Краткое изложение содержания лекции: Единство научного, учебного и практического творчества в области социальной работы.
Изучением курса “Введение в профессию” студенты начинают постижение самой, пожалуй, молодой, и в то же время сложной профессии.
Становление социальной работы происходило в очень непростых условиях. С начала 90-х годов страна начала новый и очень сложный этап своего развития - переход к рыночной экономике. Процесс этот трудный, болезненный, характеризующийся спадом производства, безработицей, резким снижением доходов большинства населения страны и даже обнищанием миллионов людей. Сложная экономическая, политическая, социальная ситуация в России, а также необходимость помочь человеку освоиться, сориентироваться, а иногда просто выжить в этой обстановке, потребовали создания новой для нашей страны системы социальной работы .
В то время, как в большинстве стран мира уже с начала века интенсивно развивалась социальная работа как самостоятельная профессия, шаг за шагом формировался корпус специалистов-профессионалов в этой области, в России в условиях тоталитаризма в течение многих десятилетий декларировалась беспрецедентная защищенность советского человека, считалось бессмысленным создавать специальную систему социальной защиты населения.
Процесс формирования такой системы пошел в стране с начала 90-х годов. Почему именно в это время?
Во-первых, новые социально-экономические отношения, сложная социальная ситуация требуют системы социальной защиты человека, семьи, населения страны в целом, ориентированной на динамично изменяющиеся социальные условия рынка;
Во-вторых, опыт стран, довольно благополучных в экономическом и социальном отношении (европейские страны, Скандинавия, США, Канада), убедительно доказывает, что в любом, даже в самом богатом, обществе существуют социальные беды: инвалидность, нищета, болезни, алкогольная и наркотическая зависимость, одинокая старость и т.д. С ними нельзя справиться без системы социальной работы, а, следовательно, и без кадров социальных работников;
В-третьих, система социальной защиты необходима и потому, что она выступает важным связующим звеном между теми, кто в ней нуждается, кому надо помочь, и государственным аппаратом, и законодательством.
Таким образом, в начале 90-х годов было принято принципиально важное решение, которое должно было ликвидировать отставание нашей страны в области социальной работы.
Госкомитет СССР по труду и социальным вопросам 23 апреля 1991 года издал постановление № 92 о дополнении квалификационного справочника должностей характеристикой "специалист по социальной работе". Таким образом, в марте-апреле 1991 года профессия "социальная работа" была официально зарегистрирована в государственных документах (причем сразу в нескольких модификациях: социальный педагог, социальный работник, специалист по социальной работе), что означало выход России на профессиональный уровень социальной работы.
Однако этот выход осуществлялся не с нулевой отметки, а на основе, созданной представителями различных ведомств и профессий. Распределяясь между воспитателями и практическими психологами, работниками культуры, здравоохранения и спорта, педагогами, органами соцобеспечения и охраны порядка, различными общественными организациями, социальная работа в России до 90-х годов развивалась как бы изнутри, неофициально, непосредственно на местах, где формировались различные модели социальной защиты людей, формы и методы практической социальной работы, проводились научные исследования в этой области.
Именно в этом состоит своеобразие процесса становления профессии "социальная работа" в России, оказавшейся на момент своего профессионального рождения в достаточно зрелом состоянии, с богатым потенциалом, глубокими историческими корнями, традициями милосердия, сотрудничества, социальной заботы, взаимопомощи. И официальное утверждение профессии "социальная работа" можно назвать юридическим оформлением того, что было накоплено теорией, практикой, историей народов России.
Современный подход в мировой практике заключается в ясном понимании того, что социальная работа является одной из форм деятельности, направленной на достижение социальных изменений. С этих позиций социальная работа является мощным сдерживающим средством социальных катаклизмов и конфликтов в обществе, тем более эффективным, чем больше ресурсов выделяет общество и государство. Применительно к современной России, ввергнутой в социальный передел без предварительной подготовки и добровольного согласия большей части общества, стремительное развитие социальных служб, включение в социальную работу общественных объединений, благотворительных фондов, творческих и профессиональных союзов, религиозных организаций есть вопрос политический и один из приоритетных в сфере национальной безопасности.
Ни одна государственная и общественная система не может нормально функционировать без подготовленных кадров. Этому нас учит как собственный, так и зарубежный опыт. Поэтому наряду с формированием системы социальной защиты в стране началась подготовка кадров для этой системы. Она идет двумя путями:
1. Профессиональная базовая подготовка специалистов, бакалавров и магистрантов социальной сферы в учебных заведениях.
2. Переподготовка и дополнительное профилирование уже работающих специалистов.
В организации социальной работы Россия идет своим путем, однако зарубежный опыт внимательно изучается и используется.
По данным Международной Федерации социальных работников, в мире насчитывается более 250 тысяч профессиональных, т.е. дипломированных социальных работников.
Из них более 120 тысяч работают в США, около 16 тысяч - в Швеции, по 6-10 тысяч в – в Англии, Финляндии, Норвегии, Ирландии. Им помогает большое количество постоянных и временных помощников - волонтеров.
В большинстве стран профессия социального работника является престижной и довольно хорошо оплачиваемой. Так, например, в Швеции заработная плата социального работника ниже, чем у врача, но примерно равна зарплате учителя.
Видный социолог и политолог Великобритании Д.Гибсон так сформулировал положение и роль социальных работников: "Они не могут изменить мир и социальный порядок, но лучше понимают необходимость социальных перемен и могут составить социальную повестку дня для ХХ1 века".
При этом социальная работа формируется не только на гуманистических началах, но и на знании человека. Когда-то Антон Семёнович Макаренко сказал, что терпеть не может плаксивой любви к детям. По его мнению, только 12% педагогов являются «талантливыми от рождения». Остальным же должна помочь технология.
Следовательно, действенной помощи людям надо учиться. И учёба данной профессии требует настойчивости и творчества.
Но что входит в понятие “творчество”?
Словари так отвечают на этот вопрос: “Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей”
Какие же новые ценности создает своим трудом специалист по социальной работе? Что позволяет нам говорить о творческом характере его труда?
Ответ на эти вопросы содержит определение понятия “социальная работа”, к которому мы еще не раз вернемся.
Помощь человеку или семье в трудной жизненной ситуации, поддержка и поиск выхода из этой ситуации, формирование у клиента установки на самообеспечение и собственную активность в решении его проблемы – это главные духовные ценности, которые создает профессионал в области социальной работы.
Решая на практике эти сложнейшие задачи, он должен быть постоянно готов к поиску новых решений, к постановке новых задач, к применению нестандартных приемов деятельности. И в этом – главный признак творчества в его деятельности.
Таким образом, такую деятельность можно рассматривать как процесс решения разнообразных практических задач, и каждое такое решение – сложный, многоэтапный, творческий процесс.
Любая из таких задач включает в себя совокупность исходных данных и вопрос, на который надо ответить, используя те или иные известные закономерности. Решение задачи состоит из поиска “работающих” в данном случае законов и их применение к конкретным условиям.
Творчество начинается с самой постановки задачи. Для того, чтобы ее правильно поставить, профессионалу надо хорошо знать своих клиентов и их окружение, постоянно изучать их, уметь определять, чего он может и должен добиться в работе с каждым клиентом, т.е. конкретную цель своей деятельности.
Когда задача поставлена, начинается этап проектирования способа деятельности, ее методов, т.е. планируется предстоящая практическая работа с клиентами. И здесь главные помощники профессионала – те теоретические знания, практические навыки и умения, которые он получил в процессе учебы и самообразования.
Творчески работающий профессионал стремится найти оптимальное решение проблемы, наиболее полно учесть все обстоятельства деятельности, принимая во внимание возможности и потребности клиента. Разработка такого плана – всегда творчество, всегда поиск, ибо сколько клиентов, столько задач и столько путей их решения.
При этом всё множество задач такого плана можно разделить на три большие группы: стратегические, тактические, оперативные.
Стратегические – самые крупные, большие задачи, решение которых может вызвать значительные изменения в жизни и личности клиентов, в их отношении к жизни, к труду, к окружающим людям. Решение их, как правило, требует продолжительного времени.
Стратегическая задача конкретизируется через систему тактических задач, последовательное решение которых должно обеспечить достижение поставленной стратегической цели.
Переход от планирования деятельности к её непосредственному выполнению – это переход от тактических задач к оперативным, т.е. таким, которые надо решать сразу, при самом активном участии клиента.
Именно здесь могут возникнуть различные неожиданности и трудности, к которым профессионал должен быть всегда готов. Его психологическая готовность к таким трудностям и неожиданностям – важнейшее его профессиональное качество, которое является результатом настойчивого и целеустремленного самовоспитания.
Важным завершающим этапом является и анализ достигнутых результатов. Подводя итоги проведенной работы, профессионал определяет, насколько точно были поставлены цели, правильно ли была спроектирована практическая деятельность, что удалось или не удалось из намеченного плана и почему?
Можно ли развить в себе способность к творчеству, потребность в творческой деятельности?
Одна из важнейших задач всей профессиональной подготовки в вузе – развитие творческих способностей человека.
Творчество в избранной профессии требует, прежде всего, глубоких и прочных знаний. Такие знания не могут быть получены (при всей их важности) только из учебников и лекций.
Решающая роль в развитии творческих способностей принадлежит активной самостоятельной работе, а также освоению методов и навыков, умений, полученных в процессе практической деятельности.
Творчество рождается там, где образуется сплав глубоких и прочных знаний с опытом практической работы, сложившимся в самостоятельной деятельности и почерпнутым из опыта коллег.
При этом у науки, исследующей социальную работу и передающей свои знания студентам, и у практики должен быть единый профессиональный язык, именуемый «терминологией»
Ни одна наука не обходится без своей терминологии, понятийно-категориального аппарата.
Слово служит для наименования предметов, лиц, процессов, свойств. Термин – это слово или сочетание слов, обозначающее понятие, применяемое в науке, технике, искусстве, т.е. слово, имеющее оттенок специального научного значения.
Система терминов, называемая терминологией, служит основой какого-либо научного знания. Понятие – это форма мышления, которая отражает существенные свойства и связи предметов и явлений. Наиболее важные, ключевые фундаментальные понятия какой-либо науки называются категориями.
Часть терминов и категорий социальная работа как наука черпает из смежных наук (например, социологии, психологии), часть вырабатывает сама. В настоящее время имеется довольно много различного рода словарей-справочников, словарей терминов социальной работы, которые облегчают работу над понятийно-категориальным аппаратом. Отдельные авторы снабжают свои учебники и учебные пособия словарями терминов (См., например, Павленок П.Д. Введение в профессию “Социальная работа” – С.78-168.).
Приведем наиболее важные из них, которые студент-первокурсник должен осваивать уже в самом начале учебы:
- Клиент социальной службы – человек или семья, находящиеся в трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в связи с этим в социальном обслуживании.
- Работник социальной службы – лицо, непосредственно оказывающее либо организующее помощь клиентам социальной службы и состоящее в штате социальной службы.
- Социальный работник – лицо, окончившее среднее специальное учебное заведение по профилю социальной работы.
- Специалист по социальной работе – лицо, окончившее высшее учебное заведение по профилю социальной работы.
- Бакалавр и магистр – профессионалы, осуществляющие свою подготовку в соответствии с международными стандартами высшего профессионального образования.
- Социальная защита – система принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп; совокупность мер, действий, средств государства и общества, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан (болезнь, безработица, инвалидность и т.п.); комплекс государственных мер социально-экономического и правового характера по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований и связанного с этим снижения их уровня жизни. Включает в себя социальное обеспечение, социальное страхование и социальную поддержку (помощь).
- Социальное обеспечение – система государственных и общественных мероприятий по материальному обслуживанию граждан в старости, при инвалидности, болезни, в случае потери кормильца и др. установленных законом случаях.
- Социальное страхование – установленная государством система правовых, экономических и организационных мер по компенсации и минимизации отдельных видов социального риска (безработица, инвалидность и т.п.).
- Социальная помощь – система социальных мер по оказанию помощи отдельным нуждающимся лицам или группам населения для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности, адаптации в обществе. Включает: денежную помощь, натуральное обеспечение, гуманитарную помощь, услуги льготы.
- Социальное обслуживание – деятельность социальных служб и отдельных специалистов по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг, осуществлению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
- Социальная работа – специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц.
- Социальная служба – система государственных, муниципальных, частных или иных органов, учреждений, предприятий и организаций, осуществляющих социальное обслуживание.
- Социальные услуги – действия по оказанию клиенту социальной службы необходимой ему помощи.
- Трудная жизненная ситуация – ситуация, которая субъективно воспринимается человеком как трудная лично для него или является объективно нарушающей его нормальную жизнедеятельность (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с возрастом, болезнью, сиротством, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т.п.)
Это самое первое знакомство с терминологией и категориями социальной работы, которое будет продолжено в течение всех лет учебы не только потому, что студенты будут получать всё новые знания, но и потому, что социальная работа – стремительно развивающаяся отрасль науки, вид практической деятельности и одновременно учебная и научная дисциплина.
И единство языка, которым пользуются и студенты, и творчески работающие учёные, должно вдохновлять студентов, для реализации научных интересов которых в СПбГУП имеются самые широкие возможности. Так подготовку профессионалов для деятельности в сфере социальной работы Университет начал одним из первых. Ежегодно в вузе проводятся конференции как учёных и практиков, так и самих студентов.
В университете работают многие учёные, внёсшие значительный вклад в развитие теории и технологии социальной работы.
Не только в России, но и далеко за её пределами работают выпускники вуза, совершая многочисленные теоретические и практико-методические находки.
Однако, следуя академической традиции, предполагающей доминирование скромности в самооценках членов профессорско-преподавательского коллектива вуза, представляется целесообразным познакомить студентов с достижениями коллег из других учебно-научных центров.
При этом в первую очередь, следуя той же традиции, целесообразно начать с краткого описания работы зарубежных учёных. И в первую очередь тех, которые не просто сделали те или иные открытия, а увязывали их с созданием новой социальной реальности, преобразующей мир.
- Конспект лекций по учебной дисциплине
- Направление подготовки 040400.62 Социальная работа Профиль подготовки - Психосоциальная работа с населением Квалификация выпускника - Бакалавр Форма обучения – очная, заочная Санкт-Петербург 2011
- Тема 1. Знакомство с Университетом
- Краткое изложение содержания лекции: Роль вузовского образования в подготовке бакалавров по направлению «Социальная работа».
- Адаптация первокурсников к обучению в университете.
- История сПбГуп и особенности реализации учебно-воспитательного процесса в условиях университета.
- Литература:
- Тема 2. Основные направления государственной социальной политики и роль социальной работы в её реализации
- Краткое изложение содержания лекции: Социальная политика государства и социальная работа в условиях перехода к рынку
- 2. Понятие социальной защиты населения
- 3. Правовые основы реализации социальной политики
- Литература:
- Тема 3 Социальная работа как наука и учебная дисциплина
- Краткое изложение содержания лекции: Единство научного, учебного и практического творчества в области социальной работы.
- Примеры оригинальной творческой деятельности зарубежных учёных
- Примеры новаторской творческой деятельности отечественных учёных
- Литература:
- Тема 4. Социальная работа как практическая деятельность
- Краткое изложение содержания лекции:
- 1. Социальная работа как общественная и профессиональная деятельность
- 2. Основные функции социальной работы
- 3. Социальная служба на предприятии
- 4. Социальная работа в пенитенциарной системе рф
- 5. Социальная работа в системе образования
- 6. Медико–социальная работа в системе здравоохранения
- Литература:
- Тема 5. Профессиональные требования к социальному работнику
- Краткое изложение содержания лекции:
- 1. Обязанности в соответствии с квалификационным справочником.
- 2. Деятельность в соответствии с функциями.
- 3. Требования к знаниям специалиста социальной работы.
- 4. Требования к результатам освоения программы бакалавриата.
- 5. Характеристика профессиональной деятельности бакалавров
- 6. Духовно-нравственный портрет специалиста (бакалавра) социальной работы.
- 7. Кодекс этики социального работника.
- Дополнительная
- Тема 6. Культура учебного труда студента
- Краткое изложение содержания лекции:
- 1. Основные формы учебного процесса
- 2. Организация самостоятельной работы студентов
- 3. Самообразование и самовоспитание в системе подготовки к профессиональной деятельности
- 4. Профессиональное самообразование
- Литература: