Социальное государство: понятие, цели, функции.
Понятие соц государства было введено в 1850г Немецким мыслителем Лоренцем фон Штейном считал, что функции государства заключаются: - в восстановлении равенства и свободы, - в осуществлении экономического и общественного прогресса всех граждан. Главная задача социального государства - достижение такого общественного развития, которое основывается на закрепленных правом принципах социальной справедливости, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, влиять на распределение экономических благ исходя из принципа справедливости, чтобы обеспечить каждому достойное существование. Российская Федерация провозгласила себя социальным государством, опираясь на свой опыт социализации экономической и социальной жизни, а также учитывая менталитет ее общества. В 1993 году в России была принята Конституция, которая в статье 7 провозгласила: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Функции: 1) Поддержка социально незащищенных слоев населения (безработных, пенсионеров, инвалидов); 2) Охрана труда и здоровья людей; 3)Поддержка семьи, материнства, детства; 4) Устранение социального неравенства путем перераспределения доходов; 5) Поощрение благотворительной деятельности; 6)Финансовая поддержка образовательных и культурных программ; 7) Борьба с безработицей. 8) сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными социальными слоями через налогообложение, государственный бюджет, специальные социальные программы; 9) поиск баланса между свободной рыночной экономикой и мерой воздействия государства на ее развитие с целью обеспечения достойной жизни всех граждан; 1 Соучастие в реализации межгосударственных экологических, культурных и социальных программ, решение общечеловеческих проблем; 11) забота о сохранении мира в обществе. Также выделяют внутренние и внешние функции государства. К внутренним относят: 1. Хозяйственно-организаторская функция (организация производства, поощрение предпринимательства, управление внутренней торговлей); 2. Взимание налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет; 3. Управление образованием, наукой, культурой; 4. Забота о личности и в первую очередь поддержка и помощь социально незащищенным слоям населения (социальная функция); 5. Защита прав, свобод и законных интересов граждан; 6. Охрана правопорядка, наказание преступников и иных лиц, совершивших противоправные поступки. Среди внешних функций выделяют: 1. Защита государственных границ, организация таможни, решение иных вопросов национальной безопасности; 2. Дипломатические и торгово-экономические отношения с другими странами, участие в деятельности международных и межгосударственных организаций; 3. Культурный, научный и информационный обмен с другими государствами; 4. Борьба за мир, разоружение, неприменение силы в отношениях между государствами и народами, обуздание агрессоров; 5. Участие в международном контроле за обеспечением прав, свобод и законных интересов граждан во всех странах мира; 6. Участие в реализации межгосударственных экологических, культурных и социальных программ, решение общечеловеческих проблем. Модели Соц гос. 1. Либеральная модель. Социальное государство либерального типа - это государство, гарантирующее сохранение минимальных доходов и достаточно высокое качество пенсионного и медицинского обслуживания, образования, жилищно- коммунального обеспечения населения. Но не для каждого гражданина. Либеральное государство - это государство социальных услуг, социального страхования и социальной поддержки. Такое государство берет на себя заботу только о социально уязвимых и обездоленных членах общества. Главный акцент делается не на вопросах безвозмездных социальных гарантий, а на защите индивидуальной экономической, личной свободы и достоинства человека. Государство берет на себя обязанность только восполнять гражданину недостаток социальных благ, если этого не могут сделать рыночные структуры, общественные объединения и семья. Таким образом регулирующая роль государства сведена до минимума Примером стран с либеральной моделью являются Австралия, Канада, США. 2. Консервативная модель. Главная мысль заключается в том, чтобы мирно проводить публичную политику с такой эффективностью, которая постепенно выводит экономику и социальную сферу на уровень потребностей и интересов большинства граждан. Речь идет о разумных потребностях, которые соответствуют возможностям государства. При такой модели социального государства осуществляется прагматичный подход к предоставлению государством социальных услуг. Это позволяет сконцентрироваться на решении насущных, острых социальных проблем. сновной задачей государства становится обеспечении всем гаржданам равных стартовых условий и возможностей для развития. Фундаментом консервативной политики служит идея партнерства между государством, частным сектором, общественными и благотворительными организациями В экономической сфере господствует принцип смешанной экономики, которая создает социальное рыночное хозяйство. Оно обеспечивает личную свободу, предупреждает концентрацию экономической власти, развивая конкуренцию и помощь самым нуждающимся группам населения. В консервативном социальном государстве существует широкий охват различных групп населения многообразными формами социальной защиты, высокий уровень социальных гарантий, когда сумма выплат действительно обеспечивает реализацию целей, для которых они предназначены (жилье, образование). Частное социальное страхование играет гораздо меньшую роль, чем в либеральной модели. Государство готово заменить рынок там, где он не может обеспечить благосостояние граждан. Однако социальные гарантии в консервативном социальном государстве зависят от социального статуса индивида, и многие социальные обязанности перекладываются на семью. Государство вмешивается только тогда, когда возможности семьи исчерпаны. На такую модель ориентированы Великобритания и Япония. 3. Корпоративная модельСоциальное государство корпоративного типа - это государство, которое берет на себя ответственность за благополучие своих граждан, но при этом большую часть социальных обязанностей делегирует в частный сектор, принуждая его к участию в реализации государственных социальных программ. При этом получается, что значительную часть социальной заботы о своих работниках берут на себя непосредственно сами предприятия и организации - оплачивают расходы на обучение персонала, реализуют программы пенсионного обеспечения, берут на себя оплату медицинских и других социальных услуг. Эта модель успешно реализуется в Австрии, Бельгии, Германии, Италии, Ирландии, Нидерландах, Франции.4. Социал-демократическая модельВ таком государстве граждане имеют равные возможности для удовлетворения не только своих материальных потребностей, но и запросов духовной жизни. Государство обеспечивает гражданские, политические, экономические и социальные права, рассматривает сближение доходов и жизненных возможностей в качестве главного материального и правового условия свободы каждого гражданина. Ведущий принцип в таком государстве: государство и экономика существуют для людей, а не наоборот. Социальная государственная политика не является услугой или милостью власти, это - прямая обязанность государства. Именно такая модель социального государства существует в ряде скандинавских стран - в Дании, Норвегии, Швеции
- Возникновение и становление теории социальной работы как науки за рубежом и в России.
- Социальная работа как наука и как академическая дисциплина: объект, предмет, методы и функции.
- Особенности и характеристики социальной работы как профессиональной деятельности.
- Категории социальной работы: понятие, классификации.
- Социальная защита: понятие, формы. Взаимосвязь социальной защиты и социальной работы.
- Взаимосвязь социальной работы с философией, социологией и другими науками.
- Эффективность социальной работы: понятие, компоненты, критерии.
- Социальная помощь в Московской Руси (XV–XVII вв.).
- Функционирование системы государственного призрения в Российской империи (XVIII – нач. XX вв.).
- Частная и общественная благотворительность в России (XVIII – нач. XX вв.).
- Советская система социального обеспечения (20-80–е гг. XX в.).
- Социальная диагностика: понятие, сущность, принципы, этапы, способы и уровни проведения.
- Сущность социальной профилактики. Принципы и содержание профилактических мер в социальной работе.
- Социальная реабилитация: сущность, принципы и виды.
- Социальная адаптация: сущность, принципы и виды.
- Социальная терапия: сущность, виды, формы.
- Социальное консультирование: основные подходы, типы, принципы и этапы.
- Социальное посредничество: сущность, функции, принципы, этапы и формы.
- Социальная экспертиза: понятие, функции и модели проведения.
- Социальный контроль: сущность, функции, виды и методы.
- Социальное обеспечение: понятие, функции и виды.
- Социальное страхование и его виды.
- Технология социальной работы с пожилыми людьми. Основные направления государственной политики рф в отношении пожилых граждан.
- Технология социальной работы с инвалидами. Основные направления государственной политики в отношении инвалидов.
- Технология социальной работы с лицами девиантного поведения.
- Технология социальной работы с мигрантами.
- Технология социальной работы с семьей. Основные направлениия государственной семейной политики в рф.
- Технология социальной работы с молодежью. Основные направления государственной молодежной политики в рф.
- Технология социальной работы с осужденными и освобождающимися из мест лишения свободы. Технология социальной работы с лицами без определенного места жительства.
- Сущность и особенности социального проектирования. Типология социальных проектов.
- Прогнозирование и моделирование в социальной работе.
- Исследования в социальной работе: специфика, особенности, методология и методика исследований.
- Виды, этапы и методы исследований в социальной работе. Программа исследования проблем социальной работы.
- Социальная политика: сущность, цели, принципы и основные направления.
- Структура, объект и субъект социальной политики. Понятие многосубъектности социальной политики.
- Негосударственные общественные организации в социальном обслуживании населения: понятие, виды, функции и их взаимодействие с государственными структурами.
- Социальное государство: понятие, цели, функции.
- Международные организации и правовые документы по социальной защите населения. Правовые документы, закрепляющие государственные принципы и гарантии в сфере социального обеспечения и обслуживания.
- Занятость населения и рынок труда. Критерии оценки эффективности рынка труда и социально-трудовой потенциал общества.
- Занятость молодежи в современной России. Современное законодательство, регулирующее отношения в сфере занятости населения.
- Здоровье общества как проблема национальной безопасности. Социальные условия и факторы формирования здорового образа жизни населения.
- Три аспекта устойчивого развития общества и их значение в формировании здоровья нации (взаимосвязи трех аспектов устойчивости).
- Основные направления развития социальной экологии в настоящее время и их роль в формировании социально-экологической культуры личности.
- Социально-экологическая культура как «иммунная система общества».
- Демографическая политика и воспроизводство населения.
- Гендерные аспекты социальных проблем в современном российском обществе.
- Социальная геронтология: понятие, основные направления. Социогеронтологические теории.
- Социально-медицинская работа: основные направления. Принципы, формы и методы социально-медицинской работы.
- Медико-социальная экспертиза: сущность, порядок проведения. Задачи учреждений медико-социальной экспертизы.
- Понятие и комплекс мероприятий паллиативной помощи. Структура, задачи и организация работы хосписа.
- Понятия «наркотик», «психоактивные вещества», «наркомания», «наркотизм».
- Социальный конфликт: понятие, структура, виды и методы разрешения. Проблема конфликта в социальной работе.
- Социальная работа в условиях экстремальных ситуаций: сущность, виды и конкретные примеры.
- Экономические основы социальной работы: сущность и основные направления.
- Принципы и основные источники финансирования системы социальной защиты населения.
- Предпринимательство в социальной сфере: сущность и особенности.
- Социальное управление: понятие, принципы, законы, функции. Классификация методов социального управления.
- Подходы к управлению социальной работой: системный, ситуационный, функциональный, процессный.
- Субъекты и объекты управления социальной работой. Функции субъектов управления.
- Социальная организация: понятие, сущность и виды. Внутренняя и внешняя среда организации. Система целей организации.
- Социальная служба как институциональная основа управления. Признаки и виды социальных служб.
- Кадровое обеспечение социальной работы.
- Информационно-технологическое обеспечение деятельности социальных служб.
- Организация делопроизводства в учреждениях социальной защиты.
- Структура, основные задачи и функции Министерства труда и социальной защиты населения рб.
- Социальная работа на уровне муниципальных образований.
- Стационарные формы социального обслуживания: виды, цели и задачи.
- Полустационарные формы социального обслуживания: содержание, виды и задачи.
- Нестационарные формы социального обслуживания: виды, цели и задачи.
- Центры социального обслуживания населения: основные направления и принципы деятельности, структура и деятельность отделений.
- Территориальные центры социальной помощи семье, детям и молодежи: основные направления деятельности отделений.
- Реабилитационные центры для лиц с ограниченными возможностями: цели, задачи и основные направления деятельности отделений.
- Специальные дома для одиноких граждан: организация и содержание работы с клиентами.
- Проблема бедности в современной России и способы ее преодоления.