7. Средства культурно-досуговой деятельности и педагогические требования к их эффективному использованию
Экзамена по СКД
Среди массовых форм культурно-досуговой деятельности наиболее распространенными являются: концерты, развлекательно-игровые программы, вечера отдыха, дискотеки, литературные гостиные, экскурсии и так далее.
Все большей популярностью во время досуга у учащейся молодежи пользуются так называемые «центры психологической разгрузки»4. Создание таких центров оказывает значительное влияние на формирование личности студента, его социальное воспитание.
Очень большой потенциал для реализации социального воспитания учащейся молодежи имеют спортивно-оздоровительные мероприятия – их проведение и организация - так же совместная задача образовательного учреждения и представителей студенчества.
Естественно, что нельзя обойтись и без работы «Клуба Веселых и Находчивых» - как одной из самых популярных форм проведения досуга
Средства культурного досуга детей, подростков, молодежи чрезвычайно разнообразны. Это многочисленные учреждения дополнительного образования и их кружками, секциями, клубами, театральными студиями и т. п., это спортивные клубы, школы и секции, это кружки при школах, по месту жительства при муниципальных образованиях. Это музыкальные и художественные школы с их устоявшимися программами.
Специальные детско-юношеские и молодежные программы предлагают туристские компании.
К учреждениям культурного досуга относятся библиотеки, музеи, театры, концертные залы. Многие имеют специальные отделы по работе с детьми (как в Русском музее, Эрмитаже и пр.)
К средствам культурно-досуговой деятельности можно отнести имущество указанных учреждений, подготовленный персонал.
Условия эффективного использования названных средств – профессионализм педагогических коллективов, подготовленные и согласованные программы. Очень важно, чтобы программы соответствовали возрастным особенностям целевой аудитории, а в идеале соответствовали школьной программе и поддерживали ее.
Одно из наиболее действенных средств детского досуга – игра. Игры и требования к ним варьируются в зависимости от возраста ребенка. Игры несут различную функциональную направленность, но в целом формируют умение взаимодействовать в группе, ориентацию на себя, имеют эстетическую составляющую, способствуют физическому развитию.
8. Художественный образ и основные средства его создания
Экзамена по СКД
Художественный образ — всеобщая категория Художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определенного Эстетического идеала путем создания эстетически воздействующих объектов. Художественным образом также называют любое явление, творчески воссозданное в Художественном произведении.
Художественный образ - обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного индивидуального явления.
Художественный образ отличается:
- доступностью для непосредственного восприятия; и
- прямым воздействием на чувства человека.
Художественные образы создаются артистами, художниками, писателями.
Художественный образ Диалектичен: он объединяет живое Созерцание, его Субъективную интерпретацию и оценку Автором (а также исполнителем, слушателем, читателем, зрителем).
Художественный образ создается на основе одного из средств: Изображение, Звук, Языковая среда, — или Комбинации нескольких. Он неотъемлем от материального Субстрата искусства. Например, Смысл, внутреннее строение, Чёткость музыкального образа во многом определяется природной Материей музыки — Акустическими качествами Музыкального звука. В Литературе и Поэзии художественный образ создается на основе конкретной языковой среды; в Театральном искусстве используются все три средства.
В то же время, смысл художественного образа раскрывается лишь в определённой Коммуникативной ситуации, и конечный результат такой коммуникации зависит от личности, целей и даже сиюминутного настроения столкнувшегося с ним человека, а также от конкретной Культуры, к которой он принадлежит. Поэтому нередко по прошествии одного или двух веков с момента создания произведения искусства оно воспринимается совсем не так, как воспринимали его современники и даже сам автор.
В «Поэтике» Аристотеля образ-Троп возникает как неточное преувеличенное, преуменьшенное или измененное, преломленное отражение подлинника природы. В Эстетике Романтизма подобие и сходство уступают место творческому, субъективному, преображающему началу. В этом смысле бесподобный, ни на кого не похожий, значит, прекрасный. Таково же понимание образа в эстетике авангарда, предпочитающей гиперболу, сдвиг (термин Б. Лившица). В эстетике Сюрреализма «реальность, умноженная на семь, — правда». В новейшей поэзии появилось понятие «Метаметафора» (термин К. Кедрова).Это образ запредельной реальности за порогом световых скоростей, где замолкает наука и начинает говорить искусство. Метаметафора вплотную смыкается с «Обратной перспективой» Павла Флоренского и «универсальным модулем» художника Павла Челищева. Речь идет о расширении пределов человеческого слуха и зрения далеко за физические и физиологические барьеры.
Каждый художник (в широком смысле этого слова) стремится раскрыть образ доступными ему средствами в меру своего таланта и личностного видения. Чаще всего героя ставят в определенную ситуацию и образ раскрывается через поведение героя в этой ситуации, через его отношения с окружающим миром.
Немаловажное значение играют внешние характеристики: одежда. Рост, фигура, особенности мимики, жестов, тембр голоса. Особенно значимы внешние атрибуты в формировании образа театрального героя.
- Шпаргалка: культурология экзамена по скд
- 1.Культурология в системе научного знания
- 2.Сценарный ход и монтаж в досуговых мероприятиях
- 3.Виды социально-культурного творчества
- 4.Принципы ораторского искусства и специфика их использования в скд
- 5. Сущность прикладной культурологи как области
- 6.Основные этапы работы над программой досугового мероприятия. Характеристика выразительных средств каждого из них
- 7. Средства культурно-досуговой деятельности и педагогические требования к их эффективному использованию
- 9. Методы психологического исследования, возможности управления психическими процессами в социально-культурной деятельности
- 10. Методика разработки сюжетно-композиционного решения театрализованных мероприятий
- 11.Основные тенденции изменения инфраструктуры социально-культурной сферы в 90 х годах
- 12. Стиль и принципы руководства самодеятельным объединением
- 13. Технология разработки и реализации территориальных программ развития культуры
- 14. Типология самодеятельных объединений
- 15. Организация социально-культурной деятельности как вид профессионально-педагогического творчества
- 16. Особенности организации досуга различных групп населения по месту жительства
- 17.Современные концепции досуга
- 18. Социально-культурные функции самодеятельного творчества
- 19. Сущность и специфика педагогики сотворчества
- 20. Особенности сюжетно-композиционного построения игровых программ. Реализация сценарного хода в процессе игры
- 21.Воспитательный потенциал досуга и роль учреждений культуры в его реализации
- 22.Национально-культурные традиции в системе передачи социальной информации
- 23. Средства массовой коммуникации в системе социально-культурных процессов
- 24.Культурология семьи и учет ее требований к организации семейного досуга
- 25. Сущность и структура социально-культурной деятельности
- 26.Предпринимательство: понятия и виды. Особенности предпринимательства в культурно-досуговой сфере
- 27.Основные направления информационно-просветительской деятельности
- 28.Система работы с коллективом культурно-досугового учреждения
- 29.Принципы и условия отбора содержания и форм информационно-просветительской деятельности
- 30.Культура личности. Сущность. Структура, пути формирования
- 31. Менеджмент: общее понятие, виды и особенности проявления в сфере культуры
- 32.Воспитательный процесс в учреждениях культуры. Воспитательные системы образовательных учреждений
- 33. Психология общения. Общение как фактор развития личности. Виды общения. Стратегия успешного общения в социально-культурной деятельности
- 34. Особенности и типология игровых программ. Современные подходы к их организации
- 35.Социология как наука. Место социологии в решении социально-культурных и других общественных проблем
- 36.Принципы руководства культурно-досуговой фирмой
- 37. Туризм как вид социально-культурной деятельности, классификация, этапы и факторы развития, правовое регулирование туристской деятельности
- 38.Организационные формы бизнеса. Коммерческие структуры в социально-культурной сфере
- 39.Учет возрастных особенностей детей, подростков и юношества в процессе их вовлечения в социально-культурную деятельность
- 40.Бизнес-план в социально-культурной сфере. Значение и содержание
- 1. Описание продукта (услуги)
- 2. Анализ рынка сбыта
- 3. Оценка конкурентов
- 5. План производства
- 6. Организационный план
- 7. Финансовый план
- 41.Организационные и сценарно-режиссерские особенности подготовки и проведения различных игровых программ
- 42.Социология молодежи. Основные направления исследований молодежной культуры
- 43.Особенности маркетинга в культурно-досуговой сфере
- 44.Понятие «игра» и игровая деятельность. Основные признаки игровой деятельности
- 45.Социально-культурная и социально-педагогическая работа с родителями
- 46.Педагогическая валеология. Валеологические аспекты социально-культурной деятельности
- 47.Деловой этикет и культура делового общения
- 48.Принципы, средства, формы социально-культурной деятельности
- 49.Семейное право. Права и обязанности супругов. Правовая защита семьи в контексте скд
- 50.Применение социологических методов в исследованиях скд деятельности
- 51.Игровые технологии в социально-культурной и социально-педагогической деятельности
- 52.Деятельность центров досуга по изучению и удовлетворению интересов и запросов населения как основа программирования их работы
- 53.Типы досугового общения детей первого периода детства
- 54.Особенности методического обеспечения деятельности социально-культурных учреждений в условиях рыночных отношений
- 55.Типы досугового общения детей второго периода детства
- 56.Социальный заказ и социально-культурная программа как основа дальнейшего развития культурно-досуговой деятельности
- 57.Типы досугового общения подростков
- 58.Информационное общество: понятия, структура, перспективы и проблемы развития
- 59.Типы досугового общения юношества