Гендерные аспекты социальных проблем в современном российском обществе.
Гендер – совокупность социальных, культурных, психологических особенностей человека, присущих тому или иному полу. В отношении социальной работы мы выделяем три пути применения гендерного подхода. Первый – в отношении сотрудников социальных учреждений: как показывает практика, большинством сотрудников социальных служб являются женщины, однако руководящие должности занимают мужчины. Данная ситуация очевидна, но до настоящего времени ей не уделялось внимания, нет исследований, посвященных анализу данной проблемы и ее влиянию на деятельность социальных служб и на качество предоставляемых услуг. Объяснением сложившейся ситуации, как и причиной неосознанности данной проблемы, является бытующее мнение о том, что социальная сфера, как и проблемы, на решение которых она направлена, имеет «женское лицо». Подтверждается же это тем, что социальная работа строится на принципах гуманизма, и основными характеристиками социального работника являются толерантность, эмпатия, доброта и забота, которые, в свою очередь, считаются «женскими» характеристиками. Однако не учитывается то, что среди компонентов компетенций, предъявляемых к социальному работнику современным обществом, большинство составляют характеристики «мужские». Также определяющим критерием женскости социальной работы является низкая оплата труда, которая заранее определяет то, что для мужчины эта профессия становится неприемлемой. Получается, что решением социальных проблем общества занимаются женщины, которые и являются самой незащищенной категорией, и на эту проблему тоже общество закрывает глаза. Второй путь применения гендерного подхода – в отношении клиентских групп. Обычно в литературе, да и в практике выделяют следующие клиентские группы: дети, женщины, военнослужащие, пожилые и инвалиды. В свою очередь дети, пожилые и инвалиды рассматриваются без относительно к какому-либо полу, а к военнослужащим в основном относят только мужчин, что обосновывает необходимость применения гендерного подхода в отношении клиентов социальной работы. Технологии социальной работы в отношении детей практически не учитывают половые различие, хотя общеизвестно, что психологические процессы и процессы взросления и, как следствие, различные проблемы у мальчиков и девочек протекают по-разному. Выделяя женщин как клиентскую группу, мы забываем о мужчинах, как особой клиентской группе, которой также необходима помощь социального работника в решении бытовых и психологических проблем. В противовес этому, говоря о военнослужащих, мы не учитываем женщин в их рядах. Если рассматривать технологии социальной работы с военнослужащими, то мы видим, что подразумевается лишь комплекс мер по медико-социальной реабилитации лиц, проходивших службу в «горячих точках», инвалидов войн и локальных конфликтов. И опять эта деятельность направлена лишь на мужчин. Вообще из поля зрения социальной работы выпадают женщины-военнослужащие, жены военнослужащих и их семьи, которые в свою очередь также нуждаются в услугах специалистов. Что касается пожилых и инвалидов, эти категории воспринимаются обществом как «бесполые». Хотя, и это очевидно, что ни с возрастом, ни с ограничением возможностей здоровья человек не утрачивает половой принадлежности и, живя в обществе, должен следовать тем нормам и стереотипам, которые оно на него налагает. И, наконец, третий путь – это применение гендерного подхода в отношении анализа взаимодействия клиента и специалиста по социальной работе. В свете вышеизложенного актуальным становится расширение знания специалистов по социальной работе в области гендерной психологии и гендерных аспектов взаимоотношений между полами. Это будет способствовать налаживанию эффективного взаимодействия с клиентами и разрушению стереотипов у мужчин о том, что «мне не нужна помощь, сам справлюсь», и у общества в целом о том, «чем мне может помочь женщина, если ей при ее работе самой нужна помощь». И, как следствие, благотворительно повлияет на профессиональную идентичность специалистов по социальной работе и социальных работников и улучшит психологический климат в учреждениях. Гендерология - научн дисциплина, с помощью котор изуч-ся то, как социум опред, формир-т и закрепл-т обществ-е сознание и с сознан личности соц роли Ж и М. Гендер - сов-ть соц-псих, культ особ-тей, характериз челов в зависимости от его биол пола. Впервые различил понятия «Гендер» и «пол» обозначил американский психолог Р. Столлер в 1968г. Пол описывает биологические различия между людьми, определенными генетическими особенностями строения клеток, детородными функциями. Гендер указывает на соц статус и соц-псих характеристики личности, котор связаны с положением и сэксуальностью, но возникает во взаимодействии с др людьми. СР и ее гендер составляет тесную связь между собой. Гендер отраж не полов органы, а психол, соц, культ различия между М и Ж. Если рассм экономич сферу, сущ М и Ж отрасли. М раб: транспорт, добыв промышл, строительство, а Ж раб в образов, мед и СР. Руковод посты: правит-во, гос учрежд, коммерч учр - М, Ж в исполнительных отраслях. Это из-за системы воспитания. Общество само навязывает. Но возможность делать карьеру Ж можно. У Ж спрашив собир ли замуж или рожать детей. Наблюд гендерная дискриминация на рынке труда. Гендерная сегрегация, т.е различают по должностям. Насилие в семье, психол насилие М. С 1 стороны большинство клиентов СР это женщины (престарелые, многодетные, безраб, матери детей-инвал, под- вергш наилию), с др - в основной массе СР гендерное неравенство во взаимоотношениях с клиентами, зависят перспективы анти- дискриминационного соц обслужив, соц справедливости и соц развития. Одни и те же проблемы по разному воспринимаются девочками и мальчиками. В обществе всегда существ интересы М и Ж населения, не только этнические национальные и др. Гендерн подход в СР позвол увидеть эти различия и интересы, осознать, что явления происходят в оьбществе, решения приним в соц- экономич сфере, по разному влияет на М и Ж население, вызывают неодинаковые их реакции и не всегда одинаковые последствия для тех и др. Необходимость Гендерного просвящения специалистов по СР могут оказаться под влиянием стериотипов и исходить из природного предназначения М и Ж. Отсутств гендер политики, гендерн культура и традиции, отражающих и на законодательной базе в соц сфере и на деят-ти соц служб, котор часто не знакомы с принципами гендерного неравенства и по тому не всегда оказыв гендерно-чувственными и не всегда готовы применить гендерный подход.
- Возникновение и становление теории социальной работы как науки за рубежом и в России.
- Социальная работа как наука и как академическая дисциплина: объект, предмет, методы и функции.
- Особенности и характеристики социальной работы как профессиональной деятельности.
- Категории социальной работы: понятие, классификации.
- Социальная защита: понятие, формы. Взаимосвязь социальной защиты и социальной работы.
- Взаимосвязь социальной работы с философией, социологией и другими науками.
- Эффективность социальной работы: понятие, компоненты, критерии.
- Социальная помощь в Московской Руси (XV–XVII вв.).
- Функционирование системы государственного призрения в Российской империи (XVIII – нач. XX вв.).
- Частная и общественная благотворительность в России (XVIII – нач. XX вв.).
- Советская система социального обеспечения (20-80–е гг. XX в.).
- Социальная диагностика: понятие, сущность, принципы, этапы, способы и уровни проведения.
- Сущность социальной профилактики. Принципы и содержание профилактических мер в социальной работе.
- Социальная реабилитация: сущность, принципы и виды.
- Социальная адаптация: сущность, принципы и виды.
- Социальная терапия: сущность, виды, формы.
- Социальное консультирование: основные подходы, типы, принципы и этапы.
- Социальное посредничество: сущность, функции, принципы, этапы и формы.
- Социальная экспертиза: понятие, функции и модели проведения.
- Социальный контроль: сущность, функции, виды и методы.
- Социальное обеспечение: понятие, функции и виды.
- Социальное страхование и его виды.
- Технология социальной работы с пожилыми людьми. Основные направления государственной политики рф в отношении пожилых граждан.
- Технология социальной работы с инвалидами. Основные направления государственной политики в отношении инвалидов.
- Технология социальной работы с лицами девиантного поведения.
- Технология социальной работы с мигрантами.
- Технология социальной работы с семьей. Основные направлениия государственной семейной политики в рф.
- Технология социальной работы с молодежью. Основные направления государственной молодежной политики в рф.
- Технология социальной работы с осужденными и освобождающимися из мест лишения свободы. Технология социальной работы с лицами без определенного места жительства.
- Сущность и особенности социального проектирования. Типология социальных проектов.
- Прогнозирование и моделирование в социальной работе.
- Исследования в социальной работе: специфика, особенности, методология и методика исследований.
- Виды, этапы и методы исследований в социальной работе. Программа исследования проблем социальной работы.
- Социальная политика: сущность, цели, принципы и основные направления.
- Структура, объект и субъект социальной политики. Понятие многосубъектности социальной политики.
- Негосударственные общественные организации в социальном обслуживании населения: понятие, виды, функции и их взаимодействие с государственными структурами.
- Социальное государство: понятие, цели, функции.
- Международные организации и правовые документы по социальной защите населения. Правовые документы, закрепляющие государственные принципы и гарантии в сфере социального обеспечения и обслуживания.
- Занятость населения и рынок труда. Критерии оценки эффективности рынка труда и социально-трудовой потенциал общества.
- Занятость молодежи в современной России. Современное законодательство, регулирующее отношения в сфере занятости населения.
- Здоровье общества как проблема национальной безопасности. Социальные условия и факторы формирования здорового образа жизни населения.
- Три аспекта устойчивого развития общества и их значение в формировании здоровья нации (взаимосвязи трех аспектов устойчивости).
- Основные направления развития социальной экологии в настоящее время и их роль в формировании социально-экологической культуры личности.
- Социально-экологическая культура как «иммунная система общества».
- Демографическая политика и воспроизводство населения.
- Гендерные аспекты социальных проблем в современном российском обществе.
- Социальная геронтология: понятие, основные направления. Социогеронтологические теории.
- Социально-медицинская работа: основные направления. Принципы, формы и методы социально-медицинской работы.
- Медико-социальная экспертиза: сущность, порядок проведения. Задачи учреждений медико-социальной экспертизы.
- Понятие и комплекс мероприятий паллиативной помощи. Структура, задачи и организация работы хосписа.
- Понятия «наркотик», «психоактивные вещества», «наркомания», «наркотизм».
- Социальный конфликт: понятие, структура, виды и методы разрешения. Проблема конфликта в социальной работе.
- Социальная работа в условиях экстремальных ситуаций: сущность, виды и конкретные примеры.
- Экономические основы социальной работы: сущность и основные направления.
- Принципы и основные источники финансирования системы социальной защиты населения.
- Предпринимательство в социальной сфере: сущность и особенности.
- Социальное управление: понятие, принципы, законы, функции. Классификация методов социального управления.
- Подходы к управлению социальной работой: системный, ситуационный, функциональный, процессный.
- Субъекты и объекты управления социальной работой. Функции субъектов управления.
- Социальная организация: понятие, сущность и виды. Внутренняя и внешняя среда организации. Система целей организации.
- Социальная служба как институциональная основа управления. Признаки и виды социальных служб.
- Кадровое обеспечение социальной работы.
- Информационно-технологическое обеспечение деятельности социальных служб.
- Организация делопроизводства в учреждениях социальной защиты.
- Структура, основные задачи и функции Министерства труда и социальной защиты населения рб.
- Социальная работа на уровне муниципальных образований.
- Стационарные формы социального обслуживания: виды, цели и задачи.
- Полустационарные формы социального обслуживания: содержание, виды и задачи.
- Нестационарные формы социального обслуживания: виды, цели и задачи.
- Центры социального обслуживания населения: основные направления и принципы деятельности, структура и деятельность отделений.
- Территориальные центры социальной помощи семье, детям и молодежи: основные направления деятельности отделений.
- Реабилитационные центры для лиц с ограниченными возможностями: цели, задачи и основные направления деятельности отделений.
- Специальные дома для одиноких граждан: организация и содержание работы с клиентами.
- Проблема бедности в современной России и способы ее преодоления.