать творческие судьбы Е.И. Холостовой и Д.И. Фельдштейна.

И хоть отечественная традиция не позволяла им проявлять слишком открыто свою оригинальность, за них говорят сами плоды их деятельности. В частности, даже приводя их достижения в качестве примеров исключительной продуктивности, необходимо, уступая традиции, оговориться, что они выглядят «первыми среди равных».

Так Холостова Евдокия Ивановна принадлежит к плеяде основоположников теории и технологии социальной работы, развивающихся в России.

Доктор исторических наук, доктор философии, профессор, заместитель министра по социальной защите населения Московской области, президент Общественной академии социальной работы, вице-президент Ассоциации работников социальных служб, она является автором более 200 научных работ и учебников по теории и технологиям социальной работы. Работы:

- Семейное воспитание и социальная работа: Учебное пособие

- Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие

- Социальная работа: учебное пособие

- Генезис социальной работы в России: учебное пособие

- Профессионализм в социальной работе: Учебное пособие

- Социальная работа с инвалидами: Учебное пособие

- Социальная работа с дезадаптированными детьми: Учебное пособие

- Социальная работа в схемах: Учебное пособие

- Глоссарий социальной работы

- Социальная работа с семьей: Учебное пособие

- Социальная политика и социальная работа: учебное пособие

- Практикум по социальной работе.

Родилась Евдокия Ивановна 25 апреля 1946 года в деревне Озериха Сараевского района Рязанской области. Вся её сознательная жизнь посвящена работе с людьми. В прошлом она – профессиональный комсомольский руководитель, авторитетный партийный работник. 20 лет (1965–1985), что отданы ею Истринскому району Московской области, стали прекрасной школой для нее самой и оставили добрую память о ней во многих уголках района. Судьба распорядилась так, что она стала ученым, доктором исторических наук, маститым педагогом, профессором, руководителем и организатором ряда высших учебных заведений, ассоциаций, академий. И все-таки главная ее деятельность уже многие годы сфокусирована в одном научно-практическом направлении – на социальной работе.

Е.И. Холостовой принадлежит приоритет в разработке теории и технологии социальной работы в России, ее истории, а также социальной реабилитации. Проблемы старения населения, семьи, ее развития в современном обществе, социальная работа на селе как сфера приложения усилий Е.И. Холостовой дополняют представление о ней, как об ученом и управленце (с 2004 года она – заместитель министра социальной защиты населения Московской области), занимающем важное место в сфере социальной политики.

У Евдокии рано проявился интерес к общественной работе. В 7-м классе ее избрали секретарем комсомольской организации. Она часто ездила на сборы, слеты, организовывала ученические производственные бригады.

В Истринском горкоме комсомола Е.И.Холостова проработала 8 лет, закончив в качестве первого секретаря в 1973 году. «Работали мы искренне, с полной отдачей, – вспоминает она, – а потому молодежи в те времена было интересно жить: проводили конкурсы патриотической песни, походы по местам сражений, ребята находили безвестные могилы воинов, отрывали солдатские землянки». Особая дружба у горкома комсомола и у всей молодежи района была со студенческими строительными отрядами МАИ, которые много строили в истринских хозяйствах.

Окончив в 1970 году Московский государственный педагогический институт, Евдокия Ивановна решает заняться наукой. Оканчивает Ленинградскую высшую партийную школу (1973–1975), в течение нескольких лет работает над диссертацией в аспирантуре Ленинградского государственного университета.

В 1980 году Е.И. Холостова защищает диссертацию, получает ученую степень кандидата исторических наук, ее избирают секретарем Истринского горкома партии. В этом качестве она работает до 1985 года.

В 1985 году она переходит на преподавательскую работу в Московскую высшую партийную школу на кафедру партийного строительства. В 1989 году становится целевым докторантом Академии общественных наук при ЦК КПСС. В 1990 году защищает диссертацию на соискание ученой степени доктора исторических наук и становится заведующей кафедрой психологии и педагогики Московской высшей партийной школы.

Именно в это время в стране встает вопрос о подготовке социальных работников. Е.И. Холостова и ее коллеги начинают работать над этой проблемой: летом 1991 года набирается первая группа студентов, составляются первые учебные планы. С распадом КПСС Высшую партийную школу, переименованную тогда в Российский социально-политический институт, закрывают, преподавателей выдворяют из здания.

Началась борьба за сохранение института: две недели сотрудники института и среди них Е.И. Холостова в буквальном смысле стояли на баррикадах, устраивали забастовки, отстаивали свои права. Положение спас первый набор студентов именно на социальную работу, никак не относящийся ни к партии, ни к политике вообще.

25 ноября 1991 года вышел указ о создании Российского государственного социального института. Е.И. Холостова становится первым проректором института по науке, заведующей кафедрой теории и методики социальной работы.

Вместе с небольшим коллективом единомышленников она занимается созданием первых учебных программ, начинается серийный выпуск «Бюллетеня научной информации по социальной работе» и «Вестника социальной работы», где публиковался зарубежный опыт социальных технологий, обменивались взглядами на проблемы становления данной профессии ученые и практики Российской Федерации.

В 1994 году Е.И. Холостова возглавляет Институт социальной работы Ассоциации работников социальных служб. На базе института ведутся новые разработки научно-исследовательских проектов по социологии социальной сферы, социальной политике, социальному обслуживанию населения. Под руководством Е.И. Холостовой начинает работу методологический семинар по специальной работе для преподавателей и исследователей РФ, который выпускает двухтомную «Российскую энциклопедию». Е.И. Холостова становится главным редактором «Российского журнала социальной работы». Выходит серия «Настольных книг специалиста по социальной работе». Проводятся научно-исследовательские конференции и семинары, в том числе и за рубежом. По ее инициативе свыше 350 практических работников знакомятся с опытом социальной работы в Германии, Греции, Италии, Испании, Швеции, Англии и других странах.

С 1994 года Е.И. Холостова – член правления, а с 1997 года – вице-президент МОО «Ассоциация работников социальных служб». В этом качестве она достойно представляла ассоциацию на европейском семинаре Международной федерации социальных работников в Хельсинки и Санкт-Петербурге, выступала с докладами на национальных конференциях, «круглых столах», в том числе в Совете Федерации, многочисленных научных форумах и семинарах, участвовала в разработке и обсуждении многих принципиальных документов, принятых правлением ассоциации.

В 1996 году социальный институт, разработав основную нормативно-правовую базу для новой отрасли, преобразуется в Образовательный социально-технологический институт, главной целью которого становится подготовка и переподготовка специалистов для социальной сферы и разработка нового научного направления – социального сервиса. Е.И. Холостова становится ректором института. С 1996 по 2001 год в институт было набрано 5,5 тысяч студентов, сформирован профессиональный коллектив преподавателей, действовало 9 кафедр. Институт осваивает новые научные пространства; научными исследованиями в области социальной сферы занимаются около 100 аспирантов и соискателей, более 30 из них успешно защищают кандидатские диссертации по социологическим наукам.

В 1997 году Е.И. Холостова защищает диссертацию на соискание ученой степени доктора философии. Под ее руководством формируется научная школа, имеющая значительные достижения в исследовании проблем социальной поддержки семьи и детей, других наиболее уязвимых групп населения, и сделавшая значительный вклад в исследование теории и практики социальной работы и социального сервиса в целом. Евдокия Ивановна выступает российским экспертом международных программ ТАСИС по социальной поддержке уязвимых слоев населения. С 1998 года она – эксперт Совета Европы по развитию социальной работы в России.

В 2002 году, когда социально-технологический институт присоединяется к Университету сервиса и лишается самостоятельности, превратившись в один из его факультетов, Е.И. Холостова переходит проректором в Московский (ныне Российский) государственный социальный университет.

В 2004 году Е.И. Холостову назначают заместителем министра социальной защиты населения Московской области.

Евдокия Ивановна Холостова как ученый и практик стоит у истоков новой отрасли, созданной в начале 1990-х годов, — системы социальной защиты и социального обслуживания населения.

Отрасль формирует меры социальной поддержки и оказывает помощь тем людям, которые в этом нуждаются, а это треть населения России.

Профессор Е.И. Холостова принадлежит к той немногочисленной когорте специалистов, которые сформировали нормативно-законодательную базу отрасли, которая, в свою очередь легла в основу системы услуг сети учреждений социального обслуживания населения.

О ее масштабах говорят такие цифры: к 2006 году сеть составила более 14 тысяч учреждений, в которых работает более полумиллиона сотрудников и специалистов; только в Московской области таких учреждений более 250 и в них работает 32 тысячи специалистов.

Для каждой категории населения, а их более 40 (пожилые люди; дети; инвалиды; воины, уволенные в запас и их семьи; узники фашизма; политически репрессированные; воины-инвалиды последних войн и т.д.), Е.И. Холостовой и ее коллегами разрабатывается своя технология работы. Организуются центры помощи семье и детям из неблагополучных семей, где работают психологи, педагоги, юристы. Открываются телефоны доверия, службы психологической помощи, кризисные центры для женщин.

Социальные работники территориальных управлений министерства работают при администрациях всех сел и поселков Московской области, ведут прием населения, дают консультации. От деревни к деревне движутся «поезда милосердия», которые оказывают социальную помощь жителям села.

Е.И. Холостовой опубликовано более 200 научных работ, в том числе учебники «Теория социальной работы», «Технологии социальной работы», «Теория и практика социальной работы», учебные пособия по социальной политике, истории социальной работы, социальной реабилитологии, социальной работе с пожилыми людьми (всего около 30 монографий, учебников, учебных пособий). Ряд ее трудов переведен на английский, немецкий, вьетнамский языки.

Она — главный редактор «Отечественного журнала социальной работы». Президент Академии проблем социальной работы (1996), вице-президент межрегиональной Ассоциации работников социальных служб (1994), академик Академии социального образования, международной Академии информатизации. Почетный работник высшей школы.

Не менее значительный жизненный путь выдающегося представителя отечественного и мирового педагогического сообщества и большого друга нашего Университета -Фельдштейна Давида Иосифовича

Российский педагог и психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии, психологии развития, психологии личности., профессор, член-корреспондент РАО, действительный член АПСН, сделал целый ряд чрезвычайно важных для социальной работы открытий.

Из под пера Д.И. Фельдштейна вышло свыше 300 работ, в том числе 43 монографии. 19 из них изданы за рубежом. Многие положения из его работы, посвящённых психологическим закономерностям воспитания подростка и юношества в настоящее время стали классическими и вошли в учебники для педагогических институтов и учебников по теории и технологии социальной работы.

Родился Д.И. Фельдштейн 30 октября 1929 года в Воронеже.

В 1951 году закончил исторический факультет Душанбинского педагогического института.

Профессиональную деятельность начал в качестве школьного учителя истории.

С 1952 по 1953 годы работал директором школы рабочей молодёжи.

С 1953 по 1960 годы работал директором общеобразовательной школы.

С 1960 по 1963 годы работал директором комплексной школы-интерната.

В 1963 г. в Москве защитил кандидатскую диссертацию по педагогике на тему: «Система общественно полезного труда воспитанников восьмилетней школы-интерната как средство нравственного воспитания детей и подростков».

С 1963 по 1965 годы — заведующий сектором НИИ педагогических наук.

С 1965 по 1970 годы — заведующий проблемной лабораторией экспериментальной психологии и программированного обучения Таджикского государственного университета.

С 1966 по 1970 годы работал начальником отделов детдомов и школ-интернатов Министерства образования Таджикской ССР, а также директором республиканской спецшколы для подростков-правонарушителей.

В 1969 г. защитил докторскую диссертацию по психологии на тему: «Психологические основы формирования нравственных качеств личности в подростковом возрасте», в которой представлена концепция поуровневого социального развития личности в онтогенезе (книга «Трудный подросток», 1972).

С 1970 по 1974 годы — заведующий кафедрой психологии и педагогики Таджикского университета.

В 1974 г. переезжает в Москву, где до 1996 г. возглавляет лабораторию Психологического развития и воспитания в подростковом и юношеском возрастах НИИ ОиПП АПН СССР.

Основные труды этого времени представляют собой развитие идей, представленных в его докторской диссертации и касаются концепции поуровневого социального развития личности в онтогенезе, раскрывающей закономерности становления социальной зрелости детей, подростков и юношества.

В это время Д. И. Фельдштейном была предложена периодизация психического развития личности, основывающаяся на выявлении внутренней взаимосвязи процессов социализации и индивидуализации, а также выдвинута концепция социально признаваемой и социально одобряемой деятельности как особого по своему психологическому содержанию типа деятельности, сензитивного подростковому возрасту. Это было направлено на решение задачи формирования мотивов, развития сознания, самосознания подростков и стимулирование социальной активности развивающейся личности. В работах Д.И. Фельдштейна определены психологические условия возникновения отклоняющегося поведения подростков и разработаны приемы коррекции их различных форм. Выявлены психологические особенности разнообразных самодеятельных групп молодежи, показаны возможности продуктивного диалога с ними.

Д. И. Фельдштейн является автором и соавтором большого количества научных публикаций, в том числе 23-х монографий.

С 1988 г. Д.И. Фельдштейн является почетным членом Американской психологической ассоциации, а также членом координационного совета Международного общества исследования поведенческого развития.

Д.И. Фельдштейн в теории обосновал психологические условия коррекции отклоняющегося поведения подростков и опробовал их в опытно-экспериментальной работе, а также успешно внедрил в практику перевоспитания подростков-правонарушителей.

Также ему принадлежит тщательно разработанная и подтвержденная экспериментальным материалом теория общественно полезной деятельности, как ведущей в подростковом возрасте.

Таким образом, по сути Д. И. Фельдштейном создана принципиально новая социально-нормативная периодизация психического развития личности.

Аналитическая монография «Психологическая наука в России ХХ столетия», изданная Российской академией наук (М., 1997), специально подчеркивает особую ценность работ Д.И. Фельдштейна, определяя их как «наиболее современное и полное, основанное на эмпирических исследованиях, воссоздание личности».

В настоящее время Д.И. Фельдштейн является вице-президентом Российской академии образования и в последние годы часто бывает в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов, являющемся экспериментальной площадкой РАО, охотно делясь опытом с педагогами и студентами Университета.

Возможность увидеться с выдающимися деятелями науки и практики – существенное преимущество студентов СПбГУП перед их ровесниками, обучающимися в других учебных заведениях. И эта возможность должна вдохновлять студентов на развитие своих творческих задатков.