Советская система социального обеспечения (20-80–е гг. XX в.).
В первые же месяцы функционирования советской власти были декларированы и законодательно закреплены многие социальные права трудящихся. Декретом Совнаркома от 29 октября 1917 г. восьмичасовой рабочий день устанавливался на всех предприятиях России. Запрещался ночной труд подростков до 16 лет, устанавливался шестичасовой рабочий день для лиц, не достигших 18 лет. В стране вводился запрет на применение женского и подросткового труда на подземных и сверхурочных работах/ С декабря 1917 г. было введено в действие положение о страховании на случай безработицы, согласно которому работодатели обязывались вносить во Всероссийский фонд безработицы не менее 3% суммы средств, идущих на выплату заработной платы. По инициативе новой власти во многих городах страны были созданы бесплатные столовые и общежития для безработных. В соответствии с декретом «О страховании на случай болезни» (декабрь 1917 г.) денежное пособие устанавливалось в размере полного заработка заболевшего. В таком же размере устанавливалось и прсобие по случаю родов. Оно выдавалось тогда в течение восьми недель до родов и восьми недель после родов. Для кормящих матерей этим декретом предусматривался специальный режим работы, сокращенный рабочий день и выплата в течение семи месяцев после выхода женщины на работу пособия в размере до половины заработка. Проводником политики в области государственного социального обеспечения стал Народный комиссариат государственного призрения. Это ведомство и его учреждения на местах занимались такими вопросами, как предоставление приюта для увечных военнослужащих, назначение им пенсий, выдача пайков семьям фронтовиков и др. Для детей создавались специальные фонды, в ряде случаев организовывалось бесплатное общественное питание в школах и детских учреждениях. Позже начали появляться детские лечебно-профилактические учреждения, а ребята из малообеспеченньгх семей в возрасте до 16 лет стали получать продуктовые пайки. В апреле 1918г. Наркомат государственного призрения был преобразован в Наркомат социального обеспечения (НКСО). А это означало, что вопросы социального обеспечения трудящегося населения становились стержнем горударственной политики в области социальной помощи. Основными видами социального обеспечения были пенсионные выплаты и система пособий Осенью 1918 г. в стране был образован Всероссийский фонд социального обеспечения, порядок создания которого определялся «Положением о социальном обеспечении трудящихся» от 31 октября 1918г. Государственные пенсии теперь стали получать работники городов, трудившиеся по найму, а также фронтовики-инвалиды и их семьи. Новая экономическая политика, проводившаяся в России в 20-е гг., внесла определенные изменения в систему социальной помощи и соцобеспечения. На передний план были выдвинуты такие задачи, как организация крестьянских обществ взаимопомощи, кооперация инвалидов, пенсионное обеспечение рабочих через систему социального страхования, борьба с беспризорностью, нищетой, и др. В области социального обеспечения государство было сориентировано в основном на нужды города и рабочего класса как социальной базы власти. Первые пенсии по старости были установлены в 1928 г. рабочим текстильной промышленности. С целью стабилизации социального положения на селе, где согласно переписи 1926 г. проживало чуть больше 80% населения страны, была организована система крестьянской взаимопомощи. С 1922 г. в сельской местности стали создаваться крестьянские комитеты общественной взаимопомощи. На них были возложены следующие функции: оказание помощи сельским инвалидам, сиротам, бедноте, семьям красноармейцев пособиями, ссудами, обработкой их земли; создание запасных магазинов, проведение общественных запашек; помощь школам, больницам, инвалидным домам,-избам-читальням; защита интересов малоимущих сельских слоев при взимании налогов, отпуске леса и др.Вопросами создания трудовых артелей, кооперативов инвалидов занимались их общественные организации: Всероссийское общество слепых (ВОС), созданное в 1923 г., Всероссийское объединение глухонемых (ВОГ), образованное в 1926 г Новой формой трудоустройства, распространившейся в те годы, было создание рабочих коллективов из безработных. Одним из важных направлений деятельности государственных органов социального обеспечения была борьба с детской безнадзорностью. В начале 20-х гг. о неблагополучии общества свидетельствовали сотни тысяч беспризорников. Осенью 1921 г. при ВЦИК была создана Комиссия по улучшению жизни детей под председательством Ф.Э. Дзержинского. По его инициативе для финансового пополнения средств детского фонда в 1922 г. было учреждено Российское паевое товарищество розничной торговли «Ларек», позволившее несколько упорядочить мелкорозничную торговлю с привлечением подростков. Для преодоления массовой беспризорности стали открываться новые детские дома с производственными мастерскими, организовываться сельскохозяйственные колонии, трудовые коммуны. В основе деятельности названных учреждений бьикгне только обеспечение нормальных условий для жизни и обучения подростков, но и приучение их к труду Особенностью развития соцобеспечения и в целом социальной сферы в 30-е гг. являлась их чрезмерное огосударствление, или патернализация. Так, социальное страхование в 1933 г. было передано в ведение профсоюзов, а страховые кассы ликвидированы. Но их финансовые средства, образовав бюджет социального страхования, были консолидированы в государственном бюджете страны. Социальное страхование в то время охватывало всех рабочих и служащих. Оно полностью проводилось за счет средств предприятий и учреждений. Как уже отмечалось, к началу Великой Отечественной войны в СССР сложилась патерналистская система социального обеспечения. Ее централизованный характер позволил в тех тяжелых условиях оперативно организовать оказание социальной помощи многим категориям населения, остро нуждающимся в ней. К числу важнейших направлений осуществления социальной поддержки и соцобеспечения в годы войны можно отнести: организацию помощи семьям фронтовиков; заботу о детях-сиротах; поддержку инвалидов, оказание им содействия в трудоустройстве и др.Несмотря на сложности военного времени, государство находило возможности поддерживать семьи военнослужащих, мобилизованных на фронт. 26 июня 1941 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке назначения и выплаты пособий семьям военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава в военное время». В этом Указе регламентировался порядок выплаты пособий. Они начислялись нетрудоспособным членам семей: детям военнослужащих младше 16 лет, учащимся младше 18 лет; их братьям и сестрам младше 16 лет (учащимся младше 18 лет); нетрудоспособным родителям (отцу старше 60 лет и матери старше 55 лет); жене и родителям — инвалидам первой и второй групп независимо от возраста. Если в семье не было трудоспособных, то на одного нетрудоспособного выплачивалось в городе 100 рублей, а в сельской местности — 50 рублей, на двух — соответственно 150 рублей и 75 рублей, на трех и более — 200 рублей и 100 рублей в месяц. Право на получение пособия имели те семьи военнослужащих (кроме семей сверхсрочников), в которых постоянным и основным источником существования нетрудоспособных была помощь со стороны военнослужащего Наряду с денежной помощью семьям военнослужащих оказывалась поддержка в обзаведении огородами, скотом, продовольствием и одеждойСемьям военнослужащих также предоставлялись льготы по налогам, квартирной плате, плате за обучение детей. Налоговые льготы касались прежде всего военного и сельскохозяйственного налогов, обязательных поставок сельхозпродуктов. Льготное обложение было особо важным видом помощи для семей военнослужащих, проживавших в сельской местности. Многие из них имели одновременно льготы, как по обязательным поставкам сельхозпродуктов (мяса, молока и др.), так и по различным видам налогов. В тяжелых условиях войны была разработана и осуществлена специальная правительственная программа спасения детей, и прежде всего воспитанников детских домов. К концу 1942 г. из прифронтовой полосы и угрожаемых районов были вывезены в безопасные зоны страны воспитанники 976 детских домов. Сотни тысяч ребят были эвакуированы в первые месяцы войны из Москвы и Ленинграда.На территориях размещения эвакуированных детей местные женщины устанавливали над ними шефство. Во многих сельских территориях функционировали инициативные детские дома, содержавшиеся на средства колхозов. Наряду с собесами заботу об инвалидах войны проявляли городские и районные комиссии по оказанию помощи инвалидам. Они создавались для координации деятельности различных структур, работавших в этом направлении. Комиссии тесно взаимодействовали с государственными службами социального обеспечения. В сельской местности поддержку инвалидам оказывали кассы общественной взаимопомощи колхозов (КОВКи), правления многих колхозов, потребкооперация Патерналистская система соцобеспечения позволила охватить практически все население страны социальными гарантиями и натуральными льготами. Недоплата зарплаты во многом компенсировалась символическими ценами за пользование общественным Транспортом, низкой квартплатой, бесплатной медициной и образованием. Было существенно улучшено социальное обеспечение колхозников, а их статус во многом сближен с социальным статусом городских жителей.Социальным завоеванием общества стал новый закон о пенсиях 1956 г., по которому в стране устанавливался пенсионный возраст, являвшийся одним из самых низких в мире, а также расширялся круг лиц, которым предоставлялась пенсия. В те годы пенсии были повышены вдвое, что позволило многим пенсионерам жить на них без приработка. Если в середине 50-х гг. среди пенсионеров по старости было 28,5% работающих, то к концу 60-х гг. — чуть больше 20%. В соответствии с законом 1964 г. «О пенсиях и пособиях членам колхозов» была создана государственная система пенсионного обеспечения колхозников, которая финансировалась за счет соответствующего централизованного союзного фонда. Из этого фонда колхозникам выплачивались пенсии по старости и по инвалидности, а их семьям — пенсии по случаю потери кормильца. Закон вступил в действие с 1 января 1965 г. Спустя три года (в 1968 г.) был снижен на 5 лет (с 65 до 60 лет мужчинам и с 60 до 55 лет женщинам) возраст колхозников и колхозниц, дававший им право на получение пенсии. С1970 г. стала функционировать единая система социального страхования колхозников, Важной положительной стороной советской системы соцобеспечения было наличие в ней сильного корпоративного элемента, что проявлялось в активном участии различных предприятий и учреждений в решении социальных проблем, в обеспечении социальной защитыПатерналистская модель соцобеспечения, действовавшая в СССР в 50—80-е гг., охватывала широкие слои населения. Она предоставляла минимум социальных гарантий всем нуждающимся. Однако советская система социального обеспечения была далека от совершенства. В целом уровень социальной защищенности граждан страны оставался невысоким.
- Возникновение и становление теории социальной работы как науки за рубежом и в России.
- Социальная работа как наука и как академическая дисциплина: объект, предмет, методы и функции.
- Особенности и характеристики социальной работы как профессиональной деятельности.
- Категории социальной работы: понятие, классификации.
- Социальная защита: понятие, формы. Взаимосвязь социальной защиты и социальной работы.
- Взаимосвязь социальной работы с философией, социологией и другими науками.
- Эффективность социальной работы: понятие, компоненты, критерии.
- Социальная помощь в Московской Руси (XV–XVII вв.).
- Функционирование системы государственного призрения в Российской империи (XVIII – нач. XX вв.).
- Частная и общественная благотворительность в России (XVIII – нач. XX вв.).
- Советская система социального обеспечения (20-80–е гг. XX в.).
- Социальная диагностика: понятие, сущность, принципы, этапы, способы и уровни проведения.
- Сущность социальной профилактики. Принципы и содержание профилактических мер в социальной работе.
- Социальная реабилитация: сущность, принципы и виды.
- Социальная адаптация: сущность, принципы и виды.
- Социальная терапия: сущность, виды, формы.
- Социальное консультирование: основные подходы, типы, принципы и этапы.
- Социальное посредничество: сущность, функции, принципы, этапы и формы.
- Социальная экспертиза: понятие, функции и модели проведения.
- Социальный контроль: сущность, функции, виды и методы.
- Социальное обеспечение: понятие, функции и виды.
- Социальное страхование и его виды.
- Технология социальной работы с пожилыми людьми. Основные направления государственной политики рф в отношении пожилых граждан.
- Технология социальной работы с инвалидами. Основные направления государственной политики в отношении инвалидов.
- Технология социальной работы с лицами девиантного поведения.
- Технология социальной работы с мигрантами.
- Технология социальной работы с семьей. Основные направлениия государственной семейной политики в рф.
- Технология социальной работы с молодежью. Основные направления государственной молодежной политики в рф.
- Технология социальной работы с осужденными и освобождающимися из мест лишения свободы. Технология социальной работы с лицами без определенного места жительства.
- Сущность и особенности социального проектирования. Типология социальных проектов.
- Прогнозирование и моделирование в социальной работе.
- Исследования в социальной работе: специфика, особенности, методология и методика исследований.
- Виды, этапы и методы исследований в социальной работе. Программа исследования проблем социальной работы.
- Социальная политика: сущность, цели, принципы и основные направления.
- Структура, объект и субъект социальной политики. Понятие многосубъектности социальной политики.
- Негосударственные общественные организации в социальном обслуживании населения: понятие, виды, функции и их взаимодействие с государственными структурами.
- Социальное государство: понятие, цели, функции.
- Международные организации и правовые документы по социальной защите населения. Правовые документы, закрепляющие государственные принципы и гарантии в сфере социального обеспечения и обслуживания.
- Занятость населения и рынок труда. Критерии оценки эффективности рынка труда и социально-трудовой потенциал общества.
- Занятость молодежи в современной России. Современное законодательство, регулирующее отношения в сфере занятости населения.
- Здоровье общества как проблема национальной безопасности. Социальные условия и факторы формирования здорового образа жизни населения.
- Три аспекта устойчивого развития общества и их значение в формировании здоровья нации (взаимосвязи трех аспектов устойчивости).
- Основные направления развития социальной экологии в настоящее время и их роль в формировании социально-экологической культуры личности.
- Социально-экологическая культура как «иммунная система общества».
- Демографическая политика и воспроизводство населения.
- Гендерные аспекты социальных проблем в современном российском обществе.
- Социальная геронтология: понятие, основные направления. Социогеронтологические теории.
- Социально-медицинская работа: основные направления. Принципы, формы и методы социально-медицинской работы.
- Медико-социальная экспертиза: сущность, порядок проведения. Задачи учреждений медико-социальной экспертизы.
- Понятие и комплекс мероприятий паллиативной помощи. Структура, задачи и организация работы хосписа.
- Понятия «наркотик», «психоактивные вещества», «наркомания», «наркотизм».
- Социальный конфликт: понятие, структура, виды и методы разрешения. Проблема конфликта в социальной работе.
- Социальная работа в условиях экстремальных ситуаций: сущность, виды и конкретные примеры.
- Экономические основы социальной работы: сущность и основные направления.
- Принципы и основные источники финансирования системы социальной защиты населения.
- Предпринимательство в социальной сфере: сущность и особенности.
- Социальное управление: понятие, принципы, законы, функции. Классификация методов социального управления.
- Подходы к управлению социальной работой: системный, ситуационный, функциональный, процессный.
- Субъекты и объекты управления социальной работой. Функции субъектов управления.
- Социальная организация: понятие, сущность и виды. Внутренняя и внешняя среда организации. Система целей организации.
- Социальная служба как институциональная основа управления. Признаки и виды социальных служб.
- Кадровое обеспечение социальной работы.
- Информационно-технологическое обеспечение деятельности социальных служб.
- Организация делопроизводства в учреждениях социальной защиты.
- Структура, основные задачи и функции Министерства труда и социальной защиты населения рб.
- Социальная работа на уровне муниципальных образований.
- Стационарные формы социального обслуживания: виды, цели и задачи.
- Полустационарные формы социального обслуживания: содержание, виды и задачи.
- Нестационарные формы социального обслуживания: виды, цели и задачи.
- Центры социального обслуживания населения: основные направления и принципы деятельности, структура и деятельность отделений.
- Территориальные центры социальной помощи семье, детям и молодежи: основные направления деятельности отделений.
- Реабилитационные центры для лиц с ограниченными возможностями: цели, задачи и основные направления деятельности отделений.
- Специальные дома для одиноких граждан: организация и содержание работы с клиентами.
- Проблема бедности в современной России и способы ее преодоления.