2.5 Проблемы интеграции мигрантов в российское общество.
Международная миграция растёт не только по своим масштабам и скоростным показателям, она характеризуется также увеличением количества вовлекаемых в неё стран и людей. В результате люди различных национальностей, говорящих на различных языках и имеющие различные обычаи, религии и модели поведения, входят в контакт друг с другом.
Смешение людей, представляющих различные страны и культуры, влечёт за собой как большие возможности, так и серьёзные вызовы. В отношении возможностей – общества с национальным разнообразием могут стать более социально динамичными, культурно развитыми и экономически успешными.
Однако в результате национального разнообразия в принимающих сообществах возникают серьёзные проблемы, особенно в части социального единства и сохранения национально-культурной идентичности, что оказывает эмоциональное воздействие как на самих мигрантов, так и на членов принимающего общества.
Поэтому проблемы интеграции мигрантов – одна из самых острых и сложных проблем международной миграции. Имея серьёзные противоречия, она вызывает неодинаковое к себе отношение, порой совершенно противоположное, используется с разных позиций политическими и общественными деятелями в популистских целях, что осложняет процесс интеграции мигрантов. Для оптимизации этого процесса необходимо создание соответствующих разносторонних условий, отсутствие которых или их явная недостаточность – основная причина проявления мигрантофобии и возникновения острых социальных конфликтов между мигрантами и местным населением.
Глобальная комиссия по международной миграции исследовала по заказу ООН проблему интеграции мигрантов, и, оценив положение дел в этой сфере деятельности национальных государств как неудовлетворительное, подготовила соответствующие рекомендации.
«Мигранты и граждане принимающих стран должны уважать свои правовые обязательства и извлекать пользу из процесса взаимной адаптации и интеграции, приспосабливая культурные различия и стремясь к социальному единству. Процесс интеграции должен активно поддерживаться местными национальными органами власти, работодателями и членами гражданского общества и основываться на принципах недискриминации и гендерного равенства. Он также должен быть поддержан при помощи объективного общественного, политического обсуждения по вопросам международной миграции с участием средств массовой информации. …
Несмотря на то, что государства правомочны определять свою политику в отношении миграционной ситуации в обществе, необходимо предоставить мигрантам возможность реализовывать фундаментальные права человека и распространять на них действие минимальных стандартов труда. …
Законные и долговременные мигранты должны быть полностью интегрированы в общество…
Местные и национальные органы власти, работодатели и члены гражданского общества должны активно сотрудничать с мигрантами и их ассоциациями в целях развития процесса интеграции. Необходимо должным образом информировать мигрантов относительно их прав и обязанностей и поощрять их к активному гражданству. …
Люди и организации, имеющие влияние на общественное мнение, должны ответственно и непредвзято говорить о проблемах миграции».28
В комментариях к основным положениям в сфере интеграции мигрантов комиссия отмечает, что в тех странах, где мигранты составляют большинство по отношению к местному населению, интеграция является более проблематичным процессом.
В отсутствии эффективной интеграции, страны, принимающие мигрантов, не смогут извлечь выгоду из того вклада, который мигранты в состоянии дать обществу. Правительства этих стран должны объяснить общественности, почему они принимают долговременных мигрантов, и что инвестирование в процесс их интеграции осуществляется в интересах как мигрантов, так и самих граждан; принимать адекватные меры в отношении любых элементов общества, которые пытаются оскорблять, запугивать или эксплуатировать мигрантов.
Мигранты же должны выполнять обязательства, которые они принимают на себя, прибыв в другое государство, особенно воздерживаться от любой деятельности, ставящей под угрозу общественный порядок, нарушающей закон и посягающей на права других людей. Нежелание мигрантов уважать ценности принявшего их общества, и если они чувствуют, что они не способны жить в рамках закона и конституции принимающей страны, они должны покинуть эту страну.
Интеграция требует времени и протекает неравномерно, заставляет граждан и мигрантов приспосабливаться друг к другу, а также требует существенных инвестиций, чтобы не только преодолеть возникающие трудности, но и извлечь экономические, социальные и культурные выгоды.
Адаптирование мигрантов начинается с момента осознания ими того, что наличная ситуация не является привычной, а требует некоторых усилий с их стороны для приспособления к изменившимся условиям. Затем происходит фиксация различий между существующим уровнем адаптированности и необходимым ( с точки зрения субъекта адаптации) уровнем в условиях конкретной ситуации.29
Российская Федерация – многонациональное государство, в котором проживает свыше 160 народностей, и проблема мирного их содружества для нашей страны имеет первостепенное значение. Непосредственное отношение к этой проблеме имеет интеграция мигрантов. В настоящее время в этой сфере внешне на уровне органов Федеральной власти особой озабоченности не проявляется. Основанием для такого относительно спокойствия является то обстоятельство, что принятые в постсоветский период приняты правовые акты, имеющие отношение к процессам интеграции мигрантов, и они соответствуют международным нормам и требованиям. В этих актах отражено позитивное отношение к проблемам равноправия и толерантности народов, являющихся гражданами Российской Федерации.
Так, в Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, утверждённой Указом Президента Российской Федерации 15 июня 1996 года, говорится, что она «учитывает необходимость обеспечения единства и целостности России в новых исторических условиях развития российской государственности, согласования общегосударственных интересов всех населяющих её народов, налаживания их всестороннего сотрудничества, развития национальных языков и культур».30
В числе основных принципов государственной национальной политики Российской Федерации названы:
равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии…;
своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов;
запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды.
Основные цели государственной национальной политики Российской Федерации состоят в обеспечении условий для полноправного социального и национально-культурного развития всех народов.
В Федеральном законе от 17 июня 1996 года «О национально-культурной автономии (с последующими изменениями) определены «правовые основы национально-культурной автономии в Российской Федерации, созданы правовые условия взаимодействия государства и общества для защиты национальных интересов граждан Российской Федерации в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного развития».31
Принцип равноправия также закреплён в Федеральном законе «О гражданстве».
Принятые в России законы и другие нормативно-правовые акты являются достаточно солидным фундаментом для равноправного проживания граждан Российской Федерации на её территории. Установленные юридические нормы в области равноправия для российских граждан используются как базовые в определении отношений в деятельности по интеграции мигрантов. Они не подлежат дискриминации ни по каким признакам и пользуются определёнными правами, как и российские граждане. Так в Федеральном законе «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» записано: « Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом».32
Права вынужденных мигрантов-беженцев защищены в этом отношении Федеральным законом «О беженцах».
Однако, несмотря на имеющуюся правовую базу, позволяющую эффективно проводить работу по интеграции мигрантов, эта проблема в России является также очень острой, что вызывает озабоченность в обществе.
В стране систематически допускаются факты мигрантофобии, причём чаще всего они имеют национальную окраску, то есть этнофобии. Наиболее активно в этом участвует молодёжь, особенно одна из её группировок – скинхеды.
Одним из таких фактов, получивший широкий общественный резонанс, является конфликт, произошедший в августе 2006 года в г. Кондопоге Карельской республики. Поводом для конфликта стала драка в кафе, в которой участвовали группы местных жителей и чеченцев. В итоге погибло два местных жителя. Городские власти к случившемуся отнеслись пассивно. Этим воспользовались различные движения экстремистского и националистического толка, выдвинувшие ряд требований, в том числе удалить нелегальных иммигрантов из Карелии и организовать народные дружины, чтобы защитить коренное население.33
О неблагополучии в сфере интеграции мигрантов говорится в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. «Миграционные потоки в настоящее время носят стихийный характер. В результате не учитываются реальные возможности социальной инфраструктуры, увеличиваются диспропорции региональных рынков труда, растёт социальная напряжённость, создаются условия для распространения среди населения Российской Федерации национальной нетерпимости и ксенофобии».
В указанной Программе определены направления работы для обеспечения её выполнения: «создание политических, социально-экономических, организационных условий, включая обеспечение необходимого информационного сопровождения, способствующих переезду соотечественников в Российскую Федерацию на постоянное жительство и скорейшему их включению в устойчивые позитивные социальные связи принимающего сообщества.34
Таким образом, на всех уровнях отмечается усиление деинтеграционного процесса, проявление фактов мигрантофобии с этническим содержанием, причём не только к внешним мигрантам, прибывшим из дальнего и ближнего зарубежья, но и к внутренним – жителям Российской Федерации, гражданам России, переехавшим в другой регион страны. Причиной подобных фактов является «стихийный характер» миграционных потоков, как отмечено в выше приведённом положении Государственной программы…
Разумеется, это важная причина. Однако существует и ряд других факторов, препятствующих интеграции мигрантов.
Этнический конфликт проявляется в форме столкновений, в которых одна из сторон или обе мобилизуются по этническому принципу. Наиболее вероятной предпосылкой межэтнических столкновений являются различия в подходах и оценке проблемной ситуации местным населением и мигрантами, привыкшими к иным этно-культурным стандартам разрешения подобных ситуаций.
Мигранты, как правило, руководствуются собственными нормами, обычного бытового права, которые не учитывают ряда положений прав и традиций местного населения. Они либо не знают этих положений, либо не хотят знать, пренебрегают ими, вызывая протест со стороны местного населения, перерастающего в межэтнические столкновения.
Указанные социально-культурные факторы, способствующие формированию мигрантофобских настроений, имеют долгосрочный характер. Поэтому в основе миграционной политики должна предусматриваться постоянная деятельность государства и различных структур общества по адаптации и социально-культурной интеграции мигрантов, включению их в общественную и политическую жизнь, в основе чего должно быть, с одной стороны, уважение к нормам жизни и традициям местного населения со стороны мигрантов, с другой – соблюдение их прав и свобод.
Для проявления толерантного взаимного отношения принимающего общества и мигрантов необходимо создание соответствующих условий. Под понятием толерантности обычно подразумевается терпимость. Однако в среде научного сообщества его толкование неоднозначно. В данном случае примем определение, что толерантность – это устойчивое отношение индивида или группы к отличным от собственных идеям, мнениям, традициям, верованиям, обычаям, нормам, образам поведения и прочее. При этом, основанием такого отношения служит уважение к другой личности, её правам и свободам, а объект, по поводу которого возникают отношения толерантности, не представляет собой социальной угрозы.
«Толерантность как культурная ценность в той или иной степени присуща любому обществу. В качестве носителя конкретных установок толерантности и инотолерантности, характерных для конкретного общества в определённый период его развития выступает общественное сознание. Следовательно, для управления этими установками необходимо иметь возможность влиять на общественное сознание».35
В этих целях была разработана на 2001-2005 годы Федеральная программа толерантности, охватывающая все аспекты этой проблемы, кроме одного, на наш взгляд, очень существенного – в ней было предусмотрено, главным образом, осуществление мероприятий на федеральном уровне, в малой степени привлекая к этой работе структуры местного уровня, где главным образом и происходят события интолерантного характера.
К тому же не был задействован механизм осуществления Федеральной программы толерантности, поэтому общество даже не ощутило, что такая программа существовала.
Что же касается аналогичных программ в субъектах Федерации, то разработка и реализация их была пущена на самотёк, в результате многие из них оказались фикциями.
С точки зрения управления миграционными процессами важно не только понимать, но и учитывать, что формирование толерантности – двухсторонний процесс. Иммигранту целесообразнее для вхождения в новый социум исходить не только из того, что принимающее общество должно быть толерантным по отношению к нему, но и ему не в меньшей степени следует быть толерантным к этому обществу, лояльным к нему, соблюдать законы этого общества, уважать культуру его народа, корректировать своё поведение так, чтобы оно не вызывало протест и возмущение окружающих его людей.
Важную роль в этом должна играть деятельность диаспор этнических соотечественников – иммигрантов, которые имеются, как правило, в каждой стране, принимающей трудовых мигрантов. Эта деятельность должна быть направлена не только на защиту прав трудовых мигрантов – соотечественников, но и на требования к ним трудиться честно и добросовестно, быть толерантным по отношению к обществу, к его людям, законам и т.д., в состав которого он прибыл. Публично, через местные СМИ, категорически осуждать нетолерантное поведение мигрантов - соотечественников, обращать внимание на причины, возникающие по их вине и вызывающие неприязненные отношения в обществе
Работу по воспитанию толерантности – ознакомлению с законами, морально-этическими ценностями, традициями и обычаями принимающего населения - следует также вести в государствах проживания потенциальных мигрантов.
К важнейшим социально-политическим факторам, обусловливающим низкий уровень работы в странах по интеграции мигрантов следует отнести:
не осознана опасность этой проблемы для страны. Отсюда отсутствие политической воли и, следовательно, соответствующего механизма для её решения, о чём, в частности, свидетельствует формальное отношение к разработке и выполнению Федеральной программы толерантности;
усиливающийся социальный протест групп людей, вынужденных жить в результате квазидемократических реформ в низких жизненных условиях и легко воспринимающих идеи, что одна из причин этому – мигранты, причём особо определённых национальностей;
растущая сеть организаций националистического толка, опирающихся на группы таких людей, используя их протестный потенциал в своих политических целях;
поддержка ксенофобских проявлений отдельными представителями органов государственной власти и муниципального управления;
беспрепятственное функционирование каналов распространения некорректной и интолерантной информации;
направленность СМИ освещать бытовые и криминальные конфликты как этнические, тем самым придавая им преувеличенную сенсационность.
Эта проблема требует принятия на государственном уровне адекватных мер в сфере деятельности, связанной с интеграцией мигрантов. Особое внимание при этом необходимо уделять формированию межэтнической толерантности молодёжи.
Основные принципы обучения и воспитания молодёжи обозначил Генеральный директор ЮНЕСКО Ф.Майор:
воспитание в духе открытости и понимания других народов, многообразия их культур и историй;
обучение пониманию необходимости отказа от насилия, использованию мирных средств для разрешения разногласий и конфликтов;
привития идей альтруизма и уважения к другим, солидарности и сопричастности, базирующейся на осознании и принятии собственной самобытности.36
Таким образом, решение проблемы интеграции мигрантов, возникшей в последнее время, состоит в разработке действенной программы и осуществлении политики, обеспечивающей цивилизованное, мирное проживание всех народностей и групп, населяющих нашу страну, в том числе и мигрантов; создание в обществе атмосферы толерантности; недопущение любых форм расовой, этнической, религиозной и иных форм нетерпимости и ксенофобии.
Иначе страну ждут серьёзные неприятности и не исключено – социальный взрыв.
- Глава 2. Миграционные проблемы современной России
- 2.1. Глобализация международной миграции и её проблемы.
- Численность международных мигрантов и их распределение по основным регионам мира
- Прогноз роста численности населения по регионам мира до 2050 г.
- 2.2. Проблемы внешней миграции населения в контексте
- Естественное движение населения России
- Соотношение ввп и численности населения России, государств ближнего зарубежья и Китая.15
- 2.3 Проблемы внутренней миграции.
- Сальдо миграции населения Российской Федерации по федеральным округам. (тыс.Чел.)20
- 2.4 Проблемы трудовой и незаконной миграции
- Численность иностранных граждан, привлекаемых на работу в Россию.25
- Оценка числа нелегальных трудовых мигрантов в России и их денежных переводов на родину.27
- Показатели международной миграции Российской Федерации
- 2003-2004 Годы. Чел.
- Источник: Федеральная служба государственной статистики
- 2.5 Проблемы интеграции мигрантов в российское общество.
- 2.6. Проблемы формирования современной государственной Миграционной политики.
- Контрольные вопросы