Эффективность социальной работы: понятие, компоненты, критерии.
Эфф-ть - опред как результативность. ЭСР - это характеристика реализации практич целей СР по удовлетвор соц потреб населения в данных условиях, с учетом понесенных затрат на достижение (с учетом принятых норм идеалов). Компоненты: (Павленок): Цель - это образ предмета, котор челов хочет получить в результате своей деят-ти, планируемый результат. Цель СР явл потребностей клиента, достижение такого положения, когда у людей отпадает необходимость в помощи СР, удовлетворение соц потреби людей. Результат - то, что получ в завершении какой-либо деят-ти. Результат должен быть в оказ помощи, поддержке людей, особенно уязвимых и слабых. Результат должен совпадать с целью, если результат полностью противоречит цели, то это неэффективность. Затраты - это то, что израсходовано уже. Вид затрат зависит от вида деятельности (они многогранны: времен, физич, умств, психич й финансов и др). Условия труда - это 1) санитарно-гигиенич (освещение, шум), 2)психофизиологические (физич нагрузка на работника). 3) Соц-психол климат в обществе, труд, семье, 4) Эстетические (архитектурн-художеств качества, интерьера, рабоч места). Созд услов труда -важн фактор соц защищенности людей. Общепринятые нормы (идеалы). Нормативы явл производств понят от норм и однознач расчет величины, затрат рабоч времени, денежн ресурсов; ^ Р/Ц+З+У+Н-формула. Критерий - это отличительные признаки, отраж состояние того или иного процесса явления, объекта или субъекта, на основании котор провод оценка или классификация чего-либо. Кадр критерий может включ в себя группу показателей, раскрыв его содерж. Крит м/б не всякие признаки состояния СР, а только те, котор опред требов. Они м/б: -Объективные и отраж не второстепенную случайность, а существов инфо о явлении или процессе, - перелом оценки. 4 группы критериев эффек СР: 1) критерии потребности в соц услуге 2) критерии доступности соц услуг 3) критерий коммуникативной эффект соц слцжбы 4) критерий соблюдения нормативов. Существуют методы, применение кот. позволяет оценить эффект-ть деят-ти учреждений соц. сферы независимо от вида, профиля, предоставляемых услуг и масштаба деят-ти. Пожалуй, наибольшее распространение получили такие методы оценки ЭСР, как «параметрический», «факторы эффект-ти и неэф-ти», «выявление степени удовлетворения потребностей клиентов» и социологические – анкеты, беседы, интервью, вопросники. Парам-й м-д предполагает описание состояния пациента «на входе» (при приеме в соц. учреждение) и «на выходе», т.е. после завершения реабилитац-го периода. Этот метод, в свою очередь, м\т применяться как своеобразная оценка профес-ма, деловитости, прагматизма руководителей соотв-й структуры в с-ме СЗН. Метод выявления ст. удовлетворения потребностей клиентов явл-ся комбинированным. Имеет следующие разновидности: 1)прямой оценочный м-од, суть кот-го периодическое проведение устных и письменных опросов клиентов. 2) параметрический м-од, с п-щью кот. сравнивается то, что положено клиентам по нормам или соответствующим стандартам, с тем, что фактически выполняется в процесс СО. 3) сочетание этих разновидностей. При использовании данных м-ов приходится считаться с неожиданными реакциями клиентов, кот. иногда обращаются в органы СЗ с жалобами, вопросами, отражающими их потребности. Эти методы, безусловно, помогают установить эффект-ть д-ти учрежд-й соц. сферы. «-» - отсутствие возможности оценить мнение самих клиентов. Следовательно, для получения более достоверных оценок эффект-ти д-ти учрежд-й соц. сферы следует:1)увеличить количество опрашиваемых клиентов; 2)использовать разнообразные оценочные методы. Социол-е м-ды – это использование анкет, интервью, бесед.
Например, мониторинг качетва….. Показатели, характеризующие общие критерии оценки
качества оказания услуг организациями социального обслуживания
Например критерий наличие специально оборудованного санитарно-гигиенического помещения ,
А показатель- доступно/ частично доступно /не доступно
-
Сущность и содержание основных этических категорий в социальной работе. Профессионально-этический кодекс социального работника. Профессиональные и личностно-нравственные качества социального работника.
Этика – совок принципов жизни людей, выступащих своеобразным кодексом поведения. Этика СР – наука о проф идеалах, ценностях и этич принципах поведения, кот отражает сущность профессии СР и регламентирует взаимоотношениев СР. Профессиональная этика - наука о профессиональной морали как совокупности идеалов и ценностей, идей о должном, этических принципов и норм поведения; которые соответствуют сущности профессии и обеспечивают должный характер взаимоотношений между людьми в процессе профессиональной деятельности. Объектом изучения этики социальной работы является профессиональная мораль специалистов, а предметом - возникающие в процессе работы этические отношения, этическое сознание и этические действия социальных работников.. Категории ЭСР: этические отношения, этическое сознание, этические действия. Основными обязанностями социального работника являются его обязанности по отношению к клиенту:
б) ср должен избегать связей и отношений, которые идут во вред его клиентам; в) ср должен завершить работу с клиентом и профессиональные отношения с ним, когда такая работа и отношения не являются необходимыми и более не служат нуждам и интересам этого человека или семьи; г) социальный работник не должен позволять вовлекать себя в любые действия, которые оскверняют или уменьшают гражданские или юридические права клиента, даже если это делается по просьбе клиента; д) социальный работник должен обеспечивать активную субъективную позицию самого клиента, не допускать унижения достоинства личности клиента формами оказываемой ему благотворительной помощи, качества личности специалиста: 1) профессиональная компетентность: высокий уровень образования и культуры, владение профессиональными знаниями и умениями^) доброжелательное отношение к людям: доброта, любовь к людям, чуткость, сострадание, желание помочь;3) организаторско-коммуникативные способности: коммуникабельность, умение управлять людьми, влиять на их позиции и убеждения, аттрактивность, харизматичность;4) нервно- психическая выносливость: работоспособность, энергичность, инициативность, настойчивость в достижении цели; отношение к себе: адекватность представлений о своей личности, умение решать собственные проблемы, уверенность в собственных силах, самокритичность^) высокий морально-этический уровень: бескорыстие, честность, порядочность, ответственность, высокая нравственность Этика СР–неотъемлемая часть профес. СР. Деонтология (18 в - Бентам) – наука о должном. 5 типов отношений в Деонтологии СР: 1. Долг и ответ СР-ка п/д об-вом и гос-м. 2. Долг и ответ СР-ка п/д профессией. 3. п/д коллегами. 4. п/д клиентом 5. п/д самим собой
Профессионально-этический кодекс социального работника России принят Межрегиональной ассоциацией работников социальных служб 22 мая 1994 года. В 2003 году на основе рекомендаций Международной Федерации социальных работников разработан кодекс этики социального работника. Настоящий Кодекс и представляет собой документ, в котором излагаются основные, базовые принципы и це н но стисо ц иаль но й работы, связанные с реализацией специалистами социальной сферы своих профессиональных обязанностей. Главная цель «Кодекса этики социального работника - определить и обозначить этические принципы и нравственные (моральные) позиции человека (клиента), специалиста (социального работника) и общества (различных институтов социума) в процессе их взаимодействия при удовлетворении социальных потребностей клиен-та.
- Возникновение и становление теории социальной работы как науки за рубежом и в России.
- Социальная работа как наука и как академическая дисциплина: объект, предмет, методы и функции.
- Особенности и характеристики социальной работы как профессиональной деятельности.
- Категории социальной работы: понятие, классификации.
- Социальная защита: понятие, формы. Взаимосвязь социальной защиты и социальной работы.
- Взаимосвязь социальной работы с философией, социологией и другими науками.
- Эффективность социальной работы: понятие, компоненты, критерии.
- Социальная помощь в Московской Руси (XV–XVII вв.).
- Функционирование системы государственного призрения в Российской империи (XVIII – нач. XX вв.).
- Частная и общественная благотворительность в России (XVIII – нач. XX вв.).
- Советская система социального обеспечения (20-80–е гг. XX в.).
- Социальная диагностика: понятие, сущность, принципы, этапы, способы и уровни проведения.
- Сущность социальной профилактики. Принципы и содержание профилактических мер в социальной работе.
- Социальная реабилитация: сущность, принципы и виды.
- Социальная адаптация: сущность, принципы и виды.
- Социальная терапия: сущность, виды, формы.
- Социальное консультирование: основные подходы, типы, принципы и этапы.
- Социальное посредничество: сущность, функции, принципы, этапы и формы.
- Социальная экспертиза: понятие, функции и модели проведения.
- Социальный контроль: сущность, функции, виды и методы.
- Социальное обеспечение: понятие, функции и виды.
- Социальное страхование и его виды.
- Технология социальной работы с пожилыми людьми. Основные направления государственной политики рф в отношении пожилых граждан.
- Технология социальной работы с инвалидами. Основные направления государственной политики в отношении инвалидов.
- Технология социальной работы с лицами девиантного поведения.
- Технология социальной работы с мигрантами.
- Технология социальной работы с семьей. Основные направлениия государственной семейной политики в рф.
- Технология социальной работы с молодежью. Основные направления государственной молодежной политики в рф.
- Технология социальной работы с осужденными и освобождающимися из мест лишения свободы. Технология социальной работы с лицами без определенного места жительства.
- Сущность и особенности социального проектирования. Типология социальных проектов.
- Прогнозирование и моделирование в социальной работе.
- Исследования в социальной работе: специфика, особенности, методология и методика исследований.
- Виды, этапы и методы исследований в социальной работе. Программа исследования проблем социальной работы.
- Социальная политика: сущность, цели, принципы и основные направления.
- Структура, объект и субъект социальной политики. Понятие многосубъектности социальной политики.
- Негосударственные общественные организации в социальном обслуживании населения: понятие, виды, функции и их взаимодействие с государственными структурами.
- Социальное государство: понятие, цели, функции.
- Международные организации и правовые документы по социальной защите населения. Правовые документы, закрепляющие государственные принципы и гарантии в сфере социального обеспечения и обслуживания.
- Занятость населения и рынок труда. Критерии оценки эффективности рынка труда и социально-трудовой потенциал общества.
- Занятость молодежи в современной России. Современное законодательство, регулирующее отношения в сфере занятости населения.
- Здоровье общества как проблема национальной безопасности. Социальные условия и факторы формирования здорового образа жизни населения.
- Три аспекта устойчивого развития общества и их значение в формировании здоровья нации (взаимосвязи трех аспектов устойчивости).
- Основные направления развития социальной экологии в настоящее время и их роль в формировании социально-экологической культуры личности.
- Социально-экологическая культура как «иммунная система общества».
- Демографическая политика и воспроизводство населения.
- Гендерные аспекты социальных проблем в современном российском обществе.
- Социальная геронтология: понятие, основные направления. Социогеронтологические теории.
- Социально-медицинская работа: основные направления. Принципы, формы и методы социально-медицинской работы.
- Медико-социальная экспертиза: сущность, порядок проведения. Задачи учреждений медико-социальной экспертизы.
- Понятие и комплекс мероприятий паллиативной помощи. Структура, задачи и организация работы хосписа.
- Понятия «наркотик», «психоактивные вещества», «наркомания», «наркотизм».
- Социальный конфликт: понятие, структура, виды и методы разрешения. Проблема конфликта в социальной работе.
- Социальная работа в условиях экстремальных ситуаций: сущность, виды и конкретные примеры.
- Экономические основы социальной работы: сущность и основные направления.
- Принципы и основные источники финансирования системы социальной защиты населения.
- Предпринимательство в социальной сфере: сущность и особенности.
- Социальное управление: понятие, принципы, законы, функции. Классификация методов социального управления.
- Подходы к управлению социальной работой: системный, ситуационный, функциональный, процессный.
- Субъекты и объекты управления социальной работой. Функции субъектов управления.
- Социальная организация: понятие, сущность и виды. Внутренняя и внешняя среда организации. Система целей организации.
- Социальная служба как институциональная основа управления. Признаки и виды социальных служб.
- Кадровое обеспечение социальной работы.
- Информационно-технологическое обеспечение деятельности социальных служб.
- Организация делопроизводства в учреждениях социальной защиты.
- Структура, основные задачи и функции Министерства труда и социальной защиты населения рб.
- Социальная работа на уровне муниципальных образований.
- Стационарные формы социального обслуживания: виды, цели и задачи.
- Полустационарные формы социального обслуживания: содержание, виды и задачи.
- Нестационарные формы социального обслуживания: виды, цели и задачи.
- Центры социального обслуживания населения: основные направления и принципы деятельности, структура и деятельность отделений.
- Территориальные центры социальной помощи семье, детям и молодежи: основные направления деятельности отделений.
- Реабилитационные центры для лиц с ограниченными возможностями: цели, задачи и основные направления деятельности отделений.
- Специальные дома для одиноких граждан: организация и содержание работы с клиентами.
- Проблема бедности в современной России и способы ее преодоления.