logo search
СКР за рубежом-уч

1.4. Праздники великой французской революции

В праздниках Великой французской революции в соот­ветствии с амплитудой революционных страстей надо выделить три этапа: розовый, кроваво-красный, бело-го­лубоватый.

I этап: июль 1789 г. – август 1792 г. Этот розовый этап мы характеризуем как время эйфории победы, энтузиаз­ма и элементов народной самодеятельности. Ограничен­ная монархия, головокружительное равенство сословий, обещания и разработка Конституции. Идеализм лозунгов еще учитывает и сочетается с реалиями традиций при дефиците адекватных новым идеям и переживаниям эмо­циональных выразительных средств. Новые революцион­ные действия еще не обходятся без фигуры короля, епископа, религиозных действ. Еще нет революционных песен и музыки. В ход идут травестированные народные и религиозные песнопения и гимны. Велик удельный вес народной самодеятельности, у власти пока умеренные лидеры типа Мирабо, да и народу непривычно в одноча­сье отбросить все традиции при отсутствии замены.

II этап: кроваво-красный. Сентябрь 1792 г. – июль 1794 г. Время крайне левых. Арест и казнь Людовика XVI и Марии Амуанетты, республиканская конституция, идеологичес­кая нетерпимость и поиск врагов (расправа с политическими соперниками под флагом борьбы с врагами революции), исключение религии из сюжета праздника, создание новой религии с античной атрибутикой и симво­ликой, праздники обретают свою музыку и поэтические тексты (Марсельеза, Карманьола, гимны), провозглаше­ние системы праздников, соответствующей идеологии.

III этап: август 1794-1795 гг. и далее – затухание. В июле 1794 г. Максимилиана Робеспьера отправили на гильотину вконец запуганные его неистовой кровожадностью более умеренные члены Конвента; абстрактную систему праздников, начиненну. Атеизмом и пантеизмом, отменили. Оставили только 14 июля – День республики. Объявили новую систему праздников, близкую конкурентному человеку (праздник юности, супружества, праздник старости, праздник земледельца и т.п.), облекая их сентиментальной античной символикой и атрибутикой, также малопонятной простолюдинам, как и абстракции якобинцев.

Второй период. 1793-1794 гг. Радикалы ввели новое летоисчисление и календарь. Угроза отодвинута. Простолюдины затихли в тревоге. Комиссары Дантона – Робеспьера, мобилизуя все творческие силы Парижа, армию и граждан, устраивают триумфы режиму. Главными исполнителями от искусства остаются Луи Давид, Госсек, Керубини, Мегюль, Шенье, артисты Оперы.

К празднику Федерации в 1793 г. были приурочены годовщины сражения 10 августа 1792 г. и принятия Конституции. Праздник имел три основные точки действия плюс концерты артистов театров в течение дня.

Третий период. Он характеризуется попыткой сочетать революционную риторику с традиционными ценностями жизни. Надо признать его неудачным историческим экспериментом эти попытки повторялись у нас: в 20-е годы – как Красные Пасхи и Красные Крестины (повторение обряда с коммунистической атрибутикой и речами), в 60-е годы – как компания по созданию новых обрядов, компенсирующих ушедшие традиционные народные обряды и образа попытки были неудачными. Так и во Франции.

Таким образом, что же нового было внесено в обычай народного праздника?

1. Атрибутика античности и Возрождения. Она представлена в оформлении и символике праздников. 2. Искренние обращения властей к народу (Отечество в опасности) и адекватный отклик. 3. Масштаб народной самодеятельности и участие масс, особенно в первый период эпохи. 4. Массированное использование трагического пафоса в целях эмоционального заражения народа необходимыми идеями.