logo search
Часть2-2

2.3 Проблемы внутренней миграции.

Следующим наиболее дестабилизирующим фактором развития экономики, являются состояние и тенденции в сфере внутренней миграции, в числе которых:

Высокий уровень внутренней миграции - один из показателей интенсивности экономического развития государства, так как внутренние перемещения, перераспределяя население в пределах государства, способствуют сбалансированности между спросом и предложением на рынках труда различных регионов и развитию их.

Внутренняя миграция играла ключевую роль в миграционных процессах, как на территории Российской империи, так и Советского Союза. Миграционная активность населения в РСФСР была, после Казахстана, самой высокой в СССР. По данным переписи 1970 года, интенсивность валовой миграции ( то есть отношение суммы прибывших к населению республики) составляла в РСФСР 133,7%. При этом большая часть населения РСФСР мигрировала в пределах республики: 86,6%-в составе прибывших и 88,3% - в составе выбывших.16

В постсоветский период в России при резко возросшей роли внешней и снижении интенсивности внутренней миграции по-прежнему преобладали внутренние перемещения населения и в 2000 году они составили свыше 90% всей миграции.17

Однако изменение социально-экономических и политических условий жизни вызвали снижение масштабов внутренней миграции, о чём свидетельствуют данные таблицы № 2.9

Таблица №2.9

Динамика прибывших в пределах России в 1992-2002 годах.

Год

Число прибывших в пределах России, тыс. чел

В том числе

Удельный вес

внутрирегиональной миграции (%)

Внутри региона

Между регионами

1992

3266.8

1760.6

1506.2

53.9

1995

3130.3

1653.3

1393.3

52.8

1998

2582

1416.8

1165.2

54.9

2000

2303

1284.6

1018.4

55.8

2001

2140.6

1204.8

935.8

56.3

2002

2017.3

1131.4

885.9

56.1

Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики, раздел -население

Как видно из таблицы, преобладает удельный вес внутрирегиональной миграции. Такое положение характерно для всех регионов России, за исключением Центрального и Северо-Западного, где в 2002 году преобладала межрегиональная миграция, что объясняется притягательностью трудовых мигрантов в эти регионы Москвы и Санкт-Петербурга, а также тем, что в целом в этих регионах динамично развивалась экономика и образовался заметный спрос на трудовые ресурсы.

Динамика масштабов внутренней миграции, особенно межрегиональной, зависит от спроса на рабочую силу, уровня занятости и наличия безработицы, что связано с состоянием развития экономики как в целом по стране, так и по отдельным её регионам.

Значительным тормозом развития внутренней миграции является отсутствие доступного рынка труда, высокие транспортные тарифы, а также отсутствие информации о вакансиях в других регионах.

Внутренние миграционные потоки в постсоветской России совершаются в основном между городскими поселениями. Однако продолжается, хотя и менее интенсивно, обмен населением между селом и городом. В значительной мере это объясняется замедлением процесса урбанизации, притягивающим в растущие города сельское население, и увеличивающим маятниковую миграцию.

Развитие городского расселения в России является недостаточным, учитывая огромные масштабы её территории, «хотя по доле городского населения Россия находится на средне-европейском уровне (73%) и не слишком отличается от таких стран, как США (75%) или Япония (77%), сеть крупных городов с населением свыше 1 миллиона человек она уступает США более чем в 2 раза. После распада СССР в России осталось 13 из 24 советских городов-миллионников, из них только два находятся к востоку от Урала».18

Недостаточность крупных городов, и особенно их крайне неравномерное размещение на территории страны свидетельствует, с одной стороны, о незавершённости процесса урбанизации в целом, с другой – об «однобоком», в территориальном отношении, региональном развитии России.

Относительно густая сеть городских поселений сформировалась лишь в западной – европейской части России и в Приуралье, в которых проживает основная часть населения страны. Развитие городского расселения в остальной части страны, составляющей, примерно, 2/3 её территории, сдерживают суровые природные условия, слабое их экономическое развитие и связанная с этим малонаселённость.

В постсоветский период сотни небольших городских поселений в связи с закрытием в них градообразующих предприятий и отдельных производств исчезли или уже исчезают, а образование новых городских поселений не происходит.

Снижение масштабов сельско-городских поселений, как важной составной части внутренней миграции, является актуальной проблемой экономического развития России и требует дальнейшего развития системы как крупных, так и в целом городских агломераций.

Следующая неблагоприятная проблема внутренней миграции заключается в направлении миграционных потоков, в смене их векторов на противоположные – в постсоветский период начался отток населения из регионов Севера и Востока страны, богатых сырьевыми ресурсами.

В результате проведения активной государственной миграционной политики на протяжении последних четырёх столетий население двигалось на Север и Восток. Колонизация Сибири, необходимость заселения огромных сибирских просторов, аграрное перенаселение, хозяйственное освоение и экономическое развитие восточных районов, их индустриализация, усилившаяся в связи с эвакуацией сотен крупных заводов в начале войны, активное послевоенное освоение природных богатств восточных земель – были основными мотивами переселения в эти края.

Мощным фундаментом освоения восточных районов страны была прокладка в сжатые сроки Транссибирской железнодорожной магистрали. В результате прилегающие к ней территории получили условия для экономического развития и притяжения населения.

В советский период, наряду с развитием городов и промышленных центров вдоль Транссибирской магистрали, шло точечное развитие отдельных территорий Сибири и Дальнего Востока: Норильск, Комсомольск на Амуре, Мирный, промышленные центры Западно-Сибирского газового комплекса и другие.

Для более комплексного экономического развития Восточной Сибири и Дальнего Востока и обеспечения безопасности восточных границ страны было осуществлено строительство северного железнодорожного перехода –БАМа, предполагавшего в последующем прокладку железнодорожного пути через Алдан на Якутск, а затем далее - на Магадан. Осуществление этого проекта преобразило бы этот богатейший край в социально-экономическом развитии и привлекло бы в него так же массу населения.

Поток населения в восточные земли шёл из Центрально-Чернозёмного, Волго-Вятского и позже из Уральского районов.

С началом в России рыночных реформ государство в постсоветский период устранилось от регулирования миграционных потоков в сторону Востока страны и практически прекратило государственную поддержку развития этого региона, важного для страны как в экономическом, так и в стратегическом планах. Появилось в руководящих кругах утверждение, что рынок сам, без вмешательства государства, более объективно (имелась в виду рентабельность) решит все проблемы экономического развития этого края, а население в связи с этим само приедет туда.

Однако, как и следовало ожидать, в результате «свободных», ни чем не регулируемых рыночных отношений, ожидаемого экономического «чуда» на Дальнем Востоке, как и во всей стране, не произошло. Напротив, воспользовавшись пассивным отношением государственной власти к этому региону, в нём сформировалась и захватила господствующее положение теневая, полукриминальная экономика, связанная с расхищением и вывозом за рубеж биоресурсов, леса и других природных богатств края. Большинство промышленных предприятий, не связанных с теневой экономикой, оказались ненужными или неспособными в условиях немыслимых ранее высоких тарифов на железнодорожные и другие транспортные перевозки и электроэнергию, прекратили существование. С упразднением совхозов и колхозов почти перестала функционировать и другая отрасль – сельское хозяйство. В результате большинство жителей Дальнего Востока, оказавшись без работы и перспективы на изменение к лучшему, стали покидать этот регион, переезжая в районы Западной Сибири и ещё больше – в европейскую Россию.

По данным видного учёного, специалиста по проблемам демографии и миграции, Л.Л.Рыбаковского, Европейский Север в первое постсоветское десятилетие потерял в результате миграции 334 тысячи, а Северо-Восток – 593 тысячи человек. В начале нового столетия миграционное сальдо из этих районов хотя и уменьшилось, но всё же осталось отрицательным. Наиболее тревожная ситуация складывается в Северо-Восточном регионе страны. За период между переписями 1989 и 2002 годов население Магаданской области и Чукотского автономного округа в результате миграции сократилось соответственно в 2 и в 3 раза. Все эти годы не только сокращалась численность населения, но и разрушался демографический и трудовой потенциал, образовавшийся из многих поколений мигрантов, прошедших трудную медико-биологическую адаптацию и накопивших опыт работы в экстремальных условиях севера.

Ещё более острые проблемы сформировались в результате смены вектора внутренней миграции в приграничных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока. К началу 2003 года население указанных субъектов Федерации сократилось на 700 тысяч человек относительно уровня 1994 года.19

Согласно прогнозу Роскомстата, в период до 2025 года сохранится сосредоточение населения в Центральном и Южном федеральных округах и доля их в населении страны будет возрастать. Напротив, в Сибирском и Дальневосточном оно, как и его доля, будут сокращаться, то есть диспропорции в размещении населения по регионам страны будут возрастать.

Продолжающаяся тенденция сокращения населения в результате миграции восточных районов страны, возникшая в постсоветский период, показана в таблице №2.10.

Таблица № 2.10.