5. Характеристика профессиональной деятельности бакалавров
4.1. Область профессиональной деятельности бакалавров:
государственная служба занятости;
государственная служба медико-социальной экспертизы;
миграционная служба;
МЧС;
пенитенциарная система;
предприятия, фирмы (государственные, частные, общественные, а также промышленные и сельскохозяйственные);
ритуальная служба;
силовые структуры;
система здравоохранения и психологическая помощь;
система культуры;
система образования и социально-педагогическая помощь;
система пенсионного обеспечения;
система социального обслуживания;
система социального страхования;
система социальной защиты и социально-правовой патронаж.
4.2. Объекты профессиональной деятельности бакалавров:
отдельные лица, семьи, группы населения и общности, нуждающиеся в социальной поддержке, помощи, защите и социальном обслуживании;
коллективы учреждений социальной сферы;
общественные организации (фонды, ассоциации, объединения);
специалисты и подразделения учреждений, организаций, органов управления социальной защиты населения, социального обслуживания, социального страхования, пенсионного обеспечения, здравоохранения, образования, культуры;
социально ориентированный бизнес.
4.3. Бакалавр по направлению подготовки 040400 Социальная работа готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
социально-технологическая;
организационно-управленческая;
исследовательская;
социально-проектная.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
4.4. Бакалавр по направлению подготовки 040400 Социальная работа должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
социально-технологическая:
разработка и эффективное применение социальных технологий, учитывающих особенности современного сочетания глобального, национального и регионального, специфику социокультурного развития человека и общества, обеспечения его социального здоровья;
целенаправленная и эффективная разработка и реализация моделей современных технологий психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы в области социальной защиты, социального обслуживания и социальной поддержки населения;
обеспечение высокой культуры технологий социальной защиты, социального обслуживания и социальной поддержки населения, благополучия граждан, их физического, психического и социального здоровья;
личное участие в посреднической, социально-профилактической и консультационной деятельности, организация бесконфликтного делового общения с сотрудниками и подопечными (клиентами) по проблемам социальной адаптации, абилитации и реабилитации;
самостоятельное (на уровне технологического процесса) и творческое осуществление, поиск оптимального способа оказания социальной помощи и услуг отдельным лицам, социальным группам;
личностно-ответственное участие в создании социально благоприятной среды инновационной деятельности организаций, учреждений, коллективов и служб социальной защиты населения;
профессионально и граждански мотивированное участие в решении проблем клиентов путем привлечения соответствующих специалистов и мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов человека, обеспечения его здорового образа жизни;
предупреждение личной профессиональной деформации, профессиональной усталости, профессионального "выгорания", девиаций социального здоровья;
педагогическая деятельность (обучение и воспитание) в образовательных учреждениях общего, начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования, в коллективах социальной защиты населения, ее социально-психологическое обеспечение;
исследовательская:
изучение особенностей культуры социальной жизни, благополучия, поведения различных национально-этнических и половозрастных, а также социально-классовых групп;
анализ специфики социокультурного пространства, инфраструктуры обеспечения социального благополучия представителей различных общественных групп;
анализ, структурирование, оценка социальной информации с разных точек зрения, выделение в ней главного;
диагностика, прогнозирование, проектирование и моделирование социальных процессов и явлений в системе социальной защиты населения, обеспечения его социального здоровья;
соучастие (партнерство) в деятельности научных коллективов, проводящих исследования по различным направлениям психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы;
самостоятельное определение научной и практической ценности решаемых задач в области социальной работы и составление практических рекомендаций по использованию результатов научных исследований;
выявление разных способов решения исследовательских задач;
осуществление поиска путей повышения эффективности социальной работы в целом, социальной защиты населения в частности;
представление (презентация) результатов исследований в формах отчетов, рефератов, публикаций в доступном для других виде;
систематическое использование результатов научных исследований в обеспечении эффективности деятельности социальных работников, профессиональной поддержки благополучия различных слоев населения, их физического, психического и социального здоровья;
организационно-управленческая:
определение, конкретизация и построение иерархии задач деятельности отдельных социальных работников и их групп в основных направлениях психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, в том числе медико-социальной помощи;
самостоятельное осуществление координации деятельности по выявлению лиц, нуждающихся в социальной защите;
стимулирование мотивации профессионального развития, творческое участие в организационно-административной работе в подразделениях учреждений и служб социальной защиты населения;
разработка предложений по повышению эффективности системы контроля деятельности и мотивации труда специалистов учреждений социальной защиты населения;
содействие координации деятельности различных специалистов в решении задач социальной защиты населения и при работе в конкретных случаях, в организации медико-социальной помощи;
организация делового общения, приносящего максимальную пользу социальной защите населения;
принятие ответственности за результат действий в рамках своих функциональных обязанностей;
понимание, осознание, критическая оценка принципов и механизмов деятельности в рамках ее избранного профиля и конкретного случая;
принятие ответственности за результат действий сотрудников на конкретном участке деятельности и принятие решений в нестандартной ситуации;
обеспечение высокой социальной культуры управленческой деятельности работников учреждений социальной защиты, кадров, содействующих социальному благополучию граждан;
учет в процессе осуществления организационно-управленческой деятельности особенностей национально-культурного и половозрастного развития граждан, их социального положения, физического, психического и социального здоровья;
социально-проектная:
обеспечение высокой социальной культуры своего участия в социоинженерной и социально-проектной деятельности учреждений, участвующих в решении проблем социальной защиты, благополучия населения;
учет специфики физического, психического и социального здоровья, особенностей национально-культурного пространства и характера жизнедеятельности различных этнонациональных и половозрастных, а также социально-классовых групп как объектов социально-проектной деятельности учреждений социальной сферы, обеспечивающих благополучие граждан;
участие в разработке социальных проектов в рамках мероприятий государственной и корпоративной социальной политики;
участие в пилотных проектах по созданию экспериментальных площадок в системе социальной работы;
участие в разработке комплексных и индивидуальных социальных проектов для привлечения дополнительных финансовых средств;
участие в работе по решению проблемы в конкретном случае трудной жизненной ситуации, умение проектировать современные виды психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, а также медико-социальной помощи.
- Конспект лекций по учебной дисциплине
- Направление подготовки 040400.62 Социальная работа Профиль подготовки - Психосоциальная работа с населением Квалификация выпускника - Бакалавр Форма обучения – очная, заочная Санкт-Петербург 2011
- Тема 1. Знакомство с Университетом
- Краткое изложение содержания лекции: Роль вузовского образования в подготовке бакалавров по направлению «Социальная работа».
- Адаптация первокурсников к обучению в университете.
- История сПбГуп и особенности реализации учебно-воспитательного процесса в условиях университета.
- Литература:
- Тема 2. Основные направления государственной социальной политики и роль социальной работы в её реализации
- Краткое изложение содержания лекции: Социальная политика государства и социальная работа в условиях перехода к рынку
- 2. Понятие социальной защиты населения
- 3. Правовые основы реализации социальной политики
- Литература:
- Тема 3 Социальная работа как наука и учебная дисциплина
- Краткое изложение содержания лекции: Единство научного, учебного и практического творчества в области социальной работы.
- Примеры оригинальной творческой деятельности зарубежных учёных
- Примеры новаторской творческой деятельности отечественных учёных
- Литература:
- Тема 4. Социальная работа как практическая деятельность
- Краткое изложение содержания лекции:
- 1. Социальная работа как общественная и профессиональная деятельность
- 2. Основные функции социальной работы
- 3. Социальная служба на предприятии
- 4. Социальная работа в пенитенциарной системе рф
- 5. Социальная работа в системе образования
- 6. Медико–социальная работа в системе здравоохранения
- Литература:
- Тема 5. Профессиональные требования к социальному работнику
- Краткое изложение содержания лекции:
- 1. Обязанности в соответствии с квалификационным справочником.
- 2. Деятельность в соответствии с функциями.
- 3. Требования к знаниям специалиста социальной работы.
- 4. Требования к результатам освоения программы бакалавриата.
- 5. Характеристика профессиональной деятельности бакалавров
- 6. Духовно-нравственный портрет специалиста (бакалавра) социальной работы.
- 7. Кодекс этики социального работника.
- Дополнительная
- Тема 6. Культура учебного труда студента
- Краткое изложение содержания лекции:
- 1. Основные формы учебного процесса
- 2. Организация самостоятельной работы студентов
- 3. Самообразование и самовоспитание в системе подготовки к профессиональной деятельности
- 4. Профессиональное самообразование
- Литература: