2. Организация самостоятельной работы студентов
С самого начала обучения в институте студентам необходимо отказаться от настроений умственного иждивенчества и настроиться на серьезную инициативную самостоятельную работу. Самые ценные знания те, которые добыты самостоятельным трудом. Конечно, эта работа, особенно на младших курсах, должна вестись под постоянным контролем преподавателя. Преподаватель поможет в определении темы и задания для самостоятельной работы, подборе литературы, проконтролирует, как она выполняется, проанализирует успехи и недоработки. Результаты самостоятельной работы могут быть оформлены в виде выступления студента на практическом или семинарском занятии, доклада на студенческой конференции, должны стать частью курсовой и квалификационной работы. Умения и навыки, полученные в ходе самостоятельной работы в институте, стремление заниматься ею становятся хорошей основой для последующего профессионального самообразования.
Студенту, который занимается самостоятельной работой, необходимо научиться разумному планированию свободного от аудиторных занятий времени, освоить рациональные умения и навыки учебного труда, в частности, технику эффективного быстрого чтения. Не менее важно для студента умение самостоятельного поиска литературы.
Наиболее важную ориентацию в какой-либо предметной области дают библиографические справочники. Их несколько типов, целесообразно оформить те, которые есть в библиотеках города и института.
Надежными источниками литературы, к работе с которыми студенту необходимо приучать себя, являются каталоги книг и журнальных статей. Наиболее распространенные виды каталогов – систематический, алфавитный и предметный.
В систематическом каталоге библиографические карточки расположены по отраслям, разделам и подразделам и т.д.
Алфавитный каталог, в котором карточки расположены в алфавитном порядке с учетом нескольких букв фамилии, а далее по именам авторов, названиям произведений, позволяет уточнить, какие именно работы известного читателю автора имеются в данной библиотеке, а также уточнить выходные сведения книги.
Предметный каталог позволяет быстро отыскать литературу по ключевым словам, которые расположены в каталоге в алфавитном порядке.
Важно уметь точно вести библиографические записи. Это умение особенно пригодится при написании и оформлении рефератов, докладов, курсовых и квалификационных работ. Поэтому надо приучить себя с самого начала учебы в институте правильно записывать литературу в соответствии с существующими правилами. Подробно об этих правилах можно прочитать в литературе, образцы даны в методических указаниях по написанию рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ, выпущенных кафедрой социальной работы.
Следует отметить, что в библиографических записях важны каждый знак, каждая запятая, двоеточие, соотношение прописных и строчных букв и т.д.
На каждую прочитанную книгу, особенно по специальным дисциплинам, сразу по прочтении необходимо заводить библиографическую карточку, оформленную по всем правилам. На ее обратной стороне можно сделать краткие записи: аннотацию, цитату, цифровые данные. Это поможет достаточно быстро составить персональный мини-каталог, который будет постоянно пополняться и использоваться при написании различного вида работ. При пользовании персональным компьютером можно вести компьютерную версию каталога.
Точность важна не только в воспроизведении названий книг, статей и т.п., но и в цитировании, в оформлении различного вида выписок. Удобно делать выписки на карточках и отдельных листках, которые затем полежат упорядочению, необходимой систематизации. Тетради-конспекты фиксируют материал в жесткой форме, не позволяют что-то изъять, дополнить, переменить порядок материала при необходимости такого изменения.
Правила, соблюдение которых при всей их несложности позволит не только сберечь силы, но и сделать его учение более легким и успешным:
- не соблазняться видимой “свободой” в семестре. Расхождение между школьным и вузовским режимами учебы вводит некоторых первокурсников в заблуждение, когда они полагают, что можно не заниматься от сессии до сессии. Хорошо учится тот, кто работает систематически в межсессионные периоды, кто аудиторные занятия дополняет регулярной самостоятельной работой;
- знать особенности своего интеллекта. Каждый студент имеет склонность либо к теоретическому, либо к образному, либо к практическому мышлению. В ходе учебы надо усиленно развивать недостающие способности. Следует узнать также тип своей памяти. Слуховая или моторная память требует большей двигательной активности, зрительная – более частого обращения к графикам, рисункам, записям. Мышление и память, как и мускулы, развиваются путем упражнений. В этом процессе велика роль самостоятельной работы;
- соблюдать ритм в работе и отдыхе, не допускать “штурма” во время экзаменационной сессии;
- дать себе установку “Знать!”. Студенты нередко заботятся лишь о том, чтобы сдать экзамен, не подозревая того, что при такой установке после экзамена его сознание освобождается от знаний, как от информационного мусора. Сознание будет работать эффективнее, если помнить о будущей работе и накапливать знания и опыт именно для нее;
- культивировать в себе симпатии к преподавателям и товарищам по группе, учиться с удовольствием. Положительные эмоции делают взаимодействие в учебном процессе более успешным, они, словно катализаторы, улучшают усвоение знаний, умений, навыков. Доказано, что жизнерадостность, оптимизм, умение заинтересовать себя учебой превращают учебный труд в увлекательное дело.
- Конспект лекций по учебной дисциплине
- Направление подготовки 040400.62 Социальная работа Профиль подготовки - Психосоциальная работа с населением Квалификация выпускника - Бакалавр Форма обучения – очная, заочная Санкт-Петербург 2011
- Тема 1. Знакомство с Университетом
- Краткое изложение содержания лекции: Роль вузовского образования в подготовке бакалавров по направлению «Социальная работа».
- Адаптация первокурсников к обучению в университете.
- История сПбГуп и особенности реализации учебно-воспитательного процесса в условиях университета.
- Литература:
- Тема 2. Основные направления государственной социальной политики и роль социальной работы в её реализации
- Краткое изложение содержания лекции: Социальная политика государства и социальная работа в условиях перехода к рынку
- 2. Понятие социальной защиты населения
- 3. Правовые основы реализации социальной политики
- Литература:
- Тема 3 Социальная работа как наука и учебная дисциплина
- Краткое изложение содержания лекции: Единство научного, учебного и практического творчества в области социальной работы.
- Примеры оригинальной творческой деятельности зарубежных учёных
- Примеры новаторской творческой деятельности отечественных учёных
- Литература:
- Тема 4. Социальная работа как практическая деятельность
- Краткое изложение содержания лекции:
- 1. Социальная работа как общественная и профессиональная деятельность
- 2. Основные функции социальной работы
- 3. Социальная служба на предприятии
- 4. Социальная работа в пенитенциарной системе рф
- 5. Социальная работа в системе образования
- 6. Медико–социальная работа в системе здравоохранения
- Литература:
- Тема 5. Профессиональные требования к социальному работнику
- Краткое изложение содержания лекции:
- 1. Обязанности в соответствии с квалификационным справочником.
- 2. Деятельность в соответствии с функциями.
- 3. Требования к знаниям специалиста социальной работы.
- 4. Требования к результатам освоения программы бакалавриата.
- 5. Характеристика профессиональной деятельности бакалавров
- 6. Духовно-нравственный портрет специалиста (бакалавра) социальной работы.
- 7. Кодекс этики социального работника.
- Дополнительная
- Тема 6. Культура учебного труда студента
- Краткое изложение содержания лекции:
- 1. Основные формы учебного процесса
- 2. Организация самостоятельной работы студентов
- 3. Самообразование и самовоспитание в системе подготовки к профессиональной деятельности
- 4. Профессиональное самообразование
- Литература: