Социальное управление: понятие, принципы, законы, функции. Классификация методов социального управления.
Управление - это сознательное воздействие человека на объекты, процессы и их участников, осуществляющих в целях придания определенной направленности и получения желаемых результатов.Области управления: Управление в технических системах Управление в социальных системах Управление в биологических системах Социальное управление – вид управления, процесс воздействия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их деятельности, повышения уровня организованности социальной системы. Общие черты социального управления: 1) существует там, где имеет место совместная деятельность людей и их общностей; 2) обеспечивает упорядоченное воздействие на участников совместной деятельности;
3) направлено на достижение определенной управленческой цели; 4) характеризуется наличием субъекта и объекта управления;
5) субъект управления наделяется определенным властным ресурсом; 6) объект управления является подвластным субъектом, сознательно-волевое поведение которого должно изменяться в соответствии с указаниями субъекта; 7) реализуется в рамках определенного механизма. Виды социального управления: государственное управление, местное (муниципальное) самоуправление, общественное самоуправление. Элементы социального управления: субъект управления, объект управления, управленческие связи (прямые связи и обратные связи). Субъект управления может быть индивидуальным или коллективным.
Выделяются такие объекты управления, как человек (индивид), коллективы (социальные группы), государство (общество в целом).
Стадии процесса управления: • анализ управленческой ситуации; • выработка и принятие решения; • организация и исполнение решения; • контроль выполнения решения; • подведение итогов, внесение корректив. Законы социального управления характеризуют существующие связи между элементами системы социального управления (субъектом и объектом социального управления):: 1. Закон единства системы социального управления. Проявляется в неразрывной цепи управленческих отношений. В единстве социального управления со всеми его составными частями на основе гармонизации различных целей и интересов общества и его подсистем, в сочетании основных функций и методов социального управления. 2. Закон пропорциональности управляющей и управляемой подсистем. Предполагает рациональную соотносительность внутри субъекта социального управления и объекта социального управления, а также между ними, с целью обеспечения их наиболее эффективного функционирования. 3. Закон оптимального соотношения централизации и децентрализации функций социального управления. Предусматривает наличие централизации и децентрализации в процессе социального управления, при этом уровень централизации меняется в результате развития общества и конкретной социальной организации. 4. Закон участия различных социальных групп (слоев населения) в социальном управлении, повышении эффективности и ответственности. Предусматривает участие населения в управлении общественными и государственными делами, членов определенного коллектива в управлении конкретной социальной организацией. Принципы социального управления. К основным принципам социального управления можно отнести: - принцип законности; - научного подхода к социальному управлению; - ответственности за результаты социального управления; - системности; - комплексности; - сочетания единоначалия и коллегиальности; - экономичности и эффективности; - иерархичности; - гласности; - необходимого разнообразия; - рационального отбора, подготовки, расстановки и использования кадров социального управления; - обратной связи; - последовательности; - саморегулирования; - ведущего звена; - объективности. Функции социального управления: – планирование социальных процессов; - организация социальных процессов; - мотивация деятельности людей; - контроль за ходом социальных процессов. Методы: экономические, административные и социально-психологические. Экономические методы опираются на использование экономических интересов и экономических механизмов рассматриваются в форме товарообмена, где в качестве товара выступает труд. В экономических методах основу составляет оплата труда, которая в максимальной степени должна стремиться к справедливому распределению затрат и ресурсов, хотя в социологической литературе понятие справедливости определено крайне нечетко. В настоящее время практика и теория управления обращаются к двум измерениям: времени и результатам, в соответствии с этим существует повременная и сдельная оплата труда. Основными принципами, отражающими социологический аспект, в группе экономических методов управления являются: соответствие вознаграждения затратам или результатам труда; сочетание экономических и моральных стимулов; сочетание стимулов с санкциями; использование коллективной материальной заинтересованности. Административные (организационно-распорядительные) методы управления направлены на разграничение прав и ответственности сотрудников и выражаются в формальных бюрократических актах руководителя и организации: в распоряжениях, уставах, инструкциях, указаниях, рекомендациях, регламентирующих работу организации. Они устанавливают, как человек должен работать, в то время, как экономические методы отвечают на вопрос, зачем человек работает? Административные методы выражают активную сторону организационных отношений и свидетельствуют о появлении организации как таковой. При отсутствии данной группы методов устойчивое функционирование социальной организации практически невозможно. Административные методы в зависимости от назначения делятся на три группы: стабилизирующие - положения о внутреннем порядке, типовые структуры, штатное расписание, должностные инструкции и нормативы; распорядительные - директивы, приказы, постановления, распоряжения, резолюции;
дисциплинарные, направленные на установление личной, коллективной, материальной, моральной, служебной ответственности. Социально-психологические методы, относящиеся к предметной сфере социологии управления, базируются на формировании и использовании социально-психологических ценностей и установок объекта управления. Эти методы формируют общественное мнение относительно общественно значимых и индивидуальных нравственных ценностей, а также конкретных действий и поступков. По содержанию воздействия все методы данной группы можно разделить на три группы: методы, создающие общественное мнение; методы, опирающиеся на уже существующее общественное мнение; методы, обеспечивающие эмоциональную разрядку (сострадание, социально-психологическое заражение, внушение). Объектом воздействия данной группы методов может быть как отдельный индивид, тогда они приобретают психологический характер, или большая группа людей. Эти методы должны согласовываться с морально-нравственными принципами, экономическими и политическими вопросами, актуальными для данной группы и общества в целом. В зависимости от психологической направленности различают привлекающие и угрожающие методы управления. К промежуточной группе на грани психологии и социологии относятся такие методы, как методы комплектования малых групп, методы профессионального отбора и обучения, методы психологического побуждения и методы гуманизации труда.
- Возникновение и становление теории социальной работы как науки за рубежом и в России.
- Социальная работа как наука и как академическая дисциплина: объект, предмет, методы и функции.
- Особенности и характеристики социальной работы как профессиональной деятельности.
- Категории социальной работы: понятие, классификации.
- Социальная защита: понятие, формы. Взаимосвязь социальной защиты и социальной работы.
- Взаимосвязь социальной работы с философией, социологией и другими науками.
- Эффективность социальной работы: понятие, компоненты, критерии.
- Социальная помощь в Московской Руси (XV–XVII вв.).
- Функционирование системы государственного призрения в Российской империи (XVIII – нач. XX вв.).
- Частная и общественная благотворительность в России (XVIII – нач. XX вв.).
- Советская система социального обеспечения (20-80–е гг. XX в.).
- Социальная диагностика: понятие, сущность, принципы, этапы, способы и уровни проведения.
- Сущность социальной профилактики. Принципы и содержание профилактических мер в социальной работе.
- Социальная реабилитация: сущность, принципы и виды.
- Социальная адаптация: сущность, принципы и виды.
- Социальная терапия: сущность, виды, формы.
- Социальное консультирование: основные подходы, типы, принципы и этапы.
- Социальное посредничество: сущность, функции, принципы, этапы и формы.
- Социальная экспертиза: понятие, функции и модели проведения.
- Социальный контроль: сущность, функции, виды и методы.
- Социальное обеспечение: понятие, функции и виды.
- Социальное страхование и его виды.
- Технология социальной работы с пожилыми людьми. Основные направления государственной политики рф в отношении пожилых граждан.
- Технология социальной работы с инвалидами. Основные направления государственной политики в отношении инвалидов.
- Технология социальной работы с лицами девиантного поведения.
- Технология социальной работы с мигрантами.
- Технология социальной работы с семьей. Основные направлениия государственной семейной политики в рф.
- Технология социальной работы с молодежью. Основные направления государственной молодежной политики в рф.
- Технология социальной работы с осужденными и освобождающимися из мест лишения свободы. Технология социальной работы с лицами без определенного места жительства.
- Сущность и особенности социального проектирования. Типология социальных проектов.
- Прогнозирование и моделирование в социальной работе.
- Исследования в социальной работе: специфика, особенности, методология и методика исследований.
- Виды, этапы и методы исследований в социальной работе. Программа исследования проблем социальной работы.
- Социальная политика: сущность, цели, принципы и основные направления.
- Структура, объект и субъект социальной политики. Понятие многосубъектности социальной политики.
- Негосударственные общественные организации в социальном обслуживании населения: понятие, виды, функции и их взаимодействие с государственными структурами.
- Социальное государство: понятие, цели, функции.
- Международные организации и правовые документы по социальной защите населения. Правовые документы, закрепляющие государственные принципы и гарантии в сфере социального обеспечения и обслуживания.
- Занятость населения и рынок труда. Критерии оценки эффективности рынка труда и социально-трудовой потенциал общества.
- Занятость молодежи в современной России. Современное законодательство, регулирующее отношения в сфере занятости населения.
- Здоровье общества как проблема национальной безопасности. Социальные условия и факторы формирования здорового образа жизни населения.
- Три аспекта устойчивого развития общества и их значение в формировании здоровья нации (взаимосвязи трех аспектов устойчивости).
- Основные направления развития социальной экологии в настоящее время и их роль в формировании социально-экологической культуры личности.
- Социально-экологическая культура как «иммунная система общества».
- Демографическая политика и воспроизводство населения.
- Гендерные аспекты социальных проблем в современном российском обществе.
- Социальная геронтология: понятие, основные направления. Социогеронтологические теории.
- Социально-медицинская работа: основные направления. Принципы, формы и методы социально-медицинской работы.
- Медико-социальная экспертиза: сущность, порядок проведения. Задачи учреждений медико-социальной экспертизы.
- Понятие и комплекс мероприятий паллиативной помощи. Структура, задачи и организация работы хосписа.
- Понятия «наркотик», «психоактивные вещества», «наркомания», «наркотизм».
- Социальный конфликт: понятие, структура, виды и методы разрешения. Проблема конфликта в социальной работе.
- Социальная работа в условиях экстремальных ситуаций: сущность, виды и конкретные примеры.
- Экономические основы социальной работы: сущность и основные направления.
- Принципы и основные источники финансирования системы социальной защиты населения.
- Предпринимательство в социальной сфере: сущность и особенности.
- Социальное управление: понятие, принципы, законы, функции. Классификация методов социального управления.
- Подходы к управлению социальной работой: системный, ситуационный, функциональный, процессный.
- Субъекты и объекты управления социальной работой. Функции субъектов управления.
- Социальная организация: понятие, сущность и виды. Внутренняя и внешняя среда организации. Система целей организации.
- Социальная служба как институциональная основа управления. Признаки и виды социальных служб.
- Кадровое обеспечение социальной работы.
- Информационно-технологическое обеспечение деятельности социальных служб.
- Организация делопроизводства в учреждениях социальной защиты.
- Структура, основные задачи и функции Министерства труда и социальной защиты населения рб.
- Социальная работа на уровне муниципальных образований.
- Стационарные формы социального обслуживания: виды, цели и задачи.
- Полустационарные формы социального обслуживания: содержание, виды и задачи.
- Нестационарные формы социального обслуживания: виды, цели и задачи.
- Центры социального обслуживания населения: основные направления и принципы деятельности, структура и деятельность отделений.
- Территориальные центры социальной помощи семье, детям и молодежи: основные направления деятельности отделений.
- Реабилитационные центры для лиц с ограниченными возможностями: цели, задачи и основные направления деятельности отделений.
- Специальные дома для одиноких граждан: организация и содержание работы с клиентами.
- Проблема бедности в современной России и способы ее преодоления.