3. Правовые основы реализации социальной политики
Основой деятельности по реализации программы социальной защиты населения являются Законы Российской Федерации:
«О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;
«О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
«О социальной защите инвалидов в РФ»;
«Об основах социального обслуживания населения в РФ»;
«О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».
Важную роль в обеспечении государственной политики играет стандартизация системы социального обслуживания населения.
Система стандартов включает:
1. Стандарты на социальное обслуживание.
2. Стандарты на технологии и процессы социального обслуживания.
3. Стандарты на методы контроля.
Группу классификаторов технико-экономической и социальной информации, являющихся одной из составных частей национальной системы стандартизации в области социального обслуживания должны составить:
Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения (ОК 003-99);
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОК 029-2001) в части вопросов оказания социальных услуг населению;
Общероссийский классификатор услуг населению (ОК 002-93) в части вопросов оказания населению социальных услуг в сфере социального обслуживания населения;
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 в части вопросов оказания населению социальных услуг в сфере социального обслуживания населения.
Нормативные документы, входящие в национальную систему стандартизации наряду с классификаторами и стандартами в области социального обслуживания, должны включать также номенклатуру социальных услуг в области социального обслуживания населения, номенклатуру учреждений социального обслуживания населения и классификацию социальных рисков.
Национальный стандарт российской Федерации, регламентирующий социальное обслуживание населения, закреплён ГОСТом Р 52498-2005, определяющим классификацию всех учреждений социального обслуживания населения. Он действует с 1 января 2007 года.
В данном стандарте реализованы нормы Федеральных законов:
от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»;
от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»;
от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Учреждения социального обслуживания населения классифицируют по следующим основным признакам (критериям):
- форма собственности учреждений;
- типы учреждений;
- виды учреждений;
- категории и группы населения, обслуживаемые в учреждениях (приложение А).
По форме собственности учреждения подразделяют на государственные и иных форм собственности (негосударственные).
Государственные учреждения - это учреждения, являющиеся собственностью субъектов Российской Федерации и находящиеся в ведении органов государственной власти этих субъектов.
Учреждения иных форм собственности (негосударственные) - это учреждения, учредителями которых являются благотворительные, общественные, религиозные и другие организации или отдельные граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.
В зависимости от условий, в которых предоставляются социальные услуги населению, учреждения подразделяют на следующие типы:
- стационарные;
- полустационарные;
- нестационарные;
- комплексные;
- учреждения (отделения) социального обслуживания на дому;
- учреждения (отделения) срочного социального обслуживания;
- учреждения (отделения) срочной социально-консультационной помощи.
В зависимости от условий, в которых предоставляются социальные услуги населению, учреждения подразделяют на следующие типы:
- стационарные;
- полустационарные;
- нестационарные;
- комплексные;
- учреждения (отделения) социального обслуживания на дому;
- учреждения (отделения) срочного социального обслуживания;
- учреждения (отделения) срочной социально-консультационной помощи.
Виды учреждений определяют в зависимости от их предназначения, номенклатуры (состава) и характера предоставляемых услуг.
К ним принадлежат:
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних
Социальный приют для
Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей
Детский дом-интернат для умственно отсталых детей
Детский дом-интернат для детей с физическими недостатками
Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями
Центр социальной помощи семье и детям
Комплексный центр социального обслуживания населения
Центр психолого-педагогической помощи населению
Центр экстренной психологической помощи по телефону
Кризисный центр помощи женщинам
Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов
Дом-интернат (отделение) милосердия для престарелых и инвалидов
Специальный дом-интернат (специальное отделение) для престарелых и инвалидов
Психоневрологический интернат
Специальный дом для одиноких престарелых
круглосуточно действующий диспетчерский пункт;
другие помещения и службы для предоставления различных социальных услуг.
Социально-оздоровительный центр граждан пожилого возраста и инвалидов
Геронтологический центр
Учреждения социального обслуживания лиц без определенного места жительства и занятий
Геронтопсихиатрический центр (отделение)
Дом-интернат (пансионат) для престарелых и инвалидов
Дом-интернат (пансионат) для ветеранов войны и труда
Государственным стандартом также определены группы лиц, являющихся основными объектами социальной политики:
1) Дети:
- дети-сироты;
- оставшиеся без попечения родителей;
- беспризорные;
- нуждающиеся в жизненном устройстве в связи с отменой или признанием недействительности усыновления, опеки, попечительства;
- дети из малообеспеченных семей;
- подвергшиеся по месту жительства или учебы физическому или психическому насилию;
- проживающие с родителями, пренебрегающими родительскими обязанностями, ведущими аморальный или паразитический образ жизни, лишенными родительских прав;
- дети-инвалиды;
- имеющие отклонения в умственном, физическом и психическом развитии;
- проживающие с родителями, временно неспособными заботиться о них из-за болезни, нетрудоспособности, привлечения к судебной ответственности, длительных командировок, длительное время имеющими статус официально зарегистрированных безработных;
- дети семей беженцев и вынужденных переселенцев;
- проживающие самостоятельно дети и подростки - выпускники детских домов и школ-интернатов;
- испытывающие негативное воздействие по месту жительства, учебы или работы (жестокое обращение, насилие, оскорбление, унижение, приобщение к алкоголю и наркотикам, вовлечение в противоправную деятельность);
- имеющие затруднения во взаимоотношениях с окружающими людьми, в профессиональном и жизненном самоопределении;
- безнадзорные.
2) Семьи (отдельные граждане):
- малообеспеченные;
- имеющие на воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- неполные;
- имеющие в своем составе детей с отклонениями в умственном, физическом и психическом развитии;
- многодетные;
- бездетные;
- имеющие в своем составе инвалидов, в том числе детей-инвалидов, нетрудоспособных или длительно болеющих людей;
- с неблагоприятным психологическим микроклиматом, эмоционально-конфликтными отношениями или находящиеся в состоянии психологического стресса;
- семьи и отдельные граждане, оказавшиеся в экстремальной ситуации (пострадавшие от стихийных бедствий или приравненных к ним, беженцы и вынужденные переселенцы, с безработными родителями и т.д.);
- семьи, где дети, женщины, старики подвергаются любым формам физического или психологического насилия (жестокому обращению, оскорблению, унижению, приобщению к алкоголю, наркотикам и т.д.);
- семьи, где родители или дети погибли (умерли) во время несения воинской службы или выполнения других заданий;
- семьи, где родители являются военнослужащими срочной службы;
- молодые семьи и семьи с несовершеннолетними родителями;
- семьи, имеющие в своем составе лиц, прошедших курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании, вернувшихся из мест лишения свободы, специальных учебно-воспитательных учреждений, злоупотребляющих алкоголем или принимающих наркотики;
- находящиеся в состоянии развода, предразводной и послеразводной ситуации;
- семьи, имеющие в своем составе лиц, страдающих психическими заболеваниями;
- семьи с педагогической несостоятельностью родителей, неблагоприятным психолого-педагогическим микроклиматом, жестоким обращением с детьми;
- семьи, где отцы (матери) хотели бы получить любую доступную им работу с учетом состояния здоровья;
- семьи, состоящие из одних пенсионеров;
- семьи, в которых родители уклоняются от воспитания детей, заботы об их здоровье и развитии;
- семьи, имеющие в своем составе лиц, ведущих аморальный, паразитический или криминальный образ жизни;
- частично трудоспособные граждане, желающие получить доступную работу с учетом состояния здоровья;
- граждане, находящиеся в состоянии психологического стресса, длительного дискомфорта;
- безработные граждане (в том числе и подростки);
- бездомные граждане;
- проживающие в одной квартире бывшие супруги;
- граждане, испытывающие сложности в отношениях с детьми, родственниками, коллегами по работе и с другими людьми;
3) Женщины:
- подвергшиеся психофизическому насилию;
- имеющие детей-инвалидов, воспитываемых дома;
- потерявшие родных и близких;
- одинокие матери с несовершеннолетними детьми;
- несовершеннолетние матери;
- беременные женщины (в том числе несовершеннолетние и одинокие);
- кормящие матери;
- из неполных семей;
- находящиеся в состоянии развода, предразводной или послеразводной ситуации;
- одинокие женщины, имеющие детей в возрасте до 14 лет, длительное время являющиеся официально зарегистрированными безработными;
- находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;
- самостоятельно проживающие выпускницы детских домов и школ-интернатов;
- находящиеся в конфликте с семьей;
- матери, желающие найти временную работу с сокращенным рабочим днем, на дому или работу в других определенных условиях.
4) Граждане пожилого возраста (мужчины старше 60 лет, женщины старше 55 лет), оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.
5) Инвалиды различных категорий и групп инвалидности.
6) Граждане без определенного места жительства и занятий.
Таким образом, социальная политика стремится осуществлять социальную защиту населения с максимальной адресностью.
- Конспект лекций по учебной дисциплине
- Направление подготовки 040400.62 Социальная работа Профиль подготовки - Психосоциальная работа с населением Квалификация выпускника - Бакалавр Форма обучения – очная, заочная Санкт-Петербург 2011
- Тема 1. Знакомство с Университетом
- Краткое изложение содержания лекции: Роль вузовского образования в подготовке бакалавров по направлению «Социальная работа».
- Адаптация первокурсников к обучению в университете.
- История сПбГуп и особенности реализации учебно-воспитательного процесса в условиях университета.
- Литература:
- Тема 2. Основные направления государственной социальной политики и роль социальной работы в её реализации
- Краткое изложение содержания лекции: Социальная политика государства и социальная работа в условиях перехода к рынку
- 2. Понятие социальной защиты населения
- 3. Правовые основы реализации социальной политики
- Литература:
- Тема 3 Социальная работа как наука и учебная дисциплина
- Краткое изложение содержания лекции: Единство научного, учебного и практического творчества в области социальной работы.
- Примеры оригинальной творческой деятельности зарубежных учёных
- Примеры новаторской творческой деятельности отечественных учёных
- Литература:
- Тема 4. Социальная работа как практическая деятельность
- Краткое изложение содержания лекции:
- 1. Социальная работа как общественная и профессиональная деятельность
- 2. Основные функции социальной работы
- 3. Социальная служба на предприятии
- 4. Социальная работа в пенитенциарной системе рф
- 5. Социальная работа в системе образования
- 6. Медико–социальная работа в системе здравоохранения
- Литература:
- Тема 5. Профессиональные требования к социальному работнику
- Краткое изложение содержания лекции:
- 1. Обязанности в соответствии с квалификационным справочником.
- 2. Деятельность в соответствии с функциями.
- 3. Требования к знаниям специалиста социальной работы.
- 4. Требования к результатам освоения программы бакалавриата.
- 5. Характеристика профессиональной деятельности бакалавров
- 6. Духовно-нравственный портрет специалиста (бакалавра) социальной работы.
- 7. Кодекс этики социального работника.
- Дополнительная
- Тема 6. Культура учебного труда студента
- Краткое изложение содержания лекции:
- 1. Основные формы учебного процесса
- 2. Организация самостоятельной работы студентов
- 3. Самообразование и самовоспитание в системе подготовки к профессиональной деятельности
- 4. Профессиональное самообразование
- Литература: