logo search
OTVETY

Социальная помощь в Московской Руси (XV–XVII вв.).

Церковно-монастырская помощь В Московской Руси призрение бедных, убогих, немощных было в основном сосредоточено в пепквях и монастырях. Здесь имелись значительные средства для оказания помощи нуждающимся.Важнейшую роль в поддержке бедных и обездоленных играли церкви и монастыри. Именно они воспитывали в народе религиозное чувство сострадания к бедствующим. В Древней и Московской Руси милостыня воспринималась в общественном сознании не просто как подаяние, а как своеобразный акт церковного богослужения, практическое выражение благонра- вия. Церковно-монастырская помощь нуждающимся осуществлялась в эпоху Московской Руси преимущественно в следующих формах: бесплатное кормление бедных и раздача хлеба; открытие богаделен и церковных больниц для немощных, странствующих, больных; содержание сиротских приютов, школ и церковных училищ; выдача бедным людям церковноприходских пособий, беспроцентных ссуд и др. Известно, что неурожай и голод в те времена были нередким явлением. Каждое поколение по крайней мере раз в жизни переживало голод, сопровождавшийся массовой гибе­лью людей. В таких условиях многие спасались от смерти благодаря помощи церквей и монастырей. Практика монастырского содействия откры­тию в российских городах богаделен и лечебниц сохранилась и в XVII в.Следующей формой церковно-монастырской помощи нуждающимся было содержание сиротских приютов, школ, церковных училищ для бедных. Монастыри стали убежищем для многих сирот и брошенных детей. Монахи забирали подкидышей, организуя для них приюты, которые представляли собой особые избы, где дети получали ночлег, питание, одежду и необхо­димый уход.При монастырях функционировали школы для сирот и бедных детей. В четырехклассных школах учащиеся получали не только навыки письма и счета, но и более широкую начальную подготовку. В таких учебных заведениях преподавали наиболее образованные и подготовленные представители монастырского духовенства Наряду со школами в ряде монастырей создавались и специальные епархиальные училища Для приме­ра можно сослаться на Скорбященскую женскую обитель г. Москвы .Отдавая должное роли церковно-монастырской помощи, не следует ее идеали­зировать. По своим масштабам она не охватывала многие слои населения, нуждавшиеся в поддержке и заботе. Эта помощь иногда носила показной характер. Гос подход к организации системы помощи

В эпоху Московской Руси были предприняты попытки создания основ системы государственного призрения В период реформ Избранной рады 50-х гг. XVI в царская власть намеревалась усилить взаимодействие с церковью в деле ограничения нищенства и призрения лиц, нуждающих­ся в помощи. Стглавый собор 1551г. принял решение об организованном призрении: обеспечить гос учатие в финанисровании могастырей, больниц для увечный и больных, построить в каждом городе и содержать за счет государства мужские и женские богадельни для ухода за пожилыми, расширить практику выкупа пленных на гос деньги; предоставить немощным право собирать милостыню, а здоровых нищих привлекать к различным работам. 71 глава – царю следует из воей казны вносить регулярные вклады на содержание больных и старых в монастырях, больницах и богадельнях. 72 глава – выкуп пленных, был введен налог «полоняничные деньги» для этих целей. В период неурожая Борис Годунов (нач 17 в.) принимал меры по огранияению роста цен на хлеб, предпринял первые попытки организации общественных работ путем строительства и укрепления дорог, мостов. 1682 г – Указ царя Федора Алексеевича (начало гос призрения). С соотв. с указом предпологалось помещать увечных и немощных нищих в особые госпиталя – богадельни , а для здоровых нищих организовать принудительные работы. Беспризорные дети должны были помещаться в спец учреждения, где они могли бы получать нач знания, обучаться ремеслам. Частная благотворительность Царь Федор Иванович (с сер 80-х гг. 16 в.) регулярно раздавал поминальные вещи в память об умершизх род-х. Борис Годунов во время голода раздавал продукты. Первые Романовы (Михаил и Алексей Михайлович) содержали в Кремле на свои средства нищих. Ал.Мих нередко посещал тюрьмы, раздавал продукты. Министр Федор Ртищев организовывал временные построил приют для бездомных нищих, содержал богадельни для убогих, престарелых. Ордин-Нащокин построил больницу. Бояри Матвеев (переписывал божественные книги и вырученные от них деньги раздавал бедным) и Черкасский (на свои средства построил больницу для бедных). Купцы Строгановы, Никитиновы передали значительные средства на гос. нужды.