logo
Часть2-2

2.4 Проблемы трудовой и незаконной миграции

Международная миграция рабочей силы представляет собой процесс перемещения трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране происхождения. Помимо экономических мотивов, процесс международной трудовой миграции обусловливается также соображениями политического, этнического, культурного, семейного и иного характера. Таким образом, международная миграция рабочей силы является частью широкого явления - международной миграции населения, когда данный процесс не связан прямо с трудоустройством. Международная миграция включает две основные составляющие: эмиграцию и иммиграцию. Также подразделяется и международная трудовая миграция.

“Женщины и мужчины, которые мигрируют и выходят на мировой рынок труда, должны иметь возможность делать это безопасно и на законных основаниях, а также, главное, по причине того, что их навыки и умение, востребованы и ценятся в принимающих их странах и сообществах” - отмечается в докладе Глобальной комиссии по международной миграции.21

Правительство каждой страны суверенно в своём праве определять направления и цели миграционной политики. При разработке комплекса мер, регулирующих процессы внешней трудовой миграции, признано целесообразным и необходимым условием придерживаться определённых правовых норм и стандартов, закреплённых в документах международных организаций. Ратифицируя международные конвенции, страны, регламентирующие процесс трудовой миграции, признают приоритет норм международного права над национальным законодательством, что имеет важное значение как для самой страны, с точки зрения её интеграции в мировое сообщество, так и для мигрантов, чьи права за рубежом существенно расширяются и нуждаются в защите.

Важная особенность международной миграции рабочей силы состоит в том, что регулирование данного процесса осуществляется двумя (или более) субъектами, воздействующими на разные стадии перемещения населения и преследующими зачастую несовпадающие интересы. Если страна - импортёр рабочей силы в большей степени отвечает за прибытие и использование мигрантов, то в функции страны - экспортёра рабочей силы в большей степени входит регулирование оттока и защита интересов мигрантов за рубежом.

Во многих аспектах интересы стран - экспортёров и импортёров рабочей силы оказываются тесно переплетёнными. Правовое выражение взаимной заинтересованности стран, принимающих и направляющих мигрантов, осуществляются в форме двух- или многосторонних международных соглашений по вопросам миграции.

Однако далеко не всё обстоит благополучно в сфере международной трудовой миграции.

В мировой экономике происходят важные глобальные изменения. Растёт уровень интеграции и взаимосвязанности между странами, стремительно растут потоки капиталов, товаров, услуг и информации. Вместе с тем достижения в области экономики пока ещё не привели к созданию полных возможностей для трудоустройства, особенно в развивающихся странах, где большое количество из числа подрастающих поколений ежегодно выходит на рынок труда. «По данным МОТ, около 185 миллионов людей во всём мире в 2004 году были безработными. Причём безработица - не единственная проблема занятости. Около 550 миллионов работающих людей, по данным МОТ, живут менее чем на один доллар США в день, а в числе 2,8 миллиарда всех работающих - половина зарабатывает менее двух долларов в день.»22 В ряде развивающихся стран большинство трудоспособного населения работает в неформальном секторе экономики, где заработная плата и условия труда не регулируются.

В условиях отсутствия возможностей найти работу с достаточной заработной платой у себя на родине, всё большее число мужчин и женщин развивающихся государств ищут эту возможность в других странах. Отсюда проблема международной трудовой миграции - найти соответствующий баланс между предложением и спросом на труд; определить, какие необходимы условия для принятия трудовых мигрантов в развитых странах, и что требуется для обеспечения нормальной занятости граждан развивающихся стран у себя на родине, чтобы они в меньшей степени испытывали необходимость миграции.

Общественные перемены, произошедшие в постсоветский период и кардинально изменившие политическую и социальную ситуацию на постсоветском пространстве, в том числе обострили проблему занятости, что обусловило снижение уровня жизни населения и, как результат - миграционную подвижность рабочей силы.

Недостаточный учёт социального фактора при осуществлении экономических реформ затрудняет процессы становления и развития гармоничного общества в новых экономических и социальных условиях, препятствует образованию единого экономического пространства.

На процесс формирования общего рынка труда стран СНГ положительно воздействует ряд интеграционных факторов, которые благоприятны для России.

В системе размещения производительных сил, оставшейся после распада СССР, России принадлежит большая часть производственных мощностей, квалифицированного трудового потенциала и природных ресурсов. Векторы всех видов трудовой миграции ориентированы на Россию, так как социально-экономические показатели и жизненный уровень населения в России выше, чем в других странах СНГ.

Демографический потенциал стран СНГ в целом благоприятный для создания единого рынка труда, но его количественные и качественные характеристики различны. Однако его формирование является сложным и длительным процессом, сопровождающимся целым рядом проблем, как объективного, так и субъективного характера. Эти проблемы связаны с разработкой общих законодательных норм не только в области занятости, но и в других социально-экономических сферах. При этом следует иметь в виду, что для выработки унифицированного законодательства, связанного с занятостью, потребуется корректировка и других законодательных норм, имеющих отношение в той или иной степени к формированию единого рынка труда. Кроме необходимости разработки гармоничного закона о занятости потребуется корректировка и ряда других системообразующих законодательств, в том числе: законодательства о пенсионном обеспечении, кодекса законов о труде, включая трудовых мигрантов, законодательства о медико-социальном страховании, о статистике в области труда.

Особое место в формировании и регулировании единого трудового пространства должно принадлежать профсоюзам, которые должны принимать адекватное участие в защите прав трудящихся, в контроле создания для них необходимых условий труда и быта на производстве, в разработке проектов законов, связанных с занятостью и трудом граждан стран, входящих в единый рынок труда.

Трудовая миграция в прошлой России, как уже отмечалось, являясь преимущественно внутренней, была по масштабам значительной и выполняла важные экономические и социальные функции, как в пореформенный период царской России, так и в советский период. Этому способствовала соответствующая политика, проводимая государством.

В постсоветский период государство устранилось от регулирования потоков как внутренней миграции в целом, так и трудовой в расчёте на то, как отмечалось выше, что это теперь сделает рынок. В результате её масштабы резко сократились, что, наряду с другими причинами, вызвано закрытием многих нерентабельных, с точки зрения частного бизнеса, предприятий, свёртыванием производственного и жилищного строительства; возник феномен открытой безработицы и получила развитие неполная занятость, что в наших условиях по сути является скрытой безработицей; появился неформальный рынок труда - скрытая форма занятости; отсутствует доступный рынок жилья, который должен был заменить государственную обязанность обеспечения работающих жильём; баснословно возросли тарифы на транспортные услуги, то есть те же факторы, которые повлияли и на снижение интенсивности внутренней миграции.

Изменился также и вектор внутренней трудовой миграции. В прошлом дополнительные трудовые ресурсы требовались в районах Сибири, Дальнего Востока и Севера, где формировались новые промышленные центры, и для их создания прибывала, как вольно, так и организовано рабочая сила из европейской части страны. В постсоветский период притягательными для трудовой миграции стали главным образом Центральный район - Московская агломерация и Северо-западный - Санкт-Петербург. Трудовой же потенциал восточных и северных районов разрушается.

В условиях начавшихся негативных процессов внутренней трудовой миграции в постсоветский период всё большие масштабы приобретает внешняя трудовая миграция, так как Россия стала активным участником международного рынка труда, и, прежде всего, рынка труда стран СНГ.

Нарастание трудовой иммиграции обусловлено двумя основными и принципиально важными для России факторами. С одной стороны, в последнее время происходит подъём экономики страны, что увеличивает потребность в рабочей силе. В настоящее время число вакансий превышает численность учтённых безработных, и то это в основном структурная безработица. С другой стороны, - начавшийся процесс сокращения численности населения в трудоспособном возрасте, будет нарастать.

В связи с этим в ближайшем, да и в более отдалённом будущем трудовая миграция приобретёт всё большую значимость для экономики России. В условиях складывающейся ситуации, когда численность трудоспособного населения сокращается, а спрос на трудовые ресурсы растёт, дефицит трудовых ресурсов становится одной из основных проблем дальнейшего экономического развития страны.

“Ожидаемое сокращение трудового потенциала столь значительно и стремительно, что не может быть скомпенсировано за короткий промежуток времени ни за счёт роста производительности труда, ни за счёт выноса производства в перенаселённые страны с более дешёвой рабочей силой. Поэтому в перспективе труд станет одним из самых дефицитных, если не самым дефицитным, ресурсом в России”.23

Сокращение численности трудоспособного населения имело место во всех развитых странах Западной Европы, и все они вынуждены были активно привлекать на работу иммигрантов. Спрос на трудовых мигрантов в России - один из факторов, включающих её в международный рынок труда. Другой фактор - более высокие заработки в России по сравнению с другими странами СНГ.

Если взять среднюю заработную плату в России за 100%, то её среднемесячное значение в странах СНГ в 2003 году (в долларах) было следующим(в %) : Казахстан -67,5, Беларусь – 56,44 Украина -47,9; Узбекистан -30,8; Кыргызстан – 29,1; Молдова – 27,4; Армения – 12,8; Азербайджан – 12,0; Таджикистан – 6,0.24

Для России, разумеется, предпочтительнее иметь дополнительную рабочую силу из стран СНГ; мигранты из этих стран - бывшие сограждане, в большинстве владеющие русским языком и представляющие условия жизни в нашей стране. Однако надо учитывать, что подъём экономики происходит и в странах СНГ, следовательно растёт заработная плата и в целом повышается уровень жизни, что станет сдерживающим фактором для граждан этих стран для выезда на заработки в Россию. Так в 2004 году заработная плата в Казахстане составляла уже свыше 805 по сравнению с Россией. Поэтому в более отдалённой перспективе необходимо ориентироваться и на трудовых мигрантов из стран дальнего зарубежья, в которых перенаселённость и низкий уровень доходов граждан.

Таблица № 2.11.