logo search
шпоры по скд

53.Типы досугового общения детей первого периода детства

Экзамена по СКД

МАЖОРНЫЙ ТИП.

Пожалуй самым распространенным типом досугового общения среди детей 3-5 лет следует считать стандартный, ничем не выделяющийся тип поведения, который, при верной и своевременной корректировке приносит родителям больше радостей, чем хлопот.

У детей такого типа сформировано чувство ответственности (правильнее сказать они знают "что такое хорошо и что такое плохо"), они координируют свое поведение и научены основным правилам и нормам общения. Их возрастное проявление любознательности несколько гипертрофированно в силу поощрения этого свойства взрослыми и на него "наращиваются" трудолюбие. аккуратность, стремление довести начатое дело до конца. В общении со сверстниками они, стремясь занять лидирующее положение, одновременно легко принимают лидерство других детей. Отзывчивы к самым разнообразным спортивным, художественным и техническим видам деятельности, где можно повеселиться, проявить себя. Они доверчивы к взрослым, чувствительны к ласке и длительное время могут обходиться без родительской опеки. Дети этого типа отличаются высокой степенью эмпатичности.

ЗВЕЗДОЧКИ.

Многие психологи, выделяя наиболее значимые черты детей 3-6 летнего возраста, пользующихся популярностью у сверстников, называют такие качества, как аккуратность, опрятность, яркую, привлекательную внешность. Ребенок может быть красивых или просто симпатичным и к нему начинают тянуться сверстники.

Другой, не менее важный, признак популярных детей этого возраста наличие у них необычных игрушек (сюда же можно отнести яркую, необычную одежду, для детей это один порядок).

И, наконец, третий признак - способности детей, отличающие их от основной массы. Это умение выразительно декламировать, петь, играть на инструменте и т. п. При этом не сами способности привлекают детей, а то, как на них реагируют взрослые, т. е. их похвала, одобрение. Так, когда в процессе эксперимента в группу детей вводился способный ребенок и на него "реагировали" как на всех. то после массированных похвал этого ребенка педагогом и родителями, отношение к нему резко менялось, все хотели стать его другом.

Звездочки это дети, выгодно отличающиеся от окружающих, причем чаще всего это заслуга не их, а их родителей. Такие дети, попадая в "тень", либо замыкаются в себе, либо (что бывает чаще) капризничают, проявляют агрессивность.

"РОДИТЕЛЬСКИЕ» ДЕТИ.

Дети этого типа ориентированы исключительно на родителей, причем, как правило, либо на маму, либо на папу. Они тяжело переживают временную разлуку с родителями, что мешает им активно приобретать новые социальные связи и устанавливать новые отношения с другими детьми.

Нарушение привычного плотного контакта с родителями сопровождается растерянностью, плачем, раздражительностью.

При этом в игре, специальных видах спортивной, художественной и другой деятельности они могут быть весьма активными, но при условии, что кто-то из родителей рядом, оценивает его действия или участвуя в этих действиях.

Они пугливы и боязливы. Дети этого типа часто боятся темноты, сторонятся животных, страшатся остаться1 другими (кроме родителей) взрослыми. Не любят шумных озорства, чуждаются бойких и шумных сверстников. Вместе они способны отойти от своих родителей, но исключительно к более младшим, в игре с ними они чувствуют себя уверенными и спокойными, а иногда, в этой ситуации, у них проявляются бойцовские качества.

Основная их черта привязанность к родным и близким, они слывут "домашними детьми".

ЗАМКНУТЫЕ ДЕТИ.

Это дети не пользующиеся популярностью. У них чаще всего выделяются такие качества, как неаккуратность, неопрятность, непривлекательная внешность, и, в особенности, какой-нибудь природный недостаток (хромота, косоглазие и т. п.)

Это дети с устойчивым негативным отношением к общению. Они любят играть одни, не тянутся к сверстникам, избегают возни и шумных забав. Как правило, обида, недовольство, неприязнь надолго задерживаются в их памяти (что вообще не свойственно детям этого возраста), но в проявлении негативных эмоций они сдержаны.

Может показаться, что они равнодушны к тому, что происходит вокруг них, на самом деле они пристально наблюдают за происходящим, но включаться не решаются, им мешает внутренняя зажатость, неуверенность в себе, в своем успехе в случае включения в деятельность. Попытки взрослых вовлечь их в какую-либо деятельность чаще всего вызывают внезапное отчуждение, испуг, неуверенность в себе. Их беспокоят многочисленные страхи, которые вначале не связаны с какими-либо предметами и проявляются неожиданно и весьма бурно. Если такие дети попадают в затруднительную ситуацию, они начинают вести себя непредсказуемым образом.

КАПРИЗНЫЕ ДЕТИ.

Среди детей 3-5 лет выделяется категория детей, главной чертой которых является капризность. Это свойство, часто переходящее в раздражительность, может проявляться совершенно внезапно по самым пустяковым поводам. Они отличаются повышенной утомляемостью и частыми жалобами на плохое самочувствие.

Это неуравновешенные, быстро возбудимые дети. Безудержность эмоций часто бывает причиной дезорганизации не только их деятельности, но и целой группы детей. При возникновении конфликтов во взаимодействии со сверстниками, эмоции капризных детей получают разрядку в бурных аффективных проявлениях вспышках гнева, громком плаче, отчаянной обиде и выходе из игры, совместных занятий, что приводит к разрушению игровой ситуации, занятий и, как результат, к конфликтам, дракам. В играх и занятиях со сверстниками такие дети, чаще всего, относятся негативно к чужому замыслу, мнению, решению. Вместе с тем они не злопамятны и довольно легко отходчивы.

Стандартизированные характеристики уровня социализации детей 3-5 лет.

Разработанные в процессе опытно-экспериментальной деятельности характеристики уровня социализации детей 3-5 лет составлены на основе наблюдений и бесед с детьми, а так же анализа сочинений - описаний и опросов их родителей с целью выявления направленности детей на те или иные социальные ценности.

Не все дети одинаковы в своем социальном развитии. Одни активны, проявляют устойчивость в осуществлении той или иной деятельности, но относятся к ней неосознанно, другие, не только не осознают то, что делают, но и слабо активны, не проявляют устойчивости, а третьи и вовсе проявляют индифферентность к тому или иному виду деятельности, граничащую с негативизмом. Однако и те и другие могут быть приведены к качественному состоянию, при котором максимально проявляются осознанность, активность и устойчивость в освоении тех или иных социальных ценностей.

Приведенные ниже характеристики степени социализации детей первого периода детства содержат в себе четыре качественных уровня по каждому из девяти основных параметров социализации. Оптимальной является ориентация на осознанное, активное и устойчивое качество направленности ребенка на социально значимые ценности.