logo
OTVETY

Социальный конфликт: понятие, структура, виды и методы разрешения. Проблема конфликта в социальной работе.

Конфликт - это столкновение 2 и более равроправных сил с целью реализации их интересов в условиях противодействия. Конфл явл особым типом взаимодействия между людьми во всех сферах жизнедеятельности. Кажд из субъектов конф видит в оппоненте препятствие для достижения собственных целей и удовлетвор актуальн интересов. Эмоциональное состояние участников конфл чаще всего ярко-негативно эмоционально окрашено. Структурными элементами конфликта является: 1) Субъекты К- это активная сторона, способная создать Конфл ситуацию В К участв 2 и более субъекта. Они могут быть неравными по физич форме, материально и тд. 2) Участники К - индивиды, сознательно приним участие в К либо случайно или по своей воле вовлеченного в него. 3)Предмет и объект, выраж сущность противоречия. Предмет К - это обособленно существовавш или воображающ противоречие, лежащее в основе К. Объект - это материал (ресурс, соц власть), духовная ценность, к облад котор стремятся оба субъекта. 4) Кон­фликтная ситуация - услов микро и макросреды (время, место), в котор наход и участв К. 5) Третья торона К - это нейтральное лицо или организа­ция, чьи действ направл на прекращ К Виды: 1) По составу участников ( внутриличн, межличн, м/у личн и группой, межгрупповой) 2) По базовому противоречию 3) По сфере жизнед-ти, 4) По территории (локальн, региональн, глобальн), 5) Время ( кратковр, долговрем, затяжной), 6) Субъектив­ное восприятие истинный, потенц-й, ложный, 7) статус участников, 8) Способ организ-ии - случайный, спровоцир-й, иницииров-й, организов-й), 9) Способ завершения (выигрыш, выигрыш-проигрыш, проигрыш-проигрыш). Методы разреш К. 1) Переговорный процесс - представл собой про­цесс поиска сторонами К взаимоприемлемого решения проблемы. 2) Арбитраж в СР - это внесудеб способ решения К с помощью 3 стороны арбит­ра. 3) Медиация - это внесудебный метод разрешения К с участием посредника (медиатора). Он успешно использ в тех сферах жизни общества, где необходд восстанов отношение между людьми, чье взаимод д/б сохранено в будущем (семейн отнош, отнош между родит и приемными детьми и тд). Медиатор как 3 сторона К налаживает взаимод между К сторонами, чтобы они самост могли разраб взаимоприемлемое решение стоящей перед ними проблемы. СР с точки зрения Конф, явл высоконфликтной сферой общественной жизни. Это связано с тем, что клиенты, явл субъектами К, находятся в ТЖС. Поэтому у них чато наблюдаются обострение эмоциональн, поведенческой реакции на соц окружение. Основн сферами конфл взаимод в СР назыв К между 2 и более клиентами, клиентом и предтавителями соц служб, клиентом и госуд, клиент и обществ организ Соц. конф-т(СК) – повторяющиеся общ-е отнош-я м/у субъектами – участниками возникающие в процессе реал-ции их целенапр-й соц. д-ти, выражаемые в противоречивых дейст-х сторон, занимающие разл-й статус в соц. стр-ре общ-ва, несовместимые позиции отстаивающие противопол-е интересы, ценности, потребности, соц. нормы и установки. Субъект – непосред-й участник конф-та. Признаки субъекта: участие в конф-те; занятие опред-й соц. позиции; формир-е собственных позиций; д-ть целенаправленна; определ-е собственных способов разреш-я конф-та. Опосредованные субъекты – наблюдатели, кот. втягиваются спонтанно или случайно, косвенно влияют на конф-т. Оппоненты – совк-ть лиц, обладающих «силой», т.е. реальной возможностью победить в конф-те. «Сила» - мощь статуса, наличие денег, союзников, она м. выражаться ч/з действия и контрдействия. Признаки соц. конф-та: 1) общ-е противоречие – д-ть, направленная на преодоление, разреш-е конф-та. Поэтому конф-т – соц. потиворечие на высшем уровне его напряжения; не всякое противоречие явл-ся конф-м, а т-ко то, кот. из латентного (скрытого) отношения развилость явное субъективное отношение. 2) противоречивость интересов: противоречие взглядов, существенно различное отнош-е к интересам др. Интересы выражают базовые и др. необходимые для общ-й ж. потребностей.3) цель – образ буд-го рез-та конф-ой д-ти. элми конф-та явл-ся : предмет, конфликтующие стороны, и конфл-ые ситуации. Причины конф-та – совок-ть общ-х процессов или дейст-й людей, составляющие основу противоречия на кот-х форм-ся конф-т. Объект конф-та – фрагмент мат-й, соц.-пол-й, дух-й реальн-ти, кот. служат основаниями для конф-та (терр-я, соц. статус, власть, язык, культ-е ценности). Предмет конф-та – конкр-я проблема, вокруг кот. формир-ся конф-тные взаимодействия сторон (неравн-й доступ к мат-м благам, соц. и полит-е неравен-во). Соц-я напряженность – преддверие конф-та. Э.Дюргейм понимал соц. напряж-ть как дезинтеграцию или разрыв связей, наростание аномии. Р.Мертон сч-т, что соц. напряж-ть – принятие или непринятие ценностей связанных с к.-л. целями общ-ва либо со сред-ми. Смелзер, соц. напряж-ть – неясность и неопределенность статусов и соответствия ролевых предписаний. Соц. напряж-ть – неудовлетворенность, кот. возник-т в результате рассогласования. СН сопровождается негативным психол-м проявлением, оно дестабилизирует соц. связи общ-ва, изменяет форму ж., способствует переоценке соц. норм, ценностей. Выделяют 3 осн-е переменные: неудовлетворенность, способы проявления протестных дейст-й, массовость. Конф-я ситуация – предел обострения противоречия (противоречивые позиции, цели, несовпадение интересов), верхняя граница соц. напряж-ти. Она включ-т в себя компоненты: 1) условия возникновения и протикания конф-та; 2) образ конф-й ситуации, кот. сложился у участ-в; 3) действия. Инцидент – действия одной стороны или совок-ть действий всех оппонентов, ущемляющие интересы др.др. и провоцирующие конф-т. Т.О., соц. конф-т всегда уникален и ситуационен. Конф-т – составляющее соц. отнош-й, т.е. как правило происходит в соц. сфере. Роль конф-та, в основном, зависит от того, насколько эффективно им управляют. Чтобы управлять конфликтом, необходимо понимать причины возникновения конфликтной ситуации. Классификация к-тов: 1. Классиф-я по субъектам кф-та определяет существование след-х видов:1)межличностные; 2)внутри-и межгрупповые; 3)внутри и межклассовые; 4) этнические; 5) внутренние и внешние кф-ты организаций и институтов; 6) международные. 2 Классиф-я по критерию сф жизнедеятельности общества, выделяют след-щие 1) эконом-е; 2) социальные; 3) политич-е; 4)правовые; 5)нравственные; 6)религиозные; 7) научные; 8) управленческие. Экон-й конф-т- это кф-т по поводу присвоения, распоряжения и использования ср-в произв-ва, по поводу организации и управления производ-м метер-х благ и их распределение. Соц. конф-т- конф-т по поводу средств жизнеобеспечения, реального доступа к различ-м благам и ресурсам. Одной из разновидностей соц. конф-та явл-ся этнический КНФ-т, связанный с защитой прав и интересов нац-х групп. Политич-й конф-т возникаетпо поводу вл-ти , ее приобретения, защиты и использования в интересах опред-х соц. групп или большинства общества. Правовой кнф-т – формир-ся в с-ме правовых отношений и по поводу юр-х норм и правосудия. Управленческий кнф-т присущ управленч-м отношениям, рождается на различн-х этапах разраб-ки, принятия и реализ-ции управленч-х решений. Идеологич-ий, религиозный, научный, нрав-й и др кнф-ты –характерный процесс духовной ж-ни л-й, который возникает и существует в сф. дух-й деят-ти и взаимодействующий по поводу дух-х ценностей. Любой из указанных кнф-тов м. б. как горизонтальным так и вертикальным, не исключ-ся одновременное сочетание того и другого типологического признака.