46.Педагогическая валеология. Валеологические аспекты социально-культурной деятельности
Экзамена по СКД
Валеология (от латинского - здравствую) - это область знаний о закономерностях и механизмах формирования, сохранения и укрепления здоровья человека. Одним из направлений валеологии является педагогическая валеология.
Педагогическая валеология - это направление валеологии, предусматривающее формирование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся педагогическими средствами.
В педагогической валеологии определены два направления:
1. 1. Педагогические аспекты валеологического образования.
2. 2. Валеологические основы общего образования.
Термин «валеология» впервые был предложен проф. И. И.Брехманом в 1980 г. Он оказался актуальным, так как проблема состояния здоровья населения России становится с каждым годом все более острой. Особенно тревожит здоровье детей. Результаты массовых обследований состояния здоровья детей угрожающи для будущего страны: сокращаются рождаемость и доля здоровых новорожденных детей; растет уровень детской смертности; увеличивается количество «социальных сирот».
Приоритетным направлением образования и воспитания стали знания. Однако известно, что знания сами по себе еще не гарантируют душевных и духовных качеств человеку. Часто они идут вразрез с нравственным, психическим и физическим здоровьем ребенка. Это происходит тогда, когда знания становятся самоцелью.
Понятно, что знания человеку нужны, но не как самоцель, а как средство для развития личности ребенка, как инструмент решения им своих жизненных задач. Целью воспитания и образования должен стать сам ребенок, его физическое, душевное и духовное развитие.
Негативные результаты воспитания и образования можно преодолеть путем формирования у ребенка ответственного отношения к самому себе: к своему телу, душе и разуму на уровне готовности быть здоровым. Эта готовность должна складываться из потребности (хочу) быть здоровым; из способности (могу) строить отношения с самим собой и окружающим миром; и решимостью (буду) жить по природосообразным законам.
Валеология может помочь решить эти проблемы; помочь переосмыслить весь учебно-воспитательный процесс с позиции здоровьетворения. Для этого все педагоги должны владеть технологиями управления процессами сохранения, пополнения и укрепления здоровья, должны стать учителями здоровья.
Валеология учит человека строить отношения с самим собой (своим телом, душой и разумом); отношения с людьми; отношения со всем своим окружением. Валеология подходит к здоровью человека с позиции «само» (самоосознание, самопознание, самооздоровление, самосовершенствование). Следовательно, предметом валеологии является процесс здоровьетворения, который строится на знании законов человеческого здоровья, на знаниях особенностей и возможностей своего организма, на владении умениями и технологиями сохранения, поддержания и улучшения собственного здоровья.
«Здоровье» является важнейшей категорией валеологии. Для понимания этой категории можно выделить следующие основания:
1) 1) понятие «здоровье», как область человеческой культуры, включает в себя в единстве три составляющие: тело, душу и разум, следовательно здоровье - это совокупность культуры физической (способности управлять своими движениями, своим телом); культуры физиологической (способности управлять физиологическими процессами в организме и наращивать их резервную мощность); культуры психической (способности управлять своими ощущениями, чувствами, эмоциями); культуры интеллектуальной (способности управлять своими мыслями);
2) 2) здоровье человека - это результат его собственной деятельности;
3) 3) уровень здоровья определяется запасом, объемом жизненных сил человека; путь здоровья - это путь накопления, сохранения и усиления жизненных сил;
4) 4) здоровье - это уровень адаптивных возможностей организма, его способности адекватно реагировать на внешние воздействия и приспосабливаться к возникающим условиям проживания, это степень устойчивости жизненных сил человека в изменяющихся условиях (экологических, социальных и др.);
5) 5) здоровье каждого человека находится в зависимости от здоровья окружающих его людей;
6) 6) система массового образования является механизмом здоровьетворения ребенка и в целом человечества, ибо почти каждый человек связан с ней всю свою жизнь: когда учится сам, когда учатся его дети, и когда учатся его внуки.
Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни.
Уровень жизни - экономическая категория, представляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей человека.
Качество жизни - социальная категория, представляющая степень комфорта в удовлетворении человеческих потребностей.
Стиль жизни - социально-психологическая категория, характеризующая поведенческие особенности жизни человека.
Первые две категории носят общественный характер. Отсюда следует, что здоровье человека в первую очередь зависит от стиля жизни.
Здоровье в нашем обществе, в первую очередь в силу низкой культуры, еще не встало на первое место в иерархии потребностей человека. Из этого вытекает важнейшая роль воспитания у каждого члена общества отношения к здоровью как главной человеческой ценности. Решение этой задачи возможно при работе по следующим направлениям:
N n валеологическое образование каждого человека начиная с самого раннего возраста;
N n создание оптимальных условий и рациональная организация труда и отдыха школьников - педагогическая валеология.
Педагогическая валеология опирается на ряд принципов здоровьетворящего образования.
1. 1. Принцип природосообразности
На основе этого принципа система воспитания и образования должна строиться в соответствии с природой ребенка, с законами его развития. Образование и воспитание необходимо строить для реализации трех базовых потребностей, присущих человеку: Это:
N n потребность в поиске смысла жизни (эта потребность является основой духовности человека);
N n потребность человека в другом человеке (это основа бесконфликтного существования общества);
N n потребность в творческом самоутверждении (смысл человеческого бытия - в стремлении к раскрытию заложенных в каждом из нас внутренних возможностей и в признании их другими людьми).
Дополнительное образование и организация социально-культурной деятельности по самой сути своей являются инструментами педагогической валеологии.
- Шпаргалка: культурология экзамена по скд
- 1.Культурология в системе научного знания
- 2.Сценарный ход и монтаж в досуговых мероприятиях
- 3.Виды социально-культурного творчества
- 4.Принципы ораторского искусства и специфика их использования в скд
- 5. Сущность прикладной культурологи как области
- 6.Основные этапы работы над программой досугового мероприятия. Характеристика выразительных средств каждого из них
- 7. Средства культурно-досуговой деятельности и педагогические требования к их эффективному использованию
- 9. Методы психологического исследования, возможности управления психическими процессами в социально-культурной деятельности
- 10. Методика разработки сюжетно-композиционного решения театрализованных мероприятий
- 11.Основные тенденции изменения инфраструктуры социально-культурной сферы в 90 х годах
- 12. Стиль и принципы руководства самодеятельным объединением
- 13. Технология разработки и реализации территориальных программ развития культуры
- 14. Типология самодеятельных объединений
- 15. Организация социально-культурной деятельности как вид профессионально-педагогического творчества
- 16. Особенности организации досуга различных групп населения по месту жительства
- 17.Современные концепции досуга
- 18. Социально-культурные функции самодеятельного творчества
- 19. Сущность и специфика педагогики сотворчества
- 20. Особенности сюжетно-композиционного построения игровых программ. Реализация сценарного хода в процессе игры
- 21.Воспитательный потенциал досуга и роль учреждений культуры в его реализации
- 22.Национально-культурные традиции в системе передачи социальной информации
- 23. Средства массовой коммуникации в системе социально-культурных процессов
- 24.Культурология семьи и учет ее требований к организации семейного досуга
- 25. Сущность и структура социально-культурной деятельности
- 26.Предпринимательство: понятия и виды. Особенности предпринимательства в культурно-досуговой сфере
- 27.Основные направления информационно-просветительской деятельности
- 28.Система работы с коллективом культурно-досугового учреждения
- 29.Принципы и условия отбора содержания и форм информационно-просветительской деятельности
- 30.Культура личности. Сущность. Структура, пути формирования
- 31. Менеджмент: общее понятие, виды и особенности проявления в сфере культуры
- 32.Воспитательный процесс в учреждениях культуры. Воспитательные системы образовательных учреждений
- 33. Психология общения. Общение как фактор развития личности. Виды общения. Стратегия успешного общения в социально-культурной деятельности
- 34. Особенности и типология игровых программ. Современные подходы к их организации
- 35.Социология как наука. Место социологии в решении социально-культурных и других общественных проблем
- 36.Принципы руководства культурно-досуговой фирмой
- 37. Туризм как вид социально-культурной деятельности, классификация, этапы и факторы развития, правовое регулирование туристской деятельности
- 38.Организационные формы бизнеса. Коммерческие структуры в социально-культурной сфере
- 39.Учет возрастных особенностей детей, подростков и юношества в процессе их вовлечения в социально-культурную деятельность
- 40.Бизнес-план в социально-культурной сфере. Значение и содержание
- 1. Описание продукта (услуги)
- 2. Анализ рынка сбыта
- 3. Оценка конкурентов
- 5. План производства
- 6. Организационный план
- 7. Финансовый план
- 41.Организационные и сценарно-режиссерские особенности подготовки и проведения различных игровых программ
- 42.Социология молодежи. Основные направления исследований молодежной культуры
- 43.Особенности маркетинга в культурно-досуговой сфере
- 44.Понятие «игра» и игровая деятельность. Основные признаки игровой деятельности
- 45.Социально-культурная и социально-педагогическая работа с родителями
- 46.Педагогическая валеология. Валеологические аспекты социально-культурной деятельности
- 47.Деловой этикет и культура делового общения
- 48.Принципы, средства, формы социально-культурной деятельности
- 49.Семейное право. Права и обязанности супругов. Правовая защита семьи в контексте скд
- 50.Применение социологических методов в исследованиях скд деятельности
- 51.Игровые технологии в социально-культурной и социально-педагогической деятельности
- 52.Деятельность центров досуга по изучению и удовлетворению интересов и запросов населения как основа программирования их работы
- 53.Типы досугового общения детей первого периода детства
- 54.Особенности методического обеспечения деятельности социально-культурных учреждений в условиях рыночных отношений
- 55.Типы досугового общения детей второго периода детства
- 56.Социальный заказ и социально-культурная программа как основа дальнейшего развития культурно-досуговой деятельности
- 57.Типы досугового общения подростков
- 58.Информационное общество: понятия, структура, перспективы и проблемы развития
- 59.Типы досугового общения юношества