logo
OTVETY

Социальное управление: понятие, принципы, законы, функции. Классификация методов социального управления.

Управление - это сознательное воздействие человека на объекты, процессы и их участников, осуществляющих в целях придания определенной направленности и получения желаемых результатов.Области управления: Управление в технических системах Управление в социальных системах Управление в биологических системах Социальное управление – вид управления, процесс воздействия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их деятельности, повышения уровня организованности социальной системы. Общие черты социального управления: 1) существует там, где имеет место совместная деятельность людей и их общностей; 2) обеспечивает упорядоченное воздействие на участников совместной деятельности;

3) направлено на достижение определенной управленческой цели; 4) характеризуется наличием субъекта и объекта управления;

5) субъект управления наделяется определенным властным ресурсом; 6) объект управления является подвластным субъектом, сознательно-волевое поведение которого должно изменяться в соответствии с указаниями субъекта; 7) реализуется в рамках определенного механизма. Виды социального управления: государственное управление, местное (муниципальное) самоуправление, общественное самоуправление. Элементы социального управления: субъект управления, объект управления, управленческие связи (прямые связи и обратные связи). Субъект управления может быть индивидуальным или коллективным.

Выделяются такие объекты управления, как человек (индивид), коллективы (социальные группы), государство (общество в целом).

Стадии процесса управления: • анализ управленческой ситуации; • выработка и принятие решения; • организация и исполнение решения; • контроль выполнения решения; • подведение итогов, внесение корректив. Законы социального управления характеризуют существующие связи между элементами системы социального управления (субъектом и объектом социального управления):: 1. Закон единства системы социального управления. Проявляется в неразрывной цепи управленческих отношений. В единстве социального управления со всеми его составными частями на основе гармонизации различных целей и интересов общества и его подсистем, в сочетании основных функций и методов социального управления. 2. Закон пропорциональности управляющей и управляемой подсистем. Предполагает рациональную соотносительность внутри субъекта социального управления и объекта социального управления, а также между ними, с целью обеспечения их наиболее эффективного функционирования. 3. Закон оптимального соотношения централизации и децентрализации функций социального управления. Предусматривает наличие централизации и децентрализации в процессе социального управления, при этом уровень централизации меняется в результате развития общества и конкретной социальной организации. 4. Закон участия различных социальных групп (слоев населения) в социальном управлении, повышении эффективности и ответственности. Предусматривает участие населения в управлении общественными и государственными делами, членов определенного коллектива в управлении конкретной социальной организацией. Принципы социального управления. К основным принципам социального управления можно отнести: - принцип законности; - научного подхода к социальному управлению; - ответственности за результаты социального управления; - системности; - комплексности; - сочетания единоначалия и коллегиальности; - экономичности и эффективности; - иерархичности; - гласности; - необходимого разнообразия; - рационального отбора, подготовки, расстановки и использования кадров социального управления; - обратной связи; - последовательности; - саморегулирования; - ведущего звена; - объективности. Функции социального управления: – планирование социальных процессов; - организация социальных процессов; - мотивация деятельности людей; - контроль за ходом социальных процессов. Методы: экономические, административные и социально-психологические. Экономические методы опираются на использование экономических интересов и экономических механизмов рассматриваются в форме товарообмена, где в качестве товара выступает труд. В экономических методах основу составляет оплата труда, которая в максимальной степени должна стремиться к справедливому распределению затрат и ресурсов, хотя в социологической литературе понятие справедливости определено крайне нечетко. В настоящее время практика и теория управления обращаются к двум измерениям: времени и результатам, в соответствии с этим существует повременная и сдельная оплата труда. Основными принципами, отражающими социологический аспект, в группе экономических методов управления являются: соответствие вознаграждения затратам или результатам труда; сочетание экономических и моральных стимулов; сочетание стимулов с санкциями; использование коллективной материальной заинтересованности. Административные (организационно-распорядительные) методы управления направлены на разграничение прав и ответственности сотрудников и выражаются в формальных бюрократических актах руководителя и организации: в распоряжениях, уставах, инструкциях, указаниях, рекомендациях, регламентирующих работу организации. Они устанавливают, как человек должен работать, в то время, как экономические методы отвечают на вопрос, зачем человек работает? Административные методы выражают активную сторону организационных отношений и свидетельствуют о появлении организации как таковой. При отсутствии данной группы методов устойчивое функционирование социальной организации практически невозможно. Административные методы в зависимости от назначения делятся на три группы: стабилизирующие - положения о внутреннем порядке, типовые структуры, штатное расписание, должностные инструкции и нормативы; распорядительные - директивы, приказы, постановления, распоряжения, резолюции;

дисциплинарные, направленные на установление личной, коллективной, материальной, моральной, служебной ответственности. Социально-психологические методы, относящиеся к предметной сфере социологии управления, базируются на формировании и использовании социально-психологических ценностей и установок объекта управления. Эти методы формируют общественное мнение относительно общественно значимых и индивидуальных нравственных ценностей, а также конкретных действий и поступков. По содержанию воздействия все методы данной группы можно разделить на три группы: методы, создающие общественное мнение; методы, опирающиеся на уже существующее общественное мнение; методы, обеспечивающие эмоциональную разрядку (сострадание, социально-психологическое заражение, внушение). Объектом воздействия данной группы методов может быть как отдельный индивид, тогда они приобретают психологический характер, или большая группа людей. Эти методы должны согласовываться с морально-нравственными принципами, экономическими и политическими вопросами, актуальными для данной группы и общества в целом. В зависимости от психологической направленности различают привлекающие и угрожающие методы управления. К промежуточной группе на грани психологии и социологии относятся такие методы, как методы комплектования малых групп, методы профессионального отбора и обучения, методы психологического побуждения и методы гуманизации труда.