logo
введение в проф

6. Медико–социальная работа в системе здравоохранения

В данной подтеме социальной работы реализуются медико–ориентированные, социально–ориентированные и интегративные функции специалистов социальной работы.

Эти функции выстроены по характеру больных, нуждающихся в социальной и психологической помощи в ходе их поддержания в 3-х режимах: сохранном, компенсационном и ревитализационном, обеспечивающих социальное и психологическое сопровождение клиентов.

Основным видом деятельности социального работника в медицинских учреждениях является реабилитация.

По определению ВОЗ (1969г.), реабилитация рассматривается как скоординированное применение медицинских, социальных, просветительских и профессиональных мероприятий, включающих обучение или переобучение инвалидов для достижения по возможности наиболее высокого уровня функциональной активности.

Социальная реабилитация - это комплекс мер, направленных на восстановление нарушенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма (инвалидность), изменения социального статуса (пожилые граждане, беженцы и вынужденные переселенцы, безработные и некоторые другие), девиантного поведения личности (несовершеннолетние, лица, страдающие алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, освободившиеся из мест заключения и т.п.)

При осуществлении реабилитационной работы необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся. Для этого ВОЗ определена возрастная периодизация жизненного цикла человека.

В период после ранней юности процесс созревания индивида и личности продолжается, проходя через стадии молодости, взрослости, зрелости, старости. Завершается этот цикл смертью человека, которая, разумеется, может наступить и на более ранних этапах, чем старость. Поэтому не существует жестких границ начала и завершения каждой стадии. Более того, имеется много различных классификаций возрастов, разработанных специалистами из разных областей и на разных основаниях. Например, в антропологии выделяют три основных периода развития взрослого человека: 1) возмужалый возраст (20-40 лет у женщин и 25-45 лет у мужчин); 2) зрелость – до 55 лет; 3) старость. И одна из специфических проблем – это определение объективных критериев зрелости человека. Гетерохронность зрелости – это существенная характеристика в индивидуальном развитии человека: не совпадают во времени физическая зрелость, умственная, гражданская и др. Эти трудности привели к тому, что в современной психологической литературе довольно часто понятие «зрелость» заменяется понятием «взрослость», что позволяет избежать многих сложностей.

При этом оказание помощи базируется на единстве биографического и клинического подходов. Так в медицине выделяется педиатрия и гериатрия, равно как медицина общего профиля. В соответствии с возрастными функциями и биологическими особенностями возрастов бытуют и направления лечения граждан.

При этом социальная работа в медицинских учреждениях находит воплощение в специальном уходе за больными и их медико-социальном сопровождении. Так специальные учреждения с дефектологическим, сохранным и иными профилями оснащены специалистами по уходу, предоставлению различных услуг детям, инвалидам и пожилым людям, беременным женщинам, хронически больным или нуждающимся в различных формах оздоровления. Такие учреждения носят стационарный или полустационарный характер либо работают в режиме надомного обслуживания клиентов.

При этом, если за рубежом существует практика сопровождения граждан на всех этапах их лечения, то в России роль социального менеджера, работающего в учреждениях системы здравоохранения, пока находится в стадии формирования. Такая практика должна позволить социальному работнику выступать не только в качестве агента по социальному обслуживанию, но и быть адвокатом, регулирующим вопросы отношений между больным и врачом (больницей), способствовать предупреждению медицинских ошибок, осуществлять более комплексную медико-социальную поддержку нуждающихся.