Оценка числа нелегальных трудовых мигрантов в России и их денежных переводов на родину.27
Государство гражданства | Число работающих в России. тыс. | Среднее число месяцев пребывания в России | Среднее годовое число работающих. тыс. | Средний размер перевода. Долларов в месяц | Размеры трансфертов. млн.долларов |
Азербайджан | 1000 | 11,4 | 947 | 133 | 1511 |
Армения | 280 | 7,1 | 166 | 130 | 259 |
Грузия | 117 | 9,0 | 87 | 112 | 118 |
Казахстан | 50 | 7,1 | 30 | 100 | 35 |
Киргизия | 300 | 7,1 | 177 | 100 | 213 |
Молдавия | 154 | 8,6 | 110 | 154 | 204 |
Таджикистан | 504 | 7,1 | 298 | 51 | 182 |
Узбекистан | 390 | 7,1 | 231 | 52 | 144 |
Украина | 1000 | 7,7 | 644 | 130 | 1004 |
Другие, всего | 1055 | 6,8 | 600 | 90 | 648 |
В том числе граждане | |||||
Китая | 800 | 4,6 | 306 | 90 | 330 |
Северной Кореи | 55 | 10,6 | 48 | 90 | 52 |
Вьетнама | 100 | 10,6 | 88 | 90 | 95 |
Афганистана | 100 | 11,3 | 94 | 90 | 102 |
Итого | 4850 | 8,0 | 3227 |
| 3670 |
Как показывает таблица, по числу работающих нелегальных иммигрантов в России в первую тройку входят Азербайджан, Украина, и Таджикистан, а из стран дальнего зарубежья резко превышает Китай. Хотя это экспертные данные, однако они дают примерное представление о фактических масштабах нелегальной миграции и размерах переводов денежных средств из России – оттока их из страны
Нелегальная миграция – одна из острейших современных миграционных проблем. Являясь в основном незаконной трудовой миграцией, её решение зависит от способности государства навести эёсткий порядок в соблюдении правовых норм со стороны работодателей, допускающих в нарушение закона использование нелегально трудовых мигрантов.
В условиях рыночных отношений предприниматель заинтересован в дешёвой нелегальной рабочей силе. Задача государства – создать такой механизм, чтобы это ему было невыгодно.
Трудовая миграция, внося позитивный значительный вклад в развитие экономики России, кроме проблем нелегальной миграции, создаёт также ряд других проблем. В том числе:
отрицательно влияет на баланс труда и его оплату,
сдерживает, в результате массового использования дешёвой не квалифицированной силы, техническое перевооружение производства и применение более производительного оборудования,
взывает трудности в сфере интеграции в местное общество,
влияет на рост преступности,
создаёт дополнительную нагрузку на социальную инфраструктуру.
Особо следует отметить крайне низкое состояние правовой и социальной защиты трудовых мигрантов.
Имеются и другие проблемы, которые необходимо решать в сфере трудовой миграции. Однако, нам представляется, начинать их решение следует в первую очередь с определения сколько и каких стране требуется трудовых иммигрантов, исходя из поставленной задачи - обеспечить удвоение ВВП и необходимые темпы экономического роста.
В условиях плановой экономики на каждый определённый период разрабатывался баланс наличия трудовых ресурсов, потребности в рабочей силе в целом по стране и в разрезе отдельных регионов. На основании его определялись меры воспроизводства квалифицированной рабочей силы и перераспределения трудовых ресурсов с учётом плана развития и размещения производительных сил.
В условиях рыночных отношений ориентировочная оценка потребности в трудовых ресурсах и квалифицированной рабочей силе, в том числе перспективных в экономическом плане регионов, так же необходима - без этого строить миграционную политику на перспективу невозможно, а, следовательно, и нельзя обеспечить должного развития экономики.
Следующая проблема, связанная с трудовой миграцией - это эмиграция квалифицированных кадров из России за рубеж.
В постсоветский период граждане России, в соответствии с принятой Конституцией Российской Федерации, получили право свободного выезда, как на постоянное жительство, так и на определённое время трудовой деятельности.
В первой половине 90-х годов эмиграция в государства дальнего зарубежья достигала около 100 тысяч человек в год; главным образом это была этническая эмиграция - выезжали в Германию, Израиль, США. К концу 90-х годов эмиграция значительно снизилась, расширилось число стран, в которые они выезжали.
В составе эмигрантов, по одной из экспертных оценок, из России выехало свыше 200 тысяч учёных и высококвалифицированных специалистов. Обусловлено это тем, что произошла глобализация рынка высококвалифицированной рабочей силы - с одной стороны; с другой - развалом в 90-е годы экономики, в том числе высокотехнологичных отраслей и их научной базы. В результате их высококвалифицированные кадры у себя на родине - в России оказались больше не востребованными.
В последнее время положение в этой сфере начало постепенно улучшаться. В развитии экономики приоритетными становятся наукоёмкие производства, выделяются специальные гранты на поддержку молодых, перспективных в науке учёных.
Однако в миграционном обмене со странами дальнего зарубежья по прежнему сохраняется отрицательное сальдо, хотя оно и уменьшается. (См. Таб. № 2.13.)
Таблица № 2.13.
- Глава 2. Миграционные проблемы современной России
- 2.1. Глобализация международной миграции и её проблемы.
- Численность международных мигрантов и их распределение по основным регионам мира
- Прогноз роста численности населения по регионам мира до 2050 г.
- 2.2. Проблемы внешней миграции населения в контексте
- Естественное движение населения России
- Соотношение ввп и численности населения России, государств ближнего зарубежья и Китая.15
- 2.3 Проблемы внутренней миграции.
- Сальдо миграции населения Российской Федерации по федеральным округам. (тыс.Чел.)20
- 2.4 Проблемы трудовой и незаконной миграции
- Численность иностранных граждан, привлекаемых на работу в Россию.25
- Оценка числа нелегальных трудовых мигрантов в России и их денежных переводов на родину.27
- Показатели международной миграции Российской Федерации
- 2003-2004 Годы. Чел.
- Источник: Федеральная служба государственной статистики
- 2.5 Проблемы интеграции мигрантов в российское общество.
- 2.6. Проблемы формирования современной государственной Миграционной политики.
- Контрольные вопросы