logo
введение в проф

2. Организация самостоятельной работы студентов

С самого начала обучения в институте студентам необходимо отказаться от настроений умственного иждивенчества и настроиться на серьезную инициативную самостоятельную работу. Самые ценные знания те, которые добыты самостоятельным трудом. Конечно, эта работа, особенно на младших курсах, должна вестись под постоянным контролем преподавателя. Преподаватель поможет в определении темы и задания для самостоятельной работы, подборе литературы, проконтролирует, как она выполняется, проанализирует успехи и недоработки. Результаты самостоятельной работы могут быть оформлены в виде выступления студента на практическом или семинарском занятии, доклада на студенческой конференции, должны стать частью курсовой и квалификационной работы. Умения и навыки, полученные в ходе самостоятельной работы в институте, стремление заниматься ею становятся хорошей основой для последующего профессионального самообразования.

Студенту, который занимается самостоятельной работой, необходимо научиться разумному планированию свободного от аудиторных занятий времени, освоить рациональные умения и навыки учебного труда, в частности, технику эффективного быстрого чтения. Не менее важно для студента умение самостоятельного поиска литературы.

Наиболее важную ориентацию в какой-либо предметной области дают библиографические справочники. Их несколько типов, целесообразно оформить те, которые есть в библиотеках города и института.

Надежными источниками литературы, к работе с которыми студенту необходимо приучать себя, являются каталоги книг и журнальных статей. Наиболее распространенные виды каталогов – систематический, алфавитный и предметный.

В систематическом каталоге библиографические карточки расположены по отраслям, разделам и подразделам и т.д.

Алфавитный каталог, в котором карточки расположены в алфавитном порядке с учетом нескольких букв фамилии, а далее по именам авторов, названиям произведений, позволяет уточнить, какие именно работы известного читателю автора имеются в данной библиотеке, а также уточнить выходные сведения книги.

Предметный каталог позволяет быстро отыскать литературу по ключевым словам, которые расположены в каталоге в алфавитном порядке.

Важно уметь точно вести библиографические записи. Это умение особенно пригодится при написании и оформлении рефератов, докладов, курсовых и квалификационных работ. Поэтому надо приучить себя с самого начала учебы в институте правильно записывать литературу в соответствии с существующими правилами. Подробно об этих правилах можно прочитать в литературе, образцы даны в методических указаниях по написанию рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ, выпущенных кафедрой социальной работы.

Следует отметить, что в библиографических записях важны каждый знак, каждая запятая, двоеточие, соотношение прописных и строчных букв и т.д.

На каждую прочитанную книгу, особенно по специальным дисциплинам, сразу по прочтении необходимо заводить библиографическую карточку, оформленную по всем правилам. На ее обратной стороне можно сделать краткие записи: аннотацию, цитату, цифровые данные. Это поможет достаточно быстро составить персональный мини-каталог, который будет постоянно пополняться и использоваться при написании различного вида работ. При пользовании персональным компьютером можно вести компьютерную версию каталога.

Точность важна не только в воспроизведении названий книг, статей и т.п., но и в цитировании, в оформлении различного вида выписок. Удобно делать выписки на карточках и отдельных листках, которые затем полежат упорядочению, необходимой систематизации. Тетради-конспекты фиксируют материал в жесткой форме, не позволяют что-то изъять, дополнить, переменить порядок материала при необходимости такого изменения.

Правила, соблюдение которых при всей их несложности позволит не только сберечь силы, но и сделать его учение более легким и успешным:

- не соблазняться видимой “свободой” в семестре. Расхождение между школьным и вузовским режимами учебы вводит некоторых первокурсников в заблуждение, когда они полагают, что можно не заниматься от сессии до сессии. Хорошо учится тот, кто работает систематически в межсессионные периоды, кто аудиторные занятия дополняет регулярной самостоятельной работой;

- знать особенности своего интеллекта. Каждый студент имеет склонность либо к теоретическому, либо к образному, либо к практическому мышлению. В ходе учебы надо усиленно развивать недостающие способности. Следует узнать также тип своей памяти. Слуховая или моторная память требует большей двигательной активности, зрительная – более частого обращения к графикам, рисункам, записям. Мышление и память, как и мускулы, развиваются путем упражнений. В этом процессе велика роль самостоятельной работы;

- соблюдать ритм в работе и отдыхе, не допускать “штурма” во время экзаменационной сессии;

- дать себе установку “Знать!”. Студенты нередко заботятся лишь о том, чтобы сдать экзамен, не подозревая того, что при такой установке после экзамена его сознание освобождается от знаний, как от информационного мусора. Сознание будет работать эффективнее, если помнить о будущей работе и накапливать знания и опыт именно для нее;

- культивировать в себе симпатии к преподавателям и товарищам по группе, учиться с удовольствием. Положительные эмоции делают взаимодействие в учебном процессе более успешным, они, словно катализаторы, улучшают усвоение знаний, умений, навыков. Доказано, что жизнерадостность, оптимизм, умение заинтересовать себя учебой превращают учебный труд в увлекательное дело.