31. Менеджмент: общее понятие, виды и особенности проявления в сфере культуры
Экзамена по СКД
Под менеджментом понимается система управленческой деятельности, обеспечивающей успешное функционирование самых различных социальных институтов – организаций, призванных осуществлять некоторую социально-значимую деятельность.
Социально-культурная сфера – сложное, неоднозначное понятие. Одни авторы определяют социально-культурную сферу как совокупность предприятий, выпускающих продукт, связанный с жизнедеятельностью людей, и в этом случае к социально-культурной сфере относятся очень многие отрасли экономики, такие как автомобилестроение, производство бытовой техники и пр. Другие вкладывают в понятие социально-культурной сферы совокупность предприятий, выполняющих социально-культурные функции, имеющие значение для культурного уровня всего общества, в этом случае в социально-культурную сферу попадает достаточно узкий перечень предприятий – театры, библиотеки, клубы, музеи.
Под социально-культурной сферой мы будем понимать совокупность отраслей, предприятия которых производят товары и услуги, необходимые для удовлетворения социально-культурных потребностей человека.
Деятельность в социально-культурной сфере осуществляется организациями, учреждениями, предприятиями различной ведомственной принадлежности (государственными, муниципальными, частными, общественными организациями) и формы собственности, а также частными лицами. Далее, фирма – любое учреждение социально-культурной сферы.
Менеджмент в социально-культурной сфере представляет для нас особый интерес.
Во-первых, потому что в его технологическом содержании раскрывается все богатство менеджмента вообще – как уже говорилось, в сфере культуры действуют самые различные фирмы.
Во-вторых, перспективы такого рассмотрения важны для уяснения возможностей сотрудничества со сферой культуры других сфер деловой активности. Главная особенность менеджмента в социально-культурной сфере заключается в том, что деньги в этой сфере зарабатываются преимущественно не на основе простой коммерции, а на основе привлечения средств заинтересованных доноров: спонсорства, патронажа, благотворительности.
В-третьих, еще более очевидно другое обстоятельство – нарастание требований к менеджментной компетентности специалистов и работников социально-культурной сферы. Переход от сугубо административно-распределительной технологии управления сферой к все более широкому использованию экономических методов, от чисто дотационного бюджетного финансирования структур к финансированию программ, к конкуренции за бюджетные средства, необходимости широкого привлечения внебюджетных средств, идеологический и политический плюрализм, хозяйственная самостоятельность – все это радикально меняет требования к профессионализму менеджера в социально-культурной сфере. Если раньше он видел себя преимущественно работником «идеологического фронта», педагогом-воспитателем, то теперь он должен быть практически ориентирован в технологии маркетинга в коммерческой и некоммерческой деятельности, быть экономически и юридически грамотным специалистом, короче говоря – быть полноценно компетентным в вопросах менеджмента, без всяких скидок на пресловутую «специфику» сферы.
Более того, сама эта специфика заключается отнюдь не в «усеченности» менеджмента, а наоборот – в его расширительном применении. Социально-культурная сфера включает в себя деятельность как сугубо некоммерческую (нонпрофитную), так и коммерческую (платные услуги), как местного, так и (в том числе – применительно к тому же виду деятельности) международного масштаба.
Обычно специфику менеджмента в сфере культуры связывают с особенностями «духовного производства». «Продукты» такой деятельности носят не столько вещественный характер, сколько связаны с феноменами сознания (восприятия, понимания, мышления, переживания и т. д.), не поддаются непосредственному прямому счету, складированию.
Сфера культуры — сфера преимущественно некоммерческой деятельности. Главная особенность менеджмента в сфере культуры заключается в том, что деньги в этой сфере появляются преимущественно не на основе коммерции, а на основе привлечения средств, вовлечения интересов самых различных сил и инстанций: органов власти, ведающих бюджетными средствами, спонсоров, благотворительных организаций и прочих доноров. Даже в шоу-бизнесе, на первый взгляд предельно коммерциализированном секторе сферы культуры, доходы от продажи билетов составляют обычно около 15% бюджета гастроли. Остальное — средства спонсоров. Да и сама гастроль чаще всего является лишь частью рекламной кампании нового диска или альбома.
Некоммерческая деятельность не означает «непривлекательная» для бизнеса. Во всем мире некоммерческий (нонпрофитный) сектор — один из наиболее интенсивно развивающихся секторов экономики. Действительно, что может быть привлекательней деятельности, когда все ваши доходы идут на покрытие ваших расходов и прибыль не образуется в принципе! Некоммерческая сфера обладает рядом законодательно закрепленных льгот и гарантий, привлекающих туда капитал. В силу своей публичности, социальной значимости она обладает явно выраженным рекламным потенциалом, возможностями формирования и продвижения привлекательного имиджа, репутации, социального статуса и т. д.
Культурная жизнь, культурные процессы развиваются сами по себе, слухи о том, что работники сферы культуры оказывают серьезное влияние на их развитие, сильно преувеличены. Сплошь и рядом профессиональная среда вскакивает на подножку уходящего без нее поезда. Так было с дискотеками, с оздоровительным движением, с видео. Единственное, что они могут, — это помогать или мешать развитию культурной жизни.
Поэтому менеджмент в сфере культуры может заключаться исключительно в создании организационных и экономических условий саморазвития культурной жизни — не больше, но и не меньше. И в этом заключается подлинное содержание специфики менеджмента в сфере культуры.[10]
Благоприятными условиями для организации менеджмента в социально-культурной сфере являются:
— реалистическая оценка социально-культурной ситуации, сложившейся в данном регионе;
— диалог с отдельными гражданами, их общественными представителями и другими членами экосоцио-системы вместо авторитарного «давления» на социокуль-турную среду;
— решение досуговых и проблем методом проб и ошибок, но не через разрушение и переделку сложившегося культурного окружения.
- Шпаргалка: культурология экзамена по скд
- 1.Культурология в системе научного знания
- 2.Сценарный ход и монтаж в досуговых мероприятиях
- 3.Виды социально-культурного творчества
- 4.Принципы ораторского искусства и специфика их использования в скд
- 5. Сущность прикладной культурологи как области
- 6.Основные этапы работы над программой досугового мероприятия. Характеристика выразительных средств каждого из них
- 7. Средства культурно-досуговой деятельности и педагогические требования к их эффективному использованию
- 9. Методы психологического исследования, возможности управления психическими процессами в социально-культурной деятельности
- 10. Методика разработки сюжетно-композиционного решения театрализованных мероприятий
- 11.Основные тенденции изменения инфраструктуры социально-культурной сферы в 90 х годах
- 12. Стиль и принципы руководства самодеятельным объединением
- 13. Технология разработки и реализации территориальных программ развития культуры
- 14. Типология самодеятельных объединений
- 15. Организация социально-культурной деятельности как вид профессионально-педагогического творчества
- 16. Особенности организации досуга различных групп населения по месту жительства
- 17.Современные концепции досуга
- 18. Социально-культурные функции самодеятельного творчества
- 19. Сущность и специфика педагогики сотворчества
- 20. Особенности сюжетно-композиционного построения игровых программ. Реализация сценарного хода в процессе игры
- 21.Воспитательный потенциал досуга и роль учреждений культуры в его реализации
- 22.Национально-культурные традиции в системе передачи социальной информации
- 23. Средства массовой коммуникации в системе социально-культурных процессов
- 24.Культурология семьи и учет ее требований к организации семейного досуга
- 25. Сущность и структура социально-культурной деятельности
- 26.Предпринимательство: понятия и виды. Особенности предпринимательства в культурно-досуговой сфере
- 27.Основные направления информационно-просветительской деятельности
- 28.Система работы с коллективом культурно-досугового учреждения
- 29.Принципы и условия отбора содержания и форм информационно-просветительской деятельности
- 30.Культура личности. Сущность. Структура, пути формирования
- 31. Менеджмент: общее понятие, виды и особенности проявления в сфере культуры
- 32.Воспитательный процесс в учреждениях культуры. Воспитательные системы образовательных учреждений
- 33. Психология общения. Общение как фактор развития личности. Виды общения. Стратегия успешного общения в социально-культурной деятельности
- 34. Особенности и типология игровых программ. Современные подходы к их организации
- 35.Социология как наука. Место социологии в решении социально-культурных и других общественных проблем
- 36.Принципы руководства культурно-досуговой фирмой
- 37. Туризм как вид социально-культурной деятельности, классификация, этапы и факторы развития, правовое регулирование туристской деятельности
- 38.Организационные формы бизнеса. Коммерческие структуры в социально-культурной сфере
- 39.Учет возрастных особенностей детей, подростков и юношества в процессе их вовлечения в социально-культурную деятельность
- 40.Бизнес-план в социально-культурной сфере. Значение и содержание
- 1. Описание продукта (услуги)
- 2. Анализ рынка сбыта
- 3. Оценка конкурентов
- 5. План производства
- 6. Организационный план
- 7. Финансовый план
- 41.Организационные и сценарно-режиссерские особенности подготовки и проведения различных игровых программ
- 42.Социология молодежи. Основные направления исследований молодежной культуры
- 43.Особенности маркетинга в культурно-досуговой сфере
- 44.Понятие «игра» и игровая деятельность. Основные признаки игровой деятельности
- 45.Социально-культурная и социально-педагогическая работа с родителями
- 46.Педагогическая валеология. Валеологические аспекты социально-культурной деятельности
- 47.Деловой этикет и культура делового общения
- 48.Принципы, средства, формы социально-культурной деятельности
- 49.Семейное право. Права и обязанности супругов. Правовая защита семьи в контексте скд
- 50.Применение социологических методов в исследованиях скд деятельности
- 51.Игровые технологии в социально-культурной и социально-педагогической деятельности
- 52.Деятельность центров досуга по изучению и удовлетворению интересов и запросов населения как основа программирования их работы
- 53.Типы досугового общения детей первого периода детства
- 54.Особенности методического обеспечения деятельности социально-культурных учреждений в условиях рыночных отношений
- 55.Типы досугового общения детей второго периода детства
- 56.Социальный заказ и социально-культурная программа как основа дальнейшего развития культурно-досуговой деятельности
- 57.Типы досугового общения подростков
- 58.Информационное общество: понятия, структура, перспективы и проблемы развития
- 59.Типы досугового общения юношества