logo
OTVETY

Технология социальной работы с осужденными и освобождающимися из мест лишения свободы. Технология социальной работы с лицами без определенного места жительства.

Осужденные - соц группа, состоящая из лиц, которые по решению суда за совершенные противоправные действия отбывают наказание в госуд-х учреждениях исполне­ния наказания, либо имеют условные сроки и находятся под надзором. Осужденные по приговору суда отбывают наказание в учреждениях пенитенциарной системе 1 Следственные изоляторы (СИЗО). Выполняют функцию исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственно­му обслуживанию, а также в отношении осужденных на срок свыше 6 месяцев. 2) Исправительная колония (ИК): а)колония поселения (осужденные, отбывают на нака­зание, за преступление, совершенное по неосторожности, небольшой и средней тяжести, переведенные из ИК строгого режима. Б)ИК общего режима, в)исправительная колония строгого режима (осужденные за совершение особо тяжких преступлений), г)ИК особого режима (отбывание наказания при особо опасном региделии), 3)Тюрьмы (отбывают наказание на срок более 5 лет за совершение особо-тяжких преступлений при особо опасном рециделии, а также переведенные из ИК, 4 воспитательные колонии (ВК), отбыв наказание несовершеннолетние осужденные, до достижения возраста 19 лет, 5)Лечебно-профилактическое учреждение (ЛПУ) - содержатся заключенные с хроническими заболеваниями. Все эти учреждения контролируются управлением федеральной службы исправления наказания (УФСИН) в системе министерства юстиции. На 1 января 2012??? г в учреждениях уголовно-исправительной системы содержатся 755 тыс чел. В РФ функционируют 159 колоний поселений, 7 тюрьм, 47 ВК и 5 ИК для осужденных пожизненному лишению свободы. При женских колониях имеются 13 домов ребенка. В РБ 10 ИК, 2 колонии поселе­ния, 5 СИЗО, 1 ВК и 1 ЛПУ. Цель СР с Осужденными исправит-х учреждений (РТУ) это содействие людям совершенствование криминального деяния и лишения свобо­ды в успешном разрешении жизненных проблем для обеспечения их возвращения к нормальной соц деятельности. Технологии СР в ИУ м/б представлены след обра­зом. 2 раздела: 1)Анализ соц проблем О-х. 2)СР с осужденными (ресоциализапия (повторное) и соц адаптация) т.е СР с вновь прибывшими, соц помощь и поддержка ообо нуждающихся, СР с О-ми группы риска (склонны к суициду, побегам), содействие О в получении образования, профессиональное обучение, привлечение к оплачи­ваемому и неоплачиваемому труду, работа по пенсионному обеспечению, соц-правовая защита О-х, проведение групповых и массовых мероприятий не менее 1-2 р в месяц, подготовка О-х к освобождению. Подготовка к освобождению включ в себя: организацию занятий для О в школе по подготовке к освобождению, проведение индивидуальных бесед, взаимодействие с территориальными службами занятости, взаимодействие со службами СЗН, помощь в получении документов. Особое место в СР занимает их соц адаптация. Включ в себя 3 этапа: Приспособительный (О решает проблемы с бытовым устройством), Этап усвоения соц-полезных ролей (связ с психол и нравственными трудностями), Этап правовой адаптации, на который происх утверждение в психике нужных и полезных взглядов, привычек). В ряде регионов РФ созданы след организации для лиц вышедших из мест лишения свободы: 1)Центр соц адаптации, 2)Центр соц реабилитации, 3Специализированные общежития для краткосрочного проживания, 4) Центр ресоциализации лиц, вернувшихся из МЛС, 5)Дома ночного пребывания. Осужденные – соц. гр., состоящая из лиц, кот. по решению суда за совершенные противоправные действия отбывают наказания в гос. учр-ях исполн-я наказаний, либо имеют услов-е наказания и находятся под надзором. Специфика этой соц. гр. состоит в особом соц-псих\м статусе осужденных, характеризующимся их десоциализацией, склонностью к асоц-му поведению, утрате или значительному ослаблению межличностных связей в своих соц. гр-х, с семьей, кот. нередко оказывается неблагополучной. Одним важнейших элементов десоциализации осужденных является полная или частичная профес. деградация, обу­словленная отсутствием у них реальных экон-х стимулов к труду, действующей сист-й профес-го образования и обучения, не отвечающей их интересам, способностям и возможностям труд-ва после освобождения. Осн. задачами соц. раб-в при работе с заключенными явл-ся: прием и изучение новоприбывших, определ-е причин правонар-я и клас-ция осужденного, наблюдение, разработка исправ-х мер, разв-е и укрепление соц-полезных связей м\у за­ключ-ми и внешним миром, п-щь в самоисправлении и подг-ка их к освобождению и ресоциализации. Обязанно­стью соц. раб-ка явл-ся также работа с семьями заключенных, психол. п-щь в подготовке к встрече с отбывшим срок заключения членом семьи. Соц. раб-к в пенитенц. учр-ии призван также содействовать соц-пр-й защищ-ти персо­нала. В его обязанности входит планиров-е, моделиров-е и прогноз-е соц. развития учр-я в целом. Цели СР заключ-ся в оказании п-щи заключенным: в осознании необходимости изменения своей судьбы. Уста­новление с этой целью плодотворных и содержательных отно­ш-й с клиентами, проведение диагностич. подг-ки; в анализе своих противоправных поступков и потребностей; в коррекции поведения, особенно в связи с проблемами тюремного быта; в привитии навыков поведения в др. жизн. ситуа­циях. СР занимает особое место среди др. ви­дов воздействия на заключенных. Специфика СР в учр-ях исправит-ой с-мы состоит в следующем: она ведется внутри соц. организмов с высокой ст. закрытости и изолированности; ее объектом являются лица с высоким индексом соц. неблагополучия и повышенной стрессогенностью; СР в условиях пенит-ой с-мы не должна прекращаться с окончанием исполнения наказа­ния, т. к. бывший заключ-й нуждается в ресоциализации и адаптации к внешн. миру, его правилам и нормам; соц. раб-к является посредником между властью и гражд-ом. Основными задачами СР в учр-ях исправит. системы России явл-ся: развитие и укрепление соц-полезных связей м\у заключенными и внешним миром; повышение и развитие соц. статуса заключенного по месту предварительного заключения или отбытия нака­зания, помощь в установлении соц-позитивных го­ризонтальных связей с другими лицами, п-щь в измене­нии соц. статуса; содействие в обеспечении приемлемых соц-бытовых условий предварит-го заключения и отбытия наказания; п-щь в соц. развитии заключ-го, включая повышение его соц. культуры, развитие соц. потребностей; содействие заключенным в получении п-щи специалис­тов; организация и обеспечение СЗ тех катего­рий заключенных, кот. нуждаются в ней (инвалиды и т.д.); п-щь заключ-ым в поиске соц-но приемлемой для них среды, точки соц. интереса (работа, семья, ре­лигия, и т.д.); п-щь в разрешении и изображении конфл-х ситуа­ций; соц. развитие и прогноз развития учр-я; содействие соц-прав-й защищен-ти персонала. Основным связующим звеном м\у заключенным и внешним миром являются его соц. связи. Для восстановления и развития соц-полезных связей осужденного соц. раб-к может использовать след. техн-гии: розыск родственников и иных лиц — путем направления зап­роса в паспортный стол органов внутр. дел по месту послед­ней регистрации этих лиц; интервьюирование прибывших на свидание родственников — с целью получения доп. инфо о заключенном в случае, если у него обнаруживаются соц-психол-е проблемы, а также для повышения эффект-ти СР с ним; телеф-е переговоры — как с теми родственниками, ко­торые не контактируют или недостаточно часто контактируют с заключенным, так и с теми, которые поддерживают интенсивные связи с заключенным; установление и улучшение отношений с семьями заключен­ных путем посещения этих семей лицами. Особое место занимает соц. адаптация освобожд-х от отбывания наказ-я, кот. включает следующие 3 этапа. 1.Приспособительный, когда освобожденный от отбывания наказания разрешает насущные жизн. проблемы, связанные с бытовым и труд. устройством. Этот начальный этап освоения после освобождения. 2.Этап усвоения соц. полезных ролей связан с психол-ми и нравственными трудностями освобожденного от отбывания наказания. В этот период происходит изменение его соц. ролей, функций, возникает необходимость в изменении установившихся навыков и привычек. 3.На этапе прав. адаптации происходит утверждение в психике нужных и полезных взглядов, привычек, наклонностей, ценностей, желания честно трудиться, точно и неуклонно выполнять требования законов и нравственно-этических норм. Речь идет о закреплении достигн-х в проц-се исполнения наказания «+» рез-ов исправител-труд. воздействия и достижении целей исправления судимого лица.

В наст время в РФ примерно 4 000 000 бездомных (2,8% насел). БОМЖ – это отс-у людей права на конкр жилье и отс-е у этих лиц регистрации. Стац формы СО: соц гостиницы и соц приюты, Полустац формы СО: дома ночного пребывания, центры соц адаптации. НПА: 1) Указ през РФ О мерах по пред-ю брод-ва 1993, 2 Пост-е прав-ва О мерах по развитию сети учр-й соц помощи для лиц БОМЖ 1995 3) ФЗ об основах системы проф-ки безн-ти и прав-й несов-х 1999.