Сальдо миграции населения Российской Федерации по федеральным округам. (тыс.Чел.)20
Федеральный округ |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 | Прогноз Роскомстата | ||||
2005 | 2010 | 2015 | 2020 | 2025 | |||||
Российская Федерация в т. ч. по округам | 81,8 | 87,3 | 43,9 | 41,3 | 110,0 | 186,1 | 300,6 | 417,8 | 415,1 |
Центральный | 111,2 | 123,5 | 119,0 | 110,6 | 136,7 | 199,3 | 288,9 | 344,6 | 332,8 |
Сев.-Западный | 11,1 | 11,1 | 4,5 | 8,7 | 13,0 | 8,2 | 19,7 | 27,6 | 31,7 |
Южный | 9,1 | 8,3 | 0,8 | -6,2 | 10,0 | 23,8 | 22,6 | 23,1 | 20,0 |
Приволжский | 6,8 | 2,8 | -10,0 | -15,6 | -2,5 | 12,9 | 19,0 | 42,9 | 38,9 |
Уральский | 11,5 | 3,0 | -3,8 | -3,4 | 4,1 | 8,9 | 10,0 | 11,0 | 10,0 |
Сибирский | -35,7 | -33,6 | -41,6 | -30,3 | -27,3 | -37,3 | -34,5 | -20,7 | -17,9 |
Дальневосточный | -32,2 | -27,8 | -25,0 | -22,6 | -23,0 | -29,7 | -25,1 | -10,7 | -0,4 |
Сибирь и Дальний Восток являются стратегическим резервом России. Если же мы окажемся не способными и далее эффективно управлять этими регионами, возможны процессы их деинтеграции от России; и, более того, - не исключается и версия реализации заявленного уже сегодня желания отдельных зарубежных стран, как на Западе, так и на Востоке, совместно осваивать богатые природные ресурсы Сибири и Дальнего Востока. В перспективе ресурсы этих регионов – это новый определяющий потенциал для дальнейшего развития мировой экономики.
Осознавая стратегическое значение этой проблемы, руководство страны в последнее время заявило о намерении приступить к целенаправленному управлению экономическим развитием Дальневосточного региона, определив для этого создание первоначально необходимой инфраструктуры, прежде всего создание транспортной сети, а также развитие некоторых производств и Русского острова в Приморье.
Однако требуется всесторонне проработанный план развития этого региона на перспективу, решающий не только транспортную проблему, но и главным образом конкретные точки промышленного роста с участием бизнеса и государства; пойти на представление соответствующих преференций, в том числе рассмотреть вопрос об освобождении, по крайней мере, на определённый период, всех работающих на Дальнем Востоке от подоходного налога; освободить от налогов на фонд оплаты труда все предприятия, которые зарегистрированы в регионе и там же производят продукцию и услуги. Проблема экономического и связанного с ней демографического развития, привлечение населения в этот регион требуют неординарных решений и существенных финансовых затрат, иначе их не решить. Поэтому необходима специальная для этого региона миграционная политика, способная привлечь население в этот архиважный для страны регион.
Большое значение для России в экономическом плане представляет и Крайний Север, где добывается сегодня большая часть газа. Существует утверждение, что развитие социальной инфраструктуры в северных районах – это издержки социалистической плановой системы; рыночная экономика подобного бы не допустила и осуществляла бы эксплуатацию природных ресурсов этого региона не на базе постоянного населения, а за счёт, главным образом, вахтового метода. При этом ссылаются на пример Канады.
Однако подобные примеры по ряду причин некорректны. Нам представляется стратегически ошибочным для нашей страны подобный подход к освоению Севера. Взвешенный, оптимальный подход, разумеется, должен допускать и вахтовый метод, который, кстати, использовался частично и при освоении Западно-Сибирского нефтегазового комплекса в советский период. Вместе с тем без постоянного населения, в соответствующих пределах ,динамично развивать Крайний Север не получится.
Наука утверждает, что Арктика содержит 2/3 мировых запасов углеводородов. Поэтому уже сегодня развёртывается жёсткая борьба за право разрабатывать эти запасы. В этой борьбе участвует и Россия, у которой для этого имеются немалые преимущества: продолжительность шельфа арктических морей, мощный атомный ледокольный флот, накопленный значительный опыт деятельности в экстремальных арктических условиях. Для успешного решения проблем, связанных с освоением шельфа северных морей и других секторов Арктики потребуются значительные трудовые ресурсы, адаптированные к местным условиям. Пока же миграционной программы для этого региона не существует и этот вопрос, к сожалению, не стоит в повестке дня практической деятельности государства.
Таким образом, внутренняя миграция, состояние которой сегодня является одним из серьёзных дестабилизирующих факторов дальнейшего успешного развития России, требует разработки всесторонне продуманной, дифференцированной внутренней миграционной политики, способной обеспечить размещение трудовых ресурсов с учётом дальнейшего развития производительных сил страны
- Глава 2. Миграционные проблемы современной России
- 2.1. Глобализация международной миграции и её проблемы.
- Численность международных мигрантов и их распределение по основным регионам мира
- Прогноз роста численности населения по регионам мира до 2050 г.
- 2.2. Проблемы внешней миграции населения в контексте
- Естественное движение населения России
- Соотношение ввп и численности населения России, государств ближнего зарубежья и Китая.15
- 2.3 Проблемы внутренней миграции.
- Сальдо миграции населения Российской Федерации по федеральным округам. (тыс.Чел.)20
- 2.4 Проблемы трудовой и незаконной миграции
- Численность иностранных граждан, привлекаемых на работу в Россию.25
- Оценка числа нелегальных трудовых мигрантов в России и их денежных переводов на родину.27
- Показатели международной миграции Российской Федерации
- 2003-2004 Годы. Чел.
- Источник: Федеральная служба государственной статистики
- 2.5 Проблемы интеграции мигрантов в российское общество.
- 2.6. Проблемы формирования современной государственной Миграционной политики.
- Контрольные вопросы