5. Социальная работа в системе образования
20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла "Конвенцию о правах ребенка", которая была ратифицирована 13 июня 1990 года Верховным Советом CCCP. На встрече в Нью-Йорке 31 января 1992 г. Президент РФ Б.Н.Ельцин подписал "Всемирную декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей", а также план действий по ее осуществлению."
Для реализации принципов международных документов Президент РФ также подписал Указ, и Правительство приняло соответствующее Постановление от 23.08.93 г. № 8481 «О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей».
В соответствии с Постановлением в РФ подготавливается и распространяется доклад "О положении детей в РФ". Целью подготовки доклада является:
- обеспечение различных учреждений, организаций и населения объективной информацией о положении детей;
- изучение тенденций изменений условий жизни детей под воздействием проводимых экономических реформ;
- основой для разработки и уточнения приоритетных экономических, правовых и социальных программ и мероприятий по соблюдению прав детей, их выживания и развития.
Некоторые вопросы доклада выделяются особо:
1. Дети не должны стать жертвами экономических реформ, проводимых в России.
2.Серьезные проблемы в сфере семейной жизни. Разрушение существовавшего института семьи.
Это диктует требования:
Приостановить практику направления детей, лишенных семьи, особенно брошенных детей и сирот, в сиротские учреждения.
Принять меры по профилактике детской преступности, сексуального насилия, алкоголизма и наркомании среди подростков (Соблюдение прав ребенка. Конвенция ООН правах ребенка, стр. 5-7).
Ряд статей "Конвенции о правах ребенка" указывают на необходимость гарантировать защиту ребенка от насилия и эксплуатации.
В ст. 32 признается право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и защиты от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения, ст. 36 - защиты от всех форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребёнка.
В ст. 19 "... государства принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического и психологического насилия"
Федеральный Закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» регулирует отношения, возникающие в основных гарантий прав и законных интересов ребенка в Российской Федерации.
В Законе дано определение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий, дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев, дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети-жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в {воспитательных колониях, дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Ст. 15 " Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации" гарантирует судебную защиту со стороны государства прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Регламентирует работу социальных служб, осуществляющих индивидуальную программу реабилитации ребенка:
Указанная программа включает в себя оценку (экспертизу) состояния ребенка, в том числе проведенную учреждениями здравоохранения оценку состояния здоровья ребенка, психологические и иные антикризисные меры, а также долгосрочные меры по социальной реабилитации ребенка, которые осуществляются социальной службой самостоятельно или совместно с образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения и другими учреждениями.
В п.2 ст. 15 Общественным объединениям и иным некоммерческим организациям, оказывающим помощь ребенку в трудной жизненной ситуации дано право "...в судебное порядке оспаривать неправомерные, ущемляющие или нарушающие права детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, действия должностных лиц органов государственной власти и учреждений, организаций, граждан, в том числе родителей (лиц, их заменяющих, педагогических, медицинских, социальных работников и других специалистов) в области работы с детьми.
Всё это диктует повышение ответственности за судьбы детей системы образования.
В настоящее время в учебно-воспитательных учреждениях работают социальные педагоги, при комитетах по образованию созданы медико-психолого-педагогические центры. Работают программы в русле федеральной программы «Дети России». Так в Санкт-Петербурге это 6 программ «Образованность», «Здоровье», «Семья», «Труд», «Социализация» и «Индивидуализация».
Используется локомотивный метод А.А. Коновича, проводятся регулярные тестирования детей, определяющие уровень их развития, диагностику отставания, девиаций. Городские программы идут под многочисленными названиями «Экология двора», «Надежда Отчизны», «Лидер» и многие другие. Работа ведётся совместно с УВД, районными родительскими комитетами. Много инноваций: «Папа-школа-ру», «Профилактика социального сиротства», многие международные проекты. Соседствуют со светскими организациями и пелигиозные.
Одной из эффективных форм защиты детей, организованной на стыке школьной и социально-территориальной работы, является деятельность социальной службы "Ребенок в опасности".
Служба социальной скорой помощи "Ребенок в опасности" образована в целях создания системы социальной защиты дезадаптивных детей и подростков. Учреждение муниципальное, подведомственное Комитету по делам семьи, детства и молодежи. Администоации Санкт-Петербурга.
Целью создания учреждения является оказание оперативной медицинской, психологической, юридической, социальной помощи детям и подросткам, ставших жертвами насилия и в случае реальной опасности для их жизни и здоровья.
Служба осуществляет социальную защиту беспризорных детей, ограждает их от преступной среды, предоставляет им временное убежище, обеспечивает решение вопросов их дальнейшего жизнеустройства.
- Конспект лекций по учебной дисциплине
- Направление подготовки 040400.62 Социальная работа Профиль подготовки - Психосоциальная работа с населением Квалификация выпускника - Бакалавр Форма обучения – очная, заочная Санкт-Петербург 2011
- Тема 1. Знакомство с Университетом
- Краткое изложение содержания лекции: Роль вузовского образования в подготовке бакалавров по направлению «Социальная работа».
- Адаптация первокурсников к обучению в университете.
- История сПбГуп и особенности реализации учебно-воспитательного процесса в условиях университета.
- Литература:
- Тема 2. Основные направления государственной социальной политики и роль социальной работы в её реализации
- Краткое изложение содержания лекции: Социальная политика государства и социальная работа в условиях перехода к рынку
- 2. Понятие социальной защиты населения
- 3. Правовые основы реализации социальной политики
- Литература:
- Тема 3 Социальная работа как наука и учебная дисциплина
- Краткое изложение содержания лекции: Единство научного, учебного и практического творчества в области социальной работы.
- Примеры оригинальной творческой деятельности зарубежных учёных
- Примеры новаторской творческой деятельности отечественных учёных
- Литература:
- Тема 4. Социальная работа как практическая деятельность
- Краткое изложение содержания лекции:
- 1. Социальная работа как общественная и профессиональная деятельность
- 2. Основные функции социальной работы
- 3. Социальная служба на предприятии
- 4. Социальная работа в пенитенциарной системе рф
- 5. Социальная работа в системе образования
- 6. Медико–социальная работа в системе здравоохранения
- Литература:
- Тема 5. Профессиональные требования к социальному работнику
- Краткое изложение содержания лекции:
- 1. Обязанности в соответствии с квалификационным справочником.
- 2. Деятельность в соответствии с функциями.
- 3. Требования к знаниям специалиста социальной работы.
- 4. Требования к результатам освоения программы бакалавриата.
- 5. Характеристика профессиональной деятельности бакалавров
- 6. Духовно-нравственный портрет специалиста (бакалавра) социальной работы.
- 7. Кодекс этики социального работника.
- Дополнительная
- Тема 6. Культура учебного труда студента
- Краткое изложение содержания лекции:
- 1. Основные формы учебного процесса
- 2. Организация самостоятельной работы студентов
- 3. Самообразование и самовоспитание в системе подготовки к профессиональной деятельности
- 4. Профессиональное самообразование
- Литература: