logo
OTVETY

Эффективность социальной работы: понятие, компоненты, критерии.

Эфф-ть - опред как результативность. ЭСР - это характеристика реализации практич целей СР по удовлетвор соц потреб населения в данных условиях, с учетом понесенных затрат на достижение (с учетом принятых норм идеалов). Компоненты: (Павленок): Цель - это образ предмета, котор челов хочет получить в результате своей деят-ти, планируемый результат. Цель СР явл потребностей клиента, достижение такого положения, когда у людей отпадает необходимость в помощи СР, удовлетворение соц потреби людей. Результат - то, что получ в завершении какой-либо деят-ти. Результат должен быть в оказ помощи, поддержке людей, особенно уязвимых и слабых. Результат должен совпадать с целью, если результат полностью противоречит цели, то это неэффективность. Затраты - это то, что израсходовано уже. Вид затрат зависит от вида деятельности (они многогранны: времен, физич, умств, психич й финансов и др). Условия труда - это 1) санитарно-гигиенич (освещение, шум), 2)психофизиологические (физич нагрузка на ра­ботника). 3) Соц-психол климат в обществе, труд, семье, 4) Эстетические (архитектурн-художеств качества, интерьера, рабоч мес­та). Созд услов труда -важн фактор соц защищенности людей. Общепринятые нормы (идеалы). Нормативы явл производств понят от норм и однознач расчет величины, затрат рабоч времени, денежн ресурсов; ^ Р/Ц+З+У+Н-формула. Критерий - это отличительные признаки, отраж состояние того или иного процесса явления, объекта или субъекта, на основании котор провод оценка или классификация чего-либо. Кадр критерий может включ в себя группу показателей, раскрыв его содерж. Крит м/б не всякие признаки состояния СР, а только те, котор опред требов. Они м/б: -Объективные и отраж не второстепенную случайность, а существов инфо о явлении или процессе, - перелом оценки. 4 группы критериев эффек СР: 1) критерии потребности в соц услуге 2) критерии доступности соц услуг 3) критерий коммуникативной эффект соц слцжбы 4) критерий соблюдения нормативов. Существуют методы, применение кот. позволяет оценить эффект-ть деят-ти учреждений соц. сферы независимо от вида, профиля, предоставляемых услуг и масштаба деят-ти. Пожалуй, наибольшее распространение получили такие методы оценки ЭСР, как «параметрический», «факторы эффект-ти и неэф-ти», «выявление степени удовлетворения потребностей клиентов» и социологические – анкеты, беседы, интервью, вопросники. Парам-й м-д предполагает описание состояния пациента «на входе» (при приеме в соц. учреждение) и «на выходе», т.е. после завершения реабилитац-го периода. Этот метод, в свою очередь, м\т применяться как своеобразная оценка профес-ма, деловитости, прагматизма руководителей соотв-й структуры в с-ме СЗН. Метод выявления ст. удовлетворения потребностей клиентов явл-ся комбинированным. Имеет следующие разновидности: 1)прямой оценочный м-од, суть кот-го периодическое проведение устных и письменных опросов клиентов. 2) параметрический м-од, с п-щью кот. сравнивается то, что положено клиентам по нормам или соответствующим стандартам, с тем, что фактически выполняется в процесс СО. 3) сочетание этих разновидностей. При использовании данных м-ов приходится считаться с неожиданными реакциями клиентов, кот. иногда обращаются в органы СЗ с жалобами, вопросами, отражающими их потребности. Эти методы, безусловно, помогают установить эффект-ть д-ти учрежд-й соц. сферы. «-» - отсутствие возможности оценить мнение самих клиентов. Следовательно, для получения более достоверных оценок эффект-ти д-ти учрежд-й соц. сферы следует:1)увеличить количество опрашиваемых клиентов; 2)использовать разнообразные оценочные методы. Социол-е м-ды – это использование анкет, интервью, бесед.

Например, мониторинг качетва….. Показатели, характеризующие общие критерии оценки

качества оказания услуг организациями социального обслуживания

Например критерий наличие специально оборудованного санитарно-гигиенического помещения ,

А показатель- доступно/ частично доступно /не доступно

  1. Сущность и содержание основных этических категорий в социальной работе. Профессионально-этический кодекс социального работника. Профессиональные и личностно-нравственные качества социального работника.

Этика – совок принципов жизни людей, выступащих своеобразным кодексом поведения. Этика СР – наука о проф идеалах, ценностях и этич принципах поведения, кот отражает сущность профессии СР и регламентирует взаимоотношениев СР. Профессиональная этика - наука о профессиональной морали как совокупности идеалов и ценностей, идей о должном, этических принципов и норм поведения; которые соответствуют сущности профессии и обеспечивают должный характер взаимоотношений между людьми в процессе профессиональной деятельности. Объектом изучения этики социальной работы является профессио­нальная мораль специалистов, а предметом - возникающие в процессе работы этические отношения, этическое сознание и этиче­ские действия социальных работников.. Категории ЭСР: этические отношения, этическое сознание, этические действия. Основными обязанностями социального работника являются его обязанности по отношению к клиенту:

б) ср должен избегать связей и отношений, которые идут во вред его клиентам; в) ср должен завершить работу с клиентом и про­фессиональные отношения с ним, когда такая работа и отношения не являются необходимыми и более не служат нуждам и интере­сам этого человека или семьи; г) социальный работник не должен позволять вовлекать себя в любые действия, которые оскверняют или уменьшают гражданские или юридические права клиента, даже если это делается по просьбе клиента; д) социальный работник должен обеспечивать активную субъективную позицию самого клиента, не допускать унижения достоинства личности клиента формами оказываемой ему благотворительной помощи, качества личности специалиста: 1) профессиональная компетентность: высокий уровень образования и культуры, владение профессиональными знаниями и умениями^) доброжелательное отношение к людям: доброта, любовь к людям, чуткость, сострадание, желание помочь;3) организаторско-коммуникативные способности: коммуникабельность, умение управлять людьми, влиять на их позиции и убеждения, аттрактивность, харизматичность;4) нервно- психическая выносливость: работоспособность, энергичность, инициативность, настойчивость в достижении цели; отношение к себе: адекватность представлений о своей личности, умение решать собственные проблемы, уверенность в соб­ственных силах, самокритичность^) высокий морально-этический уровень: бескорыстие, честность, порядочность, ответст­венность, высокая нравственность Этика СР–неотъемлемая часть профес. СР. Деонтология (18 в - Бентам) – наука о должном. 5 типов отношений в Деонтологии СР: 1. Долг и ответ СР-ка п/д об-вом и гос-м. 2. Долг и ответ СР-ка п/д профессией. 3. п/д коллегами. 4. п/д клиентом 5. п/д самим собой

Профессионально-этический кодекс социального работника России принят Межрегио­нальной ассоциацией работников социальных служб 22 мая 1994 года. В 2003 году на основе рекомендаций Международной Феде­рации социальных работников разработан кодекс этики социального работника. Настоящий Кодекс и представляет собой доку­мент, в котором излагаются основные, базовые принципы и це н но стисо ц иаль но й работы, связанные с реализацией специалистами социальной сферы своих профессиональных обязанностей. Главная цель «Кодекса этики социального работника - определить и обозначить этические принципы и нравственные (моральные) позиции человека (клиента), специалиста (социального работника) и общества (различных институтов социума) в процессе их взаимодействия при удовлетворении социальных потребностей клиен-та.