1.4. Праздники великой французской революции
В праздниках Великой французской революции в соответствии с амплитудой революционных страстей надо выделить три этапа: розовый, кроваво-красный, бело-голубоватый.
I этап: июль 1789 г. – август 1792 г. Этот розовый этап мы характеризуем как время эйфории победы, энтузиазма и элементов народной самодеятельности. Ограниченная монархия, головокружительное равенство сословий, обещания и разработка Конституции. Идеализм лозунгов еще учитывает и сочетается с реалиями традиций при дефиците адекватных новым идеям и переживаниям эмоциональных выразительных средств. Новые революционные действия еще не обходятся без фигуры короля, епископа, религиозных действ. Еще нет революционных песен и музыки. В ход идут травестированные народные и религиозные песнопения и гимны. Велик удельный вес народной самодеятельности, у власти пока умеренные лидеры типа Мирабо, да и народу непривычно в одночасье отбросить все традиции при отсутствии замены.
II этап: кроваво-красный. Сентябрь 1792 г. – июль 1794 г. Время крайне левых. Арест и казнь Людовика XVI и Марии Амуанетты, республиканская конституция, идеологическая нетерпимость и поиск врагов (расправа с политическими соперниками под флагом борьбы с врагами революции), исключение религии из сюжета праздника, создание новой религии с античной атрибутикой и символикой, праздники обретают свою музыку и поэтические тексты (Марсельеза, Карманьола, гимны), провозглашение системы праздников, соответствующей идеологии.
III этап: август 1794-1795 гг. и далее – затухание. В июле 1794 г. Максимилиана Робеспьера отправили на гильотину вконец запуганные его неистовой кровожадностью более умеренные члены Конвента; абстрактную систему праздников, начиненну. Атеизмом и пантеизмом, отменили. Оставили только 14 июля – День республики. Объявили новую систему праздников, близкую конкурентному человеку (праздник юности, супружества, праздник старости, праздник земледельца и т.п.), облекая их сентиментальной античной символикой и атрибутикой, также малопонятной простолюдинам, как и абстракции якобинцев.
Второй период. 1793-1794 гг. Радикалы ввели новое летоисчисление и календарь. Угроза отодвинута. Простолюдины затихли в тревоге. Комиссары Дантона – Робеспьера, мобилизуя все творческие силы Парижа, армию и граждан, устраивают триумфы режиму. Главными исполнителями от искусства остаются Луи Давид, Госсек, Керубини, Мегюль, Шенье, артисты Оперы.
К празднику Федерации в 1793 г. были приурочены годовщины сражения 10 августа 1792 г. и принятия Конституции. Праздник имел три основные точки действия плюс концерты артистов театров в течение дня.
Третий период. Он характеризуется попыткой сочетать революционную риторику с традиционными ценностями жизни. Надо признать его неудачным историческим экспериментом эти попытки повторялись у нас: в 20-е годы – как Красные Пасхи и Красные Крестины (повторение обряда с коммунистической атрибутикой и речами), в 60-е годы – как компания по созданию новых обрядов, компенсирующих ушедшие традиционные народные обряды и образа попытки были неудачными. Так и во Франции.
Таким образом, что же нового было внесено в обычай народного праздника?
1. Атрибутика античности и Возрождения. Она представлена в оформлении и символике праздников. 2. Искренние обращения властей к народу (Отечество в опасности) и адекватный отклик. 3. Масштаб народной самодеятельности и участие масс, особенно в первый период эпохи. 4. Массированное использование трагического пафоса в целях эмоционального заражения народа необходимыми идеями.
- Содержание
- Введение
- Вопросы для самоконтроля:
- 1.2. Особенности организации и проведения праздников в европе в средние века
- Вопросы для самоконтроля:
- 1.3. Европейский досуг хvii-хviii вв.
- Вопросы для самоконтроля:
- 1.4. Праздники великой французской революции
- Вопросы для самоконтроля:
- Список рекомендуемой литературы:
- 1.5. Внешкольное образование русского зарубежья
- Вопросы для самоконтроля:
- Список рекомендуемой литературы:
- 1.6. Деятельность педагогических учреждений русской эмиграции по внешкольному образованию
- Русские народные библиотеки и читальни. Неотъемлемая часть внешкольного образовательного пространства русского зарубежья – русские народные библиотеки и читальни.
- Музеи и коллекционные собрания. Создание и сохранение музейных собраний является одним из самых слабо изученных аспектов культурной деятельности российских эмигрантов.
- Вопросы для самоконтроля:
- Список рекомендуемой литературы:
- Национальная Организация русских скаутов. Национальная Организация русских скаутов также отражала политические установки умеренно правого и правоцентристского толка.
- Вопросы для самоконтроля:
- Список рекомендуемой литературы:
- Глава 2.
- Вопросы для самоконтроля:
- Список рекомендуемой литературы:
- 2.2. Детские лагеря как эффективная форма организации досуга детей и подростков за рубежом
- 1. Образование вне стен школы.
- Вопросы для самоконтроля:
- Список рекомендуемой литературы:
- Организация досуга молодежи за рубежом
- Вопросы для самоконтроля:
- Список рекомендуемой литературы:
- Культурно-досуговая деятельность: Учебник /Под ред. Академика раен а.Д. Жаркова и профессора в.М. Чижикова. – м.: мгук, 1998.
- 2.4. Социально-культурная деятельность подростков и молодежи в странах центральной европы, скандинавии и японии
- Вопросы для самоконтроля:
- Список рекомендуемой литературы:
- 2.5 Институты гражданского общества как субъекты формирования ценностей подрастающего поколения в сша
- Социально-культурная деятельность молодежных организации по формированию ценностей подрастающего поколения
- Социально-культурные технологии используемые в деятельности молодежных организаций
- Особенности организации социальной работы в странах британского содружества
- Вопросы для самоконтроля:
- Список рекомендуемой литературы:
- 2.7. Социально-культурная работа с людьми пожилого возраста
- Вопросы для самоконтроля:
- Список рекомендуемой литературы:
- Глава 3.
- 3.1. Специфика деятельности парков по организации досуга
- Вопросы для самоконтроля:
- Список рекомендуемой литературы:
- 3.3. Общественные организации социальных меньшинств сша
- 3.4. Социально-культурная деятельность религиозных организаций
- Вопросы для самоконтроля:
- Список рекомендуемой литературы:
- 3.5. Зарубежный опыт организации музыкально-эстетического воспитания подростков
- Вопросы для самоконтроля:
- Вопросы для самоконтроля:
- Список рекомендуемой литературы:
- Социально-культурная работа за рубежом