Естественное движение населения России
по наиболее вероятному прогнозному варианту
Годы | Тысячи человек | На 1000 населения | ||||
рождений | смертей | прироста | рождений | смертей | прироста | |
2002 | 1297 | 2219 | -921 | 9,0 | 15,4 | -6,4 |
2005 | 1319 | 2205 | -886 | 9,3 | 15,6 | -6,3 |
2010 | 1297 | 2178 | -881 | 9,4 | 15,8 | -6,4 |
2015 | 1115 | 2132 | -1017 | 8,3 | 15,9 | -7,6 |
2020 | 896 | 2114 | -1218 | 6,9 | 16,3 | -9,4 |
2025 | 745 | 2094 | -1349 | 6,0 | 16,9 | -10,9 |
2030 | 671 | 2086 | -1415 | 5,7 | 17,7 | -12,0 |
2035 | 625 | 2095 | -1471 | 5,6 | 18,8 | -13,2 |
2040 | 562 | 2089 | -1527 | 5,4 | 20,0 | -14,6 |
2045 | 481 | 2038 | -1557 | 4,9 | 21,0 | -16,0 |
2050 | 418 | 1988 | -1570 | 4,6 | 21,8 | -17,2 |
Источник: Антонов А.А. и др. Демографические процессы в России XXI века, 2002, с.131
Приведённый в таблице 2.5. прогноз показывает, что после 2010 года количество рождений начнёт резко снижаться, хотя количество смертей несколько уменьшится, то есть всё равно депопуляция будет увеличиваться и сохранится устойчивая естественная убыль населения. В то же время в самых населённых странах мира будет продолжаться рост численности населения, что резко повлияет на геополитическую расстановку сил в мире, при этом геополитическое положение России значительно ослабнет.
Советский Союз по численности населения занимал третье место в мире. Потеряв после распада СССР треть территории и половину населения, Россия по его численности в начале нового столетия занимает уже седьмое место, по прогнозу в 2025 году спустится на девятое, а в 2050 году – на четырнадцатое место. При этом, занимая самую большую территорию в мире, плотность населения России, составляющая сегодня всего 9 человек на один квадратный километр, при средней в мире 47 человек, ещё более снизится, тогда как в целом в мире возрастёт, что , разумеется, создаст для страны серьёзные геополитические угрозы. (см. таб. № 2.6)
Таблица № 2.6.
Численность населения самых населённых стран мира
(страны миллионники по прогнозу на 2050 г.)
Территория (в тыс. кв. км.) | Население, оценка 2001г. (млн. жителей) | Население Прогноз на 2025г. (млн. жителей)* | Население Прогноз на 2050г. (млн. жителей)** | |||||
1.Россия | 17095 | 1.Китай | 1273.3 | 1.Китай | 1431 | 1.Индия | 1529 | |
2.Канада | 9982 | 2.Индия | 1033.0 | 2.Индия | 1362 | 2.Китай | 1478 | |
3.США | 9640 | 3.США | 284.5 | 3.США | 346 | 3.США | 349 | |
4.Китай | 9584 | 4.Индонезия | 206.1 | 4.Индонезия | 272 | 4.Пакистан | 346 | |
5.Бразилия | 8557 | 5.Бразилия | 171.8 | 5.Пакистан | 252 | 5.Индонезия | 312 | |
6.Австралия | 7750 | 6.Пакистан | 145.0 | 6.Бразилия | 219 | 6.Нигерия | 244 | |
7.Индия | 3291 | 7.Россия | 144.4 | 7.Нигерия | 204 | 7.Бразилия | 244 | |
8.Аргентина | 2784 | 8.Бангладеш | 133.5 | 8.Бангладеш | 181 | 8.Бангладеш | 213 | |
9.Казахстан | 2720 | 9.Япония | 127.1 | 9.Россия | 137 | 9.Эфиопия | 170 | |
10.Судан | 2509 | 10.Нигерия | 126.0 | 10.Мексика | 131 | 10.Конго | 160 | |
11.Алжир | 2384 | 11.Мексика | 99.6 | 11.Япония | 121 | 11.Мексика | 147 | |
12.Конго | 2348 | 12.Германия | 82.2 | 12.Эфиопия | 118 | 12.Филиппины | 131 | |
13.Саудовская Аравия | 2152 | 13.Вьетнам | 78.7 | 13.Филиппины | 108 | 13.Вьетнам | 127 | |
14.Мексика | 1960 | 14.Филиппины | 77.2 | 14.Конго | 106 | 14.Россия | 122 | |
15.Индонезия | 1907 | 15.Египет | 69.8 | 15.Вьетнам | 104 | 15.Иран | 115 | |
16.Ливия | 1762 | 16.Турция | 66.3 | 16.Египет | 96 | 16.Египет | 115 | |
17.Иран | 1635 | 17.Иран | 66.1 | 17.Иран | 88 | 17.Япония | 105 | |
18.Монголия | 1568 | 18.Эфиопия | 63.4 | 18.Турция | 85 | 18.Турция | 101 |
*Данные: Информационный бюллетень Центра демографии и экологии человека Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН, №56, август 2001г.
** Там же, №39, сентябрь 1999г.
Как утверждает в своём исследовании известный демограф В.И.Переведенцев : «Самым тяжёлым результатом вероятных вариантов демографического развития России будет очень сильное постарение её населения, которого до сих пор не наблюдалось нигде в мире»12 (см. таб. №2.7)
Таблица № 2.7.
Возрастная структура населения России
Возраст | 1999 % | 2050 % |
0 – 19 | 26,9 | 19,2 |
20 – 64 | 60,6 | 51,5 |
65 и более | 12,5 | 29,3 |
Источник: Население России. 2000. М., 2001 с.145
«Нагрузка трудоспособного населения пожилыми и старыми людьми сильно возрастёт. Произойдут громадные перемены в межродственных связях. Это будет общество одиночек. При однодетных семьях исчезают братья и сёстры, следом двоюродные, дяди и тёти, племянники и племянницы. Дети часто умирают раньше родителей, мужья – раньше жён. В обществе будет громадная доля одиноких старушек. Это потребует коренных перемен в области социального обслуживания престарелых».13
Исходя из этой оценки, следует говорить уже не о депопуляции в России, а о глубоком демографическом кризисе.
Любой прогноз не может быть абсолютно точным, потому что он базируется на целом ряде динамичных показателей и изменяющихся со временем обстоятельств. Тем более, если он разрабатывается на длительную перспективу. Поэтому обычно такие прогнозы разрабатываются не менее трёх вариантов: благоприятный (оптимистический), средний и неблагоприятный (пессимистический). При этом каждый из них по ходу времени уточняется. Мы при рассмотрении демографической ситуации на перспективу придерживались ближе к среднему прогнозу. Однако при дальнейшем развитии депопуляционных процессов населения России к середине текущего столетия по разным оценкам сократится на 30 – 60 миллионов человек. Такое значительное сокращение численности населения страны и его качественное ухудшение непременно будет иметь большие негативные, как социально-экономические, так и стратегические последствия.
В экономическом плане последствием депопуляции является сокращение численности трудоспособного населения. Анализ вариантов демографического прогноза показывает, что при дальнейшем естественном сокращении численности населения экономически активное население сократится к 2015 году по сравнению с 2006 годом на 10 миллионов человек, то есть оно будет уменьшаться, начиная с 2007 года в среднем более чем по одному миллиону в год. Это обстоятельство приведёт к дефициту трудовых ресурсов в условиях увеличивающегося спроса на рабочую силу для обеспечения поставленной задачи добиться удвоения внутреннего валового продукта. При этом следует ещё учитывать значительную численность граждан трудоспособного возраста по разным причинам временно не участвующих в общественном экономическом процессе: студенты и аспиранты дневной формы обучения, военнослужащие, находящиеся в отпусках по беременности и уходу за ребёнком малолетнего возраста, российские граждане, работающие за границей и другие категории граждан, не участвующие в экономической жизни.
Таким образом, значительное сокращение численности населения, как результат депопуляции, а также его демографическое старение – это в обозримой перспективе серьёзные вызовы для России. Страна в ближайшем будущем столкнётся с дефицитом труда, и этот дефицит со временем будет увеличиваться. Трудовой потенциал России быстро сужается, что неизбежно негативно скажется как на темпах роста ВВП, так и на её положении в экономической конкуренции с другими странами.
В стратегическом плане угроза заключается в том, что даже при наиболее благоприятном прогнозе, как показывают расчёты, удельный вес населения России снизится до одного с небольшим процента от населения мира, а плотность его проживания сократится с 9 человек на квадратный километр до 6,5 человека.
Это обстоятельство в геополитическом плане, в условиях ещё более возросшей к тому времени перенаселённости многих стран, может привести Россию к серьёзным осложнениям в международных отношениях, составит угрозу национальной безопасности и суверенитету государства.
Решение демографической проблемы следует рассматривать по трём направлениям.
Первое из них – кардинальное изменение положения с естественным воспроизводством населения страны. Прежде всего, необходимо принять всеобъемлющие меры по преодолению депопуляции – повышению рождаемости и сокращению смертности до уровня, обеспечивающего простое воспроизводство, то есть до поддержания существующей численности населения, а затем решать задачи расширенного воспроизводства населения. Разумеется, они не простые. Однако следует исходить из того, что от их решения зависит стратегическое развитие России и её геополитическое положение. Поэтому на решение этой проблемы необходимо направить максимум требующихся ресурсов, которыми располагает страна, и проявить твёрдую государственную волю в её решении.
Следует отметить, что государство в настоящее время принимает определённые меры в этом направлении. 24 сентября 2001 года Распоряжением Правительства была одобрена «Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года», целью которой является стабилизация численности населения и формирования предпосылок к последующему демографическому росту.
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию в 2006 году демографическая проблема обозначена как наиболее острая. Принят Федеральный закон о выплате матери за рождение второго ребёнка и последующих детей 250 тысяч рублей. Приняты и другие некоторые меры, в частности, увеличены выплаты на содержание ребёнка.
Однако - это меры, связанные с отдельными составляющими решения демографической проблемы. Необходимо же принятие всеобъемлющего комплекса мер на всех уровнях структуры общества. Требуется принять комплексную программу развития народонаселения России.
Опыт разработки подобной программы имелся: - в 1989 году, такая программа по поручению Правительства РСФСР была разработана Госкомтрудом РСФСР под руководством автора. Разумеется, что в настоящее время, при новых экономических отношениях и ликвидации плановой экономики, подходы к разработке такой программы должны быть иными. Однако принципы применимы те же: комплексность программы и привлечение на её реализацию средств всех уровней – от федерального до местного.
Второе направление смягчения демографической ситуации – более эффективное использование имеющегося трудового потенциала.
Известно, что в стране имеются значительные экстенсивные и интенсивные резервы труда и, вроде бы, как считают некоторые эксперты, их достаточно, если они будут задействованы. Так ли это?
Действительно, экстенсивные резервы труда пока ещё есть, о чём свидетельствует, в частности, наличие безработицы. Однако это не избыточные трудовые ресурсы, а результат в основном структурной безработицы. Численность безработных составила, по данным Федерального агентства занятости, 3,3 млн.человек. Большинство из них не может найти работу по своей профессии, поэтому проблема их трудоустройства не столько с созданием новых рабочих мест, а в их переподготовке на профессии, востребованные на рынке труда.
Структурная безработица характерна для мегаполисов, и здесь она проще для решения. Сложнее в малых городах и рабочих посёлках, в которых градообразующие предприятия в новой рыночной экономике обанкротились и закрыты или вообще оказались по разным соображениям не нужными государству. Проблема высвободившейся при этом рабочей силы состоит в отсутствии в стране экономического механизма их перераспределения в трудонедостаточные районы.
Большое количество трудоспособного населения занято в частной охранной деятельности, вневедомственной охране, государственных органах внутренней безопасности, что связано с чрезвычайно высоким уровнем преступности. Наведение порядка в этом секторе общества, а это прямая обязанность государства, высвободило бы не один миллион граждан для производительного труда.
Однако экстенсивные резервы труда имеют предел, и даже максимальное их вовлечение в производственную деятельность не решит проблему обеспечения развивающейся экономики в рабочей силе. Имеющийся ещё небольшой «жирок» незанятого населения в ближайшее время иссякнет. Так за последние 5 лет, численность занятых в народном хозяйстве страны увеличилась, по данным Госкомстата России, на 2 миллиона человек, в то время, как население в трудоспособном возрасте за этот период возросло только на 440 тысяч человек, то есть свыше полутора миллионов человек дополнительной потребности было получено из числа незанятого населения.
Увеличение объёмов производства достигается, как известно, за счёт увеличения численности занятой рабочей силы – экстенсивные резервы или за счёт роста производительности труда - интенсивных резервов рабочей силы.
Использование экстенсивных резервов рабочей силы, как видим, не решают проблемы обеспечения потребности в рабочей силе. Какие же имеются возможности в обеспечении роста объёмов производства и необходимых темпов увеличения внутреннего валового продукта (ВВП) за счёт интенсификации производства?
Практика государств, сходных по экономическим характеристикам с Россией, показывает, что среднегодовые темпы роста производительности труда у них в начале нового столетия не превышали 5%. В России, по данным Института демографических исследований, ежегодный рост производительности труда в 2001-2003 годах составил 3,2%. В 2003 – 2004 годах он увеличился соответственно до 6,8% и 6,3%.14 Однако ничего существенного за это время в структуре экономики и её интенсификации не произошло, то есть темпы выросли в основном за счёт увеличения цен на энергоносители.
Для обеспечения поставленной задачи удвоения ВВП в два раза, а это объективная необходимость, чтобы занять достойное место в сообществе развитых стран, требуется увеличение его роста на уровне не ниже 7% в год. Чтобы обеспечить эти темпы только за счёт роста производительности труда, он так же должен увеличиваться ежегодно на столько же, что вряд ли достижимо.
В настоящее время имеется у руководства страны понимание необходимости интенсификации отечественной экономики и её технического перевооружения, иначе мы не догоним развитые государства. Так в принятом на трёхлетний срок бюджете страны впервые предусмотрены, хотя и явно недостаточные, инвестиции не только в нефтегазовый комплекс, но и в развитие наукоёмких- и нанотехнологий, в возрождение гражданского авиа- и судостроения, развитие инфраструктуры: дорожное строительство, развитие сети аэродромов и морских портов. Всё это бесспорно даст свою отдачу, но для этого потребуется значительное время и вложения более масштабных инвестиций в экономику по сравнению с тем, что вкладывается в настоящее время.
Рассмотрев выше два направления решения проблемы, связанной с крайне неблагоприятно складывающейся демографической ситуацией, к сожалению, объективно приходится признать, что даже при самом оптимистическом варианте только за счёт их эту проблему полностью решить невозможно, хотя эти направления и являются для страны более предпочтительными.
Третьим направлением, которое реально способно помочь в решении демографической проблемы, должно стать активное привлечение в Россию мигрантов из нового и старого зарубежья и их обустройство и адаптация в России, то есть иммиграция.
В 90-е годы, как уже отмечалось, за счёт иммиграции, в основном из стран СНГ, наполовину была компенсирована естественная убыль населения. К концу того периода приток мигрантов в Россию стал резко убывать и в начале текущего десятилетия он восполнял всего десятую часть естественной убыли населения. Для полной компенсации естественной убыли населения требуется в ближайший период приток мигрантов в Россию не менее 900 тысяч человек в год, а в последующем – свыше одного миллиона. Близкой к этой цифре чистый миграционный приток был только в 1994 году. Задача представляется архисложной, но решать её необходимо, более того – жизненно важно для страны. Для этого имеются и объективные, как внешние, так и внутренние условия.
Россия обладает огромной, в целом мало населённой, территорией и богатыми природными ресурсами, что создаёт условия для динамичного развития экономики в обозримом будущем и имеет первостепенное значение для привлечения в страну иммигрантов. Подтверждением этому являются наметившиеся высокие темпы ежегодного роста ВВП, что вызывает дополнительную потребность в рабочей силе на рынке труда.
Основным и предпочтительным источником притока в Россию является население ближнего зарубежья, хотя по ряду причин его приток в последнее время резко сократился. Главная же из них – отсутствие до последнего времени целенаправленной миграционной политики по приглашению на постоянное жительство в Россию соотечественников из ближнего зарубежья.
В государствах – бывших союзных республиках Советского Союза ещё проживает около 20 миллионов соотечественников. Разумеется, рассчитывать на то, что все они переселятся в Россию, не реально. Но значительная часть из них – по разным оценкам от 3-х до 4-х миллионов – могла бы переселиться при создании для них привлекательных условий.
Существует мнение, что те соотечественники – их свыше 8 миллионов человек, - которые хотели переехать в Россию, уже это сделали, и массовый приезд других не последует. Однако представляется, что это не совсем верное утверждение. Волна иммиграции в Россию из СНГ и Балтии в 90-е годы – это вынужденная иммиграция, вынужденные переселенцы. Мотивами их переселения в основном были вооружённые конфликты в ряде вновь образованных государств, всплеск бытового агрессивного национализма со стороны коренных жителей, беспокойство за будущее своих детей, воссоединение семей и переезд к родственникам, дискомфортность вынужденного проживания вне пределов своей этнической родины и т.п. Вместе с тем существуют привлекательные мотивы и сегодня. Отдельные из них хотя и ослабели, но сохранились. Основными стимулами в настоящее время для переселения соотечественников должны стать привлекательные социально-экономические условия жизни. Создание таких условий - одна из основных задач миграционной политики государства.
В мире развёртывается борьба за мигрантов. В них нуждается экономика многих государств Европы– по оценкам экспертов свыше полумиллиона человек в год – для поддержания достигнутого в этих государствах высокого уровня жизни. Уже сегодня жители Молдовы предпочитают ехать на заработки не в Россию, а в Европу, в частности в Италию. В дальнейшем конкуренция за привлечение мигрантов ещё более обострится. К тому же, в ряде государств СНГ экономика также находится на подъёме.
Однако у России в конкурентной борьбе за привлечение жителей стран СНГ пока ещё сохраняется ряд преимуществ, и их следует использовать. Особенно это относится к соотечественникам. Это люди одной с нами культуры, менталитета, традиций, истории и что особенно важно – одного языка. Поэтому их адаптация в России будет проходить более благоприятно, чем иммигрантов других групп.
Остаётся одно – создать уверенность у наших соотечественников, проживающих в ближайшем зарубежье, что в результате переселения в Россию условия их жизни, по крайней мере, не ухудшатся. Создание таких условий напрямую зависит от уровня развития отечественной экономики, важнейшим показателем которого является производство ВВП на душу населения. Соотношение ВВП и численности населения в России и государствах ближнего зарубежья приведено в таблице № 2.8.
Таблица № 2.8..
- Глава 2. Миграционные проблемы современной России
- 2.1. Глобализация международной миграции и её проблемы.
- Численность международных мигрантов и их распределение по основным регионам мира
- Прогноз роста численности населения по регионам мира до 2050 г.
- 2.2. Проблемы внешней миграции населения в контексте
- Естественное движение населения России
- Соотношение ввп и численности населения России, государств ближнего зарубежья и Китая.15
- 2.3 Проблемы внутренней миграции.
- Сальдо миграции населения Российской Федерации по федеральным округам. (тыс.Чел.)20
- 2.4 Проблемы трудовой и незаконной миграции
- Численность иностранных граждан, привлекаемых на работу в Россию.25
- Оценка числа нелегальных трудовых мигрантов в России и их денежных переводов на родину.27
- Показатели международной миграции Российской Федерации
- 2003-2004 Годы. Чел.
- Источник: Федеральная служба государственной статистики
- 2.5 Проблемы интеграции мигрантов в российское общество.
- 2.6. Проблемы формирования современной государственной Миграционной политики.
- Контрольные вопросы