6. Медико–социальная работа в системе здравоохранения
В данной подтеме социальной работы реализуются медико–ориентированные, социально–ориентированные и интегративные функции специалистов социальной работы.
Эти функции выстроены по характеру больных, нуждающихся в социальной и психологической помощи в ходе их поддержания в 3-х режимах: сохранном, компенсационном и ревитализационном, обеспечивающих социальное и психологическое сопровождение клиентов.
Основным видом деятельности социального работника в медицинских учреждениях является реабилитация.
По определению ВОЗ (1969г.), реабилитация рассматривается как скоординированное применение медицинских, социальных, просветительских и профессиональных мероприятий, включающих обучение или переобучение инвалидов для достижения по возможности наиболее высокого уровня функциональной активности.
Социальная реабилитация - это комплекс мер, направленных на восстановление нарушенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма (инвалидность), изменения социального статуса (пожилые граждане, беженцы и вынужденные переселенцы, безработные и некоторые другие), девиантного поведения личности (несовершеннолетние, лица, страдающие алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, освободившиеся из мест заключения и т.п.)
При осуществлении реабилитационной работы необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся. Для этого ВОЗ определена возрастная периодизация жизненного цикла человека.
В период после ранней юности процесс созревания индивида и личности продолжается, проходя через стадии молодости, взрослости, зрелости, старости. Завершается этот цикл смертью человека, которая, разумеется, может наступить и на более ранних этапах, чем старость. Поэтому не существует жестких границ начала и завершения каждой стадии. Более того, имеется много различных классификаций возрастов, разработанных специалистами из разных областей и на разных основаниях. Например, в антропологии выделяют три основных периода развития взрослого человека: 1) возмужалый возраст (20-40 лет у женщин и 25-45 лет у мужчин); 2) зрелость – до 55 лет; 3) старость. И одна из специфических проблем – это определение объективных критериев зрелости человека. Гетерохронность зрелости – это существенная характеристика в индивидуальном развитии человека: не совпадают во времени физическая зрелость, умственная, гражданская и др. Эти трудности привели к тому, что в современной психологической литературе довольно часто понятие «зрелость» заменяется понятием «взрослость», что позволяет избежать многих сложностей.
При этом оказание помощи базируется на единстве биографического и клинического подходов. Так в медицине выделяется педиатрия и гериатрия, равно как медицина общего профиля. В соответствии с возрастными функциями и биологическими особенностями возрастов бытуют и направления лечения граждан.
При этом социальная работа в медицинских учреждениях находит воплощение в специальном уходе за больными и их медико-социальном сопровождении. Так специальные учреждения с дефектологическим, сохранным и иными профилями оснащены специалистами по уходу, предоставлению различных услуг детям, инвалидам и пожилым людям, беременным женщинам, хронически больным или нуждающимся в различных формах оздоровления. Такие учреждения носят стационарный или полустационарный характер либо работают в режиме надомного обслуживания клиентов.
При этом, если за рубежом существует практика сопровождения граждан на всех этапах их лечения, то в России роль социального менеджера, работающего в учреждениях системы здравоохранения, пока находится в стадии формирования. Такая практика должна позволить социальному работнику выступать не только в качестве агента по социальному обслуживанию, но и быть адвокатом, регулирующим вопросы отношений между больным и врачом (больницей), способствовать предупреждению медицинских ошибок, осуществлять более комплексную медико-социальную поддержку нуждающихся.
- Конспект лекций по учебной дисциплине
- Направление подготовки 040400.62 Социальная работа Профиль подготовки - Психосоциальная работа с населением Квалификация выпускника - Бакалавр Форма обучения – очная, заочная Санкт-Петербург 2011
- Тема 1. Знакомство с Университетом
- Краткое изложение содержания лекции: Роль вузовского образования в подготовке бакалавров по направлению «Социальная работа».
- Адаптация первокурсников к обучению в университете.
- История сПбГуп и особенности реализации учебно-воспитательного процесса в условиях университета.
- Литература:
- Тема 2. Основные направления государственной социальной политики и роль социальной работы в её реализации
- Краткое изложение содержания лекции: Социальная политика государства и социальная работа в условиях перехода к рынку
- 2. Понятие социальной защиты населения
- 3. Правовые основы реализации социальной политики
- Литература:
- Тема 3 Социальная работа как наука и учебная дисциплина
- Краткое изложение содержания лекции: Единство научного, учебного и практического творчества в области социальной работы.
- Примеры оригинальной творческой деятельности зарубежных учёных
- Примеры новаторской творческой деятельности отечественных учёных
- Литература:
- Тема 4. Социальная работа как практическая деятельность
- Краткое изложение содержания лекции:
- 1. Социальная работа как общественная и профессиональная деятельность
- 2. Основные функции социальной работы
- 3. Социальная служба на предприятии
- 4. Социальная работа в пенитенциарной системе рф
- 5. Социальная работа в системе образования
- 6. Медико–социальная работа в системе здравоохранения
- Литература:
- Тема 5. Профессиональные требования к социальному работнику
- Краткое изложение содержания лекции:
- 1. Обязанности в соответствии с квалификационным справочником.
- 2. Деятельность в соответствии с функциями.
- 3. Требования к знаниям специалиста социальной работы.
- 4. Требования к результатам освоения программы бакалавриата.
- 5. Характеристика профессиональной деятельности бакалавров
- 6. Духовно-нравственный портрет специалиста (бакалавра) социальной работы.
- 7. Кодекс этики социального работника.
- Дополнительная
- Тема 6. Культура учебного труда студента
- Краткое изложение содержания лекции:
- 1. Основные формы учебного процесса
- 2. Организация самостоятельной работы студентов
- 3. Самообразование и самовоспитание в системе подготовки к профессиональной деятельности
- 4. Профессиональное самообразование
- Литература: