logo
введение в проф

3. Правовые основы реализации социальной политики

Основой деятельности по реализации программы социальной защиты населения являются Законы Российской Федерации:

«О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;

«О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

«О социальной защите инвалидов в РФ»;

«Об основах социального обслуживания населения в РФ»;

«О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

Важную роль в обеспечении государственной политики играет стандартизация системы социального обслуживания населения.

Система стандартов включает:

1. Стандарты на социальное обслуживание.

2. Стандарты на технологии и процессы социального обслуживания.

3. Стандарты на методы контроля.

Группу классификаторов технико-экономической и социальной информации, являющихся одной из составных частей национальной системы стандартизации в области социального обслуживания должны составить:

Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения (ОК 003-99);

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОК 029-2001) в части вопросов оказания социальных услуг населению;

Общероссийский классификатор услуг населению (ОК 002-93) в части вопросов оказания населению социальных услуг в сфере социального обслуживания населения;

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 в части вопросов оказания населению социальных услуг в сфере социального обслуживания населения.

Нормативные документы, входящие в национальную систему стандартизации наряду с классификаторами и стандартами в области социального обслуживания, должны включать также номенклатуру социальных услуг в области социального обслуживания населения, номенклатуру учреждений социального обслуживания населения и классификацию социальных рисков.

Национальный стандарт российской Федерации, регламентирующий социальное обслуживание населения, закреплён ГОСТом Р 52498-2005, определяющим классификацию всех учреждений социального обслуживания населения. Он действует с 1 января 2007 года.

В данном стандарте реализованы нормы Федеральных законов:

от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»;

от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»;

от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Учреждения социального обслуживания населения классифицируют по следующим основным признакам (критериям):

- форма собственности учреждений;

- типы учреждений;

- виды учреждений;

- категории и группы населения, обслуживаемые в учреждениях (приложение А).

По форме собственности учреждения подразделяют на государственные и иных форм собственности (негосударственные).

Государственные учреждения - это учреждения, являющиеся собственностью субъектов Российской Федерации и находящиеся в ведении органов государственной власти этих субъектов.

Учреждения иных форм собственности (негосударственные) - это учреждения, учредителями которых являются благотворительные, общественные, религиозные и другие организации или отдельные граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

В зависимости от условий, в которых предоставляются социальные услуги населению, учреждения подразделяют на следующие типы:

- стационарные;

- полустационарные;

- нестационарные;

- комплексные;

- учреждения (отделения) социального обслуживания на дому;

- учреждения (отделения) срочного социального обслуживания;

- учреждения (отделения) срочной социально-консультационной помощи.

В зависимости от условий, в которых предоставляются социальные услуги населению, учреждения подразделяют на следующие типы:

- стационарные;

- полустационарные;

- нестационарные;

- комплексные;

- учреждения (отделения) социального обслуживания на дому;

- учреждения (отделения) срочного социального обслуживания;

- учреждения (отделения) срочной социально-консультационной помощи.

Виды учреждений определяют в зависимости от их предназначения, номенклатуры (состава) и характера предоставляемых услуг.

К ним принадлежат:

  1. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних

  2. Социальный приют для

  3. Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей

  4. Детский дом-интернат для умственно отсталых детей

  5. Детский дом-интернат для детей с физическими недостатками

  6. Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями

  7. Центр социальной помощи семье и детям

  8. Комплексный центр социального обслуживания населения

  9. Центр психолого-педагогической помощи населению

  10. Центр экстренной психологической помощи по телефону

  11. Кризисный центр помощи женщинам

  12. Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов

  13. Дом-интернат (отделение) милосердия для престарелых и инвалидов

  14. Специальный дом-интернат (специальное отделение) для престарелых и инвалидов

  15. Психоневрологический интернат

  16. Специальный дом для одиноких престарелых

    •  круглосуточно действующий диспетчерский пункт;

    •  другие помещения и службы для предоставления различных социальных услуг.

  17. Социально-оздоровительный центр граждан пожилого возраста и инвалидов

  18. Геронтологический центр

  19. Учреждения социального обслуживания лиц без определенного места жительства и занятий

  20. Геронтопсихиатрический центр (отделение)

  21. Дом-интернат (пансионат) для престарелых и инвалидов

  22. Дом-интернат (пансионат) для ветеранов войны и труда

Государственным стандартом также определены группы лиц, являющихся основными объектами социальной политики:

1) Дети:

- дети-сироты;

- оставшиеся без попечения родителей;

- беспризорные;

- нуждающиеся в жизненном устройстве в связи с отменой или признанием недействительности усыновления, опеки, попечительства;

- дети из малообеспеченных семей;

- подвергшиеся по месту жительства или учебы физическому или психическому насилию;

- проживающие с родителями, пренебрегающими родительскими обязанностями, ведущими аморальный или паразитический образ жизни, лишенными родительских прав;

- дети-инвалиды;

- имеющие отклонения в умственном, физическом и психическом развитии;

- проживающие с родителями, временно неспособными заботиться о них из-за болезни, нетрудоспособности, привлечения к судебной ответственности, длительных командировок, длительное время имеющими статус официально зарегистрированных безработных;

- дети семей беженцев и вынужденных переселенцев;

- проживающие самостоятельно дети и подростки - выпускники детских домов и школ-интернатов;

- испытывающие негативное воздействие по месту жительства, учебы или работы (жестокое обращение, насилие, оскорбление, унижение, приобщение к алкоголю и наркотикам, вовлечение в противоправную деятельность);

- имеющие затруднения во взаимоотношениях с окружающими людьми, в профессиональном и жизненном самоопределении;

- безнадзорные.

2) Семьи (отдельные граждане):

- малообеспеченные;

- имеющие на воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- неполные;

- имеющие в своем составе детей с отклонениями в умственном, физическом и психическом развитии;

- многодетные;

- бездетные;

- имеющие в своем составе инвалидов, в том числе детей-инвалидов, нетрудоспособных или длительно болеющих людей;

- с неблагоприятным психологическим микроклиматом, эмоционально-конфликтными отношениями или находящиеся в состоянии психологического стресса;

- семьи и отдельные граждане, оказавшиеся в экстремальной ситуации (пострадавшие от стихийных бедствий или приравненных к ним, беженцы и вынужденные переселенцы, с безработными родителями и т.д.);

- семьи, где дети, женщины, старики подвергаются любым формам физического или психологического насилия (жестокому обращению, оскорблению, унижению, приобщению к алкоголю, наркотикам и т.д.);

- семьи, где родители или дети погибли (умерли) во время несения воинской службы или выполнения других заданий;

- семьи, где родители являются военнослужащими срочной службы;

- молодые семьи и семьи с несовершеннолетними родителями;

- семьи, имеющие в своем составе лиц, прошедших курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании, вернувшихся из мест лишения свободы, специальных учебно-воспитательных учреждений, злоупотребляющих алкоголем или принимающих наркотики;

- находящиеся в состоянии развода, предразводной и послеразводной ситуации;

- семьи, имеющие в своем составе лиц, страдающих психическими заболеваниями;

- семьи с педагогической несостоятельностью родителей, неблагоприятным психолого-педагогическим микроклиматом, жестоким обращением с детьми;

- семьи, где отцы (матери) хотели бы получить любую доступную им работу с учетом состояния здоровья;

- семьи, состоящие из одних пенсионеров;

- семьи, в которых родители уклоняются от воспитания детей, заботы об их здоровье и развитии;

- семьи, имеющие в своем составе лиц, ведущих аморальный, паразитический или криминальный образ жизни;

- частично трудоспособные граждане, желающие получить доступную работу с учетом состояния здоровья;

- граждане, находящиеся в состоянии психологического стресса, длительного дискомфорта;

- безработные граждане (в том числе и подростки);

- бездомные граждане;

- проживающие в одной квартире бывшие супруги;

- граждане, испытывающие сложности в отношениях с детьми, родственниками, коллегами по работе и с другими людьми;

3) Женщины:

- подвергшиеся психофизическому насилию;

- имеющие детей-инвалидов, воспитываемых дома;

- потерявшие родных и близких;

- одинокие матери с несовершеннолетними детьми;

- несовершеннолетние матери;

- беременные женщины (в том числе несовершеннолетние и одинокие);

- кормящие матери;

- из неполных семей;

- находящиеся в состоянии развода, предразводной или послеразводной ситуации;

- одинокие женщины, имеющие детей в возрасте до 14 лет, длительное время являющиеся официально зарегистрированными безработными;

- находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;

- самостоятельно проживающие выпускницы детских домов и школ-интернатов;

- находящиеся в конфликте с семьей;

- матери, желающие найти временную работу с сокращенным рабочим днем, на дому или работу в других определенных условиях.

4) Граждане пожилого возраста (мужчины старше 60 лет, женщины старше 55 лет), оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.

5) Инвалиды различных категорий и групп инвалидности.

6) Граждане без определенного места жительства и занятий.

Таким образом, социальная политика стремится осуществлять социальную защиту населения с максимальной адресностью.