logo search
МТРСП

Тема 8. Социально-педагогические технологии в деятельности специалистов учреждений социальной защиты детей и подростков.

Под социальной защитой, по определению В. П. Юдина, понимается деятельность государства, нацеленная на формирование и развитие полноценной личности, на выявление и нейтрализацию негативных факторов, воздействующих на личность, на создание условий для ее самоопределения и утверждения в жизни

Социальное обслуживание — деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, обеспечение социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Еще одним широко распространенным типом учреждений социальной защиты детства является социальный приют.

Цель создания приюта — социальная помощь беспризорным детям и подросткам, организация их временного проживания, правовая и медико-психологическая помощь, их дальнейшее жиз­неустройство.

Задачи, стоящие перед сотрудниками приюта:

- обеспечить временное проживание детей и подростков в нор­мальных бытовых условиях с предоставлением бесплатного пита­ния, коммунальных услуг, медицинского обслуживания, долж­ного ухода и гигиены;

- предоставить возможность посещать учебное заведение, обу­чаться по индивидуальной программе либо работать подросткам, по каким-либо обстоятельствам ушедшим из семьи, интернатно­го учреждения, на период пребывания в приюте;

- оказать психологическую, психокоррекционную и иную по­мощь по ликвидации кризисной ситуации в семье и содейство­вать возвращению ребенка к родителям или лицам, их заменяю­щим, устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- содействовать в определении дальнейшей судьбы несовер­шеннолетнего совместно с заинтересованными ведомствами (по­мощь в устройстве на постоянное место жительства, возвраще­ние в интернат (детский дом) или решение вопроса о переводе в другое детское учреждение, постоянное или временное трудоуст­ройство подростков, нуждающихся в этом).

Структура приюта определяется с учетом задач, возможно­

стей, наличия специалистов. Могут быть образованы отделы по основным направлениям работы (приемное, стационарное отде­ления, отдел социально-правовой службы и т.п.), а также под­разделения внутри отделов.

Социальный педагог в приюте исполняет следующие функции:

- собирает информацию, касающуюся социального статуса ребенка (посещение и изучение семьи и положения ребенка в ней, установление связи с другими родственниками ребенка, при необходимости — со школой, другими учреждениями, органами внутренних дел, соседями);

- собирает и ведет документацию на каждого ребенка;

- анализирует имеющуюся информацию о социальном статусе ребенка и обсуждает с директором и персоналом приюта возмож­ности для социализации ребенка и его устройства;

- устанавливает контакты и поддерживает связи с другими уч­реждениями, занимающимися оказанием помощи детям из не­благополучных семей;

- готовит документы на усыновление ребенка, взятие его под опеку или перевод в другое учреждение (совместно с директором и другими сотрудниками);

- осуществляет социальную поддержку ребенка во время его пребывания в приюте (помощь в устройстве в школу, професси­ональном обучении, трудоустройстве, решении иных жизненных проблем);

- помогает директору приюта в подготовке документов для возбуждения уголовного дела в интересах ребенка;

- содействует в организации жизнедеятельности и воспитания ребенка в приюте;