logo search
СКР за рубежом-уч

Вопросы для самоконтроля:

  1. Охарактеризовать проблемы теории и практики в зарубежной музыкальной культуре подростков.

  2. Проанализировать историю развития музыкально-эстетического воспитания с Древности до наших дней.

  3. Система образования и воспитания в античности.

  4. Философско-педагогические концепции античных мыслителей (Пифагора, Платона, Аристотеля).

  5. Дать сравнительный анализ музыкального воспитания в различных странах.

  6. Школа как главное звено в системе музыкально-эстетического воспитания.

  7. Основные аспекты системы музыкального воспитания З. Кодая и К. Орфа.

Список рекомендуемой литературы:

    1. Бесова М.А. В школе и на отдыхе. – Ярославль, 1997.

    2. Бодина Е.А. История музыкально-эстетического воспитания школьников. – М., 1989.

    3. Викторов А.Ш. История русской культуры. – М., 1997.

3.6. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ

В БОРЬБЕ С НАРКОМАНИЕЙ

Политика различных стран в отношении наркотических средств и профилактики наркомании в целом соответствует тенденциям, прослеживаемым в международных соглашениях. Что касается мер по сокращению нелегального рынка наркотических средств, то основным курсом политики во многих странах избрано решительное противостояние этому рынку с привлечением различных репрессивных средств. В последние годы даже терминология, употребляющаяся в текстах правительственных программ, заимствуется из словаря военного времени: «война с наркобизнесом», «антинаркотический фронт» и т.п. Тем не менее, отличительной особенностью предлагаемых концептуальных решений задач по предупреждению распространения наркотиков во многих странах является стремление к разработке и реализации политики равновесия между репрессивными методами и профилактическими. При этом подчеркивается, что репрессии должны распространяться только в отношении незаконного оборота наркотических средств и лиц, в нем участвующих, а в отношении страдающих наркоманиями или групп риска приоритетны профилактические мероприятия. В отношении групп риска главной целью национальных программ является увеличение объема профилактических мероприятий.

В настоящее время основные направления политики в отношении наркотических средств отражаются не только в законодательстве, но и в национальных программах по предупреждению злоупотребления наркотиками и их распространения, при этом названия программ в различных государствах могут значительно отличаться. Значение таких программ заключается в концептуальном осмыслении проблемы, методов и возможностей ее решения, а также в разработке и комплексном проведении мероприятий по решению двух общих задач: снижения предложения наркотиков и снижения потребности в них.

Проведенный Т.Н. Беркалиевым анализ политики различных стран в отношении наркотиков дает основание для ее условного разделения на три типа: либеральную, репрессивную и рестриктивную.

Либеральная — политика разрешения торговли и потребления некоторых видов наркотиков в Голландии и Дании.

Репрессивная политика характеризуется преследованием индивидуумов за потребление наркотиков. Такая политика проводится в Пакистане, Сингапуре и некоторых других странах, где за употребление наркотиков предполагается тюремное заключение, а за торговлю ими — казнь. Так как в этих странах уровень потребления наркотиков чрезвычайно низкий, нельзя говорить о неудаче репрессивной политики, но в европейской культуре, более гуманной, такая политика неприемлема.

Рестриктивная («сдерживающая») политика характеризуется тем, что государство за употребление наркотиков не применяет уголовное наказание, а старается оказать помощь больным наркоманией. В то же время, оборот наркотиков строго контролируется. Важным элементом рестриктивной политики является интенсивная профилактическая работа по разъяснению вреда наркотиков. Эта модель более распространена в США и Швеции и других странах, где характерно в течение 80-х и начала 90-х годов устойчивое снижение потребления наркотиков. Однако в настоящее время наблюдается незначительный рост потребления, его связывают с ослаблением контрпропаганды наркотиков и некоторым «успокоением» общества.

Можно отметить тенденцию - в европейских странах и США центр внимания в национальных программах все больше переносится на разработку систем профилактических мероприятий, направленных на работу с потребителями наркотиков и группами риска.

Еще одной отличительной чертой политики в отношении предупреждения наркомании в разных странах является стремление общества воздействовать на всю совокупность факторов риска заболевания.

Наркоманию все чаще относят к «социальным заболеваниям», и в этой связи прорабатывают возможности ее предупреждения не только на биологическом, но и психологическом, педагогическом, социальном уровнях. В этом плане самыми общими профилактическими мероприятиями можно считать разработку и внедрение программ, стимулирующих стремление к здоровому образу жизни. Идея о том, что здоровье человека является ценностью и для него, и для общества занимает все больше места в общественном сознании развитых стран. Ее можно считать важной психологической предпосылкой к организации профилактической работы с различными возрастными группами населения и, прежде всего, молодежью.

Считается, что именно изменение отношения к своему здоровью облегчает реализацию других профилактических и лечебных программ. Одновременно в политике государств большое внимание уделяется широкому информированию населения о вреде наркотиков. Основным источником необходимых знаний являются средства массовой информации, и специально разработанные образовательные программы для детей и подростков, на них в этом плане возлагается ответственность и надежда.

Комплексный подход к работе с населением строится по различным принципам: возрастному, социальному, территориальному. При этом особое внимание уделяется «зонам риска». Например, в США ставится задача - сделать свободными от наркотиков школы, рабочие места и улицы. В Германии планируется разработка и внедрение комплекса мероприятий по профилактике наркомании среди молодежи. Специальной информацией охвачены школьные работники и так называемые советники, посредники и консультанты, то есть те, кто работает с молодежью вне школы. Работа этих специалистов направляется Германским центром против злоупотребления наркотиками и финансируется правительством.

В большинстве программ европейских стран школа выделена как «зона риска», поэтому работе со школьниками уделяется особое внимание, при этом отмечается, что достижение цели, ради которой разрабатываются и реализуются программы, зависит от взаимодействия всех участников профилактической работы. В этой связи особенно отмечается необходимость координации работы различных специалистов и организаций.

Можно выделить два основных принципа построения профилактической деятельности в отдельных странах.

1. Централизованная увязка всех программ (региональных, общественных, отдельных организаций и т.д.).

2. Партнерство всех организаций, участвующих в работе по улучшению наркологической ситуации.

Отличительной особенностью современных профилактических мер является повышение роли общественных инициатив, что отражает особую обеспокоенность общества этой проблемой. Все более часто такие инициативы получают официальное признание и включаются в общую систему предупредительных мер. Таким примером могут служить профилактические программы ЕСАО, Европейские города против наркотиков. Все большее распространение приобретает и практика объединения различных специалистов (врачей, психологов, педагогов и т. д.) в небольшие группы с целью реализации программ. Их объединяют общие взгляды на проблему и ее решение, прежде всего, к работе с группами риска. По мнению участников международных объединений и движений, общим направлением профилактики должно стать расширение мероприятий по укреплению здоровья населения, усиление внимания к социальной работе и пропаганде здорового стиля жизни. Благоприятный психологический климат, доброжелательность, атмосфера заботы считаются факторами успеха в предупреждении заболевания наркоманиями. Это четко прослеживается в документах таких движений как «Северные страны против наркотиков» и «Европа против наркотиков», общества «Родители против наркотиков», которое зародилось в Финляндии и стало основоположником этих движений.

В целом, анализ развития международной политики в отношении наркотиков показывает, что объявленная в 60-х годах «война» наркотикам, которая велась с применением жестких репрессивных мер и требовала больших финансовых расходов, не дала тех результатов, которые оправдали бы все эти затраты. Этот факт был положен в основу аргументов в пользу принципиального пересмотра концепции антинаркотической политики.

Можно отметить, что в настоящее время политика в отношении предупреждения распространения наркотических средств и заболеваемости наркоманиями имеет несколько общих направлений в различных странах.

Традиционное направление — нетерпимая борьба с нелегальным распространением наркотических средств. Здесь используются различные репрессивные меры, широко применяются оперативные акции, формы международного сотрудничества. Данное направление политики обеспечивается вложением крупных материальных средств и закрепляется уголовным законодательством, которое предусматривает широкий перечень запретов операций с наркотиками со строгим наказанием за их нарушение.

Новое направление – существенное изменение в отношениях к лицам, страдающих наркоманиями, и к проведению профилактических мер. Данное направление получает финансовую поддержку со стороны государства и закрепляется социальным законодательством, законодательством в образовании и здравоохранении. В рамках этого направления можно отметить деятельность различных общественных групп и движений. В последние годы в этом направлении активизировалось внимание к предупредительной работе среди групп риска (школьников, молодежи). Особое значение придается информированию о вреде наркотических средств, принимаются меры, стимулирующие ведение здорового образа жизни. Основными ориентирами является полное воздержание от наркотиков и сокращение использования средств, способных вызвать зависимость организма от них (табак, алкоголь, лекарственные препараты). Это направление политики реализуется на основе целевых правительственных программ.

Общая идеология выражена в Послании Генерального Секретаря ООН по случаю международного Дня борьбы со злоупотреблением и незаконным оборотом наркотиков от 26 июня 2002 года. К.Аннан отметил, что работа Международной Программы ООН по контролю над наркотическими средствами (ЮНДКП), как агентства - партнера ЮНЭЙДС, является важной составляющей общей стратегии борьбы с употреблением наркотиков и направлена также на разъяснение людям о преимуществах здорового образа жизни человека свободного от наркотической зависимости. Профилактика и прекращение злоупотребления наркотиками и незаконного оборота наркотических средств - это нечто большее, чем забота о здоровье общества. Проблема затрагивает все слои общества. Что самое главное, она затрагивает большое число молодых людей, нанося ущерб квалифицированной и образованной части населения, находящейся в самом расцвете сил, что ведет к трагическим последствиям во всех странах и регионах. Для профилактики требуется политическая воля, проведение кампаний по информированию об опасности этой проблемы в школах и на рабочих местах, мобилизация и вовлечение в эту работу всех слоев общества, включая политических, религиозных и общественных лидеров.

Зарубежный опыт разработки профилактических программ насчитывает не одно десятилетие. Это позволяет увидеть их во временной ретроспективе и оценить их эффективность. Поэтому неудивительно, что в основе многих отечественных программ лежат адаптированные (а иногда и не вполне адаптированные) зарубежные прототипы.

Современное антинаркотическое обучение за рубежом основывается на следующих концептуальных положениях. Дети в каждом возрасте получают в определенной последовательности строго определенную информацию о психоактивных веществах. У них формируется отрицательный образ человека, употребляющего психоактивные вещества. Проводится целенаправленная работа по развитию навыков общения, принятию решений, формированию пози­тивных взаимоотношений с окружающими, воспитанию самоува­жения, развитию Я - концепции. Предлагаются альтернативы упот­реблению психоактивных веществ. Детей учат управлять своим со­стоянием, справляться со стрессом. Профилактические программы подразделяются по направлениям работы на когнитивные, аффек­тивные, поведенческие, альтернативные, средовые, общественные, ориентированные на семью и др.

Программы когнитивного обучения получили большую попу­лярность в ряде стран Европы и Соединенных Штатах Америки. Они рассчитаны, прежде всего, на подростков в возрасте от двена­дцати до шестнадцати лет и отличаются повышенной эффективно­стью. Основная цель программ заключается в том, чтобы учить де­тей брать на себя ответственность за собственное поведение, осоз­навать свои действия.

Программы аффективного обучения и их модификации. Это программы первичной и вторичной профилактики. Получили рас­пространение во Франции, в Германии, Англии и Голландии. В их основе лежит представление о том, что в подростковом возрасте происходит кризис идентичности. В связи с гормональным дисба­лансом и происходящими в организме изменениями, подросток на­ходится в состоянии дополнительного стресса и должен адаптиро­ваться к жизни в новых условиях. У него изменяется система эмоционального регулирования. Он становится очень ранимым, болез­ненно воспринимает окружающую действительность. Цель данных программ - учить детей и подростков регулировать эмоции, осозна­вать и контролировать их, переводить из одной модальности в дру­гую, не прибегая к формам саморазрушающего поведения.

Программы поведенческого обучения или поведенческой моди­фикации широко распространены в Соединенных Штатах Америки. Они основываются на тренинге поведенческих навыков с целью по­вышения у подростков устойчивости к употреблению табака, алко­голя, наркотиков, к включению в антисоциальные компании. Чело­век, обученный определенным поведенческим навыкам, чувствует себя компетентным, эффективным, у него повышается самоуваже­ние. Эти программы учат детей осознанно и даже неосознанно отка­зываться от употребления наркотиков, не принимать неизвестных препаратов, не входить в контакт с незнакомыми людьми. Создате­ли поведенческих профилактических программ обобщают достиже­ния различных обучающих методик и пользуются эклектичными моделями. Одна из таких моделей - основа программ формирования жизненных навыков (ФЖН). Программы ФЖН - это всесторонние современные программы, имеющие широкую методологическую основу, позволяющую детям сформировать здоровый стиль жизни и сопротивляться вредным влияниям, в том числе и приобщению к упот­реблению психоактивных веществ.

Программы формирования социальных альтернатив базируются на идее о том, что позитивная деятельность, альтернативная нарко­тизации способствует переориентации подростков. Эти программы распространены в Бельгии, во Франции и представляют собой соз­дание действительности, альтернативной наркотической. Сюда мо­гут быть отнесены всевозможные формы занятости молодежи: рис­кованные виды спорта, путешествия с элементами научно-исследовательской деятельности и др. Программы обладают высо­кой эффективностью.

Общественные программы подразумевают воздействие через средства массовой информации - радио, телевидение, газеты, жур­налы, плакаты, открытки, лекции, конференции, встречи, книги, фильмы, видеоролики. Цель этих программ - увеличение объема информации о последствиях употребления наркотиков. Они при­званы действовать на установки, касающиеся употребления психо­активных веществ, а также социальные и средовые факторы, под­держивающие установки в отношении изменения поведения.

Программы, ориентированные на школу, включаются в нацио­нальную политику образования и проводятся в форме школьных уроков, посвященных обучению здоровому поведению, предупреж­дению употребления наркотиков и алкоголя.

Программы улучшения взаимодействия между учителями и школьниками включают тренинг учителей с целью создания пози­тивного психологического климата в школе, работу с самооценкой и Я – концепцией учителя, тренинга личностного роста и социаль­ных навыков.

Программы создания групп социальной поддержки. Если у ре­бенка отсутствует социальная среда, способная поддержать его, та­кую среду необходимо создавать искусственно: формировать груп­пы само- и взаимопомощи (среди родителей, сверстников, учите­лей).

Достаточно широкое распространение получают программы копинг-превенции, базирующиеся на основах теории стресса и копинга Р. Лазауруса. Эти представления заключаются в том, что при взаимодействии со средой у человека формируются определенные стратегии поведения, направленные на совладение со стрессом и являющиеся результатом его личного опыта. Копинг - это преодо­ление стресса, совладение с ним. С целью профилактики употребле­ния наркотиков необходимо развитие навыков преодоления стресса.

Большинство зарубежных программ включает обучение сопро­тивлению давления сверстников и взрослых, средств массовой ин­формации, подталкивающих подростков к употреблению. Значи­тельное внимание уделяется распознаванию невербальных механиз­мов коммуникации, т.к. выражение лица, жесты, позы, меняют смысл высказываний.

Мультикомпонентные программы учитывают индивидуальные и средовые аспекты профилактики (школьные, семейные, общест­венные и т.д.). Мультикомпонентный подход является наиболее перспективным, поскольку установлено, что эффективность про­граммы прямо пропорциональна количеству включенных в нее компонентов: чем больше компонентов входит в программу, тем она более надежна и универсальна.

Общеизвестными условиями эффективности программ являют­ся следующие: профилактическая работа наиболее эффективна сре­ди умственно здоровых и хорошо адаптированных к условиям школьного обучения детей. Они относятся к группе меньшего риска.

Менее способные и неблагополучные в поведении ученики принад­лежат к группе повышенного риска.

Наличие специальных знаний и даже изменение установок не может гарантировать желаемых изменений поведения. Поэтому программы должны сочетать различные обучающие стили, подходы и методики профилактической работы. Это позволит всем учащимся освоить необходимые знания, развить полезные социально-психо­логические навыки и отработать поведенческие модели и схемы.

Все исследователи солидарны в убеждении, что хорошо подго­товленные педагоги-наставники, пользующиеся доверием своих учеников, более эффективно осуществляют антинаркотическое обу­чение, чем приглашенные специалисты, родители или сверстники.

При использовании профилактических программ, основанных на информационном подходе к антинаркотическому обучению не­обходимо иметь в виду, что сенсационность сообщений и тактика запугивания обычно расходятся со взглядами учащихся на окру­жающую действительность и вызывают сомнения в достоверности источника.

Предъявленные осторожно и честно сведения о разных сторо­нах, плюсах и минусах явления дадут больший эффект, чем однобо­кая информация. Особенно, если в дальнейшем дети столкнутся с альтернативными или противоречивыми фактами.

Доказана эффективность активного участия детей в различных моделируемых ситуациях, когда они формулируют свои личные по­зиции в отношении психоактивных веществ. Пассивное присутствие при сообщении информации неэффективно.

В рамках многочисленных исследований в США показано, что в отношении эффективности профилактики наркомании наблюда­ются различия, связанные с разновидностью наркотика. Большая эффективность достигнута в отношении табака. Более спорные ре­зультаты наблюдаются в отношении алкоголя и марихуаны, это свя­зывается с тем, что американское общество к табаку настроено бо­лее единодушно негативно, чем к алкоголю и марихуане.

Вообще, результаты практической реализации профилактиче­ских программ большинство зарубежных авторов оценивает неод­нозначно: не всегда эффект сопоставим с затратами, иногда отмеча­лись негативные эффекты, после завершения занятий происходит эффект затухания.

Перспективен подход к профилактике наркомании с позиции укрепления здоровья. Эта концепция включает в себя формирование компетентности здорового жизненного стиля. Данное направление разрабатывается с 1994 г., уже включает в себя 10 стран Европы и получает постепенное распространение в России. Несомненно, что формированию здорового стиля поведения будет способствовать увеличение школ здоровьесберегающего типа.