logo
OTVETY

Взаимосвязь социальной работы с философией, социологией и другими науками.

Социальная работа интегративная и междисциплинарная наука. .Социальная работа использует теории гуманитарных наук как группу утверждений для объяснения феноменов мира человека и общества при построении концепций социальных изменений. Взаимосвязь философии и социальной работы. Философия – наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Объект философии– объективная действительность вокруг нас, которая является объектом изучения (природа, общество (человек) и мышление).Предмет философии - тот угол зрения, под которым рассматривается объект исследования (онтология, гносеология, этика, антропология – все это разные точки зрения на объект философии).

Философские познания позволяют социальной работе применять их к анализу конкретных проблем социальной сферы. Социальная работа включает предварительный сбор информации, системный анализ объекта, выдвигает гипотезы, сопоставляет факты, строит модели развития. Социальный работник в любой из сфер своей деятельности, так или иначе, связан с человеком, с взаимоотношениями между личностью и коллективом, между социальными группами и т. д. То есть вся его деятельность направлена на совершенствование человеческих отношений, на то, что проводит в жизнь идеи гуманизма. Именно в развитии гуманизма заложен основной философский смысл социальной работы. Концептуальный аппарат философии содержит такие универсальные категории: человек, гуманизм, социальное время и пространство, душа, общественная деятельность и т. д.

Философия как методология научного познания, как наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления является основой социальной работы. Также важным является то, что при подготовке специалистов по социальной работе используется ряд философских дисциплин: логика, эстетика, этика. Взаимосвязь социологии и социальной работы. Социология – это наука об обществе, о законах его функционирования и развития. Объект – общество. Прдемет - социальная жизнь общества, т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей.  Выделяют три основных направления влияния социологии на социальную работу: Первое направление. С организацией социальной работы как практической деятельности тесно связана социология управления. Здесь социальный работник опирается на знания, рекомендации, социальные проекты, разрабатываемые в рамках социологии управления, основанной на эмпирических исследованиях социологии конфликта, этносоциологии и т. д. Гранями соприкосновения социологии и организации социальной работы являются: социология семьи, социология управления персоналом, социология труда Второе направление. В обучении социальной работе социология играет большую роль. Особое место отводится изучению социологических дисциплин. Кроме того, очевидно наличие социологического содержания и в таких общепрофессиональных учебных дисциплинах как конфликтология, менеджмент социальной работы и т. д. Третье направление влияния социологии на социальную работу связано с анализом самой социальной работы в контексте осмысления характера участия в ней разных групп социальных работников, видов учреждений, эволюции социальной работы как общественного института, определенной организованной специфической социальной деятельности, т. е. в данном случае сама социальная работа является объектом анализа, что создает новую социологическую отрасль современной социологии -социология социальной работы. Во всех направлениях социальной работы: будь то практика, обучение, исследование используется социология. Взаимосвязь психологии и социальной работы. Психология – наука о процессах и закономерностях психической деятельности. Объект психологии - это закономерности психики как особой формы жизнедеятельности человека и поведения животных. Предмет психологии - это психика как высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем .Из психологии социальная работа берет знание о проведении оценки проблемы клиента и определении планов необходимого вмешательства. Для повышения результативности деятельности специалисту по социальной работе необходим определенный уровень психологической подготовки. В практике социальной работы используются несколько основных психологических направлений: 1. Психодиагностика - постановка психологического диагноза. В таких областях социальной работы как: подбор кадров, профотбор и профориентация, прогнозирование профессионального поведения, консультативная и психотерапевтическая помощь, судебная психолого-психиатрическая экспертиза и другое 2. Психологическое консультирование различают консультирование и психотерапию. Консультирование - оказание помощи психически нормальным людям для достижения ими каких - либо целей, более эффективной организации поведения. Социальный психолог помогает человеку посмотреть на себя как бы со стороны, осознать проблемы, которые он не контролирует, изменить установки по отношению к окружающим. Психотерапия - долговременный психологический процесс реконструкции личности, характеризующийся глубокими изменениями ее структуры. 3.Использование психологических техник, методов, приемов воздействия на клиента. В числе таковых:, психодрама, социодрама. музыкотерапия, арттерапия и т. д. Особая связь психологии и социальной работы прослеживается и втом, что обе научные области знаний имеют прикладной, практический характер. У обеих наук объектом воздействия является человек. При этом следует отметить, что человек выступает как объект социальных отношений, но и как субъект. Целью взаимодействия социальной работы и психологии становится помощь человеку в проявлении социальной активности,возможностисаморазвития самоактуализации, целенаправленности, креативности, т. е. дает возможность человеку из объекта стать субъектом социальных действий. Взаимосвязь социальной работы и социальной педагогики.Педагогика – наука о воспитании и обучении. СП – процесс пед влияния на соц действия человека. Объектом социальной педагогики как наукивыступает социально-педагогическая деятельность субъектов и институтов по достижению конкретных социально-педагогических целей, способствующих наиболее полной социализации человека, его целесообразного взаимодействия с социальной средой. Предметом социальной педагогики как науки являются закономерности, противоречия, принципы и методы социализации человека с учетом его индивидуальных особенностей (в том числе с особыми нуждами).  Термин "социальная педагогика" был предложен немецким педагогом А. Дистервегом в середине 19 века. Особо четко взаимосвязь социальной работы и социальной педагогики прослеживается в практической деятельности специалистов. Это объясняется, во —первых, наличием общего объекта воздействия (детей. подростков, родителей); во -вторых, наличием в инструментарии общей группы методов -психолого-педагогической. Методы социально -педагогической коррекции и воспитания в своем многообразии могут охватывать всю жизнь человека, они представляют собой научно -обоснованные способы социального, педагогического воздействия с воспитуемым, организации и самоорганизации его жизни, стимулирования его деятельности и самовоспитания. Метод воспитания должен быть психологически проникающим, опирающимся на региональную, эмоциональную, деятельностную сферу личности. Выделяют 3 группы социально - педагогических методов: -формирование сознания личности; -стимулирование деятельности и поведения индивида; -организация познавательной, практической деятельности и поведения. При подготовке специалиста по социальной работе, социальная педагогика является одной из учебных дисциплин, формирующих его профессионализм; при подготовке же социального педагога такое же место отводится теории и технологии социальной работы.