logo
введение в проф

Краткое изложение содержания лекции: Роль вузовского образования в подготовке бакалавров по направлению «Социальная работа».

Роль дисциплины «Введение в профессию “Социальная работа”» в профессиональной подготовке бакалавров чрезвычайно важна.

Дисциплина “Введение в профессию” – одна из первых, изучаемых в вузе, и первая, которая выпускающая кафедра социальной психологии начинает вести со студентами. Она не ставит своей задачей с самого начала учебы студентов в институте вооружить их профессиональными знаниями. Это долгий и сложный путь. Задача учебного курса более простая, но важная – профессионально ориентировать молодых людей, дать им достаточно полное представление о будущей профессии. Студенты должны получить первоначальные знания о сущности и специфике будущей профессиональной деятельности, разобраться в достаточно сложной системе вузовской учебы. Важность настоящего курса в том, что, давая первоначально самые общие знания о профессии, он знакомит студентов с тем, как овладевать этой профессией, с культурой учебного труда, элементами научно-исследовательской деятельности.

Специалисты по подготовке профессионалов этого профиля отмечают, что раннее профессиональное ориентирование – залог успешной работы в последующем. Чем раньше и активнее студенты включатся в работу по освоению избранной ими профессии, чем более настойчиво и целенаправленно они будут трудиться в вузе, тем более эффективен будет их последующий труд.

Курс “Введение в профессию” изучается в 1-м семестре и завершается зачётом. Он открывает изучение цикла общепрофессиональных дисциплин, куда входят такие учебные предметы, как “Теория социальной работы”, “Технология социальной работы”, “История социальной работы”, “Профессионально-этические основы социальной работы”, “Правовое обеспечение социальной работы” и другие.

При этом следует помнить, что конечной целью курса «Введение в профессию» является не только формирование целостного представления о профессии, о принципах, механизмах и технологиях эффективного решения задач социальной защиты населения, но и об организации самостоятельной работы студента в вузе.

Так задачи учебного курса предполагают:

- обеспечить усвоение основных принципов осуществления социальной защиты населения;

- ознакомить с ведущими технологиями в сфере социальной работы;

- заложить основу формирования навыков самостоятельной работы в учебном процессе, овладения умением эффективного освоения новым знанием;

сформировать представление о перспективных путях совершенствования социальной работы в российских условиях.

 

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

1) общекультурные компетенции (ОК):

 - способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- быть готовым к сотрудничеству с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

- способность к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства (ОК-6);

- владеть способностью понимать и использовать в профессиональной и общественной деятельности современное сочетание инновационного и традиционного, социально-исторического и повседневно-прагматического, социогенетического и актуально-сетевого, технологического и феноменологического (ОК-18).

В результате изучения дисциплины студенты должны:

иметь представления: об основах современной концепции развития социального государства и социальной работы;

знатьосновы социальной работы для ее последующего изучения как научной теории, общественного феномена, социальной деятельности и учебной дисциплины;

уметь: давать объективную оценку различным социальным явлениям и процессам, происходящим в обществе; учитывать специфику социального здоровья и социокультурного развития объекта социальной помощи;

владеть: историческими методами анализа социальных явлений и процессов; способами самостоятельной работы с психологической, медицинской и социологической литературой.

Студентам-первокурсникам предстоит большая и сложная работа по освоению избранной ими специальности. И в этой работе им придется столкнуться с определенными трудностями, которые вызваны следующими причинами:

- сложностью самой профессии;

- тем, что профессия, которую они выбрали, является новой. Высшие учебные заведения страны еще только накапливают опыт, традиции, методику профессиональной подготовки профессионалов для данной сферы профессиональной деятельности;

- нехваткой учебной и специальной литературы, выпуск которой только начался, и её недостаток должен восполняться материалами ежегодных конференция учёных и практиков.