logo
Часть2-2

Оценка числа нелегальных трудовых мигрантов в России и их денежных переводов на родину.27

Государство

гражданства

Число работающих в России. тыс.

Среднее число месяцев пребывания в России

Среднее годовое число работающих. тыс.

Средний размер перевода.

Долларов

в месяц

Размеры трансфертов.

млн.долларов

Азербайджан

1000

11,4

947

133

1511

Армения

280

7,1

166

130

259

Грузия

117

9,0

87

112

118

Казахстан

50

7,1

30

100

35

Киргизия

300

7,1

177

100

213

Молдавия

154

8,6

110

154

204

Таджикистан

504

7,1

298

51

182

Узбекистан

390

7,1

231

52

144

Украина

1000

7,7

644

130

1004

Другие, всего

1055

6,8

600

90

648

В том числе граждане

Китая

800

4,6

306

90

330

Северной Кореи

55

10,6

48

90

52

Вьетнама

100

10,6

88

90

95

Афганистана

100

11,3

94

90

102

Итого

4850

8,0

3227

3670

Как показывает таблица, по числу работающих нелегальных иммигрантов в России в первую тройку входят Азербайджан, Украина, и Таджикистан, а из стран дальнего зарубежья резко превышает Китай. Хотя это экспертные данные, однако они дают примерное представление о фактических масштабах нелегальной миграции и размерах переводов денежных средств из России – оттока их из страны

Нелегальная миграция – одна из острейших современных миграционных проблем. Являясь в основном незаконной трудовой миграцией, её решение зависит от способности государства навести эёсткий порядок в соблюдении правовых норм со стороны работодателей, допускающих в нарушение закона использование нелегально трудовых мигрантов.

В условиях рыночных отношений предприниматель заинтересован в дешёвой нелегальной рабочей силе. Задача государства – создать такой механизм, чтобы это ему было невыгодно.

Трудовая миграция, внося позитивный значительный вклад в развитие экономики России, кроме проблем нелегальной миграции, создаёт также ряд других проблем. В том числе:

Особо следует отметить крайне низкое состояние правовой и социальной защиты трудовых мигрантов.

Имеются и другие проблемы, которые необходимо решать в сфере трудовой миграции. Однако, нам представляется, начинать их решение следует в первую очередь с определения сколько и каких стране требуется трудовых иммигрантов, исходя из поставленной задачи - обеспечить удвоение ВВП и необходимые темпы экономического роста.

В условиях плановой экономики на каждый определённый период разрабатывался баланс наличия трудовых ресурсов, потребности в рабочей силе в целом по стране и в разрезе отдельных регионов. На основании его определялись меры воспроизводства квалифицированной рабочей силы и перераспределения трудовых ресурсов с учётом плана развития и размещения производительных сил.

В условиях рыночных отношений ориентировочная оценка потребности в трудовых ресурсах и квалифицированной рабочей силе, в том числе перспективных в экономическом плане регионов, так же необходима - без этого строить миграционную политику на перспективу невозможно, а, следовательно, и нельзя обеспечить должного развития экономики.

Следующая проблема, связанная с трудовой миграцией - это эмиграция квалифицированных кадров из России за рубеж.

В постсоветский период граждане России, в соответствии с принятой Конституцией Российской Федерации, получили право свободного выезда, как на постоянное жительство, так и на определённое время трудовой деятельности.

В первой половине 90-х годов эмиграция в государства дальнего зарубежья достигала около 100 тысяч человек в год; главным образом это была этническая эмиграция - выезжали в Германию, Израиль, США. К концу 90-х годов эмиграция значительно снизилась, расширилось число стран, в которые они выезжали.

В составе эмигрантов, по одной из экспертных оценок, из России выехало свыше 200 тысяч учёных и высококвалифицированных специалистов. Обусловлено это тем, что произошла глобализация рынка высококвалифицированной рабочей силы - с одной стороны; с другой - развалом в 90-е годы экономики, в том числе высокотехнологичных отраслей и их научной базы. В результате их высококвалифицированные кадры у себя на родине - в России оказались больше не востребованными.

В последнее время положение в этой сфере начало постепенно улучшаться. В развитии экономики приоритетными становятся наукоёмкие производства, выделяются специальные гранты на поддержку молодых, перспективных в науке учёных.

Однако в миграционном обмене со странами дальнего зарубежья по прежнему сохраняется отрицательное сальдо, хотя оно и уменьшается. (См. Таб. № 2.13.)

Таблица № 2.13.